Мир фотографии давно раскололся на два лагеря: тех, кто преклоняется перед техническим совершенством, и тех, кто ищет красоту в несовершенстве. Первые гонятся за идеальным кадром, вооруженные дорогостоящей техникой и знаниями о сложнейшем процессе постобработки. Вторые, вдохновленные философией ломографии, находят очарование в случайности, непредсказуемости и неповторимости момента. Рассказываем о том, что такое ломография, какие у нее принципы и правила, а также показываем, как добиться эффекта пленочной фотографии при постпроцессинге.
История феномена
Ломография – это не просто жанр фотографии, а целая субкультура, возникшая благодаря счастливой случайности и уникальным свойствам советского фотоаппарата «Ломо Компакт-Автомат». Фотографии, сделанные на ЛК-А, отличались резкостью, насыщенностью цветов и характерной виньеткой – затемнением по краям кадра, придающим снимкам особый ретро-эффект. В советском обществе камеры пользовались популярностью – дешевые, легкие, несложные в управлении. Они активно экспортировались в Кубу, Вьетнам, Восточную Европу, где их простота и доступность сделали их востребованными среди широкого круга фотолюбителей.

Однако настоящее рождение ломографии как культурного феномена произошло в 1991 году в Вене. Два австрийских студента, Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, случайно обнаружили в комиссионном магазине несколько экземпляров дешевой советской камеры ЛК-А, каждая из которых стоила всего 12 долларов. Они начали снимать всё подряд, не задумываясь о композиции, освещении или технических параметрах. Экспериментировали с ракурсами, съемкой в движении, не стеснялись нестандартных подходов.

Когда студенты распечатали и собрали свои фотографии в одно целое, они увидели пестрый ковер из переплетения динамичных композиций, ярких цветов и необычных искажений из-за особенностей объектива. Эффект им понравился и стиль получил название «ломография», от сокращенного названия камеры – ЛОМО.
Впрочем, ломография выходит за рамки простого фотостиля. Это настоящее философское движение, пропагандирующее спонтанность, эксперименты и отказ от идеальных параметров. Ломографы считают, что важен сам процесс съемки, а не совершенство каждого кадра. Технические ошибки и композиционные огрехи воспринимаются как часть авторского почерка и даже как достоинство.
Движение быстро распространилось среди студентов Венской школы искусств, затем захватило их друзей, преподавателей, знакомых и в итоге вылилось в организацию первой выставки ломографических работ. Успех выставки привёл к созданию Ломографического Общества, которое стало продвигать и развивать ломографическое движение во всех уголках мира.

Принципы ломографии
В 1991 году один из участников движения, Маттиас Шварц, сформулировал «10 заповедей ломографии», заложивших основу философии этого жанра. Ключевые моменты заповедей – это отказ от традиционных канонов фотографии, акцент на импровизации, спонтанности и принятии непредсказуемости результата. Фотографии, сделанные по примеру ломографии, должны были передавать эмоции и атмосферу момента, а не идеальное изображение.
Вот как звучат эти принципы в свободном изложении:
Правило 1. Всегда бери камеру с собой
Это фундаментальный принцип всей философии. Ломограф – это охотник за мгновениями, человек, который готов запечатлеть красоту в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время. Забудьте о тщательном планировании сцены и подборе освещения. Стиль съемки ломо – это импровизация.
Правило 2. Снимай в любое время суток
Это не просто призыв к постоянной съемке. Речь идет о культивировании чувствительности к моменту. Философия ломографа учит видеть прекрасное в обыденном, находить поэзию в рутине. Забудьте о погоде, о подходящем освещении, о «правильных» моментах. Носите камеру с собой всегда, как часть себя, и фиксируйте жизнь во всех ее проявлениях – от солнечного утра до глубокой ночи.
Правило 3. Сделай ломографию частью своей жизни
Пусть камера станет продолжением вас самих, вашим третьим глазом, который фиксирует ваши эмоции и впечатления. Станьте активным участником событий, а не наблюдателем со стороны. Взаимодействуйте с объектами съёмки, чувствуйте их энергию. Фотографируйте не только то, что вам кажется красивым, но и то, что вызывает у вас сильные эмоции, независимо от того, положительные они или отрицательные.
Правило 4. Снимай с разных ракурсов
Забудьте о традиционных правилах композиции. Экспериментируйте с разными ракурсами: поднимите фотоаппарат над головой или опустите до колен. Такой подход поможет раскрыть необычные стороны окружающего мира.
Правило 5. Будь ближе к объекту съемки
Почувствуйте объект, ощутите его энергию, станьте частью его истории. Если снимаете портрет, подходите настолько близко, насколько позволяет комфорт модели и ситуация. Если это цветок – присядьте рядом, почувствуйте его аромат, рассмотрите детали лепестков. Если это архитектурная деталь – подойдите настолько близко, чтобы уловить текстуру камня, игру света и тени.

Правило 6. Не думай
Не надо тщательно планировать и продумывать кадр. Снимайте интуитивно, доверяйте своим чувствам. Не задумывайтесь о технических аспектах съёмки, о правилах композиции. Просто нажимайте на спуск и ловите мгновение.
Правило 7. Реагируй мгновенно
Сделайте снимок в первый же момент, когда вам понравилась сцена. Инстинктивная съемка часто приводит к самым необычным и ярким результатам. Быстрота помогает захватить уникальный миг, тот самый эфирно-летучий дух, который через секунду промедления может уже раствориться.
Правило 8. Необязательно знать, что именно вы фотографируете
Ломография – это путешествие в неизвестность. Позвольте случайности руководить вами. Ведь часто самые лучшие снимки рождаются спонтанно, когда мы менее всего этого ожидаем. Это как импровизация в джазе — результат может быть неожиданным, но удивительно прекрасным.
Правило 9. Не анализируй то, что получилось
Для вас не должно быть понятия «неудачного» снимка. Все случайности – недостатки экспозиции, нечеткость, аберрации, необычные цвета – становятся частью художественного замысла. Иногда случайная засветка или размытие могут придать снимку особую атмосферу и эмоциональную глубину.

Правило 10. Забудьте о правилах
Снимайте в своем собственном стиле, привнесите в процесс индивидуальность. Делайте что хотите, главное – незамедлительно.
Как обработать фото с эффектом ломографии
На сайте Ломографического общества представлены пленочные камеры, которые делают подлинно аналоговые снимки со всеми дефектами советского ЛК-А. Цена их составляет не менее 100 долларов, к тому же приобрести модели можно только на сайте сообщества.
Однако вы все же можете использовать любые, в том числе цифровые фотоаппараты. А довести снимок до нужной кондиции помогут фоторедакторы.
Мы покажем пошаговую обработку на примере программы ФотоМОНТАЖ. Уроков по Фотошопу и так полно, но софт по-прежнему остается недоступным для многих пользователей. ФотоМОНТАЖ же скачивается и устанавливается без проблем и имеет все необходимые инструменты для цветокоррекции, наложения текстур, балансировки светов и теней.
Пошаговый план
Итак, для фото в стиле ломографии характерны: интенсивность красок, высокий контраст, мягкий фокус и затемнение по краям.
Откройте подходящее изображение в редакторе и сделайте дубликат фонового слоя. Нажмите ПКМ на миниатюру слоя на правосторонней панели и кликните по пункту «Дублировать».

Зайдите в «Фильтры» и выберите категорию «Виньетирование».

Настройте виньетку: укажите параметр силы, степень окружности, размер центра.

Примените эффект и поменяйте слою режим наложения на «Перекрытие». При необходимости можно снизить общую прозрачность.

Активируйте инструмент «Кривые». Он тоже находится в «Фильтрах».

Смените RGB-канал на зеленый. С его помощью добавьте в света аквамарина, а в тени пурпура. Для этого верхнюю часть кривой потяните вверх, а нижнюю опустите вниз. То же самое проделайте с красным каналом. Это добавит в светлые области красные оттенки, а в тени – синие или голубоватые.

Нажмите ПКМ по миниатюре слоя и выберите команду «Объединить с нижним».

После слияния еще раз создайте дубликат слоя.
В разделе «Обработка» (справа сверху) выберите категорию «Эффекты 3D lut». Подберите подходящий пресет и при желании снизьте ему прозрачность. Тогда его эффект станет менее выраженным.

Еще один штрих – размытие кадра за исключением фокусной точки.
Дублируйте слой, перейдите в «Обработку» — к «Резкости и размытию». Настройте радиус размытия и примените изменения.

Теперь добавьте к слою маску. Для этого вернитесь в раздел «Слои» и кликните по иконке в виде квадратика с полным кругом внутри.

Возьмите кисть черного цвета и на 100% непрозрачности прокрасьте центр изображения.
Если размытие кажется вам слишком большим снизьте общую непрозрачность слоя.

Напоследок можно добавить по краям кадра характерные засветки. Найдите их найти в Интернете обязательно на черном фоне, после чего перетяните на рабочую область и подтвердите, что хотите добавить файл в виде слоя.

Растяните картинку при помощи трансформирующей рамки так,чтобы она полностью закрывала холст и назначьте режим наложения «Экран».

Теперь через зеленую кнопку справа сверху сохраните файл на ПК.

Резюмируем
Ломография – это не просто способ фотографировать, это творческий подход, стиль жизни и возможность посмотреть на мир по-новому. Она позволяет раскрыть внутренний потенциал и наслаждаться процессом съемки, не зацикливаясь на техническом совершенстве.
В настоящее время фотостиль переживает ренессанс в цифровую эру. Многие фоторедакторы обзавелись фильтрами, имитирующими эффект ломографии. Теперь каждый желающий может попробовать себя в этом необычном стиле. Главное обзавестись простым и удобным софтом, который позволит вам создавать яркие, насыщенные и запоминающиеся изображения.