Смотрите под ноги: Shoegaze и мир, который он открывает

Тот редкий случай, когда совет смотреть под ноги привел к возникновению культурного феномена. А кроме шуток, шугейзинг и по сей день остается одним из самых влиятельных и популярных направлений в альтернативной музыке. С этого момента – поподробней.

В золотых восьмидесятых, когда с экранов телевизоров Рик Эстли обещал никогда вас не бросать, в менее жизнерадостной сфере уже вставал в полный рост монстр андеграундного рока. В руках таких групп, как Sonic Youth и Dinosaur Jr. гитарный шум превратился в важнейший композиционный элемент.

шугейз
- Реклама -

К замечательной комбинации пришли шотландцы The Jesus and The Mary Chain с выходом их дебютника Psychocandy. Это было необычное сочетание структур поп-музыки и экспериментальных шумовых аранжировок. Синглы, вышедшие с него, вроде Just Like Honey и Never Understand, стали хитами андеграунда, а сам альбом, с его резким, отстраненным, но мелодичным звучанием — культовым.

Примерно в то же время к своему характерному неземному, заправленному поглощающей реверберацией звуку пришли вдохновители дрим-попа Cocteau Twins. Альбом Treasure по-настоящему оправдал свое название, став знаковой записью.

шугейз

Свежесть звучания, перспективы, открываемые им, дух экспериментализма порождают новые и новые группы.

Это совпадает с созданием культового лейбла Creation, под предводительством эксцентричного и дальновидного Алана МакГи. Получившие популярность под его именем Jesus and The Mary Chain и Primal Scream дали толчок развитию психоделических элементов в альтернативе конца 80-х. Огромную роль под началом лейбла играл звукорежиссер Алан Моулдер, что в будущем стал ответственен за многие знаменитые альбомы. А вышедший на Creation в 1989 году альбом Isnt Anything ирландской группы My Bloody Valentine своим бескомпромиссным звучанием и вовсе открыл новую страницу в развитии молодого направления.

шугейз

Что такое шугейз?

Не только музыкальное, но и в определенном контексте культурное движение. Эта сцена была сплочена, группы поддерживали друг друга, что сперва привело к возникновению термина «Сцена, прославляющая себя». Сам же термин Shoegazing буквально переводится как «разглядывание ботинок». Причина тому – сценическое поведение музыкантов. Они смотрелись отстранено, и часто смотрели будто в пол (либо на ботинки), на самом деле, концентрируя внимание на гитарных педалях, создававших немыслимые эффекты.

- Advertisement -

От своих шумных предшественников жанр отличается, все же, куда большим разнообразием. Стена звука создается при помощи множества различных эффектов, искажение соседствует с чистым звуком, вокал приобретает неясное, эфирное звучание. В целом, лучше один раз послушать, чем сто раз прочесть, так что…

Для начала предлагаем познакомиться с так называемой «святой троицей шугейзинга». Три великих альбома от трех великих групп.

RIDE NOWHERE (1990)

шугейз RIDE – NOWHERE

Одна из первых записей жанра, получившая статус шедевра. Британцы Ride при помощи Алана Моулдера смешали классическую психоделию с эстетикой расцветавшего тогда нойз-рока, и результатом стало звучание почти наркотического характера. Поверх мощной ритм-секции гитарные партии пребывают словно в свободном плавании. Уже открывающая альбом Seagull кидает слушателя в стремительный шумовой экстаз. Kaleidoscope и In a Different Place чуть (совсем малость) более приземлены и дают больший простор для мелодий за счет выведения на передний план менее размывающих эффектов. Polar Bear же, напротив, повышает процент гитарного «тумана».  Decay и Paralysed добавляют оттенки нескрываемой меланхолии в общую мечтательную атмосферу альбома, а Vapour Trail (одна из известнейших у группы) эффектно завершает его своей сильной ритмикой, светлой мелодией и изящными струнными.

SLOWDIVESOUVLAKI (1993)

шугейз SLOWDIVE – SOUVLAKI

Если на предыдущей записи вы более-менее, покачиваясь, еще стояли на ногах, то Slowdive в Souvlaki подхватывают вас и уносят дальше от земли. Здесь обретает неземной эффект каждый инструмент и вокальная партия. В случае со Slowdive, музыка становится мрачнее, местами приобретает готический характер (что неудивительно, ведь само название группы – отсылка к песне известной готик-рок группы Siouxsie and the Banshees). Альбом замечательно развивается. Светлые, полные чувства балладные вещи Alison (ставшая главным синглом), Machine Gun и 40 Days подводят к двум необычным, загадочным экспериментам Sing и Here She Comes (что являются плодами совместной работы группы и великого и ужасного Брайана Ино). Поистине космическая атмосфера разворачивается в центральном треке, Souvlaki Space Station. Меланхолия набирает обороты в When the Sun Hits и Melon Yellow. Альбом эффектно закрывает оставляющая чувство безысходности Dagger. Стоит отметить, что несмотря на абстрактность, Souvlaki – очень личная работа, вдохновленная разрывом отношений между двумя участниками группы, что делает ее особо выразительной и печальной.

MY BLOODY VALENTINE – LOVELESS (1991)

Приплыли. Шугейзинг был бы немыслим без этого альбома. Кевин Шилдс и команда в свое время стали первопроходцами жанра. Гитарные приемы Шилдса, его увлеченность, эксперименты, его перфекционизм, в конце концов, привели к появлению на свет одной из самых аутентичных работ в альтернативной музыке. При сравнении, Nowhere поднимает психоделию до ощущения нереальности происходящего, Souvlaki уносит в космические пространства, а Loveless просто существует в какой-то своей вселенной.

MY BLOODY VALENTINE – LOVELESS шугейз

Уже с мощного первого трека, Only Shallow, искажение принимает гиперболические формы. Важный элемент звучания — «глайдовая» гитара Шилдса – применение рычага тремоло при бое, что моментально расстраивает и возвращает гитару в строй и создает некий пьянящий эффект. Вокал в треках становится играющим инструментом, не средством передачи текста (который в рамках альбома не так важен). В треках вроде To Here Knows When песенная структура теряется вовсе, превращаясь в пленительную шумовую медитацию, что на контрасте с When You Sleep и I Only Said смотрится замечательно.

Грузное, глубокое звучание Sometimes достигается при помощи гипнотического ритма и сочетания акустической и электрической партий. Вокальные и клавишные семплы успешно дополняют плотные текстуры альбома. Ну а завершающий трек альбома Soon – вообще своеобразный хит, смешивающий абстрактную инструментовку и призрачный вокал с заводящим танцевальным ритмом. Loveless – работа необыкновенная, определившая саму философию жанра и до сих пор считающаяся шедевром.

*** Но не будем, однако, останавливаться на самом очевидном. Если вас впечатлило введение, советуем ознакомиться и со следующими замечательнейшими образцами.

Catherine WheelChrome (1993)

шугейз Catherine Wheel – Chrome

Эта британская команда наделила шугейзовую оболочку настоящим драматизмом, с изменчивой динамикой и драйвом альтернативного рока. Вещи-боевики Kill Rhythm, Confess и одноименный Chrome, светлые мелодии в Сrank и The Nude, доходящие до просто эпических масштабов Broken Head и Half-Life и даже посвящение Роберту Фриппу (гитаристу King Crimson). Подкреплено это солидным вокалом Роба Диккинсона. Как было отмечено критиками, альбом столь же резок, сколь нежен.

SwervedriverMezcal Head (1993)

шугейз Swervedriver – Mezcal Head

Для британской группы, Swervedriver звучат уж очень по-американски. Но никакого диссонанса это не создает. Напротив, показывает, как эффектно около-гранжевая основа песен сочетается с психоделичными гитарными эффектами. Расслабленный (или только кажущийся таким) вокал, периодически всплывающие «жирные» риффы в For Seeking Heat, A Change is Gonna Come, оттенки американской романтики в Last Train to Satanville и Girl on a Motorbike, размеренная, и при этом напряженная, отчаянная Duress. Альбом словно создан для поездки на мотоцикле по нереальным ландшафтам.

The Verve – A Storm in Heaven (1993)

шугейз The Verve – A Storm in Heaven

Наверняка не совсем то, что ожидаешь услышать от ребят, известных хитом Bitter Sweet Symphony, но так оно и есть. Дебютный альбом героев британского альт-рока крайне удачно поймал волну. Внушительный, а местами и вовсе экстремальный уровень реверберации в треках вроде Already There, Beautiful Mind или Make It ‘til Monday создает холодную, воздушную атмосферу, отлично дополняемую брит-поповой базой в Star Sail, Slide Away (НЕ кавер на Oasis) и периодическим впечатляющим включением духовых и клавишных. В результате мы имеем отличную, запись, словно сделанную в той самой пещере с обложки.

LushGala (1990)

Lush – Gala шугейз

Не совсем альбом в традиционном понимании слова, скорее сборник материала, издававшегося на ранних мини-альбомах и EP. Но сборник поистине впечатляющий! Характерные жанровые элементы, мечтательная, светлая атмосфера, связывающая группу с пионерами Cocteau Twins (да и гитарист «твинс» Робин Гатри, к слову, один из продюсеров альбома) на треках вроде Sweetness and Light и Thoughtforms стоит рядом с агрессивным и мрачным (почти маниакальным) пост-панковым духом в Leaves Me Cold и Baby Talk. Своеобразная гармония между ними появляется в бодрых песнях вроде хитовой De-Luxe. Замечательный альбом, не теряющий атмосферы и не дающий заскучать.

ФИНИШ (?)

шугейз

Ближе ко второй половине 90-х волна шугейзинга пошла на спад, окончательно уступив брит-попу и гранжу. Ушел ли он навсегда? Живет и здравствует! Возникший в начале 2000-х nu gaze провел, если можно так выразиться, отличную работу по восстановлению этого жанра и объединил таких артистов как My Vitriol, Blonde Redhead, Deerhunter, DIIV а также (минутка гордости) наших соотечественников Pinkshinyultrablast. Шугейзовая сцена внушительно развилась в Японии. Искусное использование шумов, эффектов и стены звука для создания особой атмосферы привело к возникновению звучания, которое, по сути, может существовать вне времени.

И по сей день, шугейзинг развивается и впитывает новые формы музыки, отлично соединяясь даже с блэк-металом (blackgaze) в творчестве Alcest и Amesoeurs. Ветераны Jesus and The Mary Chain вернулись в строй с новым альбомом, Damage and Joy, первым за 18 лет. Не говоря уже о том, что и «святая троица» тоже в деле. My Bloody Valentine в 2013 году, после долгого перерыва выпустили третий альбом. Slowdive воссоединились и вернулись к концертной деятельности в 2014 (и недавно даже объявили о работе над новым материалом). И Ride начали 2017 год выходом нового сингла Charm Assault, своей первой песней за 20 лет (вскоре вышел второй, Home is a Feeling, и было объявлено о предстоящем новом альбоме). Что мы имеем? Удивительно, но молодежь, разглядывающая ботинки, смогла создать нечто необыкновенное, оставившее след в музыке на многие времена.

Максим Алешин
Максим Алешин
Музыкальный критик.

ТОП-5 за день

Еще на эту тему