Феномен Бэнкси. Самый знаменитый аноним в искусстве

150
Бэнкси

Сегодня мы публикуем материал об одной из самых главных фигур современного стрит-арта — Бэнкси. Удивительная и привлекающая внимание деталь образа “арт-террориста”, как сам себя называет художник — это его анонимность. Существует множество догадок относительно версий личности Бэнкси, но сегодня мы расскажем вам не об этом, а о том, почему образ Бэнкси стал таким популярным.

Бэнкси для людей

https://www.banksy.co.uk/in.asp

В 1998 году Бэнкси расписал жилой трейлер для семьи своих знакомых. Машина служила домом для знакомой пары Бэнкси и их троих детей. По словам миссис Нил, они были знакомы с Бэнкси более 12 лет. Когда художник узнал, что Нилы собираются ехать на британский музыкальный фестиваль в Гластонбери на своем трейлере, он предложил расписать стены их передвижного дома. Причем Бэнкси не только не взял с супругов денег за работу, но и подарил им два билета на фестиваль. Свою работу он назвал «Хрупкая тишина» («Fragile Silence»). При покупке стоимость жилого фургона насчитывалась 1 тысячей фунтов стерлингов. Спустя годы в семье появился четвертый ребёнок, и та захотела продать трейлер. Как сообщила газета «The Daily Mail», На момент аукциона трейлер стоил в 500 раз больше.

В 2011 году Бэнкси невольно стал виновником выселения нищего человека из цистерны, в которой тот жил несколько лет. Написав на цистерне «это немного похоже на слона», он превратил ее в объект искусства. Вскоре цистерну купила одна из арт-галерей и выселила бездомного. Узнав об этом, Бэнкси нашел бедного парня и пожертвовал ему сумму, достаточную примерно на год жизни в съемном жилье. После этого жизнь бродяги изменилась: он стал знаменитым и получил роль в спектакле о Бэнкси.

В 2016 году ученики начальной школы «Бридж Фарм» в Бристоле назвали класс в честь Бэнкси. Спустя некоторое время художник узнал об этом и посвятил детям одно из самых знаменитых своих граффити с ребёнком, бегущим за горящей шиной. Кроме граффити, Бэнкси оставил детям послание:

«Спасибо за то, что назвали класс в мою честь. Пожалуйста, вот вам мой рисунок. Если он вам не понравится, можете спокойно добавить что-нибудь поверх, я уверен, что учителя не будут возражать. Помните: всегда проще добиться прощения, чем разрешения. С любовью, Бэнкси»

Что говорят о Бэнкси?

Выставки и перформансы Бэнкси почти всегда получают самые неоднозначные оценки. Художник сталкивался и с ярым напором защитников животных, когда на выставках “Turf War” и “Barely Legal” в 2003 и 2006 годах показал сначала полностью загримированных коров, а затем слониху, раскрашенную под цвет стен помещения (смысл этого посетителям объясняли флаеры, на которых было написано: “В комнате находится слон. Есть проблемы, о которых мы не говорим»).

https://www.banksy.co.uk/in.asp

Выставочные пространства, где можно увидеть работы Бэнкси, варьируются от уличных стен до музейных. Выставка в Бристольском музее “Banksy VS Bristol Museum” открылась в 2009 году. Среди экспонатов были самые знаменитые работы Бэнкси — крысы с различными тематиками и знаменитые работы на острые социально-политические темы.

Многие посетители были особенно увлечены инсталляцией «рабочего кабинета» художника (в центре на мольберте стоял портрет с лицом в пикселях — символ его анонимности, а рядом повешены еще два аналогичных, следуя теории о том, что за личностью художника может прятаться не один человек), а также трафаретами Бэнкси и его знаменитыми цитатами.

Во втором зале были механические движущиеся животные или даже предметы еды. Например, кролик, тестирующий на себе косметику (отсылка к экспериментам над животными) или виляющее хвостом леопардовое манто на ветке дерева. Или же «вылупляющиеся» куриные наггетсы и другие удивительные вещи.

Добро пожаловать в место вечного волшебства!

 22 августа 2015 года Бэнкси открыл новую выставку в приморском курортном городе Уэстон-сьюпер-Мэр в Великобритании. Но “выставка” — название только формальное. Пространство было большим «парком развлечений», похожим на диснеевскую сказку, перекроенную под детские кошмары: чего стоит только съеденный питоном Микки Маус или разрушенный замок погибшей в аварии Золушки. Место Бэнкси назвал «Дисмалэнд» (Dismaland — с англ. dismal — «гнетущий, мрачный»). Парк находится на территории закрытого в 2000 году бассейна и зоны отдыха.

23 сентября, на Youtube-канале 360Thrill появилось 360-градусное видео с виртуальным путешествием по парку Dismaland. По словам создателя, оно было сделано специально для тех, у кого нет возможности успеть попасть в парк до закрытия. Один из участников — фотограф-натуралист Аллан Диксон, известный в инстаграмме как daxon

Мои поздравления! Вы находитесь в Dismaland, самом счастливом месте на Земле. Разве это не прекрасно?

 

Гостиница с худшим в мире видом из окон

https://walledoffhotel.com/index.html

3 марта 2017 года Бэнкси открыл гостиницу на границе между Израилем и Палестинской автономией. Название Walled-off Hotel («обнесенный стеной отель») получил по созвучию со всемирно известной отелями Waldorf. Вечеринка в честь открытия состоялась 4 марта, одним из приглашенных выступающих на ней был Элтон Джон. В итоге его пение транслировалось на экран телевизора, установленного на механическое “самоиграющее” пианино (что очень в стиле Бэнкси, кстати).

Здание расположено в Вифлееме и построено рядом с бетонной стеной, возведенной между государствами. Название Walled-off Hotel («обнесенный стеной отель») получил по созвучию со всемирно известной отелями Waldorf. В гостинице девять номеров и один сьют (номер повышенного комфорта). В комнатах висят работы Бэнкси. В здании также находится небольшой музей, посвященный стене, разделяющей Израиль и ПНА.

В день каждый номер получает не больше 25 минут солнечного света. Вид из окон даже сами создатели гостиницы называют «худшим в мире». Они надеются привлечь израильских туристов, которые «редко видят палестинские города вблизи». При этом израильский закон запрещает гражданам страны посещать территории Палестины.

Выход через сувенирную лавку

В 2010 году Бэнкси выступил в роли режиссёра со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку». Фильм представлен в жанре мокьюментари, то есть псевдодокументальный. До конца не понятно, какую историю он передает: частную, об истории одного художника, или все-таки охватывает гораздо более широкую тему развития граффити в целом. Одно точно: в «Выходе…» вы увидите уникальные кадры из истории стрит-арта, начиная с самого его зарождения.

Кинолента произвела фурор на американском кинофестивале «Санденс». Впервые она была показана очень маленькому кругу людей на Берлинском фестивале. Через некоторое время картина была номинирована на Оскар в 2011 году. В международном прокате она собрала более пяти миллионов долларов. Бэнкси не только пришел на церемонию, но и незамеченным прошёл по красной дорожке.

Но если вы хотите углубиться в творчество Бэнкси, то вам не стоит смотреть этот фильм. По крайней мере, так утверждает сам художник:

Я полагаю, моей главной амбицией было снять такой фильм, который сделал бы для граффити то же, что когда-то сделал «Малыш-каратист» для восточных единоборств, такой фильм, который заставил бы каждого школьника схватить банку с краской и кинуться пробовать свои силы в этом виде творчества. Но, может статься, мы сняли такой фильм, который сделает для уличного искусства то, что «Челюсти» сделали для любителей водных лыж

На протяжении 10 лет съёмок фильма и одного года, пока фильм монтировался, уличное искусство превратилось из хулиганского развлечения в крупную бизнес-индустрию. Изменилось понимание о том, что значит стрит-арт для всех, кто его не создаёт. Граффити начало официально расцениваться как настоящее искусство. Плёнки, которые накопились за время беспорядочных съёмок, обрели вес золота — на них фактически был записан переломный момент в истории мировой культуры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here