Исследование: Как вузы и колледжи влияют на реализацию потенциала молодёжи?

Может ли вуз или колледж стать местом, которое даст равные шансы всем, кто хочет изменить свою жизнь или освоить новое дело, проверить себя? Как молодежь оценивает свой потенциал и возможности учебного заведения?

Чтобы ответить на эти вопросы Министерство науки и высшего образования РФ совместно с Центром социологических исследований «14-35» провели Всероссийский онлайн-опрос «Потенциал молодежи в вузе/колледже и за его пределами».

Потенциал – это совокупность скрытых способностей, навыков, умений, которые могут быть развиты в процессе активной деятельности и должны способствовать достижению более высоких результатов.

Для успешной реализации потенциала молодежи необходима среда, в которой молодые люди смогут попробовать себя в различных видах активности. Среда, где у них появится возможность реализовать свои идеи. Может ли вуз или колледж стать местом, которое даст равные шансы всем, кто хочет изменить свою жизнь или освоить новое дело, проверить себя?

В онлайн-опросе приняли участие 16647 человек из 8 федеральных округов России.

- Реклама -

Студенты вузов и колледжей представили 85 субъектов Российской Федерации. Услышать голос и мнение молодежи было важно для исследователей. К каким выводам пришли аналитики, мы расскажем далее.

Место реализации потенциала студентов

Результаты опроса показали, что 46,8% респондентов считают вуз/колледж местом, в котором они могут реализовать свой потенциал.

25,5 % опрошенных утверждают, что успешнее смогут реализоваться вне стен учебного заведения. 11,4% молодых людей, к сожалению, указывают на то, что не могут найти место, которое помогло бы им развить свои способности. 11,2% опрошенных затрудняются с ответом.

Кроме того, студентам было предложено по десятибалльной шкале определить, насколько вуз/колледж способствовал реализации их потенциала, где 10 – «максимально способствовал», а 0 – «абсолютно не способствовал».

Роль учебного заведения в реализации собственного потенциала молодёжи была оценена на 6,3 балла по 10-бальной шкале

На вопрос, «что в первую очередь необходимо изменить в вузе/колледже, чтобы каждый студент смог раскрыть свой потенциал», респонденты могли дать любое количество ответов.

Молодые люди отмечают, что прежде всего необходимо больше финансировать студенческие проекты (33,8%), проводить больше мероприятий (31,3%), организовывать стажировки и практики (30%).

Рисунок 1. Запросы студентов на изменения в вузе/колледже для раскрытия потенциала

Разговоры о важном

Студенты находят в стенах образовательных организаций тех, с кем можно поговорить на темы, которые их волнуют. К одногруппникам за советом обращаются 29,1%, к преподавателям – 17,8%. Однако большинство советуется с родителями, родными (68,8%) и друзьями (67,8%).

На развитие личности, по мнению респондентов, в первую очередь оказывают влияние родители и родные (68,6%), друзья и знакомые (61,1%), преподаватели (28%). Другие варианты ответов представлены на рисунке 2.

На 5,2 балла из 10 респонденты чувствуют себя нужными вузу/колледжу. На 5,7 баллов из 10 оценивают эмпатию преподавателей к событиям в их жизни. Большинство опрошенных верит в возможность реализовать свой потенциал (84,1%). Успех в реализации зависит от наличия денег (55,4%), времени (45,6%) и мотивации (34,7%).

Рисунок 2. Субъекты, влияющие на развитие студента как личности и факторы, определяющие успех в реализации потенциала

Активная жизненная позиция

Исследователи выяснили, что респонденты высоко оценивают свои возможности принимать активное участие в разработке управленческих решений на уровне вуза/колледжа (84%).

Далее от уровня к уровню оценка возможностей снижается, но остается достаточно высокой: 73% считают, что могут влиять на принятие управленческих решений на муниципальном уровне, 65% – на региональном уровне, 50% – на уровне государства.

Большинство молодых людей (79,6%) утверждают, что занимают активную жизненную позицию, из них 30,9% инициативно проявляют ее, 35,2% делают это от случая к случаю, 13,5% не проявляют свою позицию.

На вопрос, «какие препятствия вы видите на пути к проявлению активной жизненной позиции», самым частотным ответом стало утверждение «никто и ничто не мешает», такой ответ дали 30,7% респондентов.

16,3% считают, что им не хватает времени, 14,6% не понимают, в чем эта позиция заключается, 13,9% препятствием признают свое финансовое положение. Далее следуют такие ответы, как «общество» (9,1%), «государство» (8,7%), «родные и близкие» (7%). 25,9% молодых людей затрудняются с ответом.

Отвечая на вопрос, «как именно вы проявляете активную жизненную позицию», студенты могли дать не более пяти ответов. Проявление своей позиции для большинства заключается в достижении поставленных целей (68,1%), а также в наличии возможности обсуждать интересные темы с друзьями и родственниками (38,3%), и заниматься спортом, вести здоровый образ жизни (38,3%).

Рисунок 3. Способы проявления активной жизненной позиции

Резюме

Таким образом, на основании полученных данных можно утверждать, что молодые люди испытывают потребность активно влиять на происходящие вокруг них процессы. Они доверяют своим преподавателям и высоко оценивают предоставляемые учебными организациями возможности для реализации потенциала.

В свою очередь вузы/колледжи должны осознавать свою особую роль в формировании и развитии образовательного, трудового и творческого потенциалов молодого поколения и эффективно помогать обучающимся в реализации их потребностей при помощи продуманной практической деятельности в контексте приоритетов социально-экономического развития страны.

Редакция Янгспейс
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: youngspacemag@mail.ru

😉 Заинтересовал Янгспейс?

Еще по теме:

Последнее в рубрике