Обучение служением — это разновидность проектного метода, в основе которого лежит идея о том, что освоение профессиональных навыков идет более эффективно в процессе решения реальной проблемы, при понимании возможной общественной полезности ее решения.
Интересно, что Россия является одной из первых в мире стран, где появились образовательные практики, позднее получившие признание в контексте обучения служением.
Примеры обучения служением в других странах
- В Индии студенты, которые включены в сеть университетских технологических проектов, организованных по модели обучения служением, участвовали в разработке системы мобильного орошения и внесли вклад в противодействие размножению малярийных комаров.
- В Тайланде студенты приняли активное участие в ликвидации последствий цунами, а также содействовали более глубокому пониманию роли мангровых лесов в защите сельского населения от природных катаклизмов. Значительный вклад внесен в комплексное развитие национальной экологической программы.
- В Китае благодаря реализации модели обучения служением студенты массово вовлечены в разработку новых технологий и участвуют в переоснащении национальной экономики.
- В США студенты-медики могут выбрать одну из 26 программ обучения служением и включиться в помощь медицинским организациям. Кроме того, студенты оказывают помощь людям из незащищенных слоев населения, детям, помогают медицинскому персоналу с административной частью работы.
- Студенты и школьники в США участвовали в расшифровке, редактировании и оцифровке более чем 65 тысяч записей, оставленных участниками Второй мировой войны.
- В Чили благодаря инициативе студентов Католического университета Севера было собрано и вывезено более 5 тонн мусора с береговой линии. Практика представляла собой не просто волонтерскую акцию, поскольку в ней приняли участие студенты факультета промышленного строительства, использовавшие свои профессиональные навыки.
В начале 2023 года опубликовано поручение Президента РФ разработать и внедрить курс «Обучение служением»

«Президент, предлагая эту инициативу на Госсовете, значительно усиливает социальный аспект высшего образования и дает возможность университетам реализовывать третью миссию в максимальном объеме, — говорит о внедрении модуля председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев.
«Обучение служением» отличается от волонтерства тем, что является обязательной частью образовательного процесса, носит системный характер и профессионально направлено. Мы вовлекаем студентов в решение реальных задач, что помогает им приобретать профессиональные навыки. Важно, что преподаватели работают в рамках этого модуля как наставники.
На сегодняшний день разработка методики и координация внедрения программы ведется Ассоциацией волонтерских центров совместно с НИУ ВШЭ при координации Минобрнауки России. Уже сформирован пакет методических рекомендаций, ведется разработка цифрового сервиса и CRM-системы, подобран перечень крупных системных партнеров для участия в качестве социальных заказчиков.
На сегодняшний день отобраны 100 пилотных университетов, сотрудники которых уже прошли обучение. Старт реализации у нас запланирован в сентябре, в рамках большого Всероссийского форума социального призвания, который пройдет с 8 по 11 сентября», — сообщил Артем Метелев.
Программа «Обучение служением» базируется на многолетнем опыте Ассоциации волонтерских центров (далее АВЦ). С 2018 года АВЦ успешно обеспечивает развитие студенческого волонтерства в университетах и колледжах, помогает студентам создавать социальные проекты, вовлекая в благотворительность и решение социальных задач.