Архитектурно-дизайнерское бюро на Черном море

О результатах работы шести дней заезда «Город. Точка роста»

5 октября на площадке арт-кластера «Таврида» в Крыму завершился десятый, заключительный в этом сезоне, образовательный заезд «Город. Точка роста». Одна из его арт-школ была посвящена архитектуре и дизайну. На ней собрались начинающие и опытные архитекторы, ландшафтные дизайнеры, дизайнеры интерьера и графические дизайнеры.

- Реклама -

Участникам предложили разработать три кейса: проекты креативных пространств в Евпатории, Южно-Сахалинске и Благовещенске, концепцию мерча для мероприятия Года науки и технологий, проект пространства одной из станций БАМа. О результатах шести дней работы арт-школы – в нашем материале.

NEW БАМ

Архитекторы, ландшафтные дизайнеры и дизайнеры интерьера вместе с партнерами арт-школы – ОАО «РЖД» и архитектурным бюро «Плотинка» – переосмыслили общественные пространства поселений, расположенных вдоль БАМа. За несколько дней участники создали 3 проекта для железнодорожной станции поселка Февральск, по примеру которой можно будет трансформировать другие станции БАМа.

работа над кейсами
Работа над кейсами

Первый проект направлен на формирование айдентики станций через историю поселков, в которых они находятся. Изначально станции строили по проектам институтов из различных советских республик, соревновавшихся на всесоюзном конкурсе, но со временем индивидуальный характер каждой станции был утрачен – при реконструкции здания перекрасили в фирменные серый и красный цвета РЖД. Участники арт-школы разработали систему паттернов, которая рассказывает о прошлом каждой станции. Например, в поселке Февральск особая история и настроение населенного пункта раскрывается через мозаику и гравировку в оформлении зданий.

Участники второго проекта проанализировали, каких сервисов не хватает жителям поселка. Так как в здании вокзала есть несколько неиспользуемых помещений, они предложили задействовать их под культурные, социальные и спортивные проекты. Еще одна идея – на здании каждой станции БАМа разместить медиафасад, который может стать культурным объектом поселка.

«Участники, которые работали над идеей сортировки отходов, предложили варианты сбора мусора в городских пространствах, установку хабов возле станции, продумали логистику сбора фракций и места переработки на сортировочных полигонах. Благодаря этому на БАМе может появиться целая система сортировки и сбора отходов – это уникальный прецедент для России!», – рассказывает о третьем проекте Илья Полянских, сооснователь и генеральный директор архитектурного бюро «Плотинка». В 2017 и 2018 годах он сам был участником одного из заездов «Тавриды», а теперь приехал уже в статусе одного из экспертов арт-школы архитектуры и дизайна.

Команда первого кейса презентовала свои проекты РЖД и Агентству по развитию Дальнего Востока. Идеи участников пройдут этап корректуры и будут предложены к реализации.

Мерч для научного сообщества

« Кот-рокер изображает железо, разливающийся кот – ртуть», – объясняет идею проекта участница арт-школы,графический дизайнер, художница Жанна Барукова из Мурманска.

«Мерч сегодня это не просто рекламная продукция. Это эффективный инструмент коммуникации как для самого бренда, так и для потребителя, который таким образом показывает, что разделяет корпоративные ценности и солидарен с брендом. На первый план выходит уникальный пользовательский опыт, возможность мерча быть не только красивым, но еще удобным и функциональным», – говорит Алексей Баранов, креативный директор ЦПКиО им. Горького, член Союза дизайнеров России, преподаватель креативных индустрий. Вместе с Игорем Макеевым, членом Союза дизайнеров России, преподавателем креативных индустрий, арт-директором креативного стартапа Programm, он курировал работу графических дизайнеров над концепцией мерча для Конгресса молодых ученых и церемонии закрытия Года науки и технологий. Мероприятия пройдут в декабре 2021 года в Сочи.

Перед участниками арт-школы стояла задача сделать такой мерч, который захотят носить. В результате мозгового штурма творцы придумали милого персонажа, который просто и с юмором рассказывает о сложных научных терминах. В линейку имиджевой продукции вошли ветровка, свитшот, шоппер, зонт, рюкзак, значок и стикерпак. «Мы хотим, чтобы мерч жил за рамками этого мероприятия. Чтобы люди говорили: «Вау! Хочу это!». Мы с коллегой занимаемся разработкой иллюстраций к книге и стикерам. Для этого придумали персонажа – Кота Шредингера. В книге с ним будут проиллюстрированы одноименный эксперимент и топологическая трансформация. При пролистывании создается анимация – как кот хочет столкнуть кружку кофе, которая превращается в бублик. В конце кот сливается с бубликом – он его поглощает. На стикерах тот же самый кот предстанет в образе химических элементов. Например, кот-рокер изображает железо, разливающийся кот – ртуть», – объясняет идею проекта участница арт-школы,графический дизайнер, художница Жанна Барукова из Мурманска.

Эту концепцию участники презентовали в финальный день заезда Андрею Паштецкому, члену Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию – представителю оргкомитета Года науки и технологий. Придуманный на «Тавриде» мерч можно будет увидеть на заключительном мероприятии проекта в декабре этого года в Сочи.

Креативные пространства: от Крыма до Сахалина

Евпатория — оазис в сухом городе

Участники команды третьего кейса разработали 11 проектов креативных пространств в молодежном центре Евпатории, военном госпитале в Южно-Сахалинске и старых казармах Благовещенска. Они постарались переосмыслить пространство этих площадок и создать на их основе инновационную среду.

«Мы взяли в качестве кейсов проекты креативных пространств, потому что в каждом субъекте есть заинтересованность в развитии подобных мест. Наши коллеги из Евпатории, Южно-Сахалинска и Благовещенска готовы взять проекты ребят на постсопровождение и помочь воплотить их в жизнь», – рассказывает Вероника Никулина, начальник управления «Креативные индустрии» Общероссийской организации «Городские реновации», выступившей партнером арт-школы.

Участник арт-школы, архитектор Лев Комешов из Петрозаводска, уже опытный специалист в своей сфере, возглавил группу, готовившую концепцию для Южно-Сахалинска. «Кураторы сразу предупредили, что этот проект – самый сложный. И я подумал: почему бы не взять его? –говорит Лев. – У нас получилось сделать генеральный план, выполнить визуализацию, разработать айдентику пространства и частичное интерьерное наполнение. На территории военного госпиталя, по нашей задумке, смогут разместиться музейная экспозиция, оранжерея, амфитеатр, фуд-корт и другие объекты».

Для разработки концепций команды провели проектные исследования, социологические опросы и глубинные интервью, сделали SWOT-анализ, первоначальные экономические расчеты, сформировали сценарии пользования территорией и создали визуализацию проектов. Свои идеи участники презентовали в финальный день заезда экспертному жюри. Теперь с учетом их рекомендаций проекты будут направлены в регионы для реализации.

Команда по разработке линейки мерча

Кроме практической части, участники арт-школы получили хорошую теоретическую поддержку. Они обсудили тренды проектирования и совершенствования общественных пространств, поговорили о тенденциях в дизайне, узнали о плейсмейкинге, партисипаторном проектировании и бенчмаркинге, познакомились с инновациями в городской инфраструктуре, искусственным интеллектом и VR, затронули тему устойчивого развития и много другого. В этом им помогали Наталья Логутова, заместитель руководителя Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ; Артем Укропов и Дарья Листопад, сооснователи бюро Megabudkа; Николай Матушевский, основатель Дизайн-завода Flacon; Андрей Сулейков, продюсер кибер-проекта «Это моя земля».


Десятым заездом арт-кластер «Таврида» завершил образовательный сезон в Крыму.  С июня по октябрь на площадке проекта прошло 10 образовательных заездов, которые объединили более 30 арт-школ.  В общей сложности их участниками стали более 3 тысяч творцов из всех регионов России и более 800 экспертов и почетных гостей. Молодые деятели культуры и искусств, которые развиваются в сфере креативных индустрий, учились, вдохновлялись и создавали креативные коллаборации.

- Реклама -
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: youngspacemag@mail.ru

Еще на эту тему