Трудно себе представить, но понятие молодежь и вообще молодежь как субъект социальных отношений появилось в мире сравнительно недавно. Исследователи связывают её появление с процессами индустриализации начала 18 века. А дело всё заключалось в создании сложного производства на фабриках, требующих внесемейного образования.
Почему молодежи раньше не было?
Раньше ремеслу детей учили родители, и как только ребенок начинал помогать родителям, он через обряд инициации или автоматически становился взрослым. Но с появлением мануфактур, будущим работникам требовалось дополнительное образование, которое они получали в рамках ремесленных училищ и университетов. Именно данная категория людей и стала молодежью в современном понимании слова. На деле она уже уходила из родительской семьи, но еще не получала полной независимости, обретая переходный статус между детством и взрослостью.
Почему молодежь начали изучать?
Появлению интереса к исследованию молодёжи способствовали массовые молодежные движения конца 60-х годов ХХ века, когда в индустриально развитых странах мира молодые люди заявили о своей способности активно участвовать в общественных процессах. Эти выступления получили название «молодежных революций» и обратили внимание политиков, ученых на актуальные проблемы юношества.
Критика
Однако у данной точки зрения есть несколько уязвимых моментов. Как отмечают сотрудники «Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ»: идеальное представление о молодежи существовало и до индустриальной революции. Примерно в 14 лет — в результате обряда инициации (как правильно пишут авторы) молодой человек вступал в братство и мог наниматься в подмастерья, в 25-30 женился и переставал быть «молодежью».
Проблема была не в отсутствии молодежи, а в том, что молодежный этап не отделялся от подросткового.
К тому же, вплоть до середины XIX века в индустриальном секторе доминировали рассеянные мануфактуры, основанные на надомном труде (без специального образования). Участие молодежи в политике началось, как минимум, в конце XVIII века и достигло пика во время «весны народов» (вспомним «Молодую Италию», «Молодую Германию» и т.д.)
Не умаляя заслуг исследователей студенческих движений 60-ых годов прошлого века, стоит все же отдать пальму первенства социологам Чикагской школы, которые изучали молодежную преступность