В борьбе за равноправие: фильмы о женском движении

У всех на слуху такие определения как суфражизм и феминизм, кто-то даже знает историю движения и разбиение его по волнам и течениям. Удивительно, но при всем многообразии сильных женских характеров, реальных и оригинальных, в кинематографе, фильмов именно о борьбе за эту самую эмансипацию можно пересчитать чуть ли не по пальцам одной руки. С чем же это связано? Появление исторических картин на основе обычно связано с переосмыслением реальных событий на основе каких-то новых фактов или, гораздо чаще, с созвучной актуальной повесткой реалий современных.

- Реклама -

Валерия Жилина разобрала плюсы и минусы самых ярких картин, рассматривающих проблемы женской эмансипации и борьбы за права женщин — в материале «Янгспейс».

***

«Ангелы с железными зубами», 2004 г., реж. К. фон Гарнье

Эту картину, которая несет очень четкий отпечаток романтических молодежных комедий начала 2000-ых, можно найти во всех списках, рекомендуемых к просмотру женщинами для женщин и о женщинах. Но обойти ее вниманием все равно нельзя. Фильм рассказывает о суфражистском движении в США в период с сентября 1912 г. Вплоть до 26 августа 1920 г., когда в конституцию была внесена поправка о предоставлении женщинам права голоса. Под стать бойкой и острой на язык Элис Пол в исполнении Хилари Суонк с неканоничной красотой история сопровождается яркими красками флага движения и желтыми розами союзников, а также современными мелодиями, освежающими события прошлого. Сегодня художественные приемы с провокацией зрителя на необходимую авторам эмоцию слишком очевидно бросаются в лицо. Зато это позволяет приподнять другую сторону вопроса, ранее ускользавшую: ты можешь бороться за равноправие и мечтать о шляпке – одно другому никак не противоречит. Причем шляпка сгодится как для парадного шествия, так и для свидания.

***

«Суфражистка», 2015 г., реж. С. Гаврон

Серое мрачное небо Лондона 1912 г. – безмолвный свидетель такой же жизни Моуд Уоттс. Рожденная в прачечной каждый день она выполняет наполненную спертым воздухом и горячими водяными котлами работу, но терпеливо несет свой крест бригадира, жены и матери. Суфражистское движение – это не про нее, просто какие-то женщины с листовками, плакатами, громкими лозунгами. Но в один момент личное вдруг переходит в публичное. И теперь уже Моуд зачитывает свои показания перед премьер-министром и участвует в акциях.

Очень скупой по своей цветовой гамме и насыщенности фильм, световым решением напоминающий среднее между сгущающимися сумерками и предрассветным туманом, не раскрывает характеры участвующих в истории героев, представляя их несколько шаблонно. Он преследует просветительские цели: трансформация мирного движения в более агрессивное, сплочение представительниц разных социальных слоев в достижении единой цели – права голоса. Но больше подавляемых демонстраций и сцен насильного кормления в тюрьме впечатляют финальные титры с перечислением стран и года, когда в них право голосования было предоставлено женщинам. Этот перечень удивляет и своей ограниченностью, и данными Европейских стран, не говоря уже, о странах арабских, где этим вопросом занялись только в XXI веке.

***

Made in Dagenham (2010) - Rotten Tomatoes

«Сделано в Дагенхэме», 2008 г., реж. Н. Коул

Великобритания, конец 60-ых. Женщины плечом к плечу с мужчинами трудятся на заводе Форда: не на конвейере, можно выдохнуть. Они шьют чехлы для сидений автомобилей, ничего особенного. Ровно до того момента, пока швеи не решают устроить забастовку с требованием повышения заработной платы до уровня коллег другого пола, а через несколько дней из-за этих 178 женщин встает целый завод. Отличительной особенностью этой истории является ее движение снизу: не особо посвященные в правовые детали и специфику политической борьбы честные простые работницы имеют вполне четкие мотивы и цели для достижения здесь и сейчас, а не в каком-то абстрактном будущем. Они одинаково с душой отдаются и безудержному веселью, танцуя до упаду в свой законный выходной, и отстаиванию своих убеждений, поддерживая друг друга в горе и радости.

***

По половому признаку (2018) - Всё о фильме, отзывы, рецензии - смотреть  видео онлайн на Film.ru

«По половому признаку», 2018 г., реж. М. Ледер

В 1956 году Рут Гинзбург вошла в девятку первых женщин на юридическом факультете Гарварда, собрав множество косых взглядов и неоднозначных замечаний в адрес своих способностей. Семейные обстоятельства вынуждают ее закончить образование уже в Колумбийском университете и вместо адвокатской практики заняться преподаванием. Своим студентам на занятиях она не устает приводить примеры законодательных ограничений по половому признаку для женщин.

Возможность сдвинуться с мертвой точки появляется с неожиданной стороны: появляется дело, где точно такие же ограничения применены к мужчине. И Рут становится его адвокатом. Сделанная по четким беспроигрышным голливудским лекалам байопика картина очень удачно расставляет актуальные тематические акценты касательно несовершенства законодательства, читай патриархальной системы, по отношению ко всем полам. Сей факт безусловно удручает, равно как и не потерявшие своей «важности» при собеседовании кандидаток при приеме на работу относительно их семейного положения, наличия детей и тд.

***

Watch Mrs. America | Prime Video

«Миссис Америка», 2020 г., реж. Д. Уоллер

Но если вы хотите с головой погрузиться в американское движение за равные права, то лучшего способа это сделать при помощи сериала «Миссис Америка» не найдется. Девять часовых эпизодов предлагают богатую репрезентацию женщин: феминисток и их оппоненток-домохозяек под предводительством Филлис Шлэфли.

Консервативная активистка уверена, что внесение поправки о равных правах в конституцию совершенно неуместно: имеющихся прав у женщин достаточно, просто они неправильно или не так активно ими пользуются, а своих дочерей отправлять на фронт никто не хочет.

Слушать ее аргументацию интересно и полезно: как с целью обратить внимание на упущенные детали, так и понять другую точку зрения на вопрос. Как раз для понимания этого другого взгляда и другого опыта каждая серия более пристально сосредотачивается на определенной героине, каждая из которых независимо от политических взглядов остается женщиной со своими проблемами, трудностями, сомнениями, продиктованными индивидуальным бэкграундом: расой, сексуальной ориентацией, происхождением, профессией.

Миссис Америка 2020: где смотреть сериал с Кейт Бланшетт | BURO.

Богатый и разнообразный личный опыт только подчеркивается многообразием цветов и стилей в одежде, которые выбирают для себя женщины. Их внешний вид – отражение внутреннего состояния. Оно колеблется от провокационного джинсового мини до пепельно-розовой костюмной гармонии.

***

Misbehaviour poster - Universal Hall Promotions

«Мисс «Плохое поведение», 2020 г., реж. Ф. Лоутроп

Единственная тема, которую даже в проброс не поднимают в предыдущей работе, активно массируется здесь: конкурсы красоты как кульминация сексуальной объективизации. Представительницы женского движения в Лондоне, помимо прочего, решают устроить протестную акцию во время эфира «Мисс мира» в 1970 г. Их цель – не участницы, такие же женщины, как и они, а сама система проведения конкурса, где обязательными этапами являются измерение «ореолов» и дефиле в купальниках. Однако активистки в своей благой цели не учитывают одной детали, которая и зрителю открывается не сразу: для некоторых участниц существующие правопорядки предлагают только такой способ кардинально изменить жизнь и не только свою.

***

Северная страна 2005 смотреть онлайн в хорошем качестве на портале о кино  Kinoafisha.info: дата выхода, рейтинг, отзывы

«Северная страна», 2005 г., реж. Н. Каро

Появившаяся еще до первого использования фразы «me too» картина знакомит зрителя с типичным вариантом истории о сексуальном домогательстве со всеми вытекающими. Джози сбегает от своего любящего в беседе использовать кулаки мужчины обратно к родителям вместе со своими детьми. Негодующий от такого поведения дочери отец оказывается плохим соседом, не оставляя ей другого способа для нормальной жизни, кроме как устроиться на работу в угольную шахту.

Здешние работники всегда рады новеньким: растет количество объектов для издевательств с явным сексуальным подтекстом. Не желая лишиться хорошо оплачиваемой работы, женщины молча все это терпят, и Джози тоже, пока граница «шуток» не остается далеко позади.

Северная страна (2005) - North Country - фильм - информация о фильме -  голливудские фильмы - Кино-Театр.Ру

Окружающее главную героиню консервативное и преимущественно маскулинное общество совершенно стандартно реагирует на ситуацию: сама виновата, не нравится – уходи, не провоцируй, не обращай внимания и т.д. Другое дело, что эта реакция не изменилась с описываемого 1989 г. по сегодняшний день. Зато изменилось количество подвергшихся херассменту жертв независимо от их статуса, поведения и прошлого опыта, который для героини картины не совсем однозначный.

***

Файл:Bombshell poster.jpg — Википедия

«Скандал», 2019 г., реж. Дж. Роуч

Три «Барби», воплощающие в себе, соответственно, прошлое, настоящее и будущее героини типичной истории о сексуальных домогательствах на рабочем месте пытаются оказать сопротивление одному грозному чудовищу, словно вобравшему в себя все пороки патриархального мира в принципе. К качеству материала возникает очень много вопросов: вместо логичного и уместного в контексте истории журналистского расследования или имитации под него предлагается совершенно отталкивающий вариант перешептывания со зрителем с погружением его в особенности внутрикорпоративного устройства, какие-то грубые эскизы для газетной карикатуры вместо вдумчивой работы с деталями. С другой стороны, словно на специальной кукле демонстрируется мотивация героинь, причины их поведения или, лучше сказать, пассивности для лучшего и примитивного понимания. Более качественный вариант того же кейса предполагает сериал «Утреннее шоу».

Но у всех экранизированных историй, связанных с сексуальным насилием, к сожалению, есть один очень существенный недостаток. Они основаны на громких провокационных и часто неоднозначных прецедентах, из-за которых «сама виновата» все еще целиком и полностью оправдывает вторую сторону конфликта.

***

Desert Flower – Issues in Intercultural Communication

«Цветок пустыни», 2008 г., реж. Ш. Хорман

Во всем невеликом, но достаточном, многообразии известных историй о борьбе женщин за свои права отчетливо прослеживается ориентированность на просвещенные и экономически развитые страны с соответствующей проблематикой. Отсюда создается впечатление, что круг женских несвобод очень узок.

Однако на деле он оказывается гораздо шире, включая в себя ритуал женского обрезания в исламской культуре, предусматривающий удаление клитора, малых и больших половых губ. В самом этом напоминающем работу мясника процессе еще больший ужас вызывает антисанитария его проведения. Широкая публика узнала об этой распространенной «операции» благодаря модели Варис Дирие.

Она сбежала накануне своей свадьбы, не желая стать третьей женой выкупившего ее старика, родственники матери помогли ей оказаться в Лондоне, а Лондон, пусть и не сразу, открыл перед ней двери модных агентств и домов. Но день, который изменил ее жизнь – это то самое обрезание в три года.

***

Забивание камнями Сорайи М. — Википедия

«Забивание камнями Сорайи М.», 2008 г., реж. С. Наурасте

Среди других кровожадных по отношению к женщинам ритуалов выделяется практика забивания камнями. Именно ей подвергли Сорайю, добрую мать своих четырех детей, хорошую подругу своей соседки, верную и неугодную жену своему нечистому на руку мужу. Обычаи не позволили ему взять себе вторую жену, первая – не соглашается давать развод. Тогда мужчина выбирает самый гадкий из возможных способов получить желаемое. Человеческая жестокость не может быть передана сильнее, чем в момент, когда камера оказывается на месте избиваемой женщины и зритель буквально ощущает градом летящие в него камни одновременно и за то, что он сочувствует женщине, и за то, что принимает в этой казни немое участие.

***

Перечисленные картины со всей очевидностью демонстрируют обилие нерешенных проблем, которые только усиливает процесс глобализации. А вступившая в силу 25 июня 2021 года первая международная конвенция о полном искоренении насилия и домогательств в трудовой сфере становится следующей ступенькой на пути к свободе.

- Реклама -
Валерия Жилина
Журналист, кинообозреватель.

Еще на эту тему