Фотограф и клипмейкер Евгений Семененко рассказал YS о своём новом проекте с KIZARU, отношении к журналистике, фотографии и искусству.
О ЖУРФАКЕ, ЖУРНАЛИСТИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
По порядку. Почему мне понравилась журналистика — трудно объяснить. Ещё с самого детства я был предоставлен фактически сам себе и здесь было два варианта: либо ты идешь на улицу, либо ищешь способ как самому себя развлекать. У нас был старый магнитофон с возможностью записи и куча всяких ненужных старых кассет. И я вставлял кассету с каким-нибудь Агутиным, прости господи, и поверх его прекрасных композиций записывал свои радиоэфиры.
Я записывал какие-то песни с телевизора, это был чистейший экспромт и мне было просто прикольно, а потом мы всей семьей эти радиоэфиры слушали. Парой лет позже я увидел где-то на местном телевидении объявление о том, что идёт набор в школу журналистики. Конечно, «школа журналистики» — это достаточно громко сказано, но по меркам моего города это была крутая штука и я пошёл туда. И, кажется, с 13 лет до 17 я занимался журналистикой.

Шикарный паблик Евгения, «мамэтотолькодляфото»
https://vk.com/mijfp

Сначала это была тележурналистика. Я делал материалы, которые делают внештатники, я и был им, по сути. Мне нужно было сделать полностью готовый материал, вплоть до того, чтобы записать стенд ап, материалы, интервью, закадровый текст, все это озвучить, сделать монтаж и сдать готовый ролик. Это была очень местечковая журналистика, о локальных, никому не интересных событиях. Зато я научился монтажу, и это стало, грубо говоря, отправной точкой для того, чем я занимаюсь сейчас.
Позже я попробовал себя и в печатной журналистике, в самой крутой, пожалуй, локальной газете. У меня были довольно жесткие материалы, на меня даже писали коллективное заявление в генпрокуратуру за экстремизм из-за интервью с участником Евромайдана из моего города. Взял я его тогда, когда на эту тему было вообще табу. Это был самый разгар событий, никто не говорил о том, что там происходит. И я нашёл человека, который там был, мы сделали материал на целый разворот. В итоге на стол областной прокуратуры легла куча заявлений по обвинению в экстремизме от местных политических активистов, но я писал это под псевдонимом и моя редакция меня не сдала.
Я понимал, что из всех моих тогдашних увлечений образование резоннее всего получать именно журналистское, поэтому и поступил на журфак в Варшаве. Разочаровался достаточно быстро, поэтому бросил университет уже в начале второго курса. Разочарование наступило, во-первых, в самом университете. Это частное заведение, где целью стоит не выучить тебя, а взять с тебя деньги. Во-вторых — в самой профессии журналиста. Тогда я уже снимал какие-то видео в Варшаве и зарекомендовал себя как человек, который может делать неплохие репортажи.

И начались заказы от российских и украинских СМИ, которые хотели отразить позицию Варшавы и поляков в этом межнациональном конфликте. Задача была, к примеру, взять у людей на улице комментарии и наталкивать их вопросами на «нужный» ответ.
«И я увидел лицо современной журналистики в СНГ. Большинству СМИ плевать на реальное мнение людей, им нужна ретрансляция того, что хочет услышать их целевая аудитория»
В Польше недавно, около двух лет назад, Институт национальной памяти инициировал акцию о демонтаже памятников советским воинам. И мне написало крупное российское издание и предложило сделать материал, в котором, в числе прочего, будут комментарии поляков в духе «нам это не надо, за чьи деньги это все будет делаться, пусть стоят и т.д». Вишенкой на торте материала должен был стать комментарий любого рандомного историка-эксперта, который сказал бы, что это все не нужно и не правильно.
Ещё один пример заказа, уже от одного из крупных либеральных российских СМИ, был тогда, когда в годовщину убийства Немцова нужно было показать, что кому-то не наплевать на него за пределами России. В старом городе Варшавы собрались все местные грантовые организации из Беларуси, Украины, России, их там было человек 30 максимум, и мне сказали снимать так, чтобы было видно, что это толпа. Вот и все лицо журналистики в СНГ на сегодняшний день.
По сути в журналистике сейчас так: ты либо делаешь какие-то абсолютно локальные и нишевые вещи, которые мне были не особо интересны, либо работаешь на крупное СМИ, которое кормится из провластной либо оппозиционной кормушки, и тогда ты просто конъюктурщик. Такой вариант мне также оказался не близок.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ, ФОТОГРАФИИ, ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
Сейчас я не думаю наперёд на 5-7 лет, потому что в последнее время моя жизнь меняется очень быстро. Люблю такой ритм и долго шёл к тому, чтобы жить именно так. Главные направления, в которых я работаю сейчас — это фото и видео. Не хочу разграничивать это какими-то конкретными форматами. Например, завтра я могу решить снять кино, и, будьте уверены, я его сниму.
Через видео на сегодняшний день я в первую очередь реализую свои амбиции, делаю что-то масштабное. В общей сложности за прошедший год только на видеоработах у меня суммарно получилось более 4.5 млн просмотров.
Фотография же для меня в первую очередь является искусством. Она, без преувеличения, уже стала частью меня. Здесь нет плановости, да и цифры меня особо не заботят. Я просто снимаю кино по мотивам своей жизни.
До нынешнего приезда в Москву я вообще не снимал людей за деньги. Никогда не стремился на этом заработать. И даже когда я нашёл свой стиль, я решил, что классические «фотосеты» — это вообще не мой формат. Если уж фотография стала кинохроникой моей жизни, то пускать в неё кого попало за мелкую копеечку — не самая лучшая идея. Поэтому снимал я только тех людей, которые мне были интересны.

Когда я фотографирую человека, важна совсем не внешность. Сперва я всегда знакомлюсь с людьми, стараюсь разговорить человека, узнать, чем он живёт, о чём он мечтает, что для него важно. Грубо говоря, прочувствовать личность, которая передо мной. И через совокупность личности человека и его внешности получается образ, который я стараюсь запечатлеть.
В Москве сейчас я вообще оказался случайно, ну и сразу пришла в голову мысль о том, что можно было бы поснимать кого-нибудь. Выложил анонс в группу в ВК и инстаграм, в итоге за неделю отснял 22 человека, и для меня работа с каждым из этих людей не была чем-то шаблонным. С каждым мне было интересно познакомиться и в этом была суть вызова самому себе: дать каждому что-то, что могло бы его воодушевить, что-то, благодаря чему он бы запомнил эту встречу, съемку, чтобы она для него стала одним из самых ярких моментов, во всяком случае в данном промежутке времени и, конечно, сделать для него самые лучшие фоточки в его жизни.

Я не могу мыслить категориями: красивый или некрасивый человек. У каждого человека своя специфичная красота, но люди этого не понимают и чаще всего очень зажаты из-за мнимых комлексов насчёт внешности.
Мне кажется это дико неправильным — каждый человек ведь по-своему красив, у каждого есть своя харизма, есть что-то своё индивидуальное, за что его можно полюбить. И меня не покидает чувство, что наше общество сейчас работает так, чтобы не подчеркнуть эти достоинства, а наоборот вогнать тебя в комплексы , убедить в том, что ты говно и вообще должен заслуживать право на жизнь.

К сожалению, людям не объясняют, как банально общаться между собой, а ведь это можно сделать ещё в той же школе или детском саду. Всю концепцию образования стоило бы перекроить так, чтобы параллельно обучению конкретным предметам научить людей правильно выстраивать коммуникацию между собой, чтобы само понятие исключительности и неприкосновенности человека стало культом. Чтобы мы верили не в мифического Господа Бога, а в то, что каждый из нас уникален, что нужно уважать друг-друга и себя, иначе люди так и будут закомплексованными и неуверенными в себе.
О ЛОКАЦИЯХ
На самом деле, меньше всего в фотографиях мне хочется акцентировать внимание на каких-то городских особенностях. Я никогда не пойду фотографировать человека на фоне Красной Площади. Фишка моих фотографий преимущественно в свете. Свет должен быть мягкий, в идеале что-то неоновое, если говорить об искуственном освещении. Поэтому я всегда ищу такой свет и определенную текстуру фона.
На фоне неба — не пойдет, потому что ночью оно проваливается в темноту, круче всего это смотрится на фоне предметов архитектуры. Мягкий свет и текстура — вот ключевые вещи.
Я не фотографировал и вряд ли стану фотографировать людей на фоне отчётливо видных небоскребов, уж слишком это клише. В ту же «Москву Сити», например, я поехал исключительно в поисках футуристичного освещения.
ОБ ИСКУССТВЕ
К фотографии я отношусь как к искусству. Даже сам концепт паблика “мамэтотолькодляфото”, по которому меня и знают — это, по сути, храм из замерших на своём пике сюжетов из жизни. Как выставка, только онлайн. Я всегда публикую исключительно по одной работе, чтобы человек натыкался на неё раз за разом и пересматривал, всякий раз находя для себя что-то новое. Этот эффект теряется, если публиковать снимки подборками или слишком часто. Все это сделано исключительно для того, чтобы ты тыкнул на кнопку “развернуть на весь экран” и просто растворился в этой атмосфере.
Я стараюсь не вдохновляться искусством в любых его проявлениях. Важно понимать, что любое искусство — это следствие. Живопись — следствие. Кинематограф — следствие. Фотография — следствие. Причина — это то, что происходит за кадром.
Например, на моём снимке «Расставание» — реальная пара людей, на ссору которой я наткнулся на улице. Пока они ругались и что-то выясняли, я быстро достал камеру, сфокусировался и нажал кнопку затвора. Именно в тот момент, исчерпав все аргументы, они разошлись. Посмотри, она уходит, он тянет за ней руку. Заваленный горизонт здесь — это мир, который прямо на этом снимке переворачивается у этих двух людей. Такое невозможно запечатлеть, просто насмотревшись на чужие работы. Это и есть искусство. Искусство исходит от жизни. Искусство — это и есть рефлексия на жизнь.

О КЛИПМЕЙКИНГЕ
Не должно быть такого, чтобы клип вытягивал трек или трек вытягивал клип. Это должно быть целостное и неделимое произведение. Клип хорош тогда, когда ты слушаешь трек после просмотра этого клипа и у тебя даже на ассоциативном уровне начинают всплывать образы из него. У меня такая штука была была с Витамином (Скриптонит прим.). Это абсолютно целостный клип, очень крутой, и в плане стилистики — это абсолютно гениальная вещь.
Да и в целом мне очень нравится то, что делает Скриптонит. Это один из очень немногих артистов на нашей сцене, с которыми я хотел бы поработать. Но пока, пожалуй, мне нечего ему предложить — я не снимаю для людей видео, которое будет хуже других его работ. Мой клип должен быть либо лучше, чем всё, что было до этого, либо я вообще не буду за него браться.
О КИЗАРУ
Клип на песню «Если бы я был тобой» снимался в Барселоне. Я приехал туда снимать выпуск шоу «Вписка» с Кизару. Так получилось, что мы с ним очень быстро нашли общий язык, прямо моментально, и я сразу начал его фотографировать параллельно съёмкам. Ему дико понравились фотографии, в итоге мы решили снять и клип.
Съёмки были очень спонтанными, но крутыми — мы просто гуляли по ночной Барсе, моему любимому городу, и снимали что-то в каждой колоритной локации с крутым светом, которую находили.
Клип получился очень живым и колоритным, я до сих пор горжусь этой работой, хотя так бывает далеко не всегда. Самое главное — это то, что через него у меня получилось передать харизматичность Олега, причём свежо и оригинально.
Фото: Евгений Семененко Фото: Евгений Семененко
Мы отсняли уже вторую нашу совместную работу — клип на трек Негодяй. Он очень отличается от «Если бы я был тобой», и, пожалуй, нравится мне на порядок сильнее. В нём, как мне кажется, у меня ещё лучше получилось погрузить зрителя в нужную атмосферу. А это, пожалуй, самое важное в моей работе.