Основная цель на посту руководителя Федерального подросткового центра — создавать условия, которые помогут подросткам раскрыть свой потенциал и интегрироваться в общество. В интервью Валерий расскажет о своём опыте работы с подростками, о том, как он пришёл к идее создания Федерального подросткового центра, а также о целях и задачах проекта «РосПодрос. Практика», экспертом которого он является.
До этого Валерий работал в Министерстве просвещения России, где разрабатывал нормативные акты и внедрял новую систему оплаты труда педагогов. А с февраля 2021 по февраль 2022 возглавлял отдел по работе с учителями в благотворительном фонде «Шалаш», где курировал проекты по повышению квалификации учителей и выстраиванию партнёрских отношений с образовательными организациями. Его опыт также включает работу в Администрации Губернатора Московской области. Имеет высшее образование в области управления персоналом (РГГУ).
Интервью с Валерием Майоровым

Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте работы с подростками и о том, как вы пришли к идее создания Федерального подросткового центра?
Я работал в благотворительных проектах, чья деятельность была связана с образованием или подростками.
А идея создания федерального подросткового центра принадлежит Марии Львовой-Беловой. Это была ее идея и ее команды — создать такой федеральный хаб, который мог бы аккумулировать лучшие практики по социализации подростков, а затем тиражировать их по всем регионам.
Какие цели и задачи стоят перед Федеральным подростковым центром? Как вы оцениваете его роль в поддержке подростков и их интеграции в общество?
Как уже сказал, основная цель — тиражировать наиболее эффективные практики по работе с подростками. У нас есть флагманские технологии, в которые мы предлагаем «включаться» — подростковые центры (третье место для подростка), уличные службы, социальные театры или дневные лагеря для «хулиганов». Эти проекты может реализовать каждый, мы обучим, как.
Но есть и практики, которые мы примечаем, видим в регионах, которые нам присылают. Их мы собираем в библиотеку практик – это такой онлайн портал, в котором все практики описаны в русле доказательного подхода со всеми деталями.
Я думаю, что в отрыве от всей экосистемы поддержки подростков (региональные инициативы, проекты «Движения Первых» и другие) мы не можем говорить об эффективности. Всё очень связано друг с другом и отлично дополняет, предлагая подростку разнообразный и конструктивный досуг.
В чём заключается основная идея проекта «РосПодрос. Практика»? Как он связан с деятельностью Федерального подросткового центра и какие цели преследует?
В регионах очень много специалистов, работающих с подростками в разных ролях: педагоги-психологи, педагоги-организаторы, сотрудники благотворительных фондов и так далее. Мы стараемся давать все необходимые знания на онлайн-курсах, вебинарах, встречах с экспертами. Но, конечно, польза и эффект от очных встреч неоценимы. В обучении вообще огромную роль играет харизма педагога, личный контакт, возможность безбарьерного общения — вот всё это есть во время «живых» встреч.
В рамках проекта «РосПодрос. Практика» в разных регионах страны проходят встречи федеральных экспертов с региональными специалистами по работе с подростками. В ходе реализации проекта более 800 специалистов из разных уголков России получат возможность поучаствовать в очных сессиях. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Организатором выступает АНО «Центр развития социальных проектов».
Проект направлен на повышение профессиональных компетенций специалистов. Обучение взрослых современным практикам и инструментам работы с подростками — одна из центральных задач ФПЦ, поэтому мы с энтузиазмом включились в работу.
Почему важно уделять внимание профессиональному развитию специалистов, работающих с подростками? Какие компетенции необходимы таким специалистам и как они могут быть развиты в рамках проекта «РосПодрос. Практика»?




Сфера детства (а работа с подростками точно лежит в сфере детства) быстро меняется и развивается. Есть базис, который неизменен, — то, что передали нам педагоги прошлого (Корчак, Сухомлинский, Макаренко), но есть и современные технологии, и инструменты, которые этот базис дополняют. Как организовать свободное и классное пространство? Конечно, пытливый педагог может узнать об этом из педагогической практики Льва Николаевича Толстого, но можем рассказать и мы с весьма современными примерами.
Ключевые компетенции сегодня: умение выстраивать контакт, пользоваться современными технологиями, стрессоустойчивость. На разноформатных сессиях проекта «РосПодрос. Практика» — это и командные квизы, интерактивные тренинги, обсуждения практических кейсов, выезды в подростковые пространства регионов-участников — специалисты имеют возможность «прокачать» эти навыки и по-новому посмотреть на работу с подростками.
Не так давно мы закончили исследование по выявлению компетенций успешного специалиста по подростковой работе, а скоро представим окончательный вариант методических рекомендаций по теме.
Как вы видите дальнейшее развитие проекта «РосПодрос. Практика», какие новые направления работы могут появиться в будущем?
Кажется, следующим шагом может стать открытие постоянной офлайн площадки в одном из крупных регионов России, которая станет постоянной точкой притяжения для данных специалистов. Думаю, коллеги из Центра развития социальных проектов поддержат такую линию развития. По завершению проекта обязательно соберемся командой и проанализируем обратную связь от участников, что можно улучшить, какие темы получили больший отклик.
Насколько важна федеральная поддержка подростковых центров и подобных проектов?
Не понимаю, как ответить на данный вопрос — очень важна.
Что ещё можно сделать на федеральном уровне для поддержки подростков и специалистов, которые с ними работают?
Федеральный подростковый центр планирует внедрить в систему подготовки педагогических работников блок с обучением современным компетенциям по работе с подростками. Кажется, это важная часть, которую мы вполне можем на себя взять.
Можете ли вы привести конкретные примеры того, как работа с подростками влияет на будущее страны?
Я приведу пример того, как подростки влияют на настоящее нашей с вами страны: в марте этого года группа самых обычных подростков во время чудовищной трагедии в «Крокусе» спасла более 100 человек, показав пути эвакуации.
Мы, взрослые, считаем подростков какими-то не такими. Другими. Плохими. Давайте оглянемся вокруг и начнем замечать то великое, что они делают? Спасают наши жизни? Мечтают и помогают мечтать нам? Спорят до хрипоты там, где мы уже забыли про споры?
Подростки — наше огромное сегодня и великое завтра. Просто не надо про это забывать.
Имена тех подростков из Крокуса: Ислам Халилов, Никита Иванов, София Майер, Артем Донсков.
Есть ли у вас какие-либо рекомендации для специалистов, работающих с подростками, по улучшению качества своей работы и повышению эффективности взаимодействия с подростковыми центрами?
Всегда помните о том, какими подростками были вы сами. Помните, как вам было сложно. Как было свободно. Как много и ярко вы любили. Как сильно вы переживали предательства, расставания, успехи и поражения.
Эта память навсегда с вами и часть вас. Сегодняшние подростки ровно такие, какими были вы. И им тоже сложно, как сложно было вам. И окружают их такие же взрослые, которые окружали вас. Только, может, им чуть больше повезет — у современных подростков рядом будут взрослые, которые не забыли самих себя.