В формировании ценностных ориентаций молодежи особое место принадлежит музыкальной культуре. Молодые люди формируют свой музыкальный вкус и музыкальные предпочтения, выбирают свой круг музыкальных интересов и все это в совокупности создает психологический базис для формирования личности.
В рамках данной статьи мы рассмотрим основные моменты в области «рок-социализации». В частности определим функции, которые выполняет рок-культура и обозначим основные мотивы молодежного участия в ней.
Как рок влияет на становление, интересы и мировоззрение подростков?
Психологическое воздействие рока разнообразно. Одни получают от рок-музыки эмоциональную разрядку и яркие телесные переживания. Другие в это же время испытывают чувство психологического высвобождения, освобождения от будничной рутины. Третьи получают ощущение социальной и коммуникативной легкости и чувство естественного слияния с группой.
Рок – это громкая, агрессивная, энергичная, но в то же время ритмичная и завораживающая музыка. Стремление молодежи слушать и любить подобную музыку вполне естественно – эта музыка соответствует психофизиологическим и психологическим особенностям этого возрастного периода [4].
Подросткам необходимы интенсивные психологические и физические нагрузки, необходимо интенсивное общение со сверстниками и именно рок-музыка способна сполна удовлетворить и реализовать эту потребность. Совместное пребывание на концертах, массовое подпевание любимых песен, бурные танцы, слэм, ритмичные движения, состояние эйфории, выплеск адреналина – так находит свою реализацию потребность подростка в сильных переживаниях и всплеске эмоций.
Основные функции рок культуры
В современных условиях рок-культура – это средство объединения молодых людей в группы для отработки особенностей групповой идентичности. Участие в жизни группы развивает определенный перечень индивидуальных социальных качеств, но в то же время ориентирует на групповой конформизм.
- Коммуникативная. Рок-культура служит одним из средств для объединения молодых людей.
- Аффилиативная (группообразующая). Подростки часто объединяются в группы по интересам.
- Пронологическая. Часто потребители рок-культуры имеют поведенческие стереотипы.
- Компенсаторная. Уходя в мир иллюзий, молодые люди часто компенсируют эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни.
- Рекреативно-гедонистическая. Молодые люди получают эстетическое наслаждение во время прослушивания рок-музыки.
- Аксиологическая. В зависимости от содержания текста рок-композиция может навязывать молодому человеку ценностную систему.
- Функция идентификации с себе подобными. Неуверенно чувствующие себя подростки обладают повышенной склонностью к самоотожествлению себя с кумирами.
- Функция самореализации и самоутверждения. С одной стороны, молодой человек может творчески реализовываться, с другой стороны, молодой человек может, наоборот, потреблять продукты рок-культуры и иметь чувство самореализации.
- Функция эскапизма. Рок-культура создает для подростков «культурную нишу», где молодой человек может укрыться от окружающей действительности [2].[irp]

Подросткам необходимы эмоциональная насыщенность общения, коллективизм, самовыражение и противостояние взрослому миру. Подобные сеансы группового эскапизма на рок-концертах по-особенному влияют на ценностные ориентации подростков. Рок, имеющий под собой контркультурные основы, является особым видом нравственного протеста, в котором участие важнее результата, сам факт противостояния важнее итога. Именно поэтому потребность подростков в роке не утрачивается.
Все это обусловливает феномен воспроизводства рока: каждое новое поколение подростков будет создавать «свой» рок [5]. Ведь для каждого нового поколения это та музыка, которая кроме эстетической функции имеет под собой и социальную, которая вместе с другими средствами самовыражения также является еще и средством протеста и противопоставления себя этому миру.
Автор: Д.О. Фомичёв, ФиС г. Томск, ТУСУР, [email protected]
Что почитать
- Юсупова Е.Л. Эстетика рок-музыки и факторы ее внедрения в современный образовательный процесс // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 7. С. 143–146.
- Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура». Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. URL:
- Подростки // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. С. 351–354.
- Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура // Вопросы философии.1990. № 8. С. 39–61.
- Гончарова Н.Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: Автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.06. Ростов н/Д., 2002.