Евгений Игнатьев: Почему подростки становятся «трудными»?

Евгений Игнатьев – автор книги «Молодёжная политика «с нуля». В своей новой статье Евгений рассуждает о причинах негативных проявлений в подростковой среде и задачах, которые стоят перед местными структурами, работающими с детьми, подростками и молодёжью.

Сразу оговоримся: молодёжь во все времена одинаковая. Всегда была молодёжь и хорошая, и плохая. Те, кто совершал поступки, за которые стыдно до сих пор, и те, кто делал научные открытия, совершал великие подвиги. Но нас сейчас интересует именно та категория, которую мы называем «трудные».

Негативные проявления в подростково-молодёжной среде тоже были всегда. Например, комиссия по делам несовершеннолетних существует как институт с 1917 года. В отдельные времена у неё даже были полномочия выносить высшую меру несовершеннолетним. Это показатель того, что воспитательный процесс никогда не был идеальным, был в поисках правильных решений и в отдельных случаях бывал бессилен перед той реальностью, которая перед ним вставала. Что же приводит к тому, что отдельно взятый подросток «пускается во все тяжкие»?

- Реклама -

Почему подросток «пускается во все тяжкие»?

Давайте посмотрим что именно влияет на формирование подростка и как эти точки влияния оттягивают на себя личное время отдельно взятого школьника:

  • Сон и естественные потребности занимают 9 часов (остаётся 15);
  • Школа — 5 часов (остаётся 10);
  • Секция/кружок/общественная деятельность — 2 часа (остаётся 8);
  • Домашние задания — 3 часа (остаётся 5 часов);
  • Семейные обязанности — 1 час (остаётся 4 часа);
  • Оставшееся время подросток использует по собственному усмотрению или по усмотрению родителей (семейные мероприятия, прогулки, развлечения, общение с друзьями и родными).

В детстве и в подростковом возрасте на человека очень сильное влияние оказывает окружение и даже какие-то отдельные люди, которые в глазах подростка являются условными «героями». Не зря есть такое выражение:

«Если родители хотят, чтобы их ребёнок вырос добрым и честным, то они сами должны быть добрыми и честными»

Ребёнок считывает поведение и слова с тех людей, кто его окружает, и применяет увиденное в своей жизни. Так формируется норма поведения, именно так ребёнок учится говорить и реагировать на обстоятельства.

Если в семье все курят, пьют и разговаривают нецензурными словами, то в 90% случаев подросток будет делать то же самое. Если школа не занимается воспитанием, а только предоставляет ограниченный набор образовательных услуг (дал материал на уроках и отпустил учащихся на все четыре стороны), то большинство подростков не увлечётся никакой из наук.

Если в городе/посёлке нет развивающего досуга или его на всех не хватает, или он не отвечает современным запросам (не интересен подросткам), то ребята сами для себя придумают развлечения. И самое безобидное из этого будут фильмы и компьютерные игры.

Задача всех местных структур, которые работают с детьми, подростками и молодёжью, — создать позитивное окружение для подрастающего поколения. Чтобы это окружение тянуло ребят наверх: к науке, творчеству, спорту, общественной деятельности.

Конечно, и в таком позитивном окружении будут появляться свои единичные случаи: такие ребята, которые «пойдут по наклонной». Вопрос в их количестве и тенденции. Если в отдельно взятом городе или посёлке такие случаи единичные и их число из года в год не растёт, это одна ситуация. Если же тенденция пугающая, если негативные тренды становятся нормальностью, то это уже ненормально и нужно что-то делать. Но что?

Подробнее о времени у школьника

Вернёмся к изначальной схеме распределения времени школьника. Ведь эта же схема является и точками влияния на школьника.
Часто так бывает, что у родителей не хватает времени на детей: много работы или другие члены семьи нуждаются во внимании (например, пожилые бабушки и дедушки) или семья с вредными привычками. И вот одна точка влияния на подростка сошла на минимум (или даже работает в минус).

Здесь, вроде как, школа должна усилить своё влияние. Но не во всех школах так. Если никто из учителей не увлёк школьника какой-то наукой, то и оттуда школьник будет стараться уйти поскорее. К сожалению, этот негативный тренд остаётся актуальным во многих школах: 1 сентября массово с радостью в школу идут разве что первоклашки, а первые и последние уроки остаются самые непосещаемые (если школа должна быть точкой притяжения для школьника, это ли не показатель?). Вот и эта точка значительно уменьшила своё влияние на подростка.

Далее идут секции, кружки и общественные движения. Из своего опыта могу сказать, что именно здесь я часто встречал педагогическое чудо, когда ребята, которые не нужны родителям, на которых махнули рукой в школе, вдруг раскрывались. И, несмотря на негативное окружение, которое должно было гарантированно их отправить «по наклонной», они стали идти по позитивному пути.

Здесь нужно низко поклониться тем тренерам, творческим работникам и лидерам общественных движений, которые поверили этим ребятам и позвали их. Именно эти руководители часто становились для молодёжи героями, с которых ребята брали пример. Которые буквально заменили им родителей. Но, как Вы понимаете, не все школьники попадают в такие секции, кружки и общественные движения (а где-то их просто нет).

Тогда остаются только друзья (улица). И здесь мы попадаем в жизненную игру, которая может выдать как хороший набор друзей, так и плохой (куда улица выведет). Но чаще всего это обычный набор. В обычном наборе друзей наш школьник тоже становится обычным. Мало кому удаётся выйти из этого обычного круга и сделать что-то необычное (выдающееся). Если же школьнику выпал позитивный набор друзей (сообщество спортсменов, технарей, предпринимателей, музыкантов), то считайте, что повезло. Это сообщество будет тянуть школьника наверх. Если же школьник попал в плохую компанию и ни одной позитивной точки влияния не осталось, то выбраться из этой паутины ему будет очень сложно.

Что же делать в этой ситуации?

Национальный проект «Молодёжь и дети» даёт шанс посмотреть открыто на накопившиеся проблемы и наметить чёткие шаги. Нужно провести честную, непредвзятую ревизию всех точек влияния на местном уровне.

Школа должна не только «грузить» подростка, сколько увлекать

Время школьника нужно не «убивать», а направлять, но это можно сделать, только если подросток сам этого захочет. А он этого захочет, только если его увлечь. А увлечь его может только тот человек, кто сам увлечён. Школьные учителя – это те ключевые люди, от работы которых напрямую зависит формирующиеся дети и молодёжь. Соответственно, учителя должны стать теми, кто найдёт общий язык с молодым поколением и позовёт их в сказочный мир наук. Все помнят слоган: «Учись учиться». Одним из слоганов нового национального проекта должно стать «Увлечься учением».

Отдельную и сложную работу предстоит проделать с родителями

Очевидно, что одних только родительских собраний раз в год (где собирают деньги на шторы и дают обратную связь об успеваемости детей) и родительских чатов недостаточно. Мы уже пришли к порочному кругу, когда выросшие в негативной семье дети становятся родителями и по той же схеме взращивают новое поколение. Пора в этом кругу что-то менять. Быстрого эффекта здесь ждать не стоит, поэтому начать нужно с формирования правильной картины семьи у нынешних школьников. Ведь через 10 лет нынешние школьники сами станут родителями. Необходимо через уроки, мероприятия и общение с мудрыми людьми прививать школьникам позитивный образ семьи (желательно многодетной) и построения гармоничных семейных отношений.

Для современных родителей также необходимо предусмотреть свою линейку действий: мероприятий, занятий, дискуссий, качественную подборку методической литературы (видеолекций). Важно дать понятные ответы на то, как поступать родителю в самых распространённых ситуациях. Выступление именитых лекторов по семейным отношениям должны стать повсеместной практикой. Налаживание позитивного климата в семьях непременно скажется на снижении негативных явлений у школьников. Такими методичными действиями мы сможем постепенно качественно менять среду внутри «ячеек общества».

Работу секций, кружков и общественных движений важно поддержать

Для работников культуры уже несколько лет реализуется своя программа, которая вывела обеспеченность и уровень заработных плат на нормальный уровень. Для работников сферы молодёжной политики намечены аналогичные планы. Пока что без внимания остаются тренеры спортивных секций. Во многих городах и посёлках зачастую всё держится на тренере-патриоте, который на одной работе зарабатывает себе на хлеб, а на другой тренирует детей.

Условия, в которых занимаются подростки, также оставляют желать лучшего, ведь держатся они зачастую на спонсорах и родительской помощи. А ведь это важная точка влияния. Упустить её никак нельзя. Поэтому в новом Национальном проекте очень важно обратить внимание на спортивные секции (сообщества) и поддержать их работу.

О «дружбе» учреждений образования с молодежной политикой

Важным моментом также является скоординированность всех точек влияния между собой. Ведь если на конкретной территории в подростково-молодёжной среде усиливаются негативные тенденции, то это означает, что вся система сбоит (уходит от ответственности или перекладывает ответственность друг на друга). Наладить эту скоординированность – задача местных властей (вне зависимости от уровня подчинённости отдельно взятого учреждения, ведь на конкретной территории этими учреждениями пользуется одна и та же молодёжь). Не должно быть таких ситуаций, когда один элемент системы не даёт работать другому. А ведь такое встречается нередко.

Приведу два примера:

  1. Во многих городах до сих пор школы «не дружат» с молодёжной политикой. Даже несмотря на создание вначале Российского движения школьников, а теперь Движения Первых. Есть случаи, когда школа, используя свой админресурс, заставляет своих учеников уходить из молодёжных организаций и переходить в школьные движения. Это недопустимо. Если школьнику больше нравится участвовать в работе «Молодой Гвардии» (например), то не нужно его силой тянуть из этой организации в другую. В конечном итоге он и оттуда уйдёт, и в другой организации не разовьётся.
  2. Одна из руководительниц творческого кружка Дома культуры рассказала, как по негласному решению школы все ребята из её кружка ушли в похожий кружок, организованный при школе. Всё потому, что за посещение каждого ученика любой структуры дополнительного образования учреждению приходит оплата из бюджета. В этой ситуации школа решила воспользоваться своим административным ресурсом, и в результате кружок дома культуры остался без учащихся.

Оба этих случая говорят о слабой коммуникации на земле между разными ведомствами. Слабая коммуникация происходит из-за того, что у каждого элемента (учреждения) отсутствует понимание, что они делают одно общее дело. Как говорил Сергей Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ». Родители, учителя, тренеры, работники культуры, представители молодёжной политики – вы вместе формируете общество, в котором мы будем жить через 10-15 лет.

Итого

Чтобы наше общество через 10–15 лет было здоровым, важно каждому элементу вкладывать душу в подрастающее поколение (находить в них лучшее) и помогать соратникам, работающим на смежных направлениях.

Должно быть так, чтобы в конечном итоге подросток метался не от скуки (где бы «убить» своё время), а между одним и другим интересным и позитивным делом. Новый национальный проект «Молодёжь и дети» — это хорошая возможность усилить коммуникацию и начать относиться друг к другу по-товарищески. Создание настоящего товарищества между всеми структурами, работающими с подростками и молодёжью в конкретном населённом пункте, позволит создать такую атмосферу, в которой очень сложно будет стать «трудным».

Писатель-отраслевик,
автор книги «Молодёжная политика «с нуля»
Евгений Игнатьев

Редакция Янгспейс
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: [email protected]

😍 Нравится Янгспейс?

А еще вот что:

Новости: