Гуманистическая концепция молодежи И.М. Ильинского: идея субъектности молодежи

Почитай

Редакция Янгспейс
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: youngspacemag@mail.ru

Гуманистическая концепция молодежи И.М.Ильинского – в своей основе опирается на социально-философское понимание гуманизма как признания самоценности человека, его жизненного выбора. Самоценна, таким образом, молодость, выступающая как биосоциальное свойство индивида, и молодежь как особая категория общества, являющаяся общечеловеческим достоянием.

Специфика его концепции состоит в том, что она существует не сама по себе как еще одна теория молодежи, но как обоснование определенной линии в области разработки и осуществления молодежной политики, выявления ее стратегической составляющей.

Гуманистическая концепция молодежи во многом определила пути развития социологии молодежи в России. Основные идеи концепции Ильинского дали толчок к теоретическому осмыслению задач и результатов государственной молодежной политики. На научной базе этой концепции осуществлялись важнейшие концептуальные разработки в сфере молодежной политики и готовились соответствующие документы (включая законопроекты, проекты правительственных постановлений, федеральных и региональных целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов и др.).

Концепция Ильинского включает восемь базовых положений

1 Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:

  • (а) молодость тесно связана с идеей зависимости;
  • (б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
  • (в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
  • (г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
  • (д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;
  • (е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.

2 Молодежь по природе двойственна: она — явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

3 Молодежь — явление конкретно-историческое. Это означает, что «число определений молодежи может быть равно числу конкретных обществ, каждое из которых выводится из общего определения молодежи и в то же время служит базой для конкретизации этого определения».

4 Молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.

5 Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.

Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.

6 Молодежь — носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.

7 Молодежь — объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.

Идея субъектности молодежи

Основополагающей в концепции Ильинского является идея субъектности молодежи. Близкая позиция разрабатывалась в трудах болгарского исследователя П.-Э. Митева, выдвинувшего концепцию реализации и самореализации молодежи (Митев, 1983). Она в той или иной мере представлена в трудах польских исследователей М. Карвата и В. Миляновского (Karwat M., Milanowski, 1981ab), ряда российских исследователей. И. М.

Ильинский интерпретирует субъектность молодежи особым образом, показывая, что проблема состоит в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое — все общество, его настоящее и будущее.

Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых социальных и культурных условиях. «Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода» (Молодежь России…, 1993: 6) — таков, по Ильинскому, путь к управлению социальным развитием в новых условиях: «открытие» субъектной роли молодежи в масштабах общества и есть необходимое условие, предваряющее эффективную реализацию социальной субъектности молодежи.

Что почитать:

  1. Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны;
  2. Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2011) Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого;
  3. Луков, В. А. (2006) Ильинский: гуманистическая концепция молодежи;
  4. Луков, В. А. (2013)  Ильинский Игорь Михайлович о проблемах молодежи и молодежной политики.

😉 Заинтересовал Янгспейс?

Что нового?

Исследование: Как вузы и колледжи влияют на реализацию потенциала молодёжи?

Может ли вуз или колледж стать местом, которое даст равные шансы всем, кто хочет изменить свою жизнь или освоить новое дело, проверить себя?

Еще на эту тему

Что нового?