5 октября на площадке арт-кластера «Таврида» в Крыму завершился десятый, заключительный в этом сезоне, образовательный заезд «Город. Точка роста». Одна из его арт-школ была посвящена архитектуре и дизайну. На ней собрались начинающие и опытные архитекторы, ландшафтные дизайнеры, дизайнеры интерьера и графические дизайнеры.
Участникам предложили разработать три кейса: проекты креативных пространств в Евпатории, Южно-Сахалинске и Благовещенске, концепцию мерча для мероприятия Года науки и технологий, проект пространства одной из станций БАМа. О результатах шести дней работы арт-школы – в нашем материале.
NEW БАМ
Архитекторы, ландшафтные дизайнеры и дизайнеры интерьера вместе с партнерами арт-школы – ОАО «РЖД» и архитектурным бюро «Плотинка» – переосмыслили общественные пространства поселений, расположенных вдоль БАМа. За несколько дней участники создали 3 проекта для железнодорожной станции поселка Февральск, по примеру которой можно будет трансформировать другие станции БАМа.

Первый проект направлен на формирование айдентики станций через историю поселков, в которых они находятся. Изначально станции строили по проектам институтов из различных советских республик, соревновавшихся на всесоюзном конкурсе, но со временем индивидуальный характер каждой станции был утрачен – при реконструкции здания перекрасили в фирменные серый и красный цвета РЖД. Участники арт-школы разработали систему паттернов, которая рассказывает о прошлом каждой станции. Например, в поселке Февральск особая история и настроение населенного пункта раскрывается через мозаику и гравировку в оформлении зданий.
Участники второго проекта проанализировали, каких сервисов не хватает жителям поселка. Так как в здании вокзала есть несколько неиспользуемых помещений, они предложили задействовать их под культурные, социальные и спортивные проекты. Еще одна идея – на здании каждой станции БАМа разместить медиафасад, который может стать культурным объектом поселка.
«Участники, которые работали над идеей сортировки отходов, предложили варианты сбора мусора в городских пространствах, установку хабов возле станции, продумали логистику сбора фракций и места переработки на сортировочных полигонах. Благодаря этому на БАМе может появиться целая система сортировки и сбора отходов – это уникальный прецедент для России!», – рассказывает о третьем проекте Илья Полянских, сооснователь и генеральный директор архитектурного бюро «Плотинка». В 2017 и 2018 годах он сам был участником одного из заездов «Тавриды», а теперь приехал уже в статусе одного из экспертов арт-школы архитектуры и дизайна.
Команда первого кейса презентовала свои проекты РЖД и Агентству по развитию Дальнего Востока. Идеи участников пройдут этап корректуры и будут предложены к реализации.
Мерч для научного сообщества

«Мерч сегодня – это не просто рекламная продукция. Это эффективный инструмент коммуникации как для самого бренда, так и для потребителя, который таким образом показывает, что разделяет корпоративные ценности и солидарен с брендом. На первый план выходит уникальный пользовательский опыт, возможность мерча быть не только красивым, но еще удобным и функциональным», – говорит Алексей Баранов, креативный директор ЦПКиО им. Горького, член Союза дизайнеров России, преподаватель креативных индустрий. Вместе с Игорем Макеевым, членом Союза дизайнеров России, преподавателем креативных индустрий, арт-директором креативного стартапа Programm, он курировал работу графических дизайнеров над концепцией мерча для Конгресса молодых ученых и церемонии закрытия Года науки и технологий. Мероприятия пройдут в декабре 2021 года в Сочи.
Перед участниками арт-школы стояла задача сделать такой мерч, который захотят носить. В результате мозгового штурма творцы придумали милого персонажа, который просто и с юмором рассказывает о сложных научных терминах. В линейку имиджевой продукции вошли ветровка, свитшот, шоппер, зонт, рюкзак, значок и стикерпак. «Мы хотим, чтобы мерч жил за рамками этого мероприятия. Чтобы люди говорили: «Вау! Хочу это!». Мы с коллегой занимаемся разработкой иллюстраций к книге и стикерам. Для этого придумали персонажа – Кота Шредингера. В книге с ним будут проиллюстрированы одноименный эксперимент и топологическая трансформация. При пролистывании создается анимация – как кот хочет столкнуть кружку кофе, которая превращается в бублик. В конце кот сливается с бубликом – он его поглощает. На стикерах тот же самый кот предстанет в образе химических элементов. Например, кот-рокер изображает железо, разливающийся кот – ртуть», – объясняет идею проекта участница арт-школы,графический дизайнер, художница Жанна Барукова из Мурманска.
Эту концепцию участники презентовали в финальный день заезда Андрею Паштецкому, члену Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию – представителю оргкомитета Года науки и технологий. Придуманный на «Тавриде» мерч можно будет увидеть на заключительном мероприятии проекта в декабре этого года в Сочи.
Креативные пространства: от Крыма до Сахалина

Участники команды третьего кейса разработали 11 проектов креативных пространств в молодежном центре Евпатории, военном госпитале в Южно-Сахалинске и старых казармах Благовещенска. Они постарались переосмыслить пространство этих площадок и создать на их основе инновационную среду.
«Мы взяли в качестве кейсов проекты креативных пространств, потому что в каждом субъекте есть заинтересованность в развитии подобных мест. Наши коллеги из Евпатории, Южно-Сахалинска и Благовещенска готовы взять проекты ребят на постсопровождение и помочь воплотить их в жизнь», – рассказывает Вероника Никулина, начальник управления «Креативные индустрии» Общероссийской организации «Городские реновации», выступившей партнером арт-школы.
Участник арт-школы, архитектор Лев Комешов из Петрозаводска, уже опытный специалист в своей сфере, возглавил группу, готовившую концепцию для Южно-Сахалинска. «Кураторы сразу предупредили, что этот проект – самый сложный. И я подумал: почему бы не взять его? –говорит Лев. – У нас получилось сделать генеральный план, выполнить визуализацию, разработать айдентику пространства и частичное интерьерное наполнение. На территории военного госпиталя, по нашей задумке, смогут разместиться музейная экспозиция, оранжерея, амфитеатр, фуд-корт и другие объекты».
Для разработки концепций команды провели проектные исследования, социологические опросы и глубинные интервью, сделали SWOT-анализ, первоначальные экономические расчеты, сформировали сценарии пользования территорией и создали визуализацию проектов. Свои идеи участники презентовали в финальный день заезда экспертному жюри. Теперь с учетом их рекомендаций проекты будут направлены в регионы для реализации.

Кроме практической части, участники арт-школы получили хорошую теоретическую поддержку. Они обсудили тренды проектирования и совершенствования общественных пространств, поговорили о тенденциях в дизайне, узнали о плейсмейкинге, партисипаторном проектировании и бенчмаркинге, познакомились с инновациями в городской инфраструктуре, искусственным интеллектом и VR, затронули тему устойчивого развития и много другого. В этом им помогали Наталья Логутова, заместитель руководителя Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ; Артем Укропов и Дарья Листопад, сооснователи бюро Megabudkа; Николай Матушевский, основатель Дизайн-завода Flacon; Андрей Сулейков, продюсер кибер-проекта «Это моя земля».
Десятым заездом арт-кластер «Таврида» завершил образовательный сезон в Крыму. С июня по октябрь на площадке проекта прошло 10 образовательных заездов, которые объединили более 30 арт-школ. В общей сложности их участниками стали более 3 тысяч творцов из всех регионов России и более 800 экспертов и почетных гостей. Молодые деятели культуры и искусств, которые развиваются в сфере креативных индустрий, учились, вдохновлялись и создавали креативные коллаборации.