«Это непростая история – быть артистом» — интервью с Олегом Гаркушей

Для нас это просто кайфодром - находиться на сцене, в отличие, к сожалению, от тех ребят, которые сейчас выступают, в том числе и на "Гаркундель-фесте"

Подводя музыкальные итоги года, музыкальный обозреватель Янгспейса — Максим Алешин, пообщался с Олегом Гаркушей. Олег является участником коллектива «АукцЫон» и основателем арт-центра «Гаркундель». В интервью, Олег Гаркуша рассказал о недавних релизах АукцЫона и сольном творчестве, музыкальных вкусах и деятельности в «Гаркунделе», об активности в период пандемии.

- Реклама -

Олег, чем душа дышит в эти дни ?

Интересный вопрос. Работой дышит, тем, что «Гаркундель» у нас, слава богу, еще работает. На следующей неделе едем с АукцЫоном выступать в Москву.

Кстати об АукцЫоне. В апреле вышли «Мечты». Ваш коллега Леонид Федоров отзывается о сессиях как о довольно фрагментарных, как они вам запомнились?

Я в записи участия не принимал. Единственное, там есть что-то вроде стихотворения. С ним довольно странная история. Леня просто просил меня записывать фразы, чтобы потом сделать из них песню. Мы как-то ехали из Ростова в Краснодар, или наоборот, я просто записывал фразы в автобусе. Штук двадцать получилось. Леня прочитал, подумал, и сказал: «Это ж готовое стихотворение!». Как-то скомпилировал все это, и получилась песня.

Эта песня, «Затаись и жди», действительно посвящена Летову ?

Это Федоров придумал, я не знал, что она посвящена Летову. Ну, может, каким-то тайно-творческим путем, она навеяла Федорову что-то о Летове. Тем более, что Летов когда в первый раз приехал в Питер, записывался у нас на репетиционной точке. Просто были фразы, из которых получилась песня.

Федоров написал музыку и спел. Я на студии не появлялся. Ребята в основном приезжали в студию на один день перед концертом. Было, допустим, концертов десять и так получился альбом. Никто целенаправленно, на неделю, на месяц, в студии не оставался. С оказией, скажем так.

Олег Гаркуша интервью

В прошлом году вышел ваш первый сольный альбом «23». С какими переживаниями он связан, как проходил творческий процесс ?

Этот альбом для меня оказался неким сюрпризом, подарком. Я не мечтал, что у меня когда-нибудь будет сольный альбом. Вернее, у меня в 98-ом году был альбом, как компиляция песен на мои стихи, какие-то я исполнял, какие-то Федоров. «Гаркундель» он назывался, но это не сольный альбом, как таковой.

А «23» случился неожиданным образом, когда наш волонтер Алена Сологуб, жена Филиппа Сологуба из группы «Странные игры» свела меня с Антоном Макаровым, молодым человеком из Жуковского. Антон играет и поет в группе, пишет песни, раньше на английском, сейчас на русском. Видимо, в досужем разговоре они как-то предложили Антону попробовать написать песни на мои стихи. Дали ему две книжки, «Мальчик как мальчик» и «Ворону». Антон, видимо, выбрал те стихи, которые, как он думал, я мог бы спеть и сделал минусы, записал ударные, гитару, клавиши, бэк-вокал, все это свел. Приехал сюда в Гаркундель в 18-ом году.

23 июля, еще одно совпадение. В этот же день у меня второй день рождения. Я уже давно не пью, и бывшие алкоголики отмечают за второй день рождения тот день, когда они бросили. Короче говоря, он приехал, с минусами, компьютером, распечаткой моих стихов. Я этого всего раньше не слышал, он поставил мне музыку, я услышал первые аккорды и сразу понял, что мне это нравится. За два-три часа мы записали девять песен. Потом я раскатал губу, захотел винил и записать побольше материала. И через месяц он по моей просьбе записал еще шесть песен. Все делалось максимум с двух дублей.

Олег Гаркуша интервью

То есть, ни один из текстов не был написан специально для альбома?

Это вообще стихи. А Антон перевел их в песни. Где-то что-то изменил, где-то соединил два стиха в один текст, но это абсолютно нормально.

Вы с неожиданных сторон раскрываетесь на альбоме.

Я сам не ожидал. Материал меня удивил, очень мощный. Хвастаться не буду, раздарил альбом многим своим друзьям музыкантам, Армену Григоряну, Ундервуду, Би-2, Саше Долгову, редактору «Рок-фузза». Они просто все в восторге. Я на старости лет, может ничего не понимаю, потому что сделано на коленке. Но с душой и с драйвом, что мне очень нравится. Конечно, есть похожести, и на Кейва, и на Pink Floyd. Но это не назовешь плагиатом, Антон, как и Леня Федоров, просто впитал в себя много музыки. Притом, это звучит современно, не затхло, прошу прощения, как какая-нибудь музыка, хорошая, из семидесятых годов. Все ново, красиво, записано офигительно, слушал на виниле – просто фантастика! Мальчик талантливый, далеко пойдет.

Как сольный подход к творчеству отличается от работы в АукцЫоне?

— Здесь такая история – как только был сделан альбом, меня пригласили на квартирник к Маргулису. Я уже выступал там в предыдущем году чем-то вроде Деда Мороза. Человек, который меня пригласил, один из продюсеров НТВ, послушал альбом и остался в восторге. Я сказал: «Я робею! Какой квартирник ?!» Короче говоря, провели одну репетицию с ребятами в Москве, вторую на НТВ, а третья – уже концерт. Я, конечно, очень сильно волновался. Но на выходе, во время трансляции, мне звонили и писали на телефон, говорили, что все просто супер.

Нет, одно дело в АукцЫоне плясать, может что-то кричать, иногда петь. А тут я солист коллектива, в котором еще три человека. По аналогии, может, с творческим вечером, но он попроще, полегче. Хотя тоже бывает тяжеловато, когда публика внимает, и ты должен все красиво рассказать, стихи прочитать.

Это непростая история – быть артистом. Я к этому никогда не готовился, может быть, только мечтал в юношеском возрасте, но задачи у меня такой не было. Поэтому, повторюсь, «23» это, конечно, круто. Самое интересное, до него была еще одна история, с коллективом «Гидропроект» из Москвы, пару лет назад, может больше. Так же совершенно мне позвонил человек, попросил, чтобы я спел. Уже музыка была готовая, тоже очень хорошая, но на стихи Хармса. Я там читал и пел, очень хороший альбом вышел, записывали дома у Леши Вишни, который писал в свое время некоторые альбомы Кино. Но что-то не срослось, проект так и не вышел. У меня эта запись есть, это полновесный альбом, но что-то в нем не устраивало автора. Я попробую как-то выйти на этого человека. Обидно просто, там все хорошо записано.

Олег Гаркуша интервью

Какую музыку сами сейчас предпочитаете ?

— Я если слушаю, то в основном на даче, когда отдыхаю в перерывах между грядками. Ту, которую слушал в юношеские годы. Это и новая волна, Talking Heads, The Cure, U2, Police, Clash, Depeche Mode, все такое. Либо наших, ранние альбомы Кино, Аквариума, Зоопарка, Телевизора, Звуки Му, иногда Аркадия Северного и Владимира Высоцкого.

А из современных кого-нибудь выделяете?

Неплохой парень из группы Дайте Танк! Видел их на Квартирнике. Немножко робковато на мой взгляд, но что-то интересное явно есть.

Могли бы вы рассказать о каких-то простых вещах и образах, которые повлияли на вас больше всего, вдохновили ?

— Не знаю, это уже философия. Дело в том, что по жизни так сложилось, не знаю, волею судеб, с Божьей помощью, может и я какую-то роль сыграл, что я на сцене уже 35 лет, даю концерты, играю иногда в кино, у меня есть «Гаркундель», к которому я шел двадцать лет, записи какие-то, работа с АукцЫоном. Скоро вот выйдет третья книга, надеюсь в феврале, ко дню рождения хочу сделать подарок и себе и людям. Будет называться «Баба Яга», там будут стихи и истории, связанные с поклонниками, с иллюстрациями Гавриила Лубнина — замечательного питерского художника.

И все это как-то по наитию происходит, хотя я, опять же, не поэт, не писатель. Хотя вчера у нас здесь была изумительная встреча. Читали стихи с Кириллом Комаровым, местным поэтом и музыкантом, народу было немного, но вышла прелестная такая, добрая история. Крайне удивительно, многие люди стремятся, и это похвально, стать артистами, музыкантами, собирать залы, и так далее… Но не у всех это получается. Мы когда начинали, все, чего мы хотели – иметь репетиционную точку и возможность писать песни. Все. Мы не мечтали о выступлениях, о клубах, о телевидении, мы просто сочиняли песни и нам было в кайф.

Теперь уже, спустя много лет, мы выступаем, не репетируя. Оно все на сцене происходит, спонтанно. Для нас это просто кайфодром — находиться на сцене, в отличие, к сожалению, от тех ребят, которые сейчас выступают, в том числе и на «Гаркундель-фесте«…

То есть, для которых это больше работа, чем удовольствие?

Да, они играют, и играют хорошо, но неинтересно. Если бы им окунуться в то время, когда ничего не было, ни магазинов, ни клубов. Другая атмосфера. Мы все искали, жадно искали. А сейчас все есть. Но, наверное, оно так и должно быть.

- Реклама -
Максим Алешин
Музыкальный критик.

Еще на эту тему