Гуманистическая концепция молодежи И.М.Ильинского – в своей основе опирается на социально-философское понимание гуманизма как признания самоценности человека, его жизненного выбора. Самоценна, таким образом, молодость, выступающая как биосоциальное свойство индивида, и молодежь как особая категория общества, являющаяся общечеловеческим достоянием.
Специфика его концепции состоит в том, что она существует не сама по себе как еще одна теория молодежи, но как обоснование определенной линии в области разработки и осуществления молодежной политики, выявления ее стратегической составляющей.
Гуманистическая концепция молодежи во многом определила пути развития социологии молодежи в России. Основные идеи концепции Ильинского дали толчок к теоретическому осмыслению задач и результатов государственной молодежной политики. На научной базе этой концепции осуществлялись важнейшие концептуальные разработки в сфере молодежной политики и готовились соответствующие документы (включая законопроекты, проекты правительственных постановлений, федеральных и региональных целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов и др.).
Концепция Ильинского включает восемь базовых положений
1 Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:
- (а) молодость тесно связана с идеей зависимости;
- (б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
- (в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
- (г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
- (д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;
- (е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.
2 Молодежь по природе двойственна: она — явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.
3 Молодежь — явление конкретно-историческое. Это означает, что «число определений молодежи может быть равно числу конкретных обществ, каждое из которых выводится из общего определения молодежи и в то же время служит базой для конкретизации этого определения».
4 Молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.
5 Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.
Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.
6 Молодежь — носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.
7 Молодежь — объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.
Идея субъектности молодежи
Основополагающей в концепции Ильинского является идея субъектности молодежи. Близкая позиция разрабатывалась в трудах болгарского исследователя П.-Э. Митева, выдвинувшего концепцию реализации и самореализации молодежи (Митев, 1983). Она в той или иной мере представлена в трудах польских исследователей М. Карвата и В. Миляновского (Karwat M., Milanowski, 1981ab), ряда российских исследователей. И. М.
Ильинский интерпретирует субъектность молодежи особым образом, показывая, что проблема состоит в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое — все общество, его настоящее и будущее.
Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых социальных и культурных условиях. «Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода» (Молодежь России…, 1993: 6) — таков, по Ильинскому, путь к управлению социальным развитием в новых условиях: «открытие» субъектной роли молодежи в масштабах общества и есть необходимое условие, предваряющее эффективную реализацию социальной субъектности молодежи.
Что почитать:
- Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны;
- Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2011) Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого;
- Луков, В. А. (2006) Ильинский: гуманистическая концепция молодежи;
- Луков, В. А. (2013) Ильинский Игорь Михайлович о проблемах молодежи и молодежной политики.