В отечественном рунете довольно много материалов о любой молодежной субкультуре, в том числе и о киберготах. Но объединяет их всех одно – отсутствие единого понимания культуры и смешение понятий. Мы взяли интервью у одного из представителей сообщества, чтобы разобраться почему киберготы есть, а киберпанков нет?
Чем связаны киберготы и киберпанк?
— Привет, помоги нам разобраться с тем, кто такие киберготы и как они появились? На Википедии, например, написано: «Киберготы (или киберпанки)», потом сюда добавляются еще риветхеды и рейвы. Насколько это верно?
Константин: Вообще неверно. Русскоязычная версия Вики почти всегда содержит какую-то ересь) Для начала, киберпанки — такого вообще нет. Киберпанк — это такой жанр фантастики. Книги, кино, анимация. Это творения Гибсона и пр. (Бегущий по лезвию, Отель Новая Роза, Сожжение Хром, Матрица, Призрак в Доспехах)
— То есть, реальных представителей направления киберпанк — не существует, это жанр?
Константин: Да, но тут нужно отметить, что связь с субкультурой всё-таки имеется. Очень косвенная и натянутая, правда. Киберы появились в конце 90-начале 00-х, т.е. условно пусть в 1998-2001 годах. Тогда был большой бум фильмецов о мрачном будущем. И эстетика киберготов очень сильно навеяна этим. И так уж получилось, что именно cyberpunk как жанр, всегда был богат на мрачноватое и унылое будущее. Можно сказать, что это один из признаков жанра — дистопия или антиутопия.
Что киберготы взяли у рейверов и риветхедов?
Так, дальше по порядку, риветхеды и рейвы. Движение киберготов началось в Англии и Америке одновременно. Английская его часть — это бывшие готические банды, которые перестали играть заунывный готик-рок, добавили к своему виду футуристических примочек и сделали звучание более электронным, местами вообще перейдя в какой-то электрогот (electrogoth), а также в электроклэш и прочие эксперименты.
И учитывая новую специфику, на их выступления начали тянуться любители потусить, т.е. уже рейверы. Это было каким-то балансом между мрачнотой и яркостью, ассоциируемой традиционно с рейвами, дискотеками. Очень странная смесь, но именно эта эстетика прижилась. А вот музыка — нет. Это было несколько лет экспериментов. Именно реально экспериментов, потому что каждая из этих групп делала что-то совершенно «своё».
К 2005 году, наверное, а может и раньше всё окончательно загнило и эти группы уже никто не вспоминал, но они дали охренительный толчок — имидж и идея уже были придуманы, эстетика всем нравилась, это было ново и круто. Вот только не стало музыкальной подоплёки. И тут сюда вливаются риветхеды. Индастриал, а конкретнее постиндастриал, EBM, и тому подобное. Танцевальные стили постиндастриала.
У этой музыки не было какой-то своей субкультуры или организованного движения. Были риветхеды, но опять же их даже трудно назвать субкультурой, т.к. индастриал не жанр, а колоссальная совокупность жанров. Киберготов же интересовала как раз та часть постиндастриала, которая была наименее популярна у индастриальщиков-риветхедов — танцевальная!

«Музыка без субкультуры нашла себе субкультуру, которой, в свою очередь, не хватало именно такой музыки. Так всё и получилось»
Ну и США. Там, примерно в то же время, в конце 90х-начале 00-х возникло понятие Graver от gothic + rave, плюс игра слов — Grave — могила на английском. Я не знаю, кто у кого что спёр или подсмотрел первый, но в Америке в то же время начали появляться ребята, выглядящие очень похоже на тех же английских киберготов. Но только слово cyber там не фигурировало, про них выразились «бля…вы не готы, и не рейверы..ни то ни сё. вы какие-то грейверы!»
Но уже через несколько лет всё это смешалось воедино (всмысле США и Британия) и стало киберготикой. Плюс, не забываем, что начало 00-х — самый бум постиндастриала, и его центры как раз были Европа и США, причем, пожалуй, Европа даже больше. Или мне так кажется)
Киберготы и industrial dance
Где-то начиная с 2004-2005 можно было уже встретить в сети первые упоминания про industrial dance. Его основа была *спизжена* у безымянной и разрозненной тусовки, фанатов индастриала который «боле туц туц и менее суровый» — не знаю как выразиться. В приниципе это не риветхеды. Или около того.
За несколько лет этот танец стал нереально популярен, оброс кучей видеоблогов, звёзд, их фанатов, развивался и в него вносились новые элементы, всё жестче, быстрее, и сложнее. Ещё чуть позже, с 2010, наверное, года, уже началось даже такое как «баттлы» — кто круче станцует. Раньше в этом смысла не было, т.к. танец был изначально простой и механческий, незатейливый.
Это напоминало в свое время нашумевшие баттлы по брейк дансу, тектонику, шаффлу. В России, насколько мне известно, и сейчас это цветёт и пахнет. В Украине же последнее средоточие — Киев, уже тоже потерял последних представителей. Хотя если говорить о РФ и Украине в соотношении площади и населения, то ситуация, пожалуй, будет не так сильно отличаться.
В Москве и Питере тусовки 100% ещё проводятся и представители есть, в Киеве же, самого населения в разы меньше, и тусовки проводятся нечасто. На одной из них был этой зимой. 50 человек в клубе, киберов из них аж целых три человека, со мной четыре) Думаю, это не связано с конкретно киберготикой, все субкультуры примерно одновременно задохнулись за последние 10 лет.
Это общая тенденция — молодежь превратилась в такую странную и тяжело характеризуемую массу. Из интеренета поступает ежемесячно огромное количество новых идей и трендов стерлись все рамки «нормального» и «ненормального», по которым раньше легко отличались простые люди от субкультурщиков каких-либо. Вместо них теперь новые границы — «модное» и «немодное».
Вчера за татуировки могли избить, а сегодня это модно. Модно значит можно. Завтра перестанет быть модным, опять будет нельзя.
И это всё дальше будет ускоряться, тренд за трендом. Ну и плюс доступность. Думаю, ты знаешь, что в 2000 году найти в инете фото красивого фрика было сложной задачей, и этими людьми восхищались. Также практически невозможно было создать необычный и крутой образ — просто потому что негде всё взять.
Ботинки неформальские какие-нибудь. Они могли быть у одного человека на весь город. Привезенные какой-нить сестрой из США))) Сейчас есть всё, купить можно всё, и куча фоток. Все образы увидены, можно собрать себе лук(look) за пять минут на Али Экспресс (сарказм). Поэтому любая неформльная эстетика перестала быть чем-то шокирующим. Это не удивляет, а значит не цепляет.
Это легко достать, значит это больше не респект и не волшебное что-то, недосягаемое. Думаю, эта участь ждет любую субкультуру. Из положительного, напоследок, отмечу что в Европе, а особенно Германии — существует настолько мощный косятяк дарк-тусовки, что там не грозит исчезновение. Это будет типа последним оплотом, куда со всего мира сьезжаются на тусы. Вроде всё. Загрузил??
Кстати, есть ли какие-то позиции у сообщества насчет каких-то спорных общественных вопросов? И есть ли вообще сообщество?
Константин: Сообщество…хм. Ну его можно разить на три лвла. Первый это некий глобальный лвл, общая тенденция. Второй это локальные тусы (например туса в одном конкретном городе) у них свои приколы. И третий лвл — это каике-то сообщества в инете. Группы в соцсетях например, там третьи приколы. По большому счету, по общественным вопросам я не слышал никаких особенных позиций. Мы далеки от политики и тому подобного.
Вот парочка крупных коммьюнити:
- www.cyber-gothic.de
Несколько важных фестивалей:
- www.amphi-festival.de — это самый главный фест мирового масштаба.
- https://infestuk.com/ — второй очень важный фест иваль- Инфест
Виталий ок, а русскоговорящие?
Константин: ммм…таких не знаю. Они представлены разрозненной кучкой пабликов в соцсети. Единого глобального коммьюнити, или хоть более-менее крупного в экс-СНГ просто нет, поэтому сразу кинул забугорные. Они и массовее, и свежее, и люди там интересные.Причем даже открыв эти паблики, там не увидишь ни живых обсуждений, ни какой-то другой активности. Есть админы-энтузиасты, которые заваливают стену картинками и фото, приправляя музыкой. Всё это кое-как вяло собирает лайки и ни во что не развивается. Как бы я не шутил, когда сказал, что у нас это всё уже скатилось в кювет и заглохло))