Чудаковатый фетишист: Из чего складываются фильмы Уэса Андерсона?

Почитай

Современное американское независимое кино ассоциируется у зрителей с разными фигурами: это и кровожадный Квентин Тарантино, и мистерийный Дэвид Линч, и меланхоличный Джим Джармуш, и саркастичные братья Коэн… Особняком среди этих выдающихся режиссёров стоит Уэс Андерсон – мечтательный чудак, ранимый подросток в теле взрослого человека, чьи фильмы можно связать в одно непрерывное путешествие по миру гротескных ситуаций и детских грёз.


Уэс Андерсон


Андерсон родился в Хьюстоне, штат Техас, став средним из трёх братьев. Мать Уэса увлекалась палеонтологией, позже перебралась в сферу торговли недвижимостью. Отец был рекламщиком, открыл собственную компанию по связям с общественностью. Уже в детстве Уэс проявлял себя как творческая личность: снимал на простенькую камеру короткометражки, где главные роли исполняли братья и друзья, писал небольшие пьесы, выдумывал истории. Да и братья (Эрик и Мел) тоже росли в стезе творчества: постоянно что-то сооружали, чертили. Однако, в семье будущего режиссёра не всё было так гладко – родители Андерсона развелись, когда ему было всего 8 лет. Это событие станет для мальчика душевной раной, которую он пронесёт через всю творческую жизнь.

Окончив школу, Уэс продолжил обучение в университете Остина по направлению философии. Там, на занятиях по драматургии, он познакомился с Оуэном Уилсоном – будущим лучшим другом, творческим соратником и вдохновителем. Тогда-то Андерсон и посмотрел на кинорежиссуру всерьёз, вместе с Оуэном и его братом Люком он снял короткометражку, выросшую водноимённый полнометражный фильм – «Бутылочная ракета». Тогда-то и началась его кинокарьера.


Уэс Андерсон


Почему же Уэс Андерсон так популярен и уважаем как среди неискушённого зрителя, так и среди критиков? Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ.

Пожалуй, наиболее привлекательными для зрителей разных возрастов и кинокругозора фильмы американца делает тематика. Пережив травму из-за развода родителей в детстве, Уэс сделал тему семьи и ребёнка в своём творчестве магистральной. Не нужно быть великим психологом, чтобы понять, что Андерсон попросту отказывается принимать реальность такой, какая она есть – она нанесла ему слишком большую обиду в прошлом (верно – монета в копилку дядюшки Фрейда). Режиссёр выстраивает собственный мир, превращая его в красочную мозаику из наивных мечтаний и убеждений, во главе которой находится образ ребёнка. Потому-то и в центр своих сюжетов Уэс ставит или детей, не желающих становиться взрослыми, или взрослых, предпочитающих оставаться детьми внутри.



Самым показательным в этом плане является третий полнометражный фильм американца – «Семейка Тененбаум». В центре внимания зрителей оказывается семья Тененбаумов – трое талантливых детей (драматург Марго, теннисист Ричи, бизнесмен Чес) и их разведённые родители. Спустя несколько лет после расставания с родными глава семейства, Роял, предпринимает отчаянную попытку воссоединения (без толики лжи, конечно, не обходится), которая выливается в настоящее откровение для каждого из его членов.

В этом фильме Уэс выражает всю боль, причинённую ему родителями, однако смотрит на ситуацию с разных точек, пытаясь понять обе стороны конфликта и даже оправдать его участников. Отношения в семье Тененбаум и правда очень запутаны: отец перестал заниматься детьми уже очень давно, но, кажется, искренне раскаялся в этом; без ошибок в воспитании, разумеется, тоже не обошлось – приёмной дочери Марго он постоянно напоминал об отсутствии между ними всякого родства, что не лучшим образом сказалось на их взаимоотношениях; сыновья относятся к отцу совершенно по-разному – Чес открыто ненавидит, а Ричи чуть ли не боготворит; жена разуверилась в способности бывшего мужа к сочувствию… Роял кажется главным источником недопонимания и поэтому предстаёт виновником разрыва, но так ли это на самом деле? Обязательно ли родным людям держать зло друг на друга в течение десятков лет, не пытаясь что-либо исправить? Андерсон даёт ответ на эти вопросы: любой разлад должен разрешаться примирением, в основе любых отношений должно лежать всепрощение (очень по-христиански!). Поэтому и финал у «Семейки» обнадёживающий.


Уэс Андерсон


Примечательно, что особую роль в картине играют именно «детские» личности выросших Марго, Ричи и Чеса. Андерсон делает их слегка гротескными, нарочито разными, но тем яснее улавливается влияние детских воспоминаний на взрослых людей: несмотря на то что выросшие дети внешне относятся к отцу по-разному, в душе каждый из них затаил на него свою обиду.

Тем не менее многим зрителям Уэс Андерсон больше близок как выдающийся стилист. Создавая в каждой картине мир вечного детства, режиссёр подкрепляет его «физическим» воплощением: это различные декорации, костюмы, мелкие детали, которыми съёмочное пространство буквально набито, цветовое решение, ракурсы.



Внутреннее строение кадра у Уэса и правда запоминается сразу: режиссёр старается выдерживать киноленты целиком в симметричной композиции, при которой половинки кадра чуть ли не идентичны. Такая любовь к пропорциональности напрямую связана с фильмами, на которых Андерсон учился (а учился он самостоятельно!) – Кубриком и Гринуэем. Кроме того, режиссёр очень любит субъективную камеру, удобную для рассмотрения мелких деталей, и траекторную съемку.


         


Цветовая палитра – тоже одна из важнейших составляющих стиля Уэса. К цвету он всегда подходит очень трепетно, подбирая оттенки так, чтобы максимально точно охарактеризовать с их помощью героев или киноситуации. «Королевство полной луны» – настоящий праздник цвета, где гамма передаёт мировосприятие главных его героев – подростков.



Мир Уэса Андерсона состоит из многочисленных мелких деталей – ими буквально набиты кадры любого его фильма. Это всякие безделушки и предметы быта, которыми пользуются и не пользуются герои, интерьеры комнат (вспомним детские в той же «Семейке Тененбаум»), детали одежды (форма каждого консьержа в «Отеле ‘Гранд Будапешт’» – настоящее произведение искусства), различные декорации («Водная жизнь»). С этой точки зрения Андерсона можно назвать настоящим фетишистом, который пытается превратить окружающий мир в замысловатую игрушку. Абсолютно закономерно, что в карьере режиссёра есть кукольный мультфильм – «Бесподобный мистер Фокс», мультипликационная адаптация сюжета Роальда Даля. Здесь Уэс постарался на славу – филигранность и изыск, с которыми он подошёл к созданию своего первого кукольного мира, поражают. При этом любовь к мелким деталям обоснована: в них выражаются настроения героев, объясняются их поступки, формируются их законченные образы.



Помимо всего прочего Андерсон ещё и трепетный меломан. Кроме классики и различных этнических мотивов, режиссёр выбирает известные (и при том очень разные) треки: The Who и Эллиотт Смит, The Kinks и Франсуаза Арди, Sigur Ros и The Beatles.

Так и складывается мир Уэса Андерсона. Он дерзок в своей мечтательности и невозможности, он сшит по лекалам фантазий и наивных переживаний, он собран из всех цветов радуги и отдаёт запахом моря. Погрузившись в него однажды, слишком сложно уйти от его чар – уж слишком этот детский мир манящ. Быть может, потому Уэс и кажется окружающим счастливым оптимистом – в отличие от других людей он горд оставаться ребёнком в душе и не боится показать свою детскую натуру людям.

😉 Заинтересовал Янгспейс?

Что нового?

Исследование: Как вузы и колледжи влияют на реализацию потенциала молодёжи?

Может ли вуз или колледж стать местом, которое даст равные шансы всем, кто хочет изменить свою жизнь или освоить новое дело, проверить себя?

Еще на эту тему

Что нового?