Сергей «Picasso». Кстати, Пикассо — это вовсе не о Пабло.

Почитай

Павел Тюрин
Павел Тюринhttps://vk.com/onceuponatimeinussr
Исследователь "старой школы" советско-российской граффити культуры.

Доброго всем осеннего дня. В сегодняшней нашей компании истории советского граффити мы хотели бы познакомить вас поближе с таким рижским граффити-художником как Сергей «Picasso».


Собственно, для нас Сергей остается под знаком вопроса в плане истории его становления, и знаком он нам только по его работам, не часто, но попадающимся в сети. А, между тем, этот человек начал свою деятельность в граффити в конце 80-х и является одним из ярких представителей «старой школы», этого жанра в Риге.

Мы связались с Сергеем и попросили его ответить нам на несколько вопросов, связанных с его граффити деятельностью прошлых лет и соответственно заполнить тот информационный вакуум, который накопился почти что за тридцать лет, с того момента, как он впервые взял в руки баллон с краской «ЛатвБытХим».


Тюрин Павел (далее ТП): Добрый день,Сергей! Расскажите нам, в каком возрасте вы взяли в руки свою первую банку с краской и что вас сподвигло на этот шаг?

Сергей «Picasso» (далее CP) — Первый эпизод, случился достаточно поздно — лет в шестнадцать. Оказалось так, что учились мы вместе с Александром «Малышом» и он обратил внимание на мои каракули на полях тетрадей. Рисовал я достаточно неплохо, не художник, но выше среднего и разную нечисть. Так что он просто предложил пойти порисовать, а я согласился и пошел. Не помню как мы достали краску, в первый раз, наверное все-таки купили в магазине неподалеку. (после появилась фича брать ее так, не заплатив, ибо «так делают негры в Нью-Йорке»)
Пошел практически без подготовки и какой-либо информации. «Малыш» показал несколько вырезанных из журналов фотографии — это завело и казалось простым. Прошли мимо рисунков «Крыса» ( он ваял уже вовсю), что бы увидеть вживую. Но. Затуп перед первым нажатием запомнился навсегда — все, с чем я имел дело до этого, кисть или карандаш с ручкой оставляли след от непосредственного контакта с поверхностью. А тут — на расстоянии и надо целиться. И скорость. То быстро, то медленно, что бы без подтёков, подбирая заодно дальность. Больше походило на попытку обуздать баллон, чем рисование. И в любом случае, это не тот медитативный процесс, когда в любой момент можно прерваться , подумать, исправить — нужна хорошая моторика. Из старого пригодилось только смутные понятия о контрастах, композиции и прочая теория, сколько было этих знаний – столько и пригодилось. На первый свой опыт смотреть больно. А еще это было чуть-чуть не законно и против господствующей морали — это тоже заводило.

       Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Страх наша жизнь (Рига, Красный квадрат — 1988)
Фотография из личного архива  Alexandroid Malysh.

ТП: Я правильно понимаю, что первой вашей работой на стене была работа с персонажами в районе Красного квадрата, слева от работы «Малыша» — Страх наша жизнь?

CP — Да, и это лучше не вспоминать. Рисовать-то худо-бедно я умел, причем в моем случае это не навык, а способность и я никогда не рисовал много и не учился этому. Так что смотреть на это без боли в глазах не могу. Это скорей не работа, а первый блин, что комом. Хватило одного этого раза, чтобы к стене без скетча или хотя бы без какой-то осязаемой идеи, не подходить. Экспромт — это для прошаренных, не новичков, не для «дебюта»

ТП: Не помните какой это был год 88 или 89?

CP — 88.

Alexandroid Malysh — Badcat, Вадим «Крыс» — Послание к людям и Сергей «Picasso» — House (Рига, Туннель — 1989)
Фотография из личного архива Вадима «Крыса».

ТП: Вот в этот период между 88 и 89, что-то еще создавалось? Или после первой работы, была сразу работа «House» в Туннеле?

CP — Вряд ли что-то значимое. Хаус — единственное, что я делал, не имея ни малейшего представления о том, что я делаю — без шпаргалок в виде вырезанных фотографий из журналов. Я даже не знал, что за «слово» хочу написать – появилась в то время волна в музыке – Acid House, решил, что буду это. Но оказалось длинно, краски и места могло не хватить — «Acid» ушёл, а «House» остался. Дома дорисовывали потом, потому что краски чёрной много осталось.
Тогда, каждый финт со шрифтом, был прорыв в сознании, как полет Гагарина. А потом я увидел что вытворял Дайм…

ТП: Почему «Picasso»?

СР — Кстати «Пикассо» — это вовсе не о Пабло. Не помню названия фильма, врезалась в память только сцена, где в самолете русский, которому приспичило достать денег, впаривал иностранцу коробок спичек, тот что с лошадью, со словами «…Пикассо». Так что в моем случае «Пикассо», означает «Впаривать дичь». Во времена соцреализма, в народе обо всем выходящем за рамки, могли так сказать. Назвался на ходу — посмотрел на то, что натворил, так и подписался.

ТП — Насколько трудно для вас было достать краску в то время?

CP — Краска была в магазинах, все упиралось только в деньги, качество самих баллонов и ограниченный выбор цвета. Приходилось поездить по городу, полного ассортимента в магазинах не было. Красную в одном конце города, а белую в другом.

ТП — Какие неприятности подстерегали, таких художников при советском режиме? Были ли какие-нибудь истории экстремального характера или весь процесс проходил в более-менее спокойной обстановке?

CР — У меня — нет. Я осторожен и всегда что-то подозреваю — это встроено с рождения. Когда Бен Ладена рисовал пол ночи бегал от служебного трамвая во время нанесения разметки. И попался полиции – но при себе держал только один баллон всегда и я его сбросил перед собой так, что бы он соскользнул по ноге пока я отходил от рисунка и подъезжавшие сзади это не видели. Поговорили, разошлись. Просто нельзя попадаться «сознательным гражданам».
Под виадуками под утро уйдя в работу здорово испугался, когда бомжи стали просыпаться и вставать из травы – тёмные контуры на фоне едва посветлевшего неба..

Alexandroid Malysh — На фоне оформляемого автомобиля. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.

Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление автомобиля. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.

Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление автомобиля. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Колоритный был клиент – называл себя «чистым панком»

ТП — Расскажите нам о том времени, когда вы с Александром «Малышом» проходили практику на заводе и рисовали на заводской стене.

СР — Там я сам дошёл, что самый сильный контраст — это сочетание голубого и оранжевого. Даже не помню что мы там делали…Кажется это был первый раз когда в наглую, среди белого дня. В обеденные перерывы. Люди в рабочей одежде красят забор – что тут такого ? Но страшновато было.

ТП — Откуда брали информацию, о данном виде творчества?

СР — Да, вырезанные фотографии из журналов. У Малыша гора их была, статья в одном из Латвийских журналов была, немножко из видео — по сути информации не было, «доставали» как и всё остальное. И не особо нужна она была в том количестве что есть сейчас — тогда достаточно было увидеть пару образцов, что бы быть способным двигаться дальше самостоятельно. Но развитие такое положение вещей тормозило — постоянно случались «прорывы» от отодвигающегося горизонта. Что-то сымитировать не представляет никакой сложности, но вот придумать что-то, «фишку», самостоятельно — сложнее и нельзя сделать сходу — можно сколько угодно искать, но возможно только найти, случайно. Так что ничего «эпичного» в советском граффити я не вижу. Не было! «Шатали устои» таким образом, как сейчас уточками. Не из-за убеждений каких-то — их не было вообще, просто советская реальность была слишком тесной для человека с потребностями, чуть больше чем физиологические, или чуть шире установленных рамок.

Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Modern Dance (Рига-1998) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.

ПТ — Смотря на некоторые ваши работы, создается впечатление, что вам ближе рок или панк музыка, нежели хип-хоп? Расскажите немного о том, какого плана музыку вы предпочитаете слушать, так как в нашем случае, этот фактор напрямую связан со стилем работ?

CР — Так и есть. Что касается «традиционной» музыки — то это должно быть что-то вроде «Gang Starr» — Full Clip или Skills, там слышен город, бетон и сталь, из которых города созданы, атмосферой такая музыка лучше всего подходит для «погружения». Такой и «догонялся» — была полуторачасовая VHS с граффити под такой саунд. «Public Enemy» — отдельной строкой. Скрэтч — почти физиологическая необходимость.Ни Рок, ни Панк тут не очень подходят — достаточно услышать звук встряхиваемого баллона, что бы понять. Звуки просыпающегося утром города – музыка.

Вадим «Крыс», Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — 1 Prognoze (Рига-1990) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


У рокеров была своя фишка — видео. Dire Straits — Money for Nothing, например, помимо того, что она заводила сама по себе, в видео — акценты цветом и рисованные сполохи вокруг музыкантов.


Танцовщицы из Kind of Magic и сполохи энергии под гитару Мэя у Queen. Рожа, которую рисовали на «первом Прогнозе» — из книги Ди Снайдера, который «Twisted Sister».

Если шрифты и технические примочки тырил непосредственно из чужих работ, то стиль искал из видео к музыке — так проще. Стиль, на мой взгляд, в граффити важнее умения рисовать. И рисунки на всю стену, будь то портрет или что-то ещё — это уже всё таки «классическое», выполненное «под граффити» и средствами граффити. Граффити — это грязь. Этого и хотел от нас Бруно Бирманис в своё время, а мы с Малышом взяли и обвели всё по контуру. Это ещё один урок — сознание надо иногда «ломать», но быть при этом в сознании, как Ларри Флинт, раздвинувший у модели ноги для снимка — и если получится так, что это не будет трешем — то это искусство. И если это «искусство» пришлось ко времени — то тебе повезло. Вот так всё переплетено…И «расширяющие сознание» доппинги — то же не в тему как бы, вытащить оттуда что-то в том виде как там случилось увидеть не получится — это иллюзия. На выходе всё равно будет продукт трезвого ума и восприниматься будет им же. Об этом Дали говорил: «Художник не пей спиртного и за всю жизнь не кури гашиш, больше пяти раз», отмирает собственное воображение. Хотя цитаты – скользкая вещь..

Что касается музыки в целом — то я как бы без авторитетов, что ли. Что-то нравится, что-то нет. И не на всё время — то залипаю, то отлипаю, если что-то понравилось, могу слушать часами по кругу, до рвотных рефлексов. А быть это может и Moby (Face It очень-очень нравиться) и B-52’s, Kyau Vs Albert, P.O.D., The Dandy Warhols, Chemical Brothers, Parov Stelar….Skrillex и Deadmau5 нашли что-то особенное, новое, но это остановилось.

Список бесконечен, но никто ни из перечисленных, ни других целиком. Только отдельные вещи.
Ещё в своё время слушал на радио Севу Новгородцева и в фан-клубе его состоял, переписывались. Слава Богу и ему за то, что в результате прошли мимо меня Маша Распутина и Ласковый май.

Собственно музыку я и люблю больше всего. Мама до сих пор переживает, что не отдала в музыкальную школу, намучавшись сама принудиловкой в своё время — не хотела «повторять ошибок». И я так и не узнал, что значит «всыпали за двойку» даже тогда, когда принёс её за год по рисованию — рисовать горшки и вазы я не стал.


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление для CR-V (2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление для CR-V (2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


ТП — В 90-х, у вас с «Малышом», пошел период оформительской деятельности и в начале 00-х, ваш творческий след теряется. Расскажите нам о том, как давно вы перестали общаться со стенами или нам только кажется, что вы выбыли из игры?

CР — Кто был из первых — из игры никогда не выбывает. Он всегда следит за игрой — как минимум, и ищет новые пути — как максимум. То, что судьба столкнула нас всех вместе – был счастливый билет, но мы были недостаточно социальны и не затащили. Моя история граффити, так как я её вижу — это так и не рассказанная история, потому как, планы как покорить мир (смайл) нужно было строить и следовать им сразу.

ТП — Как сами считаете, вы все сделали для этой субкультуры или есть ощущение недосказанности?

СР — Факт: для субкультуры я человек приглашённый, и моё отношение к ней и результаты из этого факта следуют. Совпало так, что на момент приглашения мне это было интересно. И для субкультуры этой я не сделал ни чего, кроме как «составил число». И сделать что-то было трудно — слишком узкий круг посвящённых и за его пределами что-то и хоть как-то адекватно воспринимали и понимали единицы. Общий фон так же изменился: если в Латвии в советские времена было движение и кураж — достаточно вспомнить клип Мадонны — Open Your Heart на тв. То после 91-го, и 90-х вообще, когда ещё сохранялась инерция всё утихло и скатилось в какую-то псевдо европейскую деревенскую муть. У Дельфина есть интересное кино — «Даже не думай», где он приезжает в республику Кенгарагс, и там это новая атмосфера достаточно точно показана. В общем Рига перестала быть той грядкой на которой вырастает граффити.
Так что недосказанного море, а незавершённого — вагон.

И деньги — особая тема, когда на рисунок в том виде как его хочешь, нужна сумма равная средней по стране зарплате.

Сейчас всё выглядит так: Стена, рисунок, Инстаграм, Ютуб — Чемодан, вокзал, Берлин.

ТП — Пикассо или Дали?

СР — Клод Моне.

ТП — Большое вам спасибо Сергей, за то что уделили нам время и ответили на все интересующие нас вопросы. Если у вас остались какие-либо советы, пожелания или просто хотите передать привет, то самое время это сделать.

CР — Не стоит, пожалуй. Всегда хочется что-то исправить, переделать, переиграть. Надо уметь останавливаться.


Галерея

                                               Сергей «Picasso» — Тролль (Рига-2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


СР — Фото тролля — это извлечено из журналов о компьютерных играх. Самые отвязные художники, на мой взгляд, работали в то время там. Это был ещё один вариант поиска для себя. И на «Тролле» хорошо видна фишка, которую завёз Малыш (как к нему это пришло — без понятия) — в левой руке держать лист картона и контролировать им ширину линии. И маркеры по контурам.


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Fiesta (2000) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Beer. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


Наследница «Space» — которая практически копия случайного нечитаемого фото из журнала с небольшими изменениями. В «beer» «B» — та же «P» из «Space», только без «низа». Словом, вытаскиваешь откуда угодно убойный элемент и развиваешь, дорисовываешь дальше. И используешь как угодно – перевёрнутая «М» это уже «W»,а если набоку, то «Е».

Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Space. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


СР — Space — выполнена флюоресцирующими красками. Та фото где она желтая с синим, сделана при нормальном освещении. Та, где шрифт оранжевый — под лампой. Это космический корабль, под лампой видны иллюминаторы. Допёрли на ходу, экспромтом. Эта — любимая.

Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Wear. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


CР — То что видно — Wear. ( какой-то слоган) То самое место, где Бирманис просил уличной грязи, но портить стены на глазах маляров, которые в тот же момент красили их в несколько слоёв в других местах, оказалось не по силам

Нарисована в углу: первое слово на одной стене, второе на прилегающей — до того, что бы отойти и выбрать точку, откуда можно было сделать это с эффектом 3д, добавив тени, оставался один шаг. Возможно и приходила такая мысль, но….

Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Studio. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление для «Freestyle — Dance school» (Рига-2002)
Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


Сергей «Picasso» — «»Х…Й» Эволюция» (Рига-2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


СР — Сохранились те, что на заказ в основном. Работа «Х…й» произвольная и она на русском. Просто надоело рисовать латиницей и я написал русские три буквы, те что всюду.
«Х…й» — это то самое, что тв-5 (был такой канал в Риге) выбрала фоном для журналистки, которая рассказывала о граффити — так что с этой точки зрения картинка выстрелила более чем: кто знал содержание — тому было весело смотреть на это. Это как показать свой голый зад на тв, только сделать это достойно. Мне звонили и говорили, что по тиви твой х…й показывают. До меня долго доходило.


                                                                                        Сергей «Picasso» — За работой (Рига-2002)


Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Freestyle. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.


CР — Были еще портреты Бен Ладена в ночь с 10-го на 11-е, пару лет. Но политически грамотные дворники закрашивали их уже к утру. Баскетбольные щиты, раздевалки где кистью нитроэмалью, которая сохнет за пять секунд, и где я сам научился технике «сухой кисти» (книги по теме читать стал позже). Двое «чужих» колющих друг другу тату, копии Луиса Ройо. И прочие художественные извращения. Фотографий осталось мало и они сделаны другими. Смотреть на то, что я делал раньше не люблю, потому что первое, что замечаю – это то, что надо было исправить.

Автор выражает благодарность Сергею «Picasso», за сотрудничество и конечно же за его порой нестандартные ответы.

Заходите к нам в гости, чтоб насладиться замечательной историей:
«Однажды в СССР» в ВК — https://vk.com/onceuponatimeinussr
«Однажды в СССР» в FB -https://www.facebook.com/groups/576171835909974/
«Однажды в СССР» в Instagram — https://www.instagram.com/once_upon_a_time_in_ussr/

😉 Заинтересовал Янгспейс?

Что нового?

Исследование: Как вузы и колледжи влияют на реализацию потенциала молодёжи?

Может ли вуз или колледж стать местом, которое даст равные шансы всем, кто хочет изменить свою жизнь или освоить новое дело, проверить себя?

Еще на эту тему

Что нового?