Анастасия Аввакумова рассказала нам о том, как развивалась её карьера в маркетинге от промоутера до управляющего партнера рекламного агентства Studio 42
— Расскажите, как вы пришли в профессию?
Когда я училась на втором курсе университета, подруга рассказала, что можно заработать денег, работая промоутером. Я решила: «Почему бы и нет?», планируя подзаработать. Тем не менее, одной деятельностью промоутера круг моих интересов не ограничивался: мне становилось все более и более интересно работать в рекламе, постепенно мне давали новые задачи и обучали новым навыкам.
А после университета меня взяли на позицию помощника менеджера по персоналу и предложили зарплату в 250 $. Через короткое время я стала начальником отдела, а спустя полтора года ушла в клиентский отдел. Вот так студентка без опыта сумела попасть в штат с нижайшей должности и начать двигаться по карьерной лестнице.
«В 2008 году с двумя коллегами мы открыли свою собственное рекламное агентство, и… закрыли его меньше, чем через два года»
Почему? Скорее всего, причина была банальна: в тот момент я просто не была готова к своему бизнесу, и у нас не было никаких шансов. Сейчас я вполне четко это осознаю, но тогда это был очень сложный период, я была разочарована в себе, не было сил и желания что-то делать.
Переосмыслив ситуацию, я устроилась в другое агентство на позицию руководителя отдела по работе с клиентами. А в 2015 году мне предложили стать партнером рекламного агентства «Studio 42», которое существовало уже несколько лет и занималось развитием марки молодежной одежды FORTYTWO. Мы поменяли направление работы, сделали много ярких и крутых проектов и это было только начало
— Насколько вам помогает предыдущий опыт?
Когда я выросла до менеджера, «полевой» опыт промоутера мне очень помогал. Я четко понимала, как устроен этот бизнес изнутри, потому что и в отличие от остальных имела более глубокое понимание системы его функционирования.
Я уже знала, как работает промоутер и как ведет себя живой покупатель, так что эта “школа” помогала мне придумывать и воплощать работающие механики и программы в начале моей «настоящей» карьеры. Сейчас, кстати, этот опыт тоже был бы полезен: рынок изменился, но “полевые” навыки промоутера применимы и в современной практике.
— То есть сейчас, на ваш взгляд, рекламщик должен иметь специальное образование?
В то время, когда я начинала свою карьеру, профильного образования по рекламной деятельности просто не было или было крайне мало. Таким образом мы получили целый пласт рекламщиков без теоретических знаний, которые, в общем и целом, неплохо функционировали и без них.
Но сейчас рекламный рынок шире, насыщеннее, инструменты сложнее и учиться их применять «в поле» просто нет времени. Поэтому, безусловно, я за старт со специальным образованием
— Какими качествами должен обладать современные рекламные агенты?
Рекламное агентство — это яркая история про ежеминутное общение с коллегами, подрядчиками, персоналом, клиентами – остаться, что называется, «наедине с собой» с такой работой вам не удастся. Важно не просто уметь общаться, а полюбить общаться, так что первое качество настоящего рекламщика– коммуникабельность.
Ассертивным – то есть уверенным, но не агрессивным, — людям проще обаять клиентов, потому что уверенность в себе заразительна и передается окружающим.
«За уверенными людьми идут, им доверяют и их ценят в любой сфере. Поэтому всем тем, кто мечтает о карьере рекламщика, стоит изучить вопрос ассертивности подробнее»
Любопытство тоже не порок, когда оно применяется с умом для достижения корпоративных целей. Широкий кругозор в рекламе идут рука об руку с успешной карьерой.

— Что важнее для рекламщика: креативное мышление или навыки?
Креативное мышление и кругозор позволяли мне найти нетривиальное решение гораздо чаще, чем опыт. На мой взгляд, новая задача всегда требует новое и свежее решение, а не повторения из прошлого опыта. Поэтому, друзья, развивайте креативность. В Excel’е можно научиться работать позже (смеется).
— Что лучше в современных реалиях: работать рекламщиком в агентстве или создать свой бизнес?
Это вопрос не про время, это вопрос про человека. Давайте я сразу разочарую половину читателей: свой рекламный бизнес — это не про выбор одних только интересных проектов, и не возможность приходить в офис, когда захочешь, это — десятки операционных вопросов, налоги, вложения, кадры, серьезная ответственность и только потом «праздник какой-то». Создать свой бизнес хотят многие, но не все к этому готовы. Это я поняла на своей шкуре десять лет назад.
— С чего бы вы посоветовали начать молодым специалистам, которые грезят о работе в рекламной индустрии?
Выбрать себе персонального «ментора», который поможет определиться и выявить ту сферу рекламы и маркетинга, в которым вы сможете построить успешную карьеру.
Под «ментором» я имею в виду старшего коллегу, начальника и вообще любого человека, чей взгляд на жизнь и карьеру вам близок, а опыт неоспорим. Мой негласный ментор была выбрана случайно, им стала владелица рекламного агентства, входящего в группу компаний, в которой я начинала свою карьеру. Я наблюдала за ней, общалась и только сейчас осознала, что она была для меня тем самым ментором, дав направление в рекламной жизни.
Ментор не обязательно должен учить. Его пример может молча направлять и вдохновлять – в наше время с ним даже не обязательно быть знакомым. Он может работать в другой сфере или быть успешным в вашей, жить в другой стране или их может быть несколько. Нет ничего плохого в том, чтобы найти себе “кумира”, главное — не забывайте еще и упорно работать!