Евгения Долматова: «Профессия балерины — это образ жизни»

Евгения Долматова, балерина Мариинского театра и Баварского национального балета, участница движения "Вдохновители"

Сфера культуры и искусства невероятно обширна, а творческие профессии активно продолжают набирать популярность. Как начать карьеру в сфере искусства, с какими препятствиями можно столкнуться и что поможет добиться успеха? Об этом и не только рассказывают представители креативных индустрий и участники Всероссийского движения «Вдохновители».

Сложно ли построить карьеру в балете?

Построить успешную карьеру в балете не просто. Это должна быть целая совокупность факторов, но самое главное — это трудолюбие, хорошая, думающая голова, желание учиться и здоровье. Даже если ты Народный артист и станцевал уже все партии, которые только возможно запланировать, как только ты перестал учиться, это уже шаги «вниз по «лестнице».

- Реклама -

Артисту балета, как и любому человеку творческой профессии, важно желание и вера в себя. Если кажется, что ничего не получается, нужно пробовать, анализировать ошибки, обязательно слушать педагога, которому доверяешь, и снова пробовать, повторять одно и то же движение сотни раз, но не бездумно, а прогрессируя. Пускай совсем минимально, пускай сначала этого даже никто не заметит, главное, чтобы этот свой минимальный прогресс отмечал ты сам, тогда на 101 раз движение обязательно получится.

Очень важны педагоги, люди, которых ты встречаешь на своем пути. Они должны быть в тебе заинтересованы, видеть потенциал и верить в тебя.

От стечения обстоятельств тоже много зависит, от того, в какой стране ты учишься, носители какой школы твои педагоги, где потом работаешь и так далее.

Нужно жить профессией, любить, но любить не себя в балете, а балет и искусство в себе. Это важное замечание. Профессия балерины — это образ жизни. Ты можешь закончить танцевать, но это накладывает отпечаток на всю твою жизнь, характер, ментальность, поведение, на то, как ты мыслишь, общаешься с людьми, говоришь, ходишь, сидишь, как позиционируешь себя и т.д. Это, конечно, намного больше, чем профессия, это образ жизни.

Какие сложности были на вашем пути?

Мне в целом везло и особых трудностей или невыполнимых задач не было. Единственное и самое обидное, что может помешать на пути — это проблемы со здоровьем и травмы. Мне, к счастью, повезло. Спасибо генетике и моей школе, педагогам — они научили меня правильно обращаться со своим телом и вдумчиво работать.

Помню, что, работая в Мариинском театре и будучи плотно занятой во всем репертуаре, иногда мне хотелось, чтобы у меня было больше свободного времени, особенно на гастролях.

Быть балериной — это колоссальная ответственность. Ты за свои результаты, своё здоровье, свою форму, физическое и ментальное состояние отвечаешь сам.

И когда спектаклей слишком много, они разные и очень тяжёлый репетиционный процесс подготовки к ним, и потом еще на все это наслаиваются гастроли. Иногда нет времени на то, чтобы восстановиться или подумать о чём-то другом. Или, если, например, ты находишься в другом городе, к примеру, в Риме, в Париже, в Мадриде, и тебе очень хочется сходить хотя бы в музей, у тебя просто нет на это времени.

Иногда график спектаклей выстраивается очень плотно, и ты должен танцевать прямо “с самолета”. Если ты летишь, например, из Нью-Йорка в Токио почти сутки, ты прилетаешь, мягко говоря, не в кондиции. Нужно сделать так, чтобы зритель, который купил заранее билет и сейчас сидит в зале, не понял, если вдруг у артиста сложности, не понял, как ты себя чувствуешь. Может быть, ты заболел или у тебя температура, или что-то происходит в личной жизни, или ты просто устал, не выспался, в самолёте у тебя было неудобное место и ты не смог уснуть и т. д.

Зритель не должен видеть твою закулисную жизнь, она его не интересует, это только твои проблемы и нужно в любой ситуации, в любое время выдавать свой лучший результат.

Это сложность поначалу, потом — умение собраться и сконцентрироваться в нужный момент, становится привычкой, незаменимой в жизни.

Бывает так, что можно готовиться к спектаклю и считать, что на 100% готов, но, например, выйти на сцену и понять, что там скользкий пол или очень жесткий, на котором физически тяжело и больно прыгать. Балетный пол — особенный, он многослойный и пружинит, он подталкивает тебя наверх.

Бывает, что напольное покрытие в разных странах разное, иногда его стелют не добросовестно, пол бывает неровный, скользкий. Если это открытая площадка, на полу остается конденсат, иногда лужи. Но это совсем между нами, условия везде разные, это такие нюансы артистической жизни, с которыми тоже нужно справляться.

Бывает, что во время спектакля, если это Open air, начинается дождь, поднимается ветер и у тебя отклеивается ресница. Или дирижер очень торопится и вдруг сыграл не тот темп, в котором ты репетировал 3 месяца до этого.

В общем, случаются разные театральные курьёзы, которые мешают тебе исполнить свою партию так, как ты репетировал. Но поскольку спектакль — живой организм, ты никогда не знаешь, как он пройдет и в этом, с одной стороны, сложность, но с другой стороны, это всегда интересно. Ты понимаешь, что каждую минуту на сцене ты создаешь что-то новое, и ни один спектакль не похож на другой.

То есть ты можешь танцевать несколько спектаклей “Лебединое озеро” в месяц, и все они будут абсолютно разные. Поэтому эту профессию нельзя назвать скучной. Даже исполнение одних и тех же ролей, под одну и ту же музыку, в одном и том же костюме — может быть уникально, если ты настоящий артист.

Что вам нравится в вашей работе?

Я очень люблю свою профессию, работой она становится совсем не часто. В балете есть однозначные плюсы — возможность получить хорошее образование (что часто исключено в спорте, к сожалению), интересный коллектив — тебя всё время окружают очень интересные, творческие люди.

Я люблю быть на сцене. Мне нравится, какой «тёплый» бывает зрительный зал.

Каким-то шестым чувством ты ощущаешь и как зрители хлопают, и как они тебя принимают, из зрительного зала идёт особая энергетика. Хотя со сцены он тёмный, ты не видишь людей там, но энергетику от зрителей ты всегда чувствуешь. И когда эта энергетика положительная, танцевать намного легче.

Всегда интересно работать с новыми хореографами-постановщиками, потому что каждый видит свой хореографический текст и видит тебя в репетиционном зале, знает твои возможности, и из этого в процессе работы рождается новая роль.

Это большое счастье для балерины работать с самим хореографом, не с ассистентами. И когда мастер ставит что-то первый раз, именно на тебя, и ты являешься первым исполнителем, тогда эта партия на тебя “садится” как влитая. Это действительно счастье для любого артиста балета.

Еще из приятного — это возможность посмотреть весь мир. Балетная жизнь — это в основном гастрольная жизнь, важно учить языки, уметь общаться с разными людьми, для этого представляются отличные возможности. В итоге получается, что везде, где ты гастролируешь, остаются друзья, кто-то из зрителей запоминает тебя.

Например, у меня есть близкие друзья, которые помнят меня на первых гастролях в Лондоне в 2005 году, в первый год работы в театре, мы до сих пор тесно общаемся, присылаем друг другу подарки на Рождество, делимся новостями. И потом за всю гастрольную жизнь во многих странах остаются знакомые. Это так здорово — ты приезжаешь через несколько лет, а тебя помнят и ждут встречи!

Балет, помимо всего прочего, развивает ответственность и дисциплину. Это качества, которые тебе пригодятся всегда. Понятно, что ты не будешь всю жизнь танцевать, профессия артиста балета заканчивается в определенном возрасте, но те навыки, закалку и черты характера, которые ты приобретаешь, пока танцуешь, они незаменимы. И любые другие профессии, чем бы ты потом ни занимался, кажутся не то чтобы легче, но вполне себе осуществимыми.

Какие советы можете дать детям, планирующим строить свою карьеру в этой сфере?

Самое главное — уметь учиться, потому что ты учишься каждый день, даже когда ты уже взрослый. Ты учишься, например, быть терпеливым, беречь своё ментальное, и физическое здоровье.

Больной артист балета никому не нужен, поэтому здоровье нужно беречь с детства.

Нужно высыпаться, нужно четко отслеживать, где и что у тебя болит, почему ты заболеваешь, что тебя тревожит. Со своим здоровьем нужно быть очень внимательным.

Перед поступлением в профильные учебные заведения маленькому ребенку можно пойти на гимнастику, там проверяют и развивают физические данные и растяжку, проводят медицинское обследование.

Также есть хорошие балетные студии, где помимо развития данных, проводятся концерты, дети учат первые танцевальные номера, получают сценический опыт с ранних лет.

Если недостаточно начальных физических данных, их можно усовершенствовать, это зависит от трудолюбия, характера, мотивации самого ребенка и родителей. Самое главное, что нужно в балете – это голова, координация, здоровье и огромное желание.

Редакция Янгспейс
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: [email protected]

😍 Нравится Янгспейс?

А еще вот что:

Новости: