Современное американское независимое кино ассоциируется у зрителей с разными фигурами: это и кровожадный Квентин Тарантино, и мистерийный Дэвид Линч, и меланхоличный Джим Джармуш, и саркастичные братья Коэн… Особняком среди этих выдающихся режиссёров стоит Уэс Андерсон – мечтательный чудак, ранимый подросток в теле взрослого человека, чьи фильмы можно связать в одно непрерывное путешествие по миру гротескных ситуаций и детских грёз.
Андерсон родился в Хьюстоне, штат Техас, став средним из трёх братьев. Мать Уэса увлекалась палеонтологией, позже перебралась в сферу торговли недвижимостью. Отец был рекламщиком, открыл собственную компанию по связям с общественностью. Уже в детстве Уэс проявлял себя как творческая личность: снимал на простенькую камеру короткометражки, где главные роли исполняли братья и друзья, писал небольшие пьесы, выдумывал истории. Да и братья (Эрик и Мел) тоже росли в стезе творчества: постоянно что-то сооружали, чертили. Однако, в семье будущего режиссёра не всё было так гладко – родители Андерсона развелись, когда ему было всего 8 лет. Это событие станет для мальчика душевной раной, которую он пронесёт через всю творческую жизнь.
Окончив школу, Уэс продолжил обучение в университете Остина по направлению философии. Там, на занятиях по драматургии, он познакомился с Оуэном Уилсоном – будущим лучшим другом, творческим соратником и вдохновителем. Тогда-то Андерсон и посмотрел на кинорежиссуру всерьёз, вместе с Оуэном и его братом Люком он снял короткометражку, выросшую водноимённый полнометражный фильм – «Бутылочная ракета». Тогда-то и началась его кинокарьера.
Почему же Уэс Андерсон так популярен и уважаем как среди неискушённого зрителя, так и среди критиков? Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ.
Пожалуй, наиболее привлекательными для зрителей разных возрастов и кинокругозора фильмы американца делает тематика. Пережив травму из-за развода родителей в детстве, Уэс сделал тему семьи и ребёнка в своём творчестве магистральной. Не нужно быть великим психологом, чтобы понять, что Андерсон попросту отказывается принимать реальность такой, какая она есть – она нанесла ему слишком большую обиду в прошлом (верно – монета в копилку дядюшки Фрейда). Режиссёр выстраивает собственный мир, превращая его в красочную мозаику из наивных мечтаний и убеждений, во главе которой находится образ ребёнка. Потому-то и в центр своих сюжетов Уэс ставит или детей, не желающих становиться взрослыми, или взрослых, предпочитающих оставаться детьми внутри.
Самым показательным в этом плане является третий полнометражный фильм американца – «Семейка Тененбаум». В центре внимания зрителей оказывается семья Тененбаумов – трое талантливых детей (драматург Марго, теннисист Ричи, бизнесмен Чес) и их разведённые родители. Спустя несколько лет после расставания с родными глава семейства, Роял, предпринимает отчаянную попытку воссоединения (без толики лжи, конечно, не обходится), которая выливается в настоящее откровение для каждого из его членов.
В этом фильме Уэс выражает всю боль, причинённую ему родителями, однако смотрит на ситуацию с разных точек, пытаясь понять обе стороны конфликта и даже оправдать его участников. Отношения в семье Тененбаум и правда очень запутаны: отец перестал заниматься детьми уже очень давно, но, кажется, искренне раскаялся в этом; без ошибок в воспитании, разумеется, тоже не обошлось – приёмной дочери Марго он постоянно напоминал об отсутствии между ними всякого родства, что не лучшим образом сказалось на их взаимоотношениях; сыновья относятся к отцу совершенно по-разному – Чес открыто ненавидит, а Ричи чуть ли не боготворит; жена разуверилась в способности бывшего мужа к сочувствию… Роял кажется главным источником недопонимания и поэтому предстаёт виновником разрыва, но так ли это на самом деле? Обязательно ли родным людям держать зло друг на друга в течение десятков лет, не пытаясь что-либо исправить? Андерсон даёт ответ на эти вопросы: любой разлад должен разрешаться примирением, в основе любых отношений должно лежать всепрощение (очень по-христиански!). Поэтому и финал у «Семейки» обнадёживающий.
Примечательно, что особую роль в картине играют именно «детские» личности выросших Марго, Ричи и Чеса. Андерсон делает их слегка гротескными, нарочито разными, но тем яснее улавливается влияние детских воспоминаний на взрослых людей: несмотря на то что выросшие дети внешне относятся к отцу по-разному, в душе каждый из них затаил на него свою обиду.
Тем не менее многим зрителям Уэс Андерсон больше близок как выдающийся стилист. Создавая в каждой картине мир вечного детства, режиссёр подкрепляет его «физическим» воплощением: это различные декорации, костюмы, мелкие детали, которыми съёмочное пространство буквально набито, цветовое решение, ракурсы.
Внутреннее строение кадра у Уэса и правда запоминается сразу: режиссёр старается выдерживать киноленты целиком в симметричной композиции, при которой половинки кадра чуть ли не идентичны. Такая любовь к пропорциональности напрямую связана с фильмами, на которых Андерсон учился (а учился он самостоятельно!) – Кубриком и Гринуэем. Кроме того, режиссёр очень любит субъективную камеру, удобную для рассмотрения мелких деталей, и траекторную съемку.
Цветовая палитра – тоже одна из важнейших составляющих стиля Уэса. К цвету он всегда подходит очень трепетно, подбирая оттенки так, чтобы максимально точно охарактеризовать с их помощью героев или киноситуации. «Королевство полной луны» – настоящий праздник цвета, где гамма передаёт мировосприятие главных его героев – подростков.
Мир Уэса Андерсона состоит из многочисленных мелких деталей – ими буквально набиты кадры любого его фильма. Это всякие безделушки и предметы быта, которыми пользуются и не пользуются герои, интерьеры комнат (вспомним детские в той же «Семейке Тененбаум»), детали одежды (форма каждого консьержа в «Отеле ‘Гранд Будапешт’» – настоящее произведение искусства), различные декорации («Водная жизнь»). С этой точки зрения Андерсона можно назвать настоящим фетишистом, который пытается превратить окружающий мир в замысловатую игрушку. Абсолютно закономерно, что в карьере режиссёра есть кукольный мультфильм – «Бесподобный мистер Фокс», мультипликационная адаптация сюжета Роальда Даля. Здесь Уэс постарался на славу – филигранность и изыск, с которыми он подошёл к созданию своего первого кукольного мира, поражают. При этом любовь к мелким деталям обоснована: в них выражаются настроения героев, объясняются их поступки, формируются их законченные образы.
Помимо всего прочего Андерсон ещё и трепетный меломан. Кроме классики и различных этнических мотивов, режиссёр выбирает известные (и при том очень разные) треки: The Who и Эллиотт Смит, The Kinks и Франсуаза Арди, Sigur Ros и The Beatles.
Так и складывается мир Уэса Андерсона. Он дерзок в своей мечтательности и невозможности, он сшит по лекалам фантазий и наивных переживаний, он собран из всех цветов радуги и отдаёт запахом моря. Погрузившись в него однажды, слишком сложно уйти от его чар – уж слишком этот детский мир манящ. Быть может, потому Уэс и кажется окружающим счастливым оптимистом – в отличие от других людей он горд оставаться ребёнком в душе и не боится показать свою детскую натуру людям.