Потенциал – это совокупность скрытых способностей, навыков, умений, которые могут быть развиты в процессе активной деятельности и должны способствовать достижению более высоких результатов.
Для успешной реализации потенциала молодежи необходима среда, в которой молодые люди смогут попробовать себя в различных видах активности. Среда, где у них появится возможность реализовать свои идеи. Может ли вуз или колледж стать местом, которое даст равные шансы всем, кто хочет изменить свою жизнь или освоить новое дело, проверить себя?
В онлайн-опросе приняли участие 16647 человек из 8 федеральных округов России.
Студенты вузов и колледжей представили 85 субъектов Российской Федерации. Услышать голос и мнение молодежи было важно для исследователей. К каким выводам пришли аналитики, мы расскажем далее.
Место реализации потенциала студентов
Результаты опроса показали, что 46,8% респондентов считают вуз/колледж местом, в котором они могут реализовать свой потенциал.
25,5 % опрошенных утверждают, что успешнее смогут реализоваться вне стен учебного заведения. 11,4% молодых людей, к сожалению, указывают на то, что не могут найти место, которое помогло бы им развить свои способности. 11,2% опрошенных затрудняются с ответом.
Кроме того, студентам было предложено по десятибалльной шкале определить, насколько вуз/колледж способствовал реализации их потенциала, где 10 – «максимально способствовал», а 0 – «абсолютно не способствовал».
Роль учебного заведения в реализации собственного потенциала молодёжи была оценена на 6,3 балла по 10-бальной шкале
На вопрос, «что в первую очередь необходимо изменить в вузе/колледже, чтобы каждый студент смог раскрыть свой потенциал», респонденты могли дать любое количество ответов.
Молодые люди отмечают, что прежде всего необходимо больше финансировать студенческие проекты (33,8%), проводить больше мероприятий (31,3%), организовывать стажировки и практики (30%).

Разговоры о важном
Студенты находят в стенах образовательных организаций тех, с кем можно поговорить на темы, которые их волнуют. К одногруппникам за советом обращаются 29,1%, к преподавателям – 17,8%. Однако большинство советуется с родителями, родными (68,8%) и друзьями (67,8%).
На развитие личности, по мнению респондентов, в первую очередь оказывают влияние родители и родные (68,6%), друзья и знакомые (61,1%), преподаватели (28%). Другие варианты ответов представлены на рисунке 2.
На 5,2 балла из 10 респонденты чувствуют себя нужными вузу/колледжу. На 5,7 баллов из 10 оценивают эмпатию преподавателей к событиям в их жизни. Большинство опрошенных верит в возможность реализовать свой потенциал (84,1%). Успех в реализации зависит от наличия денег (55,4%), времени (45,6%) и мотивации (34,7%).

Активная жизненная позиция
Исследователи выяснили, что респонденты высоко оценивают свои возможности принимать активное участие в разработке управленческих решений на уровне вуза/колледжа (84%).
Далее от уровня к уровню оценка возможностей снижается, но остается достаточно высокой: 73% считают, что могут влиять на принятие управленческих решений на муниципальном уровне, 65% – на региональном уровне, 50% – на уровне государства.
Большинство молодых людей (79,6%) утверждают, что занимают активную жизненную позицию, из них 30,9% инициативно проявляют ее, 35,2% делают это от случая к случаю, 13,5% не проявляют свою позицию.
На вопрос, «какие препятствия вы видите на пути к проявлению активной жизненной позиции», самым частотным ответом стало утверждение «никто и ничто не мешает», такой ответ дали 30,7% респондентов.
16,3% считают, что им не хватает времени, 14,6% не понимают, в чем эта позиция заключается, 13,9% препятствием признают свое финансовое положение. Далее следуют такие ответы, как «общество» (9,1%), «государство» (8,7%), «родные и близкие» (7%). 25,9% молодых людей затрудняются с ответом.
Отвечая на вопрос, «как именно вы проявляете активную жизненную позицию», студенты могли дать не более пяти ответов. Проявление своей позиции для большинства заключается в достижении поставленных целей (68,1%), а также в наличии возможности обсуждать интересные темы с друзьями и родственниками (38,3%), и заниматься спортом, вести здоровый образ жизни (38,3%).

Резюме
Таким образом, на основании полученных данных можно утверждать, что молодые люди испытывают потребность активно влиять на происходящие вокруг них процессы. Они доверяют своим преподавателям и высоко оценивают предоставляемые учебными организациями возможности для реализации потенциала.
В свою очередь вузы/колледжи должны осознавать свою особую роль в формировании и развитии образовательного, трудового и творческого потенциалов молодого поколения и эффективно помогать обучающимся в реализации их потребностей при помощи продуманной практической деятельности в контексте приоритетов социально-экономического развития страны.