Панки — это молодежная субкультура конца 1970-х годов. Она характеризуется антиправительственными лозунгами, провокационным внешним видом и, конечно же, панк-роком. Идеология и мировоззрение панков в основном сводится к левым социальным идеологиям, анархизму, принципу DIY. Важно быть полностью независимым и не прогибаться под систему.
Рекомендуем: подборка лучших фильмов про молодежные субкультуры.
История субкультуры панков
Панки — это музыкальная и глубоко политизированная субкультура. Они появились во времена упадка экономики Британии и Штатов. Рабочая молодежь уже не могла себе позволить красивую одежду, байки, праздный образ жизни. Рок-н-Рол опопсел и прогнулся под коммерцию. Все эти патлатые лощеные мальчики и сверкающие звезды откровенно бесили. Так родился панк, протестующий против гламура, продажности и, в конце концов, государства.
Считается, что панк-рок произошел из гаражного рока в 1960-х годах. Он тогда оставался в нише локальных андеграундных сцен и избегал контакта с мейнстримом. Но ничего не вечно и жанр в конце концов продался крупным лейблам. А те, кто не продался, например, «The Stooges» положили начало панк-року.
В итоге, пройдя долгий путь трансформаций, на музыкальной сцене ярко заиграли две значимые группы. Это были Ramones в Нью-Йорке и Sex Pistols в Лондоне. На их фоне все движение превратилось в субкультуру. Ключевыми особенностями стали протестная идеология, отличительный стиль одежды и украшений.

Почему панков называют панками?
Само слово панк пережило много трансформаций в английском сленге. Так называли и гниль в прямом смысле и мелкую шпану. В 70-х годах прошлого века английское слово «punk» обозначало очень низкий социальный статус. Вообщем, это что-то нехорошее, дрянное.
Ну, а в том значении, как мы его понимаем сейчас панки стали называться благодаря панк-рок сцене и музыкальным критикам, которые её описывали. С началом появления первых панк-групп, его ввели в широкий оборот и описывали им все, что отвергало этические и социальные принципы общества.
Впервые «панк» был использован в качестве музыкального термина в начале 1970-х. Его стали употреблять некоторые американские критики для описания гаражных групп и их поклонников. А, может, и британские. Это еще один повод для дискуссии. Были ли первыми Stooges и New York Dolls в Штатах или же Sex Pistols и Damned в Британии — всем все равно. Главное, что появился панк.
Фанзин PUNK

В 1975 году выпускался американский фанзин под названием Punk. На его обложках появлялись фотографии таких артистов, как Sex Pistols, Игги Поп, Лу Рид, Патти Смит и Blondie. К концу 1976 года ряд исполнителей — New York Dolls, Television и Ramones из Нью-Йорка, Sex Pistols, The Clash и The Damned из Лондона — стали считаться авангардом нового музыкального движения.
Идеология панков
У панков трудно выделить одну единственную идеологию, потому что как социальный конструкт они развивались, делились, появлялось много направлений. Но, в целом, их объединяет нонконформизм, стремление к личной свободе и независимости, пропаганда принципов DIY (делай сам) и презрение к коммерции. Например, не круто купить нашивку на куртку, круто ее сделать самому из «говна и палок».
Важную роль в жизни панка занимает протест. Он может быть культурным, пренебрегающим правилами морали и эстетики или социальным, борющемся за права людей, а может быть и анархистским, противодействующим государственному строю и общественным институтам.
Среди направлений в политике панков выделяют нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, пацифизм, антикапитализм, антипотребительство, антисексизм, антинационализм, антиэйджизм. Основная ценность с точки зрения панка – свобода. И она должна быть во всем. Никто ничего не должен навязывать.
Социальные акции панков

Некоторые панки устраивают разные социальные акции. Например, популярна акция «Еда вместо бомб» (Food not bombs). Когда они раздают еду на улицах, всем, кто в ней нуждается. Как это, например, делали молодые панки Челябинска.
Так они привлекают внимание к проблемам милитаризма, бедности и голода. Есть практики защиты животных, борьбы с фашизмом, развитием проектов в защиту окружающей среды или борьбы с пьянством (Стрэт Эйдж).
Есть и другая сторона. Всем известная панк-группа «Pussy Riot» навела много шума в 2012 году своими провокационными акциями. Они выделились песнями в храме, захватом общественного транспорта, поджогами, кражами, публичным сексом и много чем еще. Кстати, многие панки, не считают этих активисток панками в классическом понимании.

Внешний вид панков
Изначально у панков не было ирокезов. Моду на них ввела британская панк-группа The Exploited в начале 1980-х годов. У первых панков были просто растрепанные волосы, куртки-косухи, металл. Манеру носить кеды ввела группа Ramones, а кожаную куртку популяризировала группа Sex Pistols.
По ходу развития субкультуры ключевым в имидже панка стала именно провокация. Необходимо было шокировать окружающих своим видом. Важно уходить от принятых в обществе норм, а также быть не похожими на этих слащавых хиппарей (не все так пренебрежительно относились к Хиппи, как тут может показаться) и продажных глэм-рокеров. Поэтому они брили виски, красили волосы в кислотные цвета, вставляли в уши булавки и так далее.
Популярны были клетчатые или леопардовые яркие штаны, ботинки, футболки с символикой групп, разные принты. Несомненным атрибутом были разные нашивки на одежде. Это могли быть любимые группы или разные призывы. Причем, нужно было их делать самому, потому что если ты покупаешь нашивку, значит ты предаешь идеалы DIY. Также распространены рокерские атрибуты — браслеты, ошейники, напульсники, цепи от соседской собаки.
Самиздат и сквоты

Придерживаясь принципов DIY панки создавали свои собственные журналы — панкзины. В них публиковались различные эссе, стихи, приколы, литература по теме, музыкальные обзоры, статьи и сплетни о панк-культуре. Помимо музыки, многие зины были посвящены вопросам борьбы за индивидуальные права человека, половой свободе, писали об изменениях в обществе и протестной позиции панк-рока.
Также в панк-среде активно развивалась концепция сквотирования зданий. Сквоты — это пустующие по каким-либо причинам здания, пригодные для проживания. В сквоты заселялись целые коммуны панков, анархистов, хиппи, вообщем, представителей андеграунда. И если изначально сквоттинг был вынужденной мерой в послевоенные времена, то теперь это форма протеста и новая форма уклада жизни. Для нового поколения сквоттеров это была форма антикапиталистической борьбы. Они стремились создать автономное самоуправляемое пространство. В итоге, помимо жилья, оно выступало еще и социально-художественным центром.
Панки в СССР
В 1980-х годах панк-культура проникла в СССР. А началось в 1979 году, когда Свин (Андрей Панов) создал группу АУ «Автоматические Удовлетворители» в Ленинграде. Считается, что название было придумано по аналогии с названием «Sex Pistols». В целом они были в андеграунде и вступили в Ленинградский рок-клуб только в конце восьмидесятых.
Ирония судьбы была в том, что советские панки узнали о западных из обличительных статей в советских газетах и сюжетов «Международной панорамы». Одновременно в СССР стали проникать пластинки западных панк-групп. Идеология советского панка — нигилизм, протест против тоталитарного общества и его традиционных ценностей.

Миша Бастер так отзывался о панках:
«Большинство участников панк-движа 1980-х к термину “панк” относились крайне иронично. Еще Андрей Панов (Свинья), теоретизировал, что панки бывают двух видов: панки по жизни (просто раздолбаи) и панк-профессионалы (те, кто развивается в рамках этого стиля). Позже мы также выяснили, что во внутренних директивах опер-отрядов устоялось три типа панков: панки-фашисты (или наци-панки), панки-анархисты и панки-помоечники. Естественно, это были одни и те же люди, и, по нашим версиям, градаций было несколько больше».
Представителем российского панка был и Егор Летов фронтмен группы «Гражданская Оборона». В дальнейшем появилась отдельная группа панков – панки-летовцы. Кстати, первые возгласы «ХОЙ» на русской панк-сцене появились именно у Летова.
Советские панки отличались друг от друга как по идеологии, так и по внешнему виду — в зависимости от места проживания.
- Лукэтми писали, что Панки Сибири, например, были выходцами из движения хиппи, в котором вскоре разочаровались и стали яро отрицать.
- Таллинские панки были абсолютно идентичны стокгольмским и лондонским.
- Московские панки были на любой вкус, в зависимости от любимых групп и локации тусовки, а панки Ленинграда (первые в СССР) устраивали панк-перформансы и вели богемный образ жизни.
Как иронично заметил лидер группы “Чиж и Ко” Сергей Чиграков, советский панк отличается от западного тем, что имеет два высших образования за спиной. Но это не главное в их различиях.
Отличие панков от говнарей

В россии широко распространены баталии по поводу того, чем говнари отличаются от панков. Если коротко, то это вечный спор по поводу кто Тру, а кто позер. Говнарь — это фанат русского панка, рока и/или метала, пренебрежительно относящийся к другим стилям музыки. Такая локальная русская версия зарубежного панка.
У канонического панка должно быть понимание субкультуры и её идеологии, моральные качества, идея DIY и так далее. Говнарю, наоборот, должно быть пофиг. Ему главное веселье и алкоголь, он просто ведёт маргинальный образ жизни. Слушает, в основном, русский рок, например, КИШа и не сильно трепетно относится к своему внешнему виду. Хотя, общие тенденции выделить можно.
На этот счет есть очень много точек зрения и нет правильного ответа. Потому что, и тем и другим в целом на это должно быть всё равно.
Панки в России
Реп Дерьмо, Попса параша, Панки Хой! Победа наша!
Пусть по мне проедут танком, всё равно останусь панком!
По линованной бумаге ты пиши напоперёк!
Очередной виток начался в 2000-х. Появились новые панк-группы, не боявшиеся шокировать окружающих. Появились деньги. Сегодняшние российские панки имеют не так много общего с классическим пониманием этого слова. Они не стремятся к анархии, не выступают против общества и его законов. В определенной степени, музыкальная часть панка стала бизнесом. А сама единая субкультура панков распалась на десятки молодежных образований.