10 ключевых молодежных движений царской России и СССР

История развития молодёжного движения в России насчитывает не более 200 лет. За это время молодёжь как социальная группа претерпела множество изменений: были периоды расцвета и упадка. Подробнее о том, как появилась молодежь, можно почитать здесь.

В чём же состояла суть молодёжных движений царской России и Советского Союза? Каковы были их ценности и приоритеты? В этой статье проведён краткий анализ 10 ключевых молодёжных движений царской России и СССР.

- Реклама -

1. Народники

Народники
  • Период расцвета: 1860–1880-е
  • Принимаемые ценности: Равенство, образование, справедливость, социальный прогресс, жертвенность, построение идеального мира.
  • Отвергаемые ценности: Аристократизм, привилегированность, консерватизм.

Стиль жизни: Сегодня народников можно сравнить с волонтёрами. Тысячи молодых людей оставляли учёбу и семьи, отправляясь в деревни, чтобы просвещать крестьян, лечить их и вести пропаганду. Одни обучали крестьянских детей грамоте, другие же надеялись, что это поможет разжечь крестьянское восстание. Позднее многие из них разочаровывались в просветительстве и переходили от книг к оружию.

Главные произведения: Тексты Герцена, Лаврова, Бакунина, Михайловского; газеты и журналы «Народное дело», «Народная воля», «Вперед!», «Набат».


2. Рабочие-революционеры

Рабочие-революционеры
  • Период расцвета: 1890–1910-е
  • Принимаемые ценности: Равноправие, принадлежность к рабо­чему классу, революционная борьба, построение идеального мира.
  • Отвергаемые ценности: Частная собственность, накопительство, эксплуатация, царизм, капитализм.

Стиль жизни: Добросовестные рабочие-активисты, в отличие от своих товарищей, по вечерам не отдыхали за кружкой пива, а усердно изучали революционные брошюры и готовились к забастовкам. Их противостояние с полицией и черносотенцами часто приводило к кровопролитным столкновениям.

Главные произведения: Труды Ленина, Маркса, Плеханова и прочих теоретиков, а точнее краткие брошюры с пересказом их идей. Газеты «Искра», «Революционная Россия», «Рабочее дело».


3. Декаденты

Декаденты
  • Период расцвета: 1910-е
  • Принимаемые ценности: Эстетика, индивидуализм, эксперимент в творчестве и сексе, утонченность, мистицизм.
  • Отвергаемые ценности: Консервативная мораль, мещанство, государство, деньги, социальность.

Стиль жизни: Они писали стихи и картины, сочиняли музыку. Создавали свои журналы и галереи, объединялись в художественные и поэтические группы. Они собирались в кафе или на квартирах, чтобы провести творческие вечера, где бесконечно спорили о принципах творчества. В этих творческих встречах они подчёркивали свой индивидуализм. Например, поэт Константин Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, / Я от него бегу спеша. / Моё единое отечество — / Моя пустынная душа».

Главные произведения: Поэти­ческие сборники Сологуба, Брю­сова, Мережковского, Гиппиус, Бальмонта.


4. Авангардисты

Авангардисты
  • Период расцвета: 1890-1930-е
  • Принимаемые ценности: Эксперимент, прогресс, новизна, построение идеального мира, технологии будущего.
  • Отвергаемые ценности: Традиции, историческая преемственность.

Стиль жизни: Это атеисты и анархисты, которые, по словам Вадима Руднева, составителя «Словаря культуры XX века», стремились активно и агрессивно воздействовать на публику. Авангардисты хотели переустроить жизнь, как минимум в масштабах всей Земли. Некоторые их произведения до сих пор остаются загадкой, например, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича, который стал притчей во языцех.

Главные произведения: Картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, стихи Маяковского, Введенского, Хлебникова, Хармса.


5. Стройотрядовцы

Стройотрядовцы
  • Период расцвета: Конец 1950-х — середина 1980-х
  • Принимаемые ценности: Труд, коллективизм, дух товарищества, альтруизм, социальная активность.
  • Отвергаемые ценности: Стяжательство, накопительство, гедонизм.

Стиль жизни: Студенты обычно жили в палатках со всей вытекающей романтикой. Главный атрибут внешнего вида — рабочая куртка, «бойцовка», как ее называли сами стройотрядовцы, с пришитыми шевронами и знаками конкретного отряда.

Чем занимались: Поднимали целину, строили автомагистрали и ГЭС. Практически ни одна глобальная стройка СССР не обошлась без студенческой рабочей силы.

Главные произведения: БАМ, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС, города Усть-Илимск и Братск.


6. Коммунары

Коммунары
  • Период расцвета: 1960–1970-е
  • Принимаемые ценности: Кол­лективизм, искренность, само­управление, творчество, эксперимент.
  • Отвергаемые ценности: Индивидуализм, формализм.

Стиль жизни: Коммунары стремились воспитать нового человека, полностью подготовленного к жизни в коммуне. Для достижения этой цели они начинали работу с школьников, используя новую методику, которая представляла собой сочетание скаутского движения, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающих игр. По некоторым данным, в педагогических отрядах состояло более 60 тысяч студентов.

Главные произведения: «Педагогическая поэма» Макаренко, методические труды педагога-исследователя Игоря Иванова, рубрика «Алый парус» в «Комсомольской правде».


7. Туристы-каэспэшники

Туристы каэспэшники
  • Период расцвета: 1960–1970-е
  • Принимаемые ценности: Творчество, природа, коллектив, преодоление трудностей, искренность.
  • Отвергаемые ценности: Авторитаризм, пассивность, индивидуализм, пафос, мещанство, стяжательство, милитаризм.

Стиль жизни: Штормовка и рюкзак — всё необходимое для выживания в походе. Комфорт был не в приоритете, главное — надёжность и практичность. Одним из обязательных атрибутов туриста была гитара. Под её аккомпанемент исполнялись как свои, так и чужие песни. Жизнь в походе была наполнена поездками на природу — от ближайшего Подмосковья до Алтая и Памира. Нередко туристические группы становились своего рода мини-государствами, где создавались образы идеального мира.

Главные произведения: Песни Визбора, Городницкого, Окуджавы и многих-многих других.


8. Стиляги

Стиляги
  • Период расцвета: Конец 1940-х — начало 1960-х
  • Принимаемые ценности: Индивидуализм, расслабленность, гедонизм, аполитичность.
  • Отвергаемые ценности: Коллективизм, унификация, жесткая мораль, аскетизм.

Стиль жизни: Они подражали увлечениям передовой молодёжи Европы и Америки. Это было вызовом для серых и однообразных советских граждан. Юноши выделялись яркими пёстрыми рубашками и галстуками, мешковатыми клетчатыми пиджаками и шляпами с широкими полями. Девушки же предпочитали яркий макияж и такие же яркие наряды. Стиляги разговаривали на особом сленге, слова из которого до сих пор в ходу: например, «хата» — это квартира, «чувак» — друг, «соксы» — носки.

Главные произведения: Мелодии в стиле буги-вуги и рок-н-ролл.


9. Хиппи

9 Хиппи
  • Период расцвета: 1970–1980-е
  • Принимаемые ценности: Свобода, естественность, гедонизм, пацифизм, индивидуализм, творчество, путешествия.
  • Отвергаемые ценности: Унифи­кация, милитаризм, патриотизм, семья, деньги, власть, пафос.

Стиль жизни: Среднестатистический типаж напоминает Христа во плоти: длинные волосы, недорогая простая одежда ярких цветов, всевозможные этнические украшения, которые символизировали отказ от рас и культур. Часто ленточка на лбу — чтоб «не срывало крышу», на запястье «фенечка», подаренная прияте­лем-хиппи «на память». Сидели на улицах и площадях, напевали душевные мотивы под гитару, читали стихи и курили травку. Часто путешествовали автостопом с места на место.

Главные произведения: Фотографии и картины Сергея Сольми, музыка Умки, ранний «Аквариум».


10. Панки

10 Панки
  • Период расцвета: 1980-е
  • Принимаемые ценности: Протест, независимость, эксперимент.
  • Отвергаемые ценности: Автори­таризм, милитаризм, капитализм, расизм, сексизм, национализм, пуританская мораль, деньги.

Стиль жизни: Самым ярким и заметным признаком панка является цветной гребень в виде ирокеза на макушке. Кроме того, характерными элементами стиля являются кожаная куртка-косуха, рваные и поношенные джинсы, которые обычно заправляют в высокие ботинки или армейские сапоги. Этот простой наряд дополняют различные металлические аксессуары, например, с изображением черепов.

Главные произведения: Музыка «Гражданской обороны», произведения панк-рока.

Подробнее: Панки — субкультура борцов с системой и продажностью

Редакция Янгспейс
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: [email protected]

😍 Нравится Янгспейс?

А еще вот что:

Новости: