Анна Циганкова: «Волгоград и Самара – города с одним истоком, но разными судьбами»

Интересно, а что будет, если художники из 2 разных городов приедут друг к другу в гости? Получится ли у них показать незнакомый им город другим, не таким, каким его знают местные жители?

На этот необычный эксперимент пошла волгоградка Анна Циганкова. В 2022 году она выиграла 420 тысяч рублей на фестивале «Таврида.АРТ» для организации арт-лаборатории «Исток».

- Реклама -

В этом интервью мы узнали у нее подробнее про то, как организовать выставку сразу в двух городах при помощи грантовых средств. Что объединяет и различает Волгоград и Самару, как проходил отбор художников и реализация проекта. А также кто такие фураги, почему Самара считается городом слонов и откуда у нее появился культ Волги и как связан пивной завод в Самаре с волгоградской арт-площадкой.

Случайное стечение обстоятельств

Здание ЛОФТ1890, в котором проходит выставка арт-лаборатории «Исток» является постройкой XIX века. Изначально оно было складом Товарищества жигулёвского пивоваренного завода в Самаре. И если изначально это место объединяло Волгоград и Самару через пиво, то теперь еще и через современное искусство.

Идея

Эта выставка появилась и родилась у меня в голове, потому что мне было очень интересно поработать с волгоградским контекстом в плане выставочной деятельности и современного искусства. «Исток» как раз и называется, потому что обращается к истокам 2 городов: Волгограда и Самары.

Волгоград и Самара – города, построенные одним человеком Григорием Засекиным, и при этом, помимо общего исторического прошлого, у них имеются общие истоки географического плана. Это города, которые находятся в степной зоне и на Волге. Поэтому мне захотелось исследовать, как функционирует современное искусство в Волгограде и как в Самаре. И какие возможные пути развития есть у этих городов.

Анна Циганкова Исток

С чего все начиналось

Все началось год назад, когда я впервые поехала в Самару. Меня позвали на конкурс Российская студенческая весна и я была впечатлена этим городом, заинтересовалась их выставками и тоже захотела сделать что-то подобное в Волгограде

На образовательном заезде арт-кластера Таврида «Арт-Маркет» я познакомилась с ребятами, которые являются организаторами центра современной культуры «Нулевая комната» в Самаре. Там они предлагали партнерскую программу для тех, у кого есть какие-либо проекты. Я предложила им свой проект, он им понравился, но на него нужны были деньги.

И как-то мне сказали: «Подай заявку на фестиваль «Таврида.АРТ», где ты сможешь выиграть и реализовать этот проект». Кстати, у меня уже был опыт благодаря акселератору от той же самой Тавриды, где мы создавали проекты, но на нем я еще не знала, чего именно хочу.

Так, буквально за пару дней, появился этот проект благодаря поддержке друзей, которые помогали его написать, составить смету и сделать контент-план. Все очень быстро сложилось в единую картинку и уже на фестивале я выиграла грант.

Анна Циганкова Исток

Но для людей, которые в будущем будут планировать грантовые истории с выставочными проектами, мой совет:

«Нужно абсолютно все делать заранее, а не как я за 2 последних дня, учитывать абсолютно каждый критерий, каждую строчку сметы».

Отбор художников

После получения грантовых средств мы объявили open-call для художников. Это возможность подачи открытой заявки, где абсолютно каждый художник может отправить свое портфолио, ответить, почему он хочет принять участие в этом проекте. В этом отборе из 35 человек мы отобрали десять: трое художников из Самары и семеро из Волгограда.

Сам отбор мы осуществляли по определенным критериям. Для нас был важен момент соединения абсолютно разных художников, которые раньше не работали вместе и вряд ли в каких-либо других проектах стали бы работать.

У нас есть ряд самоорганизаций и одиночных художников, которые нигде не состоят. Между ними есть определенный поток негатива в борьбе за зрителя. Мне очень хотелось этих людей соединить и показать, что мы работаем ради одной цели, ради развития искусства в Волгограде.

Поэтому у нас представлены художники из разных самоорганизаций и даже начинающие художники из педагогического университета, которые только начинают свой путь в творчестве.

Как мне кажется, в этом плане проект достаточно удачный, потому что были те художники, которые раньше не взаимодействовали друг с другом и сейчас они планируют коллаборации, новые проекты. Этот проект даже во многом не про выставку, а про какую-то точку отсчета, своеобразный исток, который будет уже у дальнейшей арт-жизни в Волгограде. То есть мы подготовили определенную почву для тех художников, которые будут дальше развиваться в этом направлении.

Знакомство с городами

Когда художники из Самары приехали в Волгоград, мы их знакомили со всеми музеями, которые у нас есть, с историей города, проводили им разные экскурсии, прогулки по стрит-арту. Все это было для того, чтобы погрузить их не просто в историю Сталинградской битвы, а для того, чтобы показать город фактурнее, чем его обычно представляют туристические компании.

Затем вместе с самарскими художниками волгоградские поехали в Самару. Там также в течение недели мы ходили по лекциям, мероприятиям, мастер-классам, где изучали Самару, как такой единый организм со всей ее фактурой, визуальными брендами, которые есть у этого города.

Что-то между острыми козырьками и гопниками

В Самаре была такая субкультура, как фураги – это что-то между острыми козырьками и гопниками. Это такие люди, которые ходили в 60-е-80-е годы в огромных вязаных фуражках, в «адидасах», с полторашками пива и пели на скамейках песни. В сувенирных магазинах Самары можно найти песни этих фурагов и фотокарточки. Это выглядит очень комично, интересно и создает загадку этого города, потому что эта субкультура дальше Самары не пошла. Это чисто Самарская история и то, как они это преподносят — это просто невероятно круто.

Самарские фураги

Планы

Планов на будущее очень много. Эта выставка дала огромное количество знакомств в Самаре. У меня есть мечта сделать проект, который соединит современное искусство и археологию. Помимо этого, хочется свое пространство открыть.

Если говорить о планах художников, то вот уличный художник Lokh, который у нас выставляется, сейчас будет взаимодействовать с галереей «419» в Самаре. И для меня это очень важная история, потому что происходит межрегиональное развитие проекта уже не в рамках него, а выходящее. Там его работы настолько понравились местной галерее, что они сказали, что сделают отдельную выставку, посвященную стрит-артерам. То есть, казалось бы, один художник из Волгограда начинает делать свою историю в Самаре уже с другими проектами.

Про работы

Нет, это же наши дворы!

Один из самых успешных кейсов этой лаборатории – это работы Яны Арбузовой из Самары. Когда мы только начинали работать над лабораторией, художники очень часто спрашивали: «А обязательно ли нам находить какие-то общие взаимосвязи между городами, параллели этих городов?». Я всегда давала однозначный ответ нет, потому что необходимо было как раз исследовать этот процесс, творчески к нему подойти.

Этот проект больше про исследование, а не какую-то конкретную цель. Даже отсутствие какого-либо результата – это уже результат.

И Яна — та художница, которая по итогам лаборатории сказала: «Знаешь, я к сожалению или к счастью, не нашла никаких параллелей между современным Волгоградом и Самарой». В своих работах она изобразила только Волгоград.

Но самое смешное — это то, что было на открытии выставки в Самаре, потому что ко мне подходили несколько мужчин, которые говорили: «Подождите, вы серьезно хотите убедить, что это изображен Волгоград?». Мы говорили: «Да, вот дворик Аляски, дворики со стрит-артом». Они говорили: «Нет, подождите! Мы уверены, что это изображена Самара». И они в течение 10 минут пытались меня убедить, что это их дворы. Тут как раз и открывается этот интересный феномен, что художница, которая у себя в голове не нашла этих параллелей, нашла эти параллели у зрителя.

Долой стерильные черные рамки

С Вадимом Пашковым мы работаем уже достаточно давно. Выставка, которую я до этого делала, была посвящена как раз жанру уличной фотографии и после поездки в Самару мы много дискутировали и обсуждали то, как будут выставлены работы. Одним вечером мне позвонил Вадим и сказал: «Слушай, я уличный фотограф и понимаю, что я не должен заключать свои работы вот в эти стерильные черные рамки. Мои работы про улицу и они должны быть на каких-то уличных артефактах». Через 2 дня Вадим позвонил и сказал: «Я два дня рылся по мусоркам Краснооктябрьского района». Но он предупреждает, что в сами баки он не лез, а находил только то, что бережно оставлено людьми, что они побоялись выкинуть, но вот у себя держать уже не могли.

И в этом плане мне этот подход очень понравился, потому что действительно, чем эти фотографии отличаются от простых распечатанных фотографий, которые можно найти в социальных сетях? Да по сути ничем. А тут фотограф вводит улицу, которую он отснял в уличные артефакты тем самым усиливая этот эффект.

Модерн VS сталинский ампир

Вот еще одна интересная работа Самарской художницы Анны Франц. Здесь на каждой створке изображен город. На одной Волгоград, а на другой Самара. Аня, когда приехала в Волгоград, сразу поняла, что хочет работать с архитектурой. Если мы посмотрим на архитектуру Самары и Волгограда, то в центральной части Волгограда у нас преобладает сталинский ампир, потому что после войны пошла плановая застройка улицы Мира и Советской. А в Самаре основной преобладающей архитектурой является модерн, который является очень легким и воздушным.

Не читайте сопроводительный текст — читайте сами работы

Это работы уличного художника. Он работает под псевдонимом Lokh и нигде не фигурирует со своим лицом, всегда в маске. В Волгограде он работал именно как стрит-артер. Все его работы были на улице и в последний год он только начинает работать с выставочными концепциями. Его серия работ называется «Путь», «Сердце» и «Дом». Здесь он изображает места Самары, но с Волгоградским взглядом. Когда он делал эту серию работ, то вдохновлялся во многом прозрачными чехлами от телефона, куда мы очень часто все кладем. И это, по сути, получился такой дневник путешествия в Самару.

Интересный вопрос возник, когда мы обсуждали, как будет выглядеть сопроводительный текст. Здесь в каждой работе есть текст и по факту его работы — это своеобразная головоломка, которую нужно зрителю сложить, чтобы понять этот единый нарратив, который он, как художник, создает. И поэтому текст, который мы написали, буквально говорит: «Не читайте сопроводительный текст — читайте сами работы, в них уже все есть». На работах есть интересные фразы, в том числе «Ты такой же, как и я когда-то был». Но сам автор никогда не говорил, что он в них вкладывает, здесь только интерпретации зрителей.

Про слонов и культ Волги в Самаре

Вот еще одна интересная работа художницы из педагогического университета Наташи Панфировой. Она сама родом из Самарской области, но учится и живет в Волгограде уже больше трех лет. Она говорила, что никогда не рисовала родной город, но всегда рисовала Волгоград, поэтому ей хотелось вернуться к себе на Родину, чтобы изобразить что-то родное и теплое. Ее работы выполнены в виде путевых заметок, которые называются «Путешествие в сердце». Их можно смотреть с разных ракурсов, но я всегда предлагаю разложить полностью. Здесь изображены характерные для Самары моменты: наличники, окна в стиле модерна.

Также Самара является городом слонов, которые уже стали их брендом. В XVIII веке в Самаре один из купцов решил построить себе дачу рядом с которой он поставил два огромных бетонных слона. После чего они превратились в отдельный бренд Самары и стали часто появляться на сувенирах и открытках. Сейчас эта дача является заброшенной, но вход на нее огорожен.

Дом со слонами в Самаре

А если мы перевернем, то увидим Волгу, которая изображает все, что есть в Самаре. Художников из Самары вообще удивлял тот момент, что в Волгограде нет культа Волги. В Самаре Волга – это отдельный культурный пласт. Там вообще естественная практика каждый день летом ходить на Волгу в отличие от волгоградцев. Несмотря на то, что там нет моря и других важных туристических аспектов, огромные потоки туристов приезжают в Самару летом, потому что этот культ Волги и помогает самарчанам нормально развиваться.

Сноведенческий поход

Следующая работа волгоградской ходожницы Галы Измайловой. Лаборатория стала возвращением к ее личным истокам, потому что изначально она начинала с фотографии. Здесь она работает с пленочной фотографией и с такой техникой, как мультиэкспозиция. То есть здесь она повторно снимала уже на отснятую пленку.

Сами работы называются «Сны о Самаре», потому что если мы посмотрим на то, как Самара выглядит, то это такой треугольничек, где маленький уголок — это исторический центр, а все остальное это индустриальные районы. И если вспомнить деревянные постройки, то не трудно догадаться, что в них никто не живет, потому что они в очень плохом состоянии. Поэтому центр Самары всегда полупустой и когда мы приехали, для нее это стало таким своеобразным сноведенческим походом, когда мы гуляли по холодным улицам Самары с полным отсутствием людей.

Интервью с организатором выставки Анной Циганковой

Фотографии:
Официальная группа арт-лаборатории «Исток» и «Центра молодежной политики. Волгоградский регион»

Мария Фролова
Мария Фролова
Специалист по связям с общественностью ГБУ ВО "Центр молодежной политики"

😍 Нравится Янгспейс?

А еще вот что:

Новости: