История развития молодежного движения в России насчитывает не более 200 лет с момента зарождения самой молодежи как социальной группы. Но даже за это не столь продолжительное время молодежное движение успело претерпеть множество изменений, периодов расцвета и деградации. Так в чем же состояла сущность молодежных движений царской России и Советского союза? Каковы были их жизненные ценности и приоритеты? В этой статье проведен краткий анализ сущности 10 ключевых молодежных движений царской России и СССР.
1. Народники
Период расцвета: 1860–1880-е
Принимаемые ценности: Равенство, образование, справедливость, социальный прогресс, жертвенность, построение идеального мира.
Отвергаемые ценности: Аристократизм, привилегированность, консерватизм.
Стиль жизни: Сегодня народников можно было бы назвать волонтерами. Тысячи молодых людей бросали учебу, семьи и «уходили в народ» — учить, лечить, пропагандировать. Одни просто обучали крестьянских детей грамоте, другие надеялись разжечь крестьянский бунт. Позднее многие из них разочаровались в просветительстве и сменили книги на бомбы и револьверы.
Главные произведения: Тексты Герцена, Лаврова, Бакунина, Михайловского; газеты и журналы «Народное дело», «Народная воля», «Вперед!», «Набат».
2. Рабочие-революционеры
Период расцвета: 1890–1910-е
Принимаемые ценности: Равноправие, принадлежность к рабочему классу, революционная борьба, построение идеального мира.
Отвергаемые ценности: Частная собственность, накопительство, эксплуатация, царизм, капитализм.
Стиль жизни: Добросовестные активисты-рабочие, которые в отличие от своих товарищей по вечерам не напивались, а усердно штудировали революционные брошюры и готовили забастовки. Противостояние нередко выливалось в кровавые столкновения с полицией и черносотенцами.
Главные произведения: Труды Ленина, Маркса, Плеханова и прочих теоретиков, а точнее краткие брошюры с пересказом их идей. Газеты «Искра», «Революционная Россия», «Рабочее дело».
3. Декаденты
Период расцвета: 1910-е
Принимаемые ценности: Эстетика, индивидуализм, эксперимент в творчестве и сексе, утонченность, мистицизм.Отвергаемые ценности: Консервативная мораль, мещанство, государство, деньги, социальность.
Стиль жизни: Писали стихи, картины, сочиняли музыку. Создавали свои журналы, галереи, художественные и поэтические группы. Собирались в кафе или на квартирах и устраивали творческие вечера с бесконечными спорами о принципах творчества. Постоянно тусуясь, подчеркивали свой индивидуализм. Так, поэт Константин Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, / Я от него бегу спеша. / Мое единое отечество — / Моя пустынная душа».
Главные произведения: Поэтические сборники Сологуба, Брюсова, Мережковского, Гиппиус, Бальмонта.
4. Авангардисты
Период расцвета: 1890-1930-е
Принимаемые ценности: Эксперимент, прогресс, новизна, построение идеального мира, технологии будущего.
Отвергаемые ценности: Традиции, историческая преемственность.
Стиль жизни: Это атеисты и анархисты. Как пишет Вадим Руднев, составитель «Словаря культуры ХХ века», «смысл авангардистской позиции в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого авангардное искусство невозможно». Авангардисты мечтали о переустройстве жизни, самое малое «в масштабе земного шара». Некоторые их произведения до сих пор до конца не расшифрованы, например ставший уже притчей во языцех «Черный квадрат» Малевича.
Главные произведения: Картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, стихи Маяковского, Введенского, Хлебникова, Хармса.
5. Стройотрядовцы
Период расцвета: Конец 1950-х — середина 1980-х
Принимаемые ценности: Труд, коллективизм, дух товарищества, альтруизм, социальная активность.
Отвергаемые ценности: Стяжательство, накопительство, гедонизм.
Стиль жизни: Студенты обычно жили в палатках со всей вытекающей романтикой. Главный атрибут внешнего вида — рабочая куртка, «бойцовка», как ее называли сами стройотрядовцы, с пришитыми шевронами и знаками конкретного отряда.
Чем занимались: Поднимали целину, строили автомагистрали и ГЭС. Практически ни одна глобальная стройка СССР не обошлась без студенческой рабочей силы.
Главные произведения: БАМ, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС, города Усть-Илимск и Братск.
6. Коммунары
Период расцвета: 1960–1970-е
Принимаемые ценности: Коллективизм, искренность, самоуправление, творчество, эксперимент.
Отвергаемые ценности: Индивидуализм, формализм.
Стиль жизни: Коммунары хотели воспитать нового человека, стопроцентно подготовленного к тесной жизни коммуной. И чтобы этого достичь, начинали со школьников: учили детей по новой методике — эдакой смеси движения скаутов, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающих игр. По некоторым оценкам, педагогические отряды насчитывали более 60 тыс. студентов.
Главные произведения: «Педагогическая поэма» Макаренко, методические труды педагога-исследователя Игоря Иванова, рубрика «Алый парус» в «Комсомольской правде».
7. Туристы-каэспэшники
Период расцвета: 1960–1970-е
Принимаемые ценности: Творчество, природа, коллектив, преодоление трудностей, искренность.
Отвергаемые ценности: Авторитаризм, пассивность, индивидуализм, пафос, мещанство, стяжательство, милитаризм.
Стиль жизни: Штормовка и рюкзак — максимум брезента, минимум комфорта. Один из обязательных атрибутов — гитара, под аккомпанемент которой исполнялись свои и чужие песни. Образ жизни — регулярные выезды на природу, от ближнего Подмосковья до Алтая и Памира. Нередко туристическая группа была своего рода мини-государством, в котором конструировались образы идеального мира.
Главные произведения: Песни Визбора, Городницкого, Окуджавы и многих-многих других.
8. Стиляги

Период расцвета: Конец 1940-х — начало 1960-х
Принимаемые ценности: Индивидуализм, расслабленность, гедонизм, аполитичность.
Отвергаемые ценности: Коллективизм, унификация, жесткая мораль, аскетизм.
Стиль жизни: Подражали увлечениям продвинутой молодежи Европы и Америки. Это была «пощечина общественному вкусу» серых и форменных среднестатистических советских граждан. Внешне это выражалось у юношей в ношении ярких пестрых рубашек и галстуков, мешковатых клетчатых пиджаков и шляп с широкими полями. У девушек — в ярком макияже и таких же ярких нарядах. Разговаривали стиляги на особом сленге, словечки из которого в ходу и сейчас: например, «хата» — квартира, «чувак» — свой пацан, «соксы» — носки.
Главные произведения: Мелодии в стиле буги-вуги и рок-н-ролл.
9. Хиппи
Период расцвета: 1970–1980-е
Принимаемые ценности: Свобода, естественность, гедонизм, пацифизм, индивидуализм, творчество, путешествия.
Отвергаемые ценности: Унификация, милитаризм, патриотизм, семья, деньги, власть, пафос.
Стиль жизни: Среднестатистический типаж напоминает Христа во плоти: длинные волосы, недорогая простая одежда ярких цветов, всевозможные этнические украшения, которые символизировали отказ от рас и культур. Часто ленточка на лбу — чтоб «не срывало крышу», на запястье «фенечка», подаренная приятелем-хиппи «на память». Сидели на улицах и площадях, напевали душевные мотивы под гитару, читали стихи и курили травку. Часто путешествовали автостопом с места на место.
Главные произведения: Фотографии и картины Сергея Сольми, музыка Умки, ранний «Аквариум».
10. Панки

Период расцвета: 1980-е
Принимаемые ценности: Протест, независимость, эксперимент.
Отвергаемые ценности: Авторитаризм, милитаризм, капитализм, расизм, сексизм, национализм, пуританская мораль, деньги.
Стиль жизни: Первый и самый заметный отличительный панк-признак — цветной гребень-ирокез на макушке. Далее — кожаная куртка-косуха, дырявые потертые джинсы, заправленные в высокие ботинки или солдафонские сапоги. Весь этот незамысловатый наряд украшен черепами и другими металлическими атрибутами.
Главные произведения: Музыка «Гражданской обороны», произведения панк-рока.