Stay High 149: «Я из гетто, в гетто есть голос, и этот голос должен быть услышан»

Этой публикацией мы начинаем серию статей, которые будут рассказывать нам о признанных мастерах жанра граффити и основателях стиля. Сегодня под наш микроскоп попал представитель Нью-Йоркской школы Уэйн Робертс, более известный в граффити кругах под незабываемым тэгом Stay High 149.


«Я из гетто, в гетто есть голос, и этот голос должен быть услышан. Вы должны его услышать.» — Stay High 149.


Родился Уэйн 20-ого октября 1950 года, в Эмпории (штат Вирджиния). В 1957 году Уэйн со всем семейством, матерью и младшим братом Эдди переезжают на новое место жительства в Гарлем. своего отца Уэйн никогда не видел и не знал. В 60-х Гарлем почти сгорел дотла и его семья принимает решение выбираться с обшарпанных руин и в 1966-ом году они переезжают в Бронкс. Там Уэйн начинает пропускать школу и устраивается работать посыльным на Уолл Стрит и параллельно в 1969-ом году Уэйн начинает развивать свой неповторимый стиль письма. Его прозвище «Stay High» (Оставаться накуренным) он получил от своего гарлемского друга Дэйва за то, что Уэйн любил покурить траву и мог уговорить за неделю около 30-ти грамм этого зелья. А цифра в конце, 149, берет свое название от 149-ой улицы.

- Реклама -

The Smoker

В начале 70-х вдохновляясь тэгами Phase 2, Superkool, Spin, Joe 182 и Taki 183 в поездах и на станциях метро, он начал быстро развивать свой собственный стиль письма. В это время он помечал от 100 до 300 поездов в день. К 1972-ому году Уэйн разрабатывает заключительный элемент своей подписи: «The Smoker» (Курильщик). Этим завершающим штрихом была курящая версия фигурки из британской телевизионной программы 1960-х годов «The Saint» (Святой).

Stay High 149

Уэйн был первым, кто взял чужой логотип, видоизменил его и приспособил под собственные нужды. Эта его выходка была явным отклонением от всех ярлыков и стереотипов 1970-х годов, в которых главенствовали прямые и очень простые надписи.

Так сам Уэйн характеризует свое детище: «Я был первым кто взял логотип и приспособил к моему собственному. Я помню, что делал это в то время, просто потому, что думал, что это круто. Я сделал свою фигурку с косяком в руке, потому что я постоянно курил, и я сделал его полуприсевшим, потому что он всегда был готов вскочить и улететь! После меня я помню, что LSD3 добавил символ «OM» в свой тэг (например), и оттуда же я думаю, что другие авторы пытались добавить в свои тэги различные символы. Но да, насколько я помню, я не думаю, что кто-либо делал какой-либо символ со своими тэгами раньше меня, по крайней мере, никто не влиял на меня.»

С 1973-го года его имя и работы начинают мелькать в книгах, журналах и на выставках. Вот что для нас зафиксировала книга Нормана Мейлера 1974-ого года «The Faith of Graffiti» (Вера граффити):

На сегодняшний день одной из самых известных работ в аэрозольном искусстве является работа Stay High 149, сделанная сверху до низу на вагоне метро IRT.

Voice of the ghetto

И в том же 1974-ом году Уэйн принимает участие в первых презентациях граффити на холстах, организованных Хуго Мартинесом в рамках его проекта «United Graffiti Artists». Также фотографии его работ были напечатаны в 1973 году в статье Ричарда Гольдштейна для журнала New York Magazine, и в этой же статье он засветил свое лицо на фотографии. В скором времени после публикации Уэйн был арестован и был вынужден изобрести еще один памятный тэг. Так в середине 1973-его года появился «Voice of the ghetto» (Голос гетто), который в скором времени покрыл большую часть города.

Stay High 149

«Я был страшно напуган. Мне казалось, что все вокруг знают меня.»


Этот революционный тэг был истинным голосом улиц в грязном, загнивающем и пустынном Нью-Йорке 1970-х годов. Вот, что вспоминает об Уэйне и «Voice of the ghetto» его друг по оружию Tracy 168: «Он создавал свой красивый маркерный тэг. И это выглядело лучше, если у тебя было длинное имя. «Голос гетто» в этом плане был идеальным тэгом, потому что он выглядел так, как будто с тобой говорит улица. Это Голос народа: «Мы люди».

Он любил рисовать и получал удовольствие от этого. В этом он был похож на маленького мальчика. Он подбегал ко мне и что-то показывал, а потом уходил: «Парень, посмотри что я сделал сейчас. Ты не можешь этого коснутся, Трэйси», а потом он добавлял: «Посмотри-ка на это! » Он всегда показывал мне свое искусство. И это всегда было хорошо.»

Stay High 149

В то же самое время появилось много подражателей его стиля, которые копировали его подчеркивание в виде палочки и ореол над головой «Курильщика», собственно эти элементы в ходу по сей день и как мы видим являются классикой Нью-Йоркского стиля. Также в ход шли заимствования названия и время от времени появлялись такие ребята как Stay Cool 149 и Super High 149.

Уход и возрождение

После всех этих успехов и провалов, в 1975-ом году Уэйн становится отцом и принимает решение отойти в сторону от всей этой шумихи и прекращает свою граффити деятельность. Он все реже появляется на публике и в конце концов совсем пропадает из поля зрения. В это время он полностью посвящает себя работе по техническому обслуживанию в Центре международной торговли (где он пометил много лестничных пролетов и эти лестницы стали его единственным полотном на то время) и воспитал двух своих детей — Дуэйна и Мишель.

К началу 80-х, Уэйн попадает в очень сильную зависимость от тяжелых наркотиков, он бросает свою работу, жену, периодически попадает в тюрьму и участвует в реабилитационных программах. Такую рабскую роль наркомана он скрывал от публики на протяжении двадцати лет, и пребывая в иллюзорном забвении, он не хотел, чтобы его нашли и вытащили его голову из песка.

Затем Уэйн пропал и появился лишь в 2000-ом году, спустя почти что 25 лет, на выставке Государственной картинной галереи в Бруклине в виде обычного посетителя. И когда посетители выставки посвященной граффити поняли, кто этот скромный персонаж, то к нему выстроилась очередь за автографами. После этого случая Уэйн привел себя и свои дела в порядок и начал по новой заниматься своей историей, создавая все новые версии «Курильщика».

В 2009-ом году была переиздана книга Нормана Мейлера 1974-ого года «The Faith of Graffiti» (Вера граффити) и на ее обложке на этот раз был состав метро Redbird, проезжающий по надземным путям и на его боку красовалась надпись «Stay High 149». В это же самое время сам Уэйн создатель этого яркого бренда нередко встречался на улицах Нью-Йорка торгующий своими новыми полотнами. Он продавал их почти что за бесценок, в среднем полотно уходило в руки покупателей за 25 зеленых.

Вот что говорит по этому поводу архивариус граффити Эрик Фелисбрет:

Stay High 149

«Когда он вернулся на сцену, он понятия не имел насколько он важен. Он не мог извлечь выгоду из этого, потому что у него не было никаких деловых связей. Уровень его уличного доверия мог бы принести ему неплохие деньги. Но вместо этого он продавал холсты на улице за 25 долларов. Я не говорю что он смог бы сделать столько же денег как у Бэнкси. Он искал сиюминутный заработок. Но все же я рад, что он знал как культура относится к нему.»

Как то в одном из интервью его спросили: «Что бы он сделал по-другому, если была бы такая возможность?». И Уэйн ответил: «Если бы я мог начать все заново, я бы сделал все это в более позитивной форме.»

11 июня 2012-ого года, в больнице Голгофы в Бронксе, скончался великий «Курильщик» Уэйн Робертс, человек примеривший на себя роль постоянно употребляющего запрещенные препараты, он умер в возрасте 61-ого года от осложнения заболевания печени.


На этой печальной ноте мы заканчиваем рассказ об Уэйне Робертсе, более известном как «Stay High 149». В завершение мы предлагаем посмотреть вам подборку видео с участием Уэйна.

Бомби Это! (Bomb it ! — 2007)


Stay High 149

Павел Тюрин
Павел Тюринhttps://vk.com/onceuponatimeinussr
Исследователь "старой школы" советско-российской граффити культуры.

😍 Нравится Янгспейс?

А еще вот что:

Новости: