Стрит-арт туризм: что нужно увидеть своими глазами?

Современного туриста очень сложно впечатлить. Шумные мегаполисы, дикая природа, музыкальные фестивали — всё это мы уже видели. Однако, сегодня набирает обороты новый вид туризма — граффити и стрит-арт туризм. Собирайте рюкзаки, запасайтесь баллонами, скоро вы узнаете, куда надо ехать летом тусоваться.


Граффити — для своих пацанов, а стрит-арт для всех остальных

Прежде чем приступить к изучению граффити и стрит-арт туризма, необходимо изначально ознакомиться с такими понятиями, как граффити и стрит-арт. Да-да, настало время, когда нужно разделить их для себя раз и навсегда, если до этого момента ты ещё этого не сделал.

Итак, начнем с понятия “граффити”. Граффити зародилось в США в 60-х годах прошлого века. В современном понимании ­граффити — глобальная молодежная субкультура, все творчество и вся деятельность которой направлена на членов этой субкультуры, но никак не на простого обывателя. Для них граффити — это способ коммуникации внутри сообщества. Тиражируя свое имя (так называемые tagging, namewriting) или имя своей команды, художник указывает на своё присутствие на данной территории и принадлежность к ней.

Работа граффити-команды Осколки в Петербурге. Фото: Официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте
- Реклама -

В свою очередь стрит-арт, также как и граффити, представляет собой нелегальное искусство, однако имеет яркий социально-критический посыл, направленный на широкую аудиторию с целью вызвать определенную эмоцию у проходящего мимо человека. Стоит отметить, что стрит-арт непосредственно взаимодействует с окружающей средой и тем самым спонтанно внедряется в привычные городские маршруты, что даёт возможность “взломать/хакнуть” город.

Работа Паши 183 “Алёнка” . Фото: 183art.ru

Отсюда вытекает такое понятие как стрит-арт хантинг (street art hunting), когда люди одержимые любовью к уличному искусству в прямом смысле охотятся за работами уличных художников, дабы запечатлеть их вживую. Также в процессе поиска работ хантеры знакомятся с городом (city exploring), прокладывают нетривиальные городские маршруты и открывают для себя совершенно уникальные локации.

Spencer Platt/Getty Images Источник: https://supercoolpics.com

К слову, именно для таких людей нидерландские энтузиасты запустили сайт Street art Cities, где любой желающий может зарегистрировать себя как охотника за стрит-артом или как создателя стрит-арта, и заполнять виртуальную карту мирового стрит-арта своими фотографиями и адресами спотов (мест концентрации уличных работ), где они были сделаны.

Такого рода ресурс даёт возможность любому ценителю уличного искусства без каких-либо экскурсоводов самому составить для себя маршрут и отправиться в трип по следам уличного искусства. Также стоит отметить, что сейчас в соцсетях существует великое множество тематических пабликов и аккаунтов, где люди делятся своими граффити и стрит-арт находками.

Чтобы суммировать все вышесказанное, вот вам шпаргалка от уличного художника Максима Ima, на тот случай, когда вас будут обуревать сомнения, что перед вами граффити или стрит-арт.

Фото: группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

Ну вот теперь, когда вы подкованы в понятиях, мы можем перейти к тому самому граффити-туризму.

Граффити-туризм

Граффити(стрит-арт)-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними (тот самый street art hunting).

Несомненно, поводом для возникновения граффити-туризма послужили провокационные и в то же время гениальные работы всемирно известного уличного художника Бэнкси. Автор статьи предлагает рассмотреть именно этого художника, так как на его примере легко представить граффити и стрит-арт туризм на практике.

Так, художник родился в Великобритании в г. Бристоле, где он создавал свои первые работы. Далее он начал путешествовать по разным уголкам мира и оставлять следы своих уличных арт-практик. И не смотря на то, что его работы являются противозаконными, т.к. не согласованы с местными властями, люди со всего мира приезжают в разные города мира, и в Бристоль в том числе, чтобы увидеть его работы воочию.

Работа Бэнкси в Бристоле. Фото: urbanpresents.net

Если брать во внимание Бристоль, то работы и инсталляции Бэнкси уже давно являются достопримечательностью города. В случае порчи изображений художника, местное население и власти незамедлительно реагируют и восстанавливают всеми возможными способами. Это происходит по той причине, что сам Бэнкси сформировал имидж города, т.е. Бристоль — это граффити-город. С фотографиями, описанием и точным местоположением работ существует приложение для мобильных устройств «Banksy Bristol», что даёт возможность прибывшему туристу самостоятельно найти и увидеть работы художника. Таким образом, благодаря граффити Бристоль получил неофициальный статус «город уличного искусства» и тем самым стал туристически привлекательным городом, как для внутреннего, так и для зарубежного туриста.

А, вот, чтобы проследить процесс стрит-арт хантинга, необходимо вернуться в 2013 год. Тогда Бэнкси отправился в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких месяцев создавал работы на стенах мегаполиса.  В этот период люди со всего мира специально ехали в Нью-Йорк с целью увидеть работы художника и в прямом смысле охотились за ним: они искали стрит-арт Бэнкси и, как только находили, тут же делали фотографии и выкладывали в различные социальные сети с описанием, по какому адресу находится работа.

Бэнкси
Очередь сфотографироваться с работами Бэнкси и Os Gemeos равноценна очереди сфотографироваться с Моной Лизой в Лувре. Фото: photo-day.ru

Но вклад Бэнкси в развитие граффити-туризма не ограничился только его настенными произведениями. Так, в 2015 году в английском городе Уэстон-супер-Мэр на Берегу Бристольского залива художник создал провокационный проект «Dismaland» (английское dismal — «гнетущий, мрачный»), который представляет собой мрачный парк аттракционов. Выставка работала с 27 августа по 27 сентября 2015 и являлась пародией на Диснейлэнд. Бэнкси создал десять новых работ и финансировал строительство самой выставки. Она включала работы 58 художников из 60 первоначально приглашённых самим Бэнкси к участию.

Дисмалэнд
Dismaland. Фото: https://www.lifegate.com

В день для приобретения были доступны 4000 билетов стоимостью 3 фунта каждый. Однако из-за наплыва желающих, за один день до открытия начала продажи билетов, сайт, на котором продавались билеты в парк, обрушился. Причиной стал большой наплыв желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.

Таким образом, стоит признать, что сам феномен уличного искусства даёт колоссальные возможности для создания и продвижения нового туристского продукта на международном уровне.

Куда ехать за стрит-артом

Если Бристоль — это британская столица стрит-арта, созданная Бэнкси, то в России такое звание носят аж два города: Нижний Новгород и Екатеринбург, где проходят такие крупные фестивали, как «МЕСТО» и «STENOGRAFFIA» соответственно.

Фестиваль «МЕСТО»

Так, фестиваль МЕСТО был запущен в 2017 году, инициатором которого стал нижегородский уличный художник Никита Nomerz, работы которого можно увидеть во многих городах России, таких как Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Выкса, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Иркутск, Красноярск и другие. Работы Никиты хорошо узнаваемы, а его уникальный стиль направлен на облагораживание объектов городской инфраструктуры и фасадов заброшенных домов.

Работа Никиты Nomerz в его уникальном стиле. Фото: официальная группа творчества Никиты во ВКонтакте.

Проект МЕСТО запущен с целью развития и поддержки уличного искусства в России, а его главной задачей является переосмысление городской среды и создания новый уличных арт-объектов. Также в рамках фестиваля проводятся различные мастер-классы, лекции и организовываются показы тематических документальных фильмов. Более того организаторы фестиваля также проводят экскурсии по уже созданным работам уличного искусства, одним из экскурсоводов является сам Никита Nomerz.

Стрит-арт туризм
Никита Nomerz проводит экскурсию для жителей и гостей Нижнего Новгорода по объектам, созданным в рамках фестиваля МЕСТО 2019. Фото: официальная группа фестиваля МЕСТО во ВКонтакте.

В 2019 году фестиваль состоялся с 6 по 9 июня, однако работы можно лицезреть круглый год. После всего вышеописанного наверняка Нижний Новгород теперь входит в ваш список must visit российских городов для ознакомления с уличным искусством.

Работа Алексея KISLOW, созданная в рамках фестиваля МЕСТО 2018. Фото: официальная группа фестиваля МЕСТО во ВКонтакте.

Фестиваль «Стенограффия»

Стенограффия — это международный фестиваль граффити и стрит-арта, который ежегодно проводится в Екатеринбурге в первые выходные июля. Фестиваль проходит с 2010 года и на данный момент охватывает не только Екатеринбург, но и Оренбург, Ханты-Мансийск, Муравленко, Омск, мыс Каменный, Томск, Санкт-Петербург и другие города России.

Работа белорусской художницы Маша Маша из команды ТАКТАК, созданная в рамках фестиваля  STENOGRAFFIA 2018 в г. Муравленко. Фото: официальная группа фестиваля  STENOGRAFFIA во ВКонтакте.

Цель фестиваля — объединение российских и зарубежных уличных художников с целью  направления их творческого потенциала на борьбу с серостью городского пространства и создание новых городских достопримечательностей.

Так, арт-объекты можно увидеть в самых неожиданных местах городского пространства, а для людей, интересующихся уличным искусством, проложены пешеходные маршруты, позволяющие увидеть и самостоятельно оценить большинство стрит-арт объектов. Причем многие работы уже успели попасть в списки местных достопримечательностей.

“Динозавромойка” от авторской команды STENOGRAFFIA в Екатеринбурге в 2018 году. Фото: официальная группа фестиваля STENOGRAFFIA во ВКонтакте.

Также стоит отметить, что организаторы активно публикуют в соцсетях фото работ художников и точное расположение каждой работы, что даёт возможность любому жителю и гостю города пройти самостоятельно маршрут по произведениям уличного искусства, созданных в рамках фестиваля.

ART OVRAG

Но не только в крупных городах развит граффити и стрит-арт туризм. Например, на фоне создания стрит-арта, активно развивается событийный и культурно-познавательный туризм в небольших промышленных городах, таких как Выкса и Альметьевск.

Так, город Выкса знаменит своим масштабным культурным фестивалем Арт-Овраг (ART OVRAG), который на протяжении уже 8 лет продолжает преображать жизнь целого города. Фестиваль проходит каждое лето, объединяя стрит-арта, театр, музыку и спорт. На данный момент в рамках фестиваля в городе создано 85 стрит-арт работ и паблик-арт объектов, построено 15 объектов городского дизайна и запущена программа промышленного туризма на Выксунском металлургическом заводе, который является градообразующим предприятием.

Работа уличного художника Тимофея Ради в рамках фестиваля Арт-Овраг 2018. Фото: официальная группа фестиваля Арт-Овраг во ВКонтакте .

Паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках»

А в небольшом нефтяном городе Альметьевске проходит паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках», запущенная Институтом исследования стрит-арта. Проект представляет собой эпос об истории нефтяного региона и его жителях, перенесенный на стену и соединенный общим маршрутом. Все истории, которые иллюстрируют художники были собраны в Альметьевском районе или представляют собой фрагменты общего культурно-исторического наследия Татарстана.

Также в скором времени организатор проекта Институт исследования стрит-арта запустит велоэкскурсии, которые будут проводить специально обученные экскурсоводы. На данный момент всего в маршрут экскурсии входит 19 точек, которые расположены практически по всему городу.

Работа уличного художника Kreemos для паблик-арт программы «Сказка о золотых яблоках» в Альметьевске. Фото: streetartinstitute.com

Прогулки от Института исследования стрит-арта

Кстати, Институт исследования стрит-арта базируется в Санкт-Петербурге, где проводит множество тематических мероприятий, связанных с граффити и стрит-артом. Этим летом Институт запустил новый проект «Urban Walks Street Art/Стрит-арт прогулки по городу», который представляет собой прогулку-импровизацию, где нет гида, и каждый участник может поделиться своими наблюдениями о городе. Тем не менее, каждый маршрут прогулки прорабатывается медиаторами Института, а сами маршруты, как правило, проложены через скрытые и известные в узких кругах споты — места концентрации произведений уличных художников.

граффити туризм
Соосновательница Института исследования стрит-арта Альбина Мотор в процессе диалога с  участниками прогулки. Фото: официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

У проекта есть цель — создать электронный архив работ уличных художников, на базе которого сформируются новые маршруты, доступные любому желающему.

граффити туризм
Участники Стрит-арт прогулки, организованной Институтом исследования стрит-арта, изучают локальный стрит-арт и граффити. Фото: официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

Таким образом, граффити и стрит-арт туризм распространяет своё влияние на многие города и страны, где есть свои известные художники, создающие на улицах настоящие шедевры, чьи работы также выставляются в галереях современного искусства. Но для некоторых городов стрит-арт — это новые достопримечательности, новое культурное наследие.

Vulica Brasil в Минске

И здесь стоит обратить внимание на столицу Беларуси Минск. Граффити и стрит-арт туризм имеет огромное значение для Минска, т.к. большинство памятников истории и культуры города были уничтожены во время Второй мировой войны. Так, Минск начал создавать новую историю — стрит-арт историю. В 2014 году в белорусской столице зародился  фестиваля уличного искусства Vulica Brasil (Вулiца Бразiл/Улица Бразил), инициаторами которого выступили посольство Бразилии в Беларуси, GataProduções и белорусское стрит-арт-сообщество «Signal».  

Стрит-арт от бразильских художников на Октябрьской улице в Минске. Фото: vulica-brasil.by

Цель проекта — создать для Минска имидж интересного, прогрессивного, яркого города и дать возможность зарубежным художникам легально проявить своё мастерство и талант на городских стенах.

Также стоит отметить очень важную деталь данного проекта: все работы, созданные в рамках фестиваля, расположены в Октябрьском районе г. Минска и в шаговой доступности, что даёт колоссальные  возможности для проведения экскурсий жителям и гостям столицы, а также удобство для самостоятельного изучения произведений.

Октябрьская улица в Минске. Фото: vulica-brasil.by

С 2014 по 2017 год в рамках фестиваля появилось 38 арт-объектов по всему городу, а тихая промышленная улица Октябрьская, где были созданы первые стрит-арт работы, определённо стала новой туристической достопримечательностью, меккой белорусско-бразильского стрит-арта.  В этому году с 29 июля по 11 августа фестиваль возвращается в формате биеннале и будет продолжать превращать минские улицы в галереи под открытым небом.

Vulica Brasil 2017. Фото: 34travel.me

Таким образом, граффити и стрит-арт туризм является перспективным направлением развития международного туризма, благодаря которому создаются новые достопримечательности и повышается культурный облик города, что вызывает интерес не только со стороны местных жителей, но и со стороны зарубежных туристов.

😍 Нравится Янгспейс?

Полина Штанько
Полина Штанько
Институт исследования стрит-арта

Публикации автора:

Новости по теме:

А еще вот что:

Тем временем, на главной:

Новости

«Добро не уходит на каникулы» — новый сезон грантового конкурса 2023

Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы» реализуется в рамках федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование»с целью развития...

На базе ВДЦ «Смена» прошла первая авторская смена от Движения «Вдохновители»

На смене ребята раскрывали свои таланты, искали мечту, прокачивали гибкие навыки, учились строить сообщество и создавали собственные проекты. «Наша первая...

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лига вожатых»

1 марта начался приём заявок для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства вожатых «Лига вожатых» 2023