Что по этому поводу думают студенты?
Дмитрий (РГУ): «У нас эко-мероприятия инициирует вуз. Например, мы убираем территорию в студгородке. Довольно сложно вот так сходу назвать эко-привычки, когда для тебя это привычный образ жизни. Я дошёл до довольно простой мысли через две недели после того, как начал сортировать мусор: можно просто не покупать бытовую химию в упаковках из неперерабатываемого пластика.
Но! Иногда перерабатываемые упаковки стоят дороже, и купить что-то в пластике дешевле, чем купить в крафтовой бумаге или стекле. Это расстраивает».
Полина (СПбПУ): «Я не могу сказать, что уборка для меня тесно связана с эко-рутиной, хоть я и осознаю её значимость. Связано это, пожалуй, с тем, что я живу в студенческом общежитии и большую часть работы просто не вижу. Убрать комнату — это совсем не то же, что убрать квартиру. В моем быту плотно обосновались джутовые мочалки для мытья посуды: небольшие и плотные, они отлично отмывают все на свете, долго служат и разлагаются, если захотеть от них избавиться.
Идея огромного количества чистящих средств для каждого типа поверхностей меня попросту смешит. Эта маркетинговая уловка настолько простая, что думать о ней всерьез не хочется. Да, есть разница между посудой и полом, но едва ли нужны разные составы для столешницы и подоконника».

Костя (МГУ): «Уборка для меня — это скорее расслабляющее действие. Я пользуюсь тряпочкой из микрофибры, чтобы не пользоваться одноразовыми. Многие убирают разводы после мытья окон газетами, я заменил их на сгон для воды, это ещё и удобнее. Что касается выбора чистящих средств…Обычно папа все покупает, поэтому у нас все максимально неперерабатываемое и состав какой попало. Но на самом деле я так же покупаю примерно. Причем рационально понимаю, что средства для разных поверхностей имеют похожий состав, щелочь и щелочь, но если увижу в магазине универсальное средство, то подумаю, что это развод».
На 1% люди стали более «eco-friendly»
В октябре 2021 года GlobeScan в октябре опубликовал отчет «Здоровый и устойчивый образ жизни». Согласно отчету, количество тех, кто не доверяет информации об eco-friendly лайфстайле снизилось, но всего на 1 %. Зато на 2 % увеличилось количество людей, считающих, что отсутствие поддержки со стороны бизнеса мешает им начать более осознанную жизнь.
Казалось бы, российский бизнес не скоро обратит внимание на проблемы экологии, но эко-стартапы родом из России доказывают обратное.
Что? Чистящее средство в таблетках?
Эко-стартап Кати Щеголевой Cleandrops появился на рынке в марте 2021 года. Cleandrops — это концентрат чистящего средства 5 в 1 в виде таблеток. В составе компоненты растительного происхождения, полный состав можно увидеть на сайте стартапа.
Интервью с Катей Щеголевой, основательницей Cleandrops
Кате недавно исполнилось 28, при этом она уже вошла в список “100 Russian-speaking Female Tech Founders” от венчурного фонда Leta Capital. Мы спросили Катю Щеголеву о её зеленом бизнесе в сфере уборки:

YS: Как ты считаешь, почему люди не доверяют эко-бизнесу?
Мне кажется, здесь правильнее говорить о том, что люди в целом не доверяют бизнесу, особенно в России. У нас есть еще пережитки наследия Советского Союза, когда предпринимательство было запрещено, и бизнесмены считались разбойниками, которые вымогают у тебя деньги непонятно за что. И в этом плане предстоит ещё долгий путь, чтобы сформировалась культура другого отношения к предпринимательству. Сегодняшние предприниматели — это новое, другое поколение. Это люди, которые действительно делают экологичный бизнес не столько ради того, чтобы обогатиться, сколько воспринимают предпринимательство как способ влиять на мир, менять образ жизни. Доверие людей укрепят только примеры честного бизнеса, в том числе зеленого бизнеса. Здесь важна политика прозрачности и открытости компании.
YS: Чем Cleandrops хорош для экологии? В чем его экологичность?
Это немного «перевернутый» вопрос. Скажем честно, для экологии хорошо то, чего нет. Лучше всего для экологии, если у нас вообще нет дома и мы в нем не делаем уборку, потому что мы тогда не будем производить мусор, сливать отходы бытовой химии в канализацию. Но у нас есть дома и квартиры и мы должны в них убираться, и Cleandrops — это более простой способ экологично убираться дома. Есть несколько аспектов экологичности Cleandrops.

Во-первых, отсутствие пластика в упаковке и воды в составе. Большая часть привычной нам бытовой химии — это 90% воды и одноразовая пластиковая бутылка. Даже если эта пластиковая бутылка окажется перерабатываемой, это не сильно улучшает ситуацию: большинство людей не сортирует мусор.
Во-вторых, это одно средство вместо 5. Составы средств для разных поверхностей схожи между собой почти на 90% во многих случаях, и мы тратим лишние деньги и покупает то, что нам в действительности не нужно. Это противоречит принципам сокращения потребления. Мы в Cleandrops постарались сделать универсальное средство, подходящее для всех поверхностей в доме.
В-третьих, это экологичный состав. Здесь есть два аспекта: безопасность для человека и безопасность для природы. Безопасность для человека состоит в том, что Cleandrops не вредит коже человека, не опасен при вдыхании или при случайном проглатывании, если такое все же случается. Говоря о безопасности для природы, мы говорим о биоразлагаемости средства: когда мы смываем остатки моющего средства, при попадании в канализацию оно не влияет негативно на экосистему водной среды. Конечно, важно происхождение ингредиентов. Есть ингредиенты естественного, природного происхождения, есть — синтетического. В Cleandrops ингредиенты природного происхождения.
YS: Какие простые шаги ты могла бы посоветовать сделать бизнесу, чтобы стать хотя бы немного eco-friendly? Назовём это «3 привычки здорового зелёного бизнеса».
- Раздельный сбор мусора в офисе с последующей сдачей вторсырья на переработку.
- Переход на электронный документооборот, чтобы перестать печатать бумаги, которые служат 10 минут и отправляются в урну.
- Анализ всего жизненного цикла «входящего» в офис или производство и «выходящего». Нужно подумать, как вы можете уменьшить экослед. Для каждого типа бизнеса ответ на этот вопрос будет своим.