Как вы уже поняли, сегодня мы будем вас знакомить с субкультурой киберготов. Правда, увидеть киберготов сегодня вы сможете только в клубах на тематических вечеринках или на каких-нибудь косплей фестивалях. Но кого это волнует).
Как появились киберготы?

Впервые термин «кибергот» был употреблён в 1988 году компанией по производству ролевых игр Games Workshop в их игровой серии: «Dark Future». Аналитики утверждают, что это было ни что иное как маркетинговый ход на волне популярности киберпанка: издатели соединили между собой два разноплановых направления (готика и научная фантастика) с целью охватить еще большую аудиторию.
Однако сама субкультура и её стиль сформировались лишь десятилетие спустя на волне рейв-тусовок, эстетики индастриала и киберпанка. Готическая субкультура с её пристрастием к темному, мрачному экстремальному макияжу и меланхолией помещалась в мир будущего — киберпанка с цифровыми технологиями, имплантами и искусственными материалами.

«Постиндастриал, будучи активно развивающимся и перспективным направлением музыки, но не имеющим при этом никакой субкультуры в своей основе, соединился как две идеальные части паззла с визуально-эстетической киберготикой — зарождающейся субкультурой, не имевшей на тот момент своей собственной, чётко определенной, музыкальной составляющей» — Константин, представитель киберготической тусовки
Константин: «Движение киберготов началось в Англии и Америке одновременно. Английская его часть — это бывшие готические рок-группы, которые перестали играть заунывный готик-рок, добавили к своему виду футуристических примочек и сделали звучание более электронным, местами вообще перейдя в какой-то электрогот (electrogoth), а также в электроклэш и прочие эксперименты.
И, учитывая новую специфику, на их выступления начали тянуться любители потусить, т.е. уже рейверы. Это было каким-то балансом между мрачностью и яркостью, ассоциируемой традиционно с рейвами, дискотеками. Очень странная смесь, но именно эта эстетика прижилась. А вот музыка — нет. Это было несколько лет экспериментов. Именно реально экспериментов, потому что каждая из этих групп делала что-то совершенно «своё».

К 2005 году, наверное, а может и раньше всё окончательно загнило и эти группы уже никто не вспоминал, но они дали толчок — имидж и идея уже были придуманы, эстетика всем нравилась, это было ново и круто. Вот только не стало музыкальной подоплёки. И тут сюда вливаются риветхеды. Индастриал, а конкретнее постиндастриал, EBM, и тому подобное. Танцевальные стили постиндастриала. У этой музыки не было какой-то своей субкультуры или организованного движения. Были риветхеды, но опять же их даже трудно назвать субкультурой, т.к. индастриал не жанр, а колоссальная совокупность жанров. Киберготов же интересовала как раз та часть постиндастриала, которая была наименее популярна у индастриальщиков-риветхедов — танцевальная!
Киберготы, рейверы и риветхеды: элементы стил
Западная молодёжь конца 1980 – начала 1990-х гг. активно экспериментировала с различными субкультурными стилями. Одними из предшественников киберготов стали грэйверы (готические рэйверы). Рэйвами с 1988 г. стали называться массовые дискотеки и клубные вечеринки, на которых исполнялась электронная музыка в стиле техно и эйсид-хаус. Для внешнего вида рэйверов было характерно использование флуоресцентных красок и искусственных материалов (винил, пластик, латекс). Киберов можно обнаружить в клубах, где они танцуют под: транс, d’n’b, техно, dark electro, индастриал и т. д.
Еще одной субкультурой, оказавшей влияние на киберготику, была индустриальная субкультура (industrial), приверженцы которой также называют себя риветхедами или риветами. Мужчины обычно коротко стригутся и носят защитные очки – гоглы, черные брюки или камуфляжные штаны, высокие тяжелые ботинки или сапоги, респираторы, индустриальная символика (значки биологической, радиоактивной опасности). Именно постиндустриальная сцена сегодня в большей степени ассоциируется с киберами.
В результате синтеза символов, норм и ценностей возникают киберготы, рассматриваемые чаще всего как направление или течение в рамках готической субкультуры (хотя киберготы так не считают). Таким образом данный синтез рассматривается как синкретическая молодежная «постсубкультура», смешение стилей.
Внешний вид киберготов
Атрибуты киберготической субкультуры весьма своеобразны, особенно в одежде, где чёрный цвет сочетается с яркими аксессуарами кислотных цветов. Особое внимание уделяется причёскам самых разных цветов. Популярны киберлоки — шиньоны из пластика, резины, пенолент и прочих максимально, подчеркнуто синтетических и неестественных, материалов. Дредлоки могут носить кто угодно, а вот именно киберлоки это визитная карточка киберготов, уникальная фишка
Также в гардеробе кибер-гота присутствуют сварочные очки, респираторы, металлическая фурнитура. Нередко присутствуют элементы милитари-стиля, часто используются знаки радиоактивной и биологической опасности, биохазард. Пирсинг также приветствуется.
Экстремальный макияж и не менее экстремальная обувь делают стиль кибер-готов неприспособленным для повседневного использования.
Дреды могут быть сделаны из искусственных волос, толстых пластиковых лент, пряжи и более экзотических материалов, таких как компьютерные кабели, полосы из пены и трубчатый Крин. Дреды, сделанные из искусственных материалов, могут быть выполнены во многих стилях. Они могут переплетаться между собой или возможен вариант, когда один цвет переходит в другой (транзисторные дреды).
В качестве обуви в основном используется армейская обувь, высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков, заклепок и т.д. Облегающие черные или фольговые виниловые штаны, футболки с атрибутикой и надписями, топы, синтетические жилетки на молнии, виниловые плащи или цельные обтягивающие костюмы. На голове популярны очки сварщика (гогглы) или лётные очки.

В костюме также встречается наличие хай-тековоской атрибутики: микросхемы, чипы, штрих-коды, пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электротехнической символикой, наколенники и щитки, провода, датчики, разъемы, розетки.
Философия киберготов
Стиль жизни, которому следуют кибер-готы – это своеобразный взгляд в будущее на то, каким станет человек через несколько десятков или сотен лет: отсутствие натуральных цветов и материалов, технологии, без которых трудно будет сделать шаг. В отличие от классических готов их философия и эстетика строится не на прошлом, а на будущем. На будущем, в котором есть ультрафиолет, прогрессивная мода, огромные ботинки, необычное наращивание волос, очки, кибернетика, модификации тела.
Кибер-готы – это специфический перформанс, важным аспектом которого, является стремительное развитие техногенного общества. Это своеобразный стиль жизни с отсутствием натуральных материалов, их заменят синтетикой и латексом. Это тотальное развитие технологий, без которых человек не сможет жить, это киберпространство вместо реальной жизни и компьютерные чаты вместо живого общения.
Одной из основ данного стиля жизни являются литературные жанры — киберпанк (а позже пост-киберпанк стили: нанопанк и биопанк), а также постапокалиптика. Мир киберпанка – это высокие технологии в сочетании с низким моральным уровнем общества и всеобщей маргинализацией. Особенно актуальна идея о гибели человечества от какой-нибудь техногенной или природной катастрофы.
Музыка киберготов
Среди музыкальных предпочтений у киберов – индастриал и пост-индастриал, нойз, дабстеп, дарквэйв, транс, техно и электро (EBM, Futurepop, Trance, IDM и другая танцевальная электронная музыка). Музыкальные пристрастия киберготов — это чёткие ритмичные танцевальные марши с завораживающим «нечеловеческим» вокалом и яркие примеси электронного эмбиента.
В качестве примера в интернете фигурируют близкие к синти-попу Front 242, Nitzer Ebb, Leaether Strip, Front Line Assembly; в стилистике Techno-industrial и Dark Electro — Project Pitchfork, Funker Vogt, Decoded Feedback, In Strict Confidence, Solitary Experiments; Snog, Wumpscut, Velvet Acid Christ, Suicide Commando, Hocico, Noisuf-X, X-Fusion.
Вообще, первые киберготические музыкальные группы появляются лишь в конце 1990-х годов — Goteki (1997, кстати, название группы также было опять позаимствовано из игры — Wipeout для Playstation), EverEve, Nekromantik и другие. И именно с этого момента начинается формирование полноценной субкультуры с её яркими представителями.
Ниже приводим отрывок из интервью с группой GOTEKI

«Я больше не считаю GOTEKI стопроцентно киберготической группой, однако мне приятно осознавать, что мы внесли свой вклад в создание киберготики», — GOTEKI.
GOTEKI: Это направление возникло приблизительно в 1997-1999 годах. В Великобритании существовало множество готических команд, и нам было приятно ощущать себя частью местной сцены, но играть подобную музыку уже не хотелось. Поэтому и стали появляться группы с более современным, футуристическим взглядом на мир, в то же время принадлежащие готической сцене. Среди них можно назвать такие коллективы как NEKROMANTIK, NARCISSUS POOL, KATSCAN, MECHANICAL CABARET и т.д.
Теперь всё снова изменилось. Многие из киберготов переметнулись в стан Electroclash — очень интересное новое музыкальное направление, объединяющее в себе new wave, electro-punk и fashion-культуру. Обожаю этот стиль! I love it!
RGP: Так всё таки, на твой взгляд — cyber gothic это больше модный трэнд, или всё же музыка играет в нём существенную роль?
GOTEKI: Я полагаю, что «удар» был нанесен одновременно с друх сторон — и на музыкальном, и на «модном» фронте. Это как бы дорога, позволяющая поклонникам готической музыки сделать первый шаг в большой мир музыкальной культуры! Конечно, и в самой «киберготической» моде есть немало хорошего, хорошо сделанная вещь может выглядеть просто потрясающе!
Советуем также посмотреть видео ниже, которое практически полностью отражает эстетику киберготов и раскрывает их как клубную субкультуру.
Industiral Rave Party: Nocturnal Nightmare B-day
И еще одно видео с важного события для киберготов, Amphi Festival — музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится в Кёльне, Германия во второй половине июля. Основная ориентация фестиваля — Альтернативный рок, Средневековый метал, симфонический метал, Электронная музыка (futurepop), Neue Deutsche Härte, готик-рок и дарквэйв. Официальным спонсором мероприятия в течение многих лет является журнал Orkus.
Один из последних альбомов в стиле индастриал. Amphi Festival 2017 — Aftermovie
Industrial Dance: танцы киберготов

Industrial dance — это танцы под EBM\darkelectro music уже много лет являются неотъемлемой частью культуры (надо отметить что на пороге зарождения культуры киберготы не считали вообще постиндастриал «своей музыкой»). Германское кибергот комьюнити (самое крупное в мире) вообще не представляет себе жизнь без индастриал дэнса, стоит посмотреть видеоролики на YouTube с их фестивалей «Amphi festival», которых там десятки тысяч, и будет все понятно с этим вопросом»
- Чтобы более подробно рассмотреть стиль танца советуем заглянуть в группу Academy of Industrial Dance
Также широко распространены танцевальные баттлы под индастриал.
Industrial Dance Battle Mexico 2016
Резюме
Таким образом, киберготы являются симбиозом трех стилевых направлений, обрамленных философией киберпанка. Помимо научной фантастики, настольных игр и киберпанка в формировании стиля жизни и образа киберготов участвовали рейверы, которые помимо пристрастия к танцам и клубам передали киберготам часть своего гардероба — кислотные цвета прядей волос, одежды, латекс, а также риветхэды — приверженцы индустриальной субкультуры, которые подарили киберготам респираторы, сварочные очки и индустриальную символику (биологическая, ядерная опасность).
Готические идеалы, соединённые с эстетикой футуризма и урбанизации породили новую субкультуру, у которой от готики осталось только название и эстетика смерти. Умело соединив все эти направления в индивидуальный перформанс кибер-готы стали очень яркими представителями своего особенного мрачно-привлекательного стиля.
Крупные коммьюнити киберготов:
- www.cyber-gothic.de
Несколько важных фестивалей:
- www.amphi-festival.de — это самый главный фест мирового масштаба
- https://infestuk.com/ — второй очень важный фест