Yury Rets — основатель серии вечеринок «сдвиг», диджей и продюсер. В этом интервью он рассказал YS, что выводит техно из андеграунда, почему рэп его больше не интересует и даже поделился планами «сдвига».
YS: Откуда взялось такое название? Почему сдвиг?
Идея проекта родилась, когда я работал над серией вечеринок, объединенных идеей некоего образования: за год мы сделали уроки плавания, химии, черчения. Была даже Физкультура! В какой-то момент я начал думать о другой концепции, о переходе на иной уровень, и слово «сдвиг» само пришло на ум. Ведь «сдвиг» – это именно движение, движение в другую сторону, вперед и вверх. Еще можно связать это с синдромом СДВГ — он проявляется у гиперактивных людей. И само слово частично задействовано поэтому — люди, которые занимаются проектом, все очень активные и немножко со сдвигом… (смеется).
Вообще, в этом слове заложено много различных начал и смыслов. Оно русское, и даже в каких-то иностранных движениях идет просто кириллицей без перевода.
Мы привозим иностранных артистов. У нас был Radial, был Tolkachev – артисты, входящие в топ-тысячу рейтинга Resident Advisor. И все они спрашивают, что это значит, почему на русском такой логотип. Приходится всем объяснять, им интересно. Даже в самом логотипе сдвиг идет съехавшим на одну сторону.
YS: Техно, индустриальное техно, acid, космическая музыка, sci-fi, электро, dark-wave, нью-вейв, диско, хаус, трайбл, брейк, ebm, эмбиент, электроклеш — и это далеко не всё описание музыки исполнителей «сдвиг». Как уживается такое разнообразие на одной сцене?
Изначально «сдвиг» был построен на техно звучании, основа «сдвиг» – это техно. Так случилось, что много интересных музыкантов, как молодых, так и уже состоявшихся, выступают в других направлениях музыки. Тем не менее, все они побуждают людей танцевать. А это — основной посыл самой вечеринки, самого проекта. Нам очень важно, чтобы люди получали удовольствие от мероприятия, а удовольствие они получают, когда танцуют, заряжаются положительной энергетикой и эмоциями.
Стилевое деление музыки – это очень субъективно, это какие-то придуманные рамки.На самом же деле музыка либо нравится, либо нет. Либо люди танцуют под нее, либо нет. И поэтому, когда мы смотрим на лайн-ап через призму «сдвиг», делаем выбор таким, чтобы было интересно и танцевально. И так мы собираем артистов разных музыкальных жанров и направлений, объединенных общей концепцией о том, что люди должны танцевать.
YS: Как ты приглашаешь артистов, как происходит выбор? Бывали ли отказы? Какого артиста хотите пригласить на тусовку? Нужно ли «сдвиг» еще вырасти и окрепнуть, чтобы позвать практически кого угодно? Или проект уже достиг этого пика?
За выбор артистов отвечают мой музыкальный вкус и фонотека! (смеется) Сам, будучи диджеем, я ежедневно работаю с огромным объемом звуков. У меня уже сформировался пул той музыки, тех артистов и тех лейблов, которые непосредственно сам использую в своей профессиональной деятельности как диджей. Поэтому в вопросах букинга выбор достаточно прост: приглашаем тех, чью музыку играю сам, и в которой уверен, что заставит людей танцевать. Остальное — дело техники! Коммуникация с агентом, представляющим артиста, обсуждение стоимости, условий, доступности и так далее. Пока что отказов иностранных артистов не встречал. Бывает, что вы можете не договориться просто по стоимости. То есть цена может быть неоправданно высокой для принимающей стороны, тогда мы просто отказываемся и не берем. Но российский рынок очень интересен для иностранных артистов, поэтому, как правило, мы достигаем договоренностей.
Если говорить о российских артистах, за время существования проекта, у нас в гостях побывали практически все значимые представители техно-сцены. С кем-то мы сблизились, и продолжаем общение; с кем-то знакомство пока осталось только знакомством. Тем не менее, в проекте всегда очень теплая атмосфера, и я верю, что нас минуют конфликты и сложности роста.
Кого бы хотел пригласить на тусовку? Непростой вопрос. Для «сдвиг» я един в двух лицах — я и промоутер, и артист. Как промоутер приглашаю тех, под кого танцует аудитория «сдвиг», ориентируюсь на вкусы и предпочтения танцпола. У моей артистической личности интересы немного иные. Пожалуй, я с удовольствием сыграл бы back-to-back с Ниной Кравиц! (смеется)
Безусловно, проект еще не достиг пика, продолжает расти и развиваться, набирает обороты. В гостях у предстоящего 11 августа «сдвиг», который пройдет в Плутоне — Roman Knigi и Boseg.
YS: Планируешь ли ты экспериментировать с другими музыкальными направлениями и смешивать их? Возможно ли использование инструментов?
И сейчас есть проекты с live-выступлениями, которые интереснее, чем некоторые ди-джей сеты. Зависит исключительно от артиста.Тот же Федя meshes делает яркие выступления, крутое, танцевальное шоу, от которого люди получают удовольствие. И относительно использования инструментов в целом никаких рамок нет! Если появляются коллективы, которые интересны аудитории и предлагают танцевальный продукт, то мы всегда им рады, пусть хоть на ложках играют!(смеется)
YS: Как ты видишь свою вечеринку в будущем? Как планируешь развивать проект?
Лучшее не всегда враг хорошего. Качественная вечеринка — это симбиоз площадки, звука и лайн-апа. Все должно быть не просто гармоничным, а именно лучшим — здесь и сейчас! И мы хотим быть еще танцевальнее, больше и совершеннее. Это касается не только самой вечеринки, но и ценовой политики, сервиса для людей, и даже работы персонала принимающей площадки. Мы стараемся, чтобы гость и его потребности были максимально удовлетворены, чтобы человек просто отдыхал и чувствовал себя комфортно. Естественно, мы приветствуем людей с хорошим настроением, соответствующем атмосфере вечеринки. Попадая в хорошую атмосферу, человек сам становится ее частью, делится положительными эмоциями с этим общим коллективным разумом и получает обратно усиленный заряд позитива. Такой алгоритм сложно создается и легко рушится, поэтому мы постоянно думаем о том, как его усилить и защитить.
А сказать четко, как я это вижу в будущем, я не могу. На самом деле, сложно представить, куда можно двигаться, все-таки это ограниченный круг деятельности. Что касается самого бренда и концепта «сдвиг», то со временем он станет музыкальным лейблом. Сейчас мы к этому подходим, люди, которые в этом участвуют, уже имеют какое-то представление, куда этот корабль плывет дальше. Вечеринки – это только вершинка айсберга в данный момент.
YS: Видишь ли ты упадок интереса к электронной музыке? Думаешь ли ты, что это временно? Что ты думаешь о будущем электроники? Как ты считаешь, станут ли умирающие жанры вроде диско вновь обретать широкую популярность, как это произошло, например, с синтвейвом?
По-моему, электронная музыка довольно популярна. Взять, например, даже фестивальные активности! Только в августе, мы видели афиши Present Perfect, AFP, Signal, сдвиг наконец… А на другой чаше весов — только Нашествие. Но здесь, боюсь, я могу быть излишне субьективен…
Большинство возникающих барьеров мы ставим перед собой сами. На самом деле, общаясь с людьми, делясь мнением и слушая других, приходишь к выводу, что какие-то серьезные рамки в музыке ставятся непонятно зачем. Люди тем самым загоняют себя в тупики, говоря, что «техно умерло», «диско умерло» или еще что-то умерло. Ничего не умерло, все есть, все живет и всем все интересно. Просто это вопрос популяризации. Электронная музыка уступает поп-музыке в популярности.
Например, когда гуляю по Москве, я вижу молодых людей, лет 15-20. Они с удовольствием катаются на велосипедах, а в рюкзаках у них портативные колонки, из которых постоянно звучит рэп. Я рэп слушал в 93-м году, мне он очень нравился, пока пару лет спустя я не услышал техно. И с того времени мое музыкальное восприятие изменилось. Мне ничего, кроме техно-музыки, не интересно. Есть люди такие же, как я, есть те, кому нравится рэп или рок. В конечном счете, это дело вкуса и люди выбирают то, что ближе им в настоящий момент. Таким образом и происходит единение людей по интересам, в том числе и музыкальным. Думаю, и в будущем люди будут выбирать музыку по своему собственному вкусу и настроению. Всегда найдутся те, кому придутся по душе и синтвейв, и диско, и транс…
Вопрос мейнстрима относится уже больше к маркетингу и индустрии. Любая культура, которая становится популярной, воспринимается кем-то уже как мейнстрим. С другой стороны, любая вещь, которую ты делаешь хорошо, рано или поздно становится популярной. И мейнстрим – это неизбежная сторона твоего успеха. Вопрос только в том, как не стать мейнстримом самому для себя, не попасть под влияние… Если ты что-то делаешь качественно, круто, становишься популярным, кто-то может повесить шильдик, что это мейнстрим.
Например, Berghain – это андеграундный клуб в Берлине, ставший настолько популярным и востребованным, что некоторые считает его мейнстримом. Если говорить об артистах, тот же Ben Klock или Нина Кравиц делают то, что нравится им, в первую очередь для себя, получая от этого удовольствие. Вокруг их популярности, как неотъемлемая ее часть, группируются и фолловеры, и хейтеры. Критика будет всегда.
YS: Что нужно, чтобы попасть в ряд исполнителей? Поделись своим опытом в этой культуре, с чего стоит начать новичку, постигающему техно-азы, чтобы попасть на сцену «сдвиг»?
На самом деле, нужно просто начать и делать. Не думать о том, куда ты попадешь, как это произойдет, или почему это не произойдет. Движение – жизнь. Очень много людей боятся что-то начать только потому, что задают вопрос: «А зачем? Опять ничего не получится». Это все в голове. Люди, которые хотят что-то делать, они делают. И вокруг их движения строятся мосты, рушатся стены, потому что они, как «сдвиг», начинают просто двигаться и все.
Когда я начинал развиваться как артист, люди, которые знали меня близко, говорили, что я сошел с ума. Но я не могу остановиться и не собираюсь этого делать. Продолжаю развиваться дальше и как диджей, и как артист.
Самый лучший критик и муза – это прежде всего ты сам. Если ты не веришь в свое дело, в свой продукт, то вряд ли кто-то другой в это поверит. А если ты веришь и знаешь, что делаешь что-то хорошее и интересное, то вокруг этого всегда будут собираться люди с таким же сдвигом, как у тебя. (смеется)