Когда вы в последний раз читали комиксы? Может, вы вообще смутно представляете себе, что это такое? В любом случае, самое время познакомиться с совершенно новым и не объятым миром авторских комиксов. О том, что обычно спрятано от глаз простых смертных, рассказывает художник-комиксист Евгения Кундозерова.
Евгения: Перед тем, как начнется интервью, я хочу сказать и вам и читателям, что я не профессиональный комиксист. Я сейчас делаю свой первый серьезный комикс, который может оказаться неинтересным, так что мои ответы можно и нужно подвергать критике.
YS: Как же создается атмосфера в комиксах?
Евгения: Прежде всего, рисунком… В отличие от фильмов, нет музыки, в отличие от книг, нет многостраничных описаний чувств персонажа и локаций. Я просто стараюсь на каждой странице нарисовать 1 общий план, показывающий место действия и хотя бы 1 раз крупно лицо главной героини, показывающее ее отношение к происходящему (чаще всего возмущение или гнев).
YS: Ты хочешь нарисовать и продать свой комикс. А зачем людям покупать комиксы?
Евгения: Честно говоря, я без понятия. Я сама комиксы покупаю только чтобы они у меня лежали перед лицом в качестве референса. И ещё мне нравится, что мои гости могут полистать их, когда им ужасно скучно.
YS: Ну, а если ты не понимаешь, зачем комиксы людям, почему решила их рисовать?
Евгения: У меня не было идеи сделать именно комикс… просто есть несколько историй, которые я хотела бы рассказать. Я бы выбрала другую форму — будь то фильм, книга или даже игра, но форма комикса подходит лучше всего как истории, так и мне.
YS: С какими трудностями ты сталкиваешься?
Евгения: Лень, неуверенность в себе, оправдывание своей лени. Круто было бы говорить, что я ВСЕ свободное время провожу над комиксом… Но сериалы сами себя не посмотрят, Пикабу сам себя не прочтет!
YS: У тебя есть художественное образование?
Евгения: Нет, по образованию я инженер-энергетик. Поэтому иногда тяжело после 8 рабочих часов в автокаде дома снова сесть за комп, уже за фотошоп. Я пробовала стримить своё рисование на twitch.tv (стриминговый портал), чтобы разнообразить свою унылую жизнь.
YS: И как?
Евгения: Пришлось прекратить, так как рисунок становился заметно хуже, когда я одновременно болтала и рисовала. Хотя мне нравилось, что люди интересуются и задают вопросы. Вообще на твиче русскоязычная вкладка Креатив — мертва. Там почти нет конкурентов… Туда бы Минаву или Женю Яковлева — они стали бы звёздами стримов!
YS: Как собираешься продвигать комикс?
Евгения: Честно — не знаю. Я пытаюсь раскачать хотя бы своё сообщество ВК, но пока не очень получается. Видимо чего-то не хватает, какой-то искорки. В первую очередь, я надеюсь, что комикс получится интересным и красивым. Тогда я закину его отечественным и зарубежным издательствам, потом подожду и буду печатать комикс сама (смеется).
YS: Про что комикс?
Евгения: Про неприятного человека по имени Клава. Ей в руки попадает видеоприставка, влияющая на реальный мир и она её всячески неадекватно использует.
YS: А как появился такой персонаж?
Евгения: Изначально история была о двух парнях, которые случайно сделали эту видео-приставку. Но однажды я смотрела интервью актрисы Обри Плазы, и мне понравился её образ «неуместного человека, который всегда пытается подобрать нужные слова, и никогда не подбирает». Обри рассказывала истории из своей жизни, когда она поступала не очень хорошо, и я задалась вопросом, что если видеоприставка попадет в руки к ней. Так сценарий становился смешней. Мой напарник-сценарист сравнивает главного героя с Эриком Картманом из Южного Парка… но это не совсем верное определение. Может, в детстве она и была как Эрик, но с возрастом довольно сильно изменилась. В какую сторону — станет ясно из комикса.
YS: Сейчас бывает, что классические произведения выпускаются в формате комиксов (например, манга «Преступление и наказание»): насколько хороша эта идея и насколько формат комиксов позволяет рассуждать о таких серьезных вещах?
Евгения: Я о таком не слышала, примеров не читала и не имею никакого мнения на этот счёт.
YS: В каком стиле ты рисуешь?
Евгения: В стиле самоучки, у которой перед глазами лежали комиксы Брайона Ли О`Мэйли. Я прекрасно понимаю, что мой стиль и детали истории похожи на «Скотта Пилигрима» и «Шансы» (только мне до них очень далеко). Когда я поняла, что получается эдакий «закос», то у меня был выбор — либо сделать всё, чтобы история и стиль максимально отличались, либо сосредоточиться на комиксе и будь что будет. Я выбрала второе.
YS: А как ты научилась рисовать?
Евгения: Всё ещё не научилась… всё ещё в процессе (смеется). Раньше я достаточно сильно увлекалась рукоделием — делала игрушки из войлока и все подобное. И как часть ритуала, перед тем, как их делать, рисовала концепты на бумаге. Получалось не очень, и я решила рисовать по картинке в день, чтобы набить руку. Так продолжалось два года, после чего я незаметно для себя стала рисовать персонажей для комикса. Мне ещё очень и очень многому надо научиться.
YS: А что думаешь про комикс индустрию в России?
Евгения: Я думаю, что те, кто её развивают — золотые люди. Как бы ни были скучны для меня супергеройские комиксы, издательство «Bubble» и Артем Габрелянов делают потрясающую работу. Другие издательства — тоже огромные молодцы. Организаторы фестивалей делают большую работу, не только давая новый толчок к развитию культуры, но еще и в плане сбора множества идей в форме фестиваля. Ребята, которые записывают еженедельный подкаст «Полочки» про российскую комикс-индустрию – вообще супер. Так или иначе, думаю это я могу обозначить как свою философию: все, кто что-нибудь делает – заслуживают уважения.
YS: В своей группе ты писала, что действия комикса разворачиваются в твоем родном городе. Каким будет показан город?
Евгения: Да, это будет Петрозаводск из альтернативной реальности, где нет многолетних строек и аляповатой рекламы на исторических зданиях. Так он становится похож на какой-нибудь город из соседней Финляндии. Но я решила рисовать Петрозаводск не потому что это город в котором я живу. У нас в 1977 году произошел «Петрозаводский феномен» или «Петрозаводскоедиво». Всё небо было в неопознанных светящихся объектах, лучи света били к земле, напоминая медузу над городом. Официально — это было необычное поведение света от запущенной с соседнего космодрома (Плесецк) ракеты. Про это вы можете загуглить и даже найти пару некачественных фото.
Но если поговорить с нашими здешними «бабусями и дедусями» они расскажут, что никакая это была не ракета, и вообще пуск был на несколько часов позже феномена. Я беру за основу сюжета этот Петрозаводский феномен, и добавляю туда всякой фантастики. Мне даже всё равно, если окажется что это и вправду был светящийся шлейф от ракеты — я буду эксплуатировать мистическую версию. В нашем унылом мире не хватает магии. Американцы в этом плане молодцы, любое историческое событие они переваривают в поп-культуру. Думаю, если бы в наших Карельских жителях была бы американская предприимчивость, мы бы за прошедшие 40 лет додумали этот феномен и продавали бы сувениры туристам. Я тоже так хочу! Я хочу чтобы у каждого города были свои легенды. Если с помощью моего комикса получится ввести новую моду — буду очень рада.
YS: А какая у твоего комикса мораль?
Евгения: Никакая. Терпеть не могу, когда мораль притягивают за уши, типа «нужно работать сообща» или «сила в дружбе» или «любовь не знает преград». У меня история простая как доска. Простая аморальная история. Покупайте комикс (смеется)