Что такое стартап?
Сейчас в сети вы найдете больше 10 определений понятий «стартап». Что касается истории, то впервые термин появился в США в 1939 году в штате Калифорния, где на тот момент было сконцентрировано почти все предприятия и фирмы, занимающиеся новыми технологиями. Как раз в те времена студенты Дэвид Паккард и Уильям Хьюлет из Стэндфордского университета создали свой небольшой проект, который назвали «стартапом» (от английского «start-up» значит стартовать, запускать). В последствии их стартап перерос в огромную и успешную компанию.

Сегодня почти каждый второй, а если не второй, то третий студент задумывается о создании собственного бизнеса или стартапа. Прославиться также, как Марк Цукерберг, создатель социальной сети «Facebook» или Бил Гейтс, один из создателей «Microsoft». Все больше студентов создают свои стартапы в различных отраслях. На что в последнее время большое влияние оказывает кинематограф, голливудские фильмы: «Пираты силиконовой долины», «Джобс: империя соблазна», «Социальная сеть». В них рассказываются история взлетов и падений, романтика и «легкие большие деньги», окружающие стартапы. Отечественный кинематограф также не поскупился на такие проекты и в 2014 году выпустил фильм «Стартап», который представлял из себя историю о создании компании «Яндекс».
Стартап — это временная организация, созданная для поиска повторимой, масштабируемой и успешной бизнес-модели. Это понятие дано Стивом Бланком, который по праву считается «Крестным отцом Кремниевой долины».
В аналитических материалах ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), понятия «стартап», «инновационный стартап», «малая инновационная компания» рассматриваются как синонимы, причем инновационный стартап определяется как малая компания, выпускающая новые виды продукции и/или услуг. Если смотреть с инвестиционной и экономической точки зрения, то стартап — это предприятие которое находится на стадии убыточности или фазе первоначальной прибыли. Причём данный этап прибыльности обусловлен не уровнем заработка, а именно временем нахождения в данной фазе.
Поначалу шаблон бизнес-модели стартапа состоит из идей и догадок, а сама компания не имеет потребителей и не знает о них ничего. Хотя каждый вид стартапа имеет свои особенности.
Основные черты стартап-проектов
- «молодость», компания должна быть создана недавно или находится в процессе становления;
- ограниченность в ресурсах, в том числе и временных, что обусловлено молодостью компании;
- наличие инновационной технологии, новизны;
- ведение предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем или микропредприятием (2-10 человек);
- отсутствие чёткого разделения труда, чёткой организационной структуры.
Именно в таких условиях когда-то создавались следующие стартап-проекты: «Facebook», «Microsoft», «Google», российская социальная сеть «Вконтакте». Но, стоит отметить, что сейчас эти крупные компании нельзя назвать стартапами так как это уже разросшиеся компании, которые имеют иную организационную культуру.
Поддержка молодежных стартапов
Одним из самых массовых и успешных ресурсов для создания стартапов являются бизнес-инкубаторы. В мире с каждым годом их становится все больше как государственных, так и частных. Так, например, в России общее число бизнес инкубаторов давно перевалило за сотню, что говорит о высокой успешности и востребованности как у студентов, так и в бизнес-структурах.
Поддержка молодежных стартап проектов является одной из приоритетных направлений и задач «Стратегии развития молодежи Российской федерации на период до 2025 года».
Выдержки из стратегии:
- Деятельность направлена на развитие качественных характеристик и человеческого капитала молодежи за счет прихода талантливой молодежи в науку и искусство, в бизнес. (Обеспечить рост человеческого капитала молодежи на 5-5,5% к 2025 г.).
- Обеспечение мотивации молодежи к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству. Создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала, самореализации молодежи.
- Сформировать систему управления талантами как приоритет и технологию в развитии способностей и одаренностей молодежи, обеспечивающую эффективную интеграцию талантливой молодежи в российскую науку, экономику и управление.
Третья платформа
Что касается будущего стартапов и их развития в IT-отрасли, то основную долю рынка будет занимать, так называемая «третья платформа», которая характеризуется стремительно растущим количеством постоянно подключенных к Интернету мобильных устройств в сочетании с широким использованием социальных сетей и развитой облачной инфраструктуры, применяемой для решения комплексных аналитических задач. Приложения, контент и услуги, построенные на базе технологий «третьей платформы», доступны миллиардам пользователей. Облачные вычисления, большие данные, мобильные и социальные технологии стимулируют взаимное развитие.
К «третьей платформе» относятся концепция «интернет-вещей», биомедицинские технологии которые фиксируют состояния человека в режиме 24/7, отправляя данные на сервер, «Умный дом», различные облачные сервисы от обработки большого количества данных до личного кабинета.
Если вы хотите увидеть, как создается стартап то советую посмотреть сериал «Кремниевая долина», вышедший на канале HBO в 2014 году.
