Фестиваль был проведен силами Молодежного парламента и Центра молодёжных инициатив города с привлечением средств инициативного бюджетирования. Звучит красиво, но как все было на самом деле?
Инициативное бюджетирование
Инициативное бюджетирование – это механизм решения проблем населенного пункта с помощью бюджетных средств, по инициативе гражданина или группы граждан города, с его участием на всех этапах.
Иными словами – мы находим проблему, пишем проект, далее идём в администрацию и показываем. Если все ок, переходим на следующую ступень. Если нет – нас в идеале консультируют и мы снова возвращаемся к пункту 1.
Дальше собираем голоса на сайте администрации. Нужно собрать голоса жителей именно за нашу инициативу. Так мы показываем, что она нужна не только нам, но и большому количеству жителей.
Ещё пару бюрократических моментов и опля – деньги ваши, снимаем со счета и едем на Бали! Шучу! На самом деле не все так просто. Об этом дальше.
Как получить деньги и реализовать проект?


Тут как аксиому стоит запомнить одно, вы изначально, желательно ещё до подачи документов должны договориться со всеми действующими лицами.
Одно дело, если ваша инициатива – это поставить заборчик или посадить дерево возле подъезда, и совсем другое, если ваша идея – организовать целый фестиваль, как сделали мы.
Следует сразу понять свою роль в этой истории. Это НЕ грант. С грантами проще: мы пишем грант, получаем деньги, реализуем, отчитываемся. Все. В «ИБ» механизм совсем другой.
Мы составляем идею, описываем что и как хотим сделать или изменить. Далее подаем документы и собираем голоса. Деньги получаем НЕ мы, а организация, в чьи компетенции это входит.
То есть, если дело в заборе – исполнителями будут ЖЭУ или ЖКХ, УК. Если фестиваль, как в нашем случае – это все поручили реализовывать Центру молодёжных инициатив, деньги соответственно тоже пришли на их счёт.
В чем же наша роль?
А тут самое интересное, по факту за организацию и отчётность отвечает другое учреждение, но мы можем контролировать выполнение задачи, словно мы ревизорро 😂
Мы можем оставить дальше все на самотёк, но тогда есть риск, что то, что мы изначально задумали – интерпретируют иначе. Хотим ли мы, чтобы наша идея канула в лету, заменившись на бюрократическое видение административных работников?
Мы с командой этого не делали и совали свои носы в каждый этап. Нас не устраивало все. Мы не хотели чтобы наш Фестиваль уличной культуры и спорта с приглашенной звездой превратился в площадку с продажей шашлыков, не хотели чтобы на сцене выступал городской песенно-танцевальный коллектив “Березка”.
Мы хотели создать вайбовую вечеринку для себя, для таких, как мы, молодых, драйвовых. А нам бесконечно навязывали безвкусную пенсионерскую вечеринку. В открытую собирались отстранить нас от участия в реализации, приводили сто и один аргумент что: «Ну, мы каждый год делаем день молодежи и ничего, у нас есть опыт».
Но в том и дело: день молодежи проводят ежегодно, но молодежь туда уже не ходит! Почему? Потому что его организует не молодежь, а люди, которые, как оказалось, очень далёкие от этого.
Их опыт несомненно важен, мы бесконечно благодарны им на всех этапах. Особенно за то, что доверили нам составить сценарий мероприятия, согласовывать площадки и прочее.
Фестиваль в цифрах


Всего на фестиваль было потрачено около 4 млн.рублей. Из них 1 млн.руб были получены за счёт инициативного бюджетирования на муниципальном уровне и 3 млн.руб на региональном.
Участниками фестиваля стало свыше 5 тысяч человек, задействовано 3 площадки и более 100 человек волонтёров.
Больше полугода усилий, много тысяч убитых нервных клеток всей команды. Откровенно мы не были к такому готовы.
К организации были привлечены: Наша команда из 15 ребят Молодежного парламента, с разделенными сферами ответственности; 100 волонтёров и 12 сотрудников ЦМИ, Департамент молодежной политики, Департамент культуры, Департамент Спорта и ещё множество сопричастных.
С чего все началось?
Город у нас достаточно маленький, 128 тысяч человек населения. Мало учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.
Ежегодный праздник “День молодёжи”, все меньше привлекал внимание молодежи. Городской блогер провел опрос среди молодежи и выяснил, что им хочется движа, другой музыки и уровня. А мы, как мостик между властью и молодежью решили этот вопрос закрыть.
Решение было принято – нужно что-то срочно менять. Так среди 25 человек молодежного парламента было решено создать инициативную группу и собрать документы для участия в программе ИБ.
Прошло несколько месяцев кропотливой работы: мы приняли проект, но внезапно появлялась новая идея, и была сформирована концепция не просто дня молодежи, а фестиваля уличной культуры и спорта “Тепло”.
Почему тепло? Да потому что у нас Север, холодно, но фестиваль обещал быть если не жарким, то точно теплым.
Решили, что в этом городе давно не было по-настоящему качовой музыки, и решили, что без звезды федерального уровня не обойтись.
Программа фестиваля и как все было
Выбирая место, мы снова поняли что сделать что-то новое, как нам хотелось – не получится. Единственная площадь, где возможно установить сцену уже заюзана множество раз. Единственное, что мы могли предпринять – увеличить масштабы. Было решено провести фестиваль в трёх локациях одновременно.
Это увеличило нам работы, количество вовлеченных в проект людей и..потраченных нервов.
Все выбранные нами площадки располагались достаточно далеко от точек подключения электричества, интернета и прочего. Пришлось уже согласованные площадки перемешивать в шахматном порядке, распределяя так, чтобы они не мешали друг другу по звуку, не создавали опасность между собой.

Нельзя было палатку барабанщиков ставить рядом с площадкой сцены, по понятным причинам, нельзя было площадку с “городками” ставить возле фудкортов и детских зон, чтобы снаряд случайно не навредил. Пришлось придумывать ограждение из палетов для площадки мини-футбола.
Деньги, выделенные на фестиваль таяли словно сахар в горячем чае, а у нас ещё не был решён вопрос с приглашенной звездой.
Из-за организационных моментов и непонимания как работает механизм ИБ, нам пришлось дважды переносить дату мероприятия. С июня фестиваль был перенесен на июль и затем на конец августа.
Попытки пригласить звезду на фестиваль

Мы с весны пытались найти звезду самостоятельно, связывались с менеджерами и получали весьма нелестные комментарии, в духе: за эти деньги, выступайте у себя сами, ваш уровень слишком убог, для моей звёзды.
В итоге наконец прошла закупка и подписан контракт с ребятами, которые должны были комплексно организовать нам сцену. Конечно, за это они брали процент, но ведь было заявлено по телевидению и во всех пабликах города, что будет звезда. Значит, она должна быть, на процент уже все равно.
Нам предоставили список “свободных” звёзд, которые на нужные даты могут за наш бюджет выступить… но, к сожалению, мы очень поздно спохватились и этот список был не таким какого мы ожидали. Пока мы с командой обсуждали кого из списка желаем пригласить, многие уже перешли из категории “доступно” в категорию “занято”.
На моменте выбора звёзды и заключении контракта мы уже не рассчитывали, что получиться хоть что-то. Выдохнули только когда контракт был заключен.
Подготовка к началу фестиваля


Но нас словно проверяли на прочность, погода резко изменилась и мы очень переживали, не сорвёт ли внезапный дождь выступление и всю работу площадок. Из-за предстоящего дождя и похолодания, от участия в фестивале отказалась танцевальная студия, которая должна была показать мастер-классы с танцами на полотнах.
Мы спешно закупали дождевики и договаривались с Библиотеками и другими пространствами, о возможность пропуска на их территорию наших площадок.
И, вот, настал день фестиваля: весь день публику разогревали:
- 🔥 3 кавер группы;
- 🔥 Не один, а 3 исполнителя федерального масштаба;
- 🔥 более 30 площадок с мастер-классами;
- 🔥 1 премьера песни.

Ну, а я весь день вела онлайн-стрим, зашла за кулисы исполнительницы Elvira T, взяла у нее интервью.
Она кстати поделилась, что была очень ошеломлена таким теплым приемом, что не могла не спуститься вниз, со сцены к людям, подержать зрителей за руки. Исполнительница поделилась впечатлением, что нефтеюганцы буквально с себя снимали браслеты, сувениры и дарили ей.
Город не оставил ее равнодушной, а нам всем, несмотря на прогноз было очень тепло, на фестивале уличной культуры и спорта.
Дождь начался только поздно вечером, буквально на закрытии фестиваля, придав романтики всему происходящему.
Бонус: Центр молодёжных инициатив тоже стал получателем средств инициативного бюджетирования
Пока мы с командой всеми правдами и неправдами боролись за фестиваль, ЦМИ реализовывал не только наш проект, но и свой собственный.
Был сделан ремонт в помещениях: отремонтирован холл, установлены качели-коконы, оборудована зона коворкинга и подкастная. И все это для того, чтобы у молодежи города появилось свое место для творчества и реализации своего потенциала.
23 ноября 2023 года ЦМИ отмечал открытие отремонтированных пространств, а ребята, принявшие участие сказали что теперь, они нашли свое место.

