Накануне следующего и заключительного для 2018 года, винилового маркета «Сила Винила», музыкальный обозреватель «Янгспейс», поделился воспоминаниями с предыдущего слета коллекционеров и любителей аналогового звука.
Можете ли вы представить Дискету? А DVD кассету? А виниловую пластинку? Уверяю, большинство людей, родившихся в 3 тысячелетии, не имеют понятия о том, как выглядят первые две вещи из списка. А вот о виниле знают, даже несмотря на особенную историю его появления в России.
Я родился в конце девяностых, интересуюсь музыкой и всем, что с ней связано, но культура винила, к сожалению, прошла мимо меня. По счастливому стечению обстоятельств мне выпал шанс сходить на фестиваль «Сила винила», что проходил в Москве в конце этой осени. Посетив маркет, являющийся одновременно и завершающим в 2018 году и открывающим сезон 2018-2019 , я смог своими глазами взглянуть на всю ту удивительную кухню, прочувствовать атмосферу, царящую на каждом мероприятии посвященном винил-культуре.
Первым, что встретило меня на входе в Powerhouse, где проходил маркет, была музыка. Многие коллекционеры помимо продажи пластинок занимаются диджеингом, поэтому сеты от резидентов и участников мероприятия и заполняли собой все доступное для звука пространство. А атмосфера вокруг была непередаваемая! И дело не только в музыке, звучи электроника или замиксованный рок. Яркий свет рассеивался сквозь окна и покрывал комнаты легкой дымкой, люди всех возрастов и типов будто по течению плавно перемещались от точки к точке, от коробки к коробке, разыскивая что-то особенное, или просто ожидая, пока глаз наткнется на что-либо интересное. Помещение жило своей жизнью, и если у хаоса бывает порядок, то примерно так он и выглядит.
Первый и самый главный плюс таких маркетов – возможность послушать винил на месте на настоящем проигрывателе через наушники с отличнейшим звуком (особенно, если самому дома негде слушать пластинки). Невзирая на ограничения по времени, и я, и многие посетители могли бы часами простаивать у проигрывателя, не в силах прекратить эту магию музыки.
Что же касается самого музыкального материала, а именно исполнителей и их альбомов, то на подобных ярмарках нет никаких ограничений, и каждый найдет себе пластинку по душе: русское и зарубежное, 20 век и музыка современная, рок, попса, хип-хоп, все что захотите. Что же с записями 70-х и 80-х? Неужели до сих пор в свободной продаже еще остались пластинки того времени? Они то, конечно, остались,
но вот стоят немалых денег. Те записи, что куда проще найти на рынке сейчас – не что иное, как их современные переиздания, по качеству звука нисколько не уступающие оригиналу. Из пластинок, привлекших мое внимание на этом конкретном маркете, могу выделить первый альбом Talking Heads – «Remain in Light», который мне было особенно интересно послушать в формате винила, с учетом того, что в этом году я как раз писал о данном периоде творчества Дэвида Бирна. Также я не мог оторваться от «Post Traumatic» Майка Шиноды, по праву одного из лучших альбомов 2018 года.

Но как же выбрать пластинку, если вы пришли на маркет не за конкретным исполнителем или альбомом? Есть несколько вариантов. Первый из них – найти пластинку с наиболее интересной обложкой, и не важно, будет содержание соответствовать форме или нет, в обоих вариантах если автор смог зацепить вас обложкой пластинки, то не менее интересным окажется и ее содержание. Второй – искать знакомые группы или треки, ведь так можно наткнуться на тот редкий материал, который сложно найти даже в сети. Ну и третий вариант – попросить коллекционера самому предложить вам ту или иную пластинку, важно лишь правильно обозначить диапазон своего музыкального вкуса и ву-а-ля, нечто интересное уже у вас в руках. Так при мне, к одному из ребят, торговавших на фестивале, обратился молодой человек с просьбой подобрать что-нибудь универсальное из рока в подарок другу. И настоящим удивлением для меня стало не то, как быстро эти двое сговорились и сторговались о конкретных пластинках. Приятно меня удивил тот факт, что к самой покупке плюсом коллекционер попросту отдал задаром еще несколько пластинок – неожиданный по щедрости жест, учитывая стоимость винила в наше время.

И раз уж зашел разговор о деньгах, то стоит упомянуть, сколько стоит в наше время издать свое творчество на виниле. И вот тут пластинки закономерно обходят по стоимости CD диск – 100000 против 50000-80000. Деньги деньгами, мерчендайз мерчендайзом, а для исполнителя или группы, набравших вес в музыкальной культуре, издание своего творчества на виниле, на мой взгляд, — большой и нужный шаг. Подобный жест незначительно, но все же поднимет исполнителя на ступеньку повыше. И дело тут не только в какой-либо элитарности винила и выходе на новую аудиторию – коллекционеров и их покупателей.
Представьте, что через 100 лет вы нашли у себя в шкафу CD диск, но так как музыка на этом диске лишь код, то без специальной техники ее вы прослушать не сможете. А вот если вы найдете виниловую пластинку, то таких проблем уже не возникнет, так как на поверхности винила нанесена непрерывная спиральная дорожка, форма которой модулирована звуковой волной. Говоря простым языком – в отличие от диска пластинка существует как физическое проявление звуковой волны, запечатанная музыка, и считать ее возможно и без электронных средств, что, несомненно, ставит ее куда выше любого другого носителя.

Но вернемся к маркету. Если говорить о коллекционерах, то подобные мероприятия являются для них праздником не только самой возможностью продать много винила и получить какой-никакой доход, а также отличным шансом самому заполучить в коллекцию редкие и интересные пластинки. Так, на моих глазах произошел разговор между двумя продавцами, один из которых предложил другому посмотреть свои коробки, чтобы присмотреть что-нибудь новое для своей коллекции, и второй, конечно же, согласился.
Если же вы сами желаете начать коллекционировать винил, то здесь все пути открыты. Начинайте с пластинок, заслушанных вами в mp3 формате до дыр, а за ними уже сами по себе последуют новые и увлекательные для вас открытия в большом, еще неизведанном мире музыки и культуры винила.