Социологи выяснили, как взрослеет российская молодежь

На основе проведенных интервью социологи выделили пять смыслов, которые современные молодые люди вкладывают в понятие “взрослость”.

В рамках одного из своих проектов социологи Центра молодежных исследований (ЦМИ НИУ ВШЭ) два года проводили интервью с молодыми людьми из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Свердловской области и Краснодарского края, чтобы выяснить, как взрослеет российская молодежь в контексте поколенческих изменений в существующих социально-экономических условиях. 

Переход к взрослости сопровождается как проживанием определенно­го ряда социо-демографических событий (получение образования, выход на рынок труда, отделение от родителей, начало совместной жизни с партнером, брак и рождение детей), так и обретением ряда субъективно переживаемых характеристик.

- Реклама -

С изменением социально-экономической ситуации в мире все более очевидными становятся индивидуальные траектории взросления молодых людей. Все больше внимания сама молодежь уделяет личностным характеристикам взрослости.

На основе проведенных интервью социологи выделили пять смыслов, которые современные молодые люди вкладывают в понятие “взрослость”.

1. Взросление как ответственность

Ответственность за других — один из ключевых субъективизированных марке­ров взрослости. Ответственность неоднородна, она может быть социальной, гражданской, профес­сиональной или выражаться в готовности принимать решения и отвечать за результат. Ответственность за других — еще один важный вид ответственности в рамках взросления. При этом «другими» могут выступать не только дети, но и родители, подчиненные на работе, домашние питомцы. Здесь же возникает другой важный аспект — долженствование. Взрослый человек должен осознать необходимость заботиться о ком-то.

2. Самостоятельный и независимый взрослый

Многие молодые люди связывают взросление с осознанием самостоятель­ности и независимости, которые артикулируются у всех по-разному. Чаще всего само­стоятельность и независимость ассоциируются с принятием решений, планированием, материальной обеспеченностью. 

3. Взросление и родительство

Несмотря на то, что ранее рождения ребенка являлось одним из основных маркеров взросления, для современной молодежи факт рождения ребенка мало значит, более значима готовность взять на себя ответ­ственность за его жизнь и воспитание. Рождение детей / создание собственной семьи считается определенной «точкой невозврата», после которой человек считается взрослым. При этом важную роль во взрослении играет не просто родительство, а именно осознанное родительство является показателем взрослости: когда человек спланировал рождение ребенка и готов быть за него ответственным

Женщины чаще называют появление детей ключевым моментом взросления, мужчины делают больше акцент на финансовой обеспеченности и состоятель­ности, что помогает им обеспечить семью.

4. Взросление как навык

«Взрослость» — это навык, нужно «уметь» быть взрослым, когда это необходимо, но одновременно важно сохранять в себе ощущение молодости. Взрослость — это не постоянная характеристика личности, а опыт, набор неких навыков и умений, которыми можно воспользоваться при необходимости

5. «Маленький» взрослый

Российская молодежь не стремиться стать «идеальными» взрослыми, они хотят оставить в себе «внутреннего ребенка», чтобы сохранять баланс между «серой» (скучной) взрослостью и игривой детскостью. Это связано, в том числе, с восприятием взрослости как чего-то негибкого, закостенелого, знаменующего начало старения.

Можно сказать, что молодые россияне взрослеют не так, как это делали родители и ба­бушки с дедушками, но так, как взрослеют их ровесники во многих других странах в современном мире. Они долго учатся, активно начинают работать, откладывают брак и рождение детей на более поздний срок, становясь с возрастом более ответственными, а главными критериями взросления оказываются осознанность, ответ­ственность и забота о других.


Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в статьях исследователей Центра:

Нартова Н. А., Фатехов А. М.: Переход во взрослость российских миллениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма?

Кравцова А. Н., Кузинер Е. Н.: Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов

Автор: Бемлер Екатерина

Редакция Янгспейс
Редакция Янгспейс
Пишем о молодежной культуре и работе с молодежью. Присылайте материалы на почту: [email protected]

😍 Нравится Янгспейс?

А еще вот что:

Новости: