Доброго всем осеннего дня. В сегодняшней нашей компании истории советского граффити мы хотели бы познакомить вас поближе с таким рижским граффити-художником как Сергей «Picasso».
Собственно, для нас Сергей остается под знаком вопроса в плане истории его становления, и знаком он нам только по его работам, не часто, но попадающимся в сети. А, между тем, этот человек начал свою деятельность в граффити в конце 80-х и является одним из ярких представителей «старой школы», этого жанра в Риге.
Мы связались с Сергеем и попросили его ответить нам на несколько вопросов, связанных с его граффити деятельностью прошлых лет и соответственно заполнить тот информационный вакуум, который накопился почти что за тридцать лет, с того момента, как он впервые взял в руки баллон с краской «ЛатвБытХим».
Тюрин Павел (далее ТП): Добрый день,Сергей! Расскажите нам, в каком возрасте вы взяли в руки свою первую банку с краской и что вас сподвигло на этот шаг?
Сергей «Picasso» (далее CP) — Первый эпизод, случился достаточно поздно — лет в шестнадцать. Оказалось так, что учились мы вместе с Александром «Малышом» и он обратил внимание на мои каракули на полях тетрадей. Рисовал я достаточно неплохо, не художник, но выше среднего и разную нечисть. Так что он просто предложил пойти порисовать, а я согласился и пошел. Не помню как мы достали краску, в первый раз, наверное все-таки купили в магазине неподалеку. (после появилась фича брать ее так, не заплатив, ибо «так делают негры в Нью-Йорке»)
Пошел практически без подготовки и какой-либо информации. «Малыш» показал несколько вырезанных из журналов фотографии — это завело и казалось простым. Прошли мимо рисунков «Крыса» ( он ваял уже вовсю), что бы увидеть вживую. Но. Затуп перед первым нажатием запомнился навсегда — все, с чем я имел дело до этого, кисть или карандаш с ручкой оставляли след от непосредственного контакта с поверхностью. А тут — на расстоянии и надо целиться. И скорость. То быстро, то медленно, что бы без подтёков, подбирая заодно дальность. Больше походило на попытку обуздать баллон, чем рисование. И в любом случае, это не тот медитативный процесс, когда в любой момент можно прерваться , подумать, исправить — нужна хорошая моторика. Из старого пригодилось только смутные понятия о контрастах, композиции и прочая теория, сколько было этих знаний – столько и пригодилось. На первый свой опыт смотреть больно. А еще это было чуть-чуть не законно и против господствующей морали — это тоже заводило.
Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Страх наша жизнь (Рига, Красный квадрат — 1988)
Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
ТП: Я правильно понимаю, что первой вашей работой на стене была работа с персонажами в районе Красного квадрата, слева от работы «Малыша» — Страх наша жизнь?
CP — Да, и это лучше не вспоминать. Рисовать-то худо-бедно я умел, причем в моем случае это не навык, а способность и я никогда не рисовал много и не учился этому. Так что смотреть на это без боли в глазах не могу. Это скорей не работа, а первый блин, что комом. Хватило одного этого раза, чтобы к стене без скетча или хотя бы без какой-то осязаемой идеи, не подходить. Экспромт — это для прошаренных, не новичков, не для «дебюта»
ТП: Не помните какой это был год 88 или 89?
CP — 88.
Alexandroid Malysh — Badcat, Вадим «Крыс» — Послание к людям и Сергей «Picasso» — House (Рига, Туннель — 1989)
Фотография из личного архива Вадима «Крыса».
ТП: Вот в этот период между 88 и 89, что-то еще создавалось? Или после первой работы, была сразу работа «House» в Туннеле?
CP — Вряд ли что-то значимое. Хаус — единственное, что я делал, не имея ни малейшего представления о том, что я делаю — без шпаргалок в виде вырезанных фотографий из журналов. Я даже не знал, что за «слово» хочу написать – появилась в то время волна в музыке – Acid House, решил, что буду это. Но оказалось длинно, краски и места могло не хватить — «Acid» ушёл, а «House» остался. Дома дорисовывали потом, потому что краски чёрной много осталось.
Тогда, каждый финт со шрифтом, был прорыв в сознании, как полет Гагарина. А потом я увидел что вытворял Дайм…
ТП: Почему «Picasso»?
СР — Кстати «Пикассо» — это вовсе не о Пабло. Не помню названия фильма, врезалась в память только сцена, где в самолете русский, которому приспичило достать денег, впаривал иностранцу коробок спичек, тот что с лошадью, со словами «…Пикассо». Так что в моем случае «Пикассо», означает «Впаривать дичь». Во времена соцреализма, в народе обо всем выходящем за рамки, могли так сказать. Назвался на ходу — посмотрел на то, что натворил, так и подписался.
ТП — Насколько трудно для вас было достать краску в то время?
CP — Краска была в магазинах, все упиралось только в деньги, качество самих баллонов и ограниченный выбор цвета. Приходилось поездить по городу, полного ассортимента в магазинах не было. Красную в одном конце города, а белую в другом.
ТП — Какие неприятности подстерегали, таких художников при советском режиме? Были ли какие-нибудь истории экстремального характера или весь процесс проходил в более-менее спокойной обстановке?
CР — У меня — нет. Я осторожен и всегда что-то подозреваю — это встроено с рождения. Когда Бен Ладена рисовал пол ночи бегал от служебного трамвая во время нанесения разметки. И попался полиции – но при себе держал только один баллон всегда и я его сбросил перед собой так, что бы он соскользнул по ноге пока я отходил от рисунка и подъезжавшие сзади это не видели. Поговорили, разошлись. Просто нельзя попадаться «сознательным гражданам».
Под виадуками под утро уйдя в работу здорово испугался, когда бомжи стали просыпаться и вставать из травы – тёмные контуры на фоне едва посветлевшего неба..
Alexandroid Malysh — На фоне оформляемого автомобиля. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление автомобиля. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление автомобиля. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Колоритный был клиент – называл себя «чистым панком»
ТП — Расскажите нам о том времени, когда вы с Александром «Малышом» проходили практику на заводе и рисовали на заводской стене.
СР — Там я сам дошёл, что самый сильный контраст — это сочетание голубого и оранжевого. Даже не помню что мы там делали…Кажется это был первый раз когда в наглую, среди белого дня. В обеденные перерывы. Люди в рабочей одежде красят забор – что тут такого ? Но страшновато было.
ТП — Откуда брали информацию, о данном виде творчества?
СР — Да, вырезанные фотографии из журналов. У Малыша гора их была, статья в одном из Латвийских журналов была, немножко из видео — по сути информации не было, «доставали» как и всё остальное. И не особо нужна она была в том количестве что есть сейчас — тогда достаточно было увидеть пару образцов, что бы быть способным двигаться дальше самостоятельно. Но развитие такое положение вещей тормозило — постоянно случались «прорывы» от отодвигающегося горизонта. Что-то сымитировать не представляет никакой сложности, но вот придумать что-то, «фишку», самостоятельно — сложнее и нельзя сделать сходу — можно сколько угодно искать, но возможно только найти, случайно. Так что ничего «эпичного» в советском граффити я не вижу. Не было! «Шатали устои» таким образом, как сейчас уточками. Не из-за убеждений каких-то — их не было вообще, просто советская реальность была слишком тесной для человека с потребностями, чуть больше чем физиологические, или чуть шире установленных рамок.
Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Modern Dance (Рига-1998) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
ПТ — Смотря на некоторые ваши работы, создается впечатление, что вам ближе рок или панк музыка, нежели хип-хоп? Расскажите немного о том, какого плана музыку вы предпочитаете слушать, так как в нашем случае, этот фактор напрямую связан со стилем работ?
CР — Так и есть. Что касается «традиционной» музыки — то это должно быть что-то вроде «Gang Starr» — Full Clip или Skills, там слышен город, бетон и сталь, из которых города созданы, атмосферой такая музыка лучше всего подходит для «погружения». Такой и «догонялся» — была полуторачасовая VHS с граффити под такой саунд. «Public Enemy» — отдельной строкой. Скрэтч — почти физиологическая необходимость.Ни Рок, ни Панк тут не очень подходят — достаточно услышать звук встряхиваемого баллона, что бы понять. Звуки просыпающегося утром города – музыка.
Вадим «Крыс», Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — 1 Prognoze (Рига-1990) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
У рокеров была своя фишка — видео. Dire Straits — Money for Nothing, например, помимо того, что она заводила сама по себе, в видео — акценты цветом и рисованные сполохи вокруг музыкантов.
Танцовщицы из Kind of Magic и сполохи энергии под гитару Мэя у Queen. Рожа, которую рисовали на «первом Прогнозе» — из книги Ди Снайдера, который «Twisted Sister».
Если шрифты и технические примочки тырил непосредственно из чужих работ, то стиль искал из видео к музыке — так проще. Стиль, на мой взгляд, в граффити важнее умения рисовать. И рисунки на всю стену, будь то портрет или что-то ещё — это уже всё таки «классическое», выполненное «под граффити» и средствами граффити. Граффити — это грязь. Этого и хотел от нас Бруно Бирманис в своё время, а мы с Малышом взяли и обвели всё по контуру. Это ещё один урок — сознание надо иногда «ломать», но быть при этом в сознании, как Ларри Флинт, раздвинувший у модели ноги для снимка — и если получится так, что это не будет трешем — то это искусство. И если это «искусство» пришлось ко времени — то тебе повезло. Вот так всё переплетено…И «расширяющие сознание» доппинги — то же не в тему как бы, вытащить оттуда что-то в том виде как там случилось увидеть не получится — это иллюзия. На выходе всё равно будет продукт трезвого ума и восприниматься будет им же. Об этом Дали говорил: «Художник не пей спиртного и за всю жизнь не кури гашиш, больше пяти раз», отмирает собственное воображение. Хотя цитаты – скользкая вещь..
Что касается музыки в целом — то я как бы без авторитетов, что ли. Что-то нравится, что-то нет. И не на всё время — то залипаю, то отлипаю, если что-то понравилось, могу слушать часами по кругу, до рвотных рефлексов. А быть это может и Moby (Face It очень-очень нравиться) и B-52’s, Kyau Vs Albert, P.O.D., The Dandy Warhols, Chemical Brothers, Parov Stelar….Skrillex и Deadmau5 нашли что-то особенное, новое, но это остановилось.
Список бесконечен, но никто ни из перечисленных, ни других целиком. Только отдельные вещи.
Ещё в своё время слушал на радио Севу Новгородцева и в фан-клубе его состоял, переписывались. Слава Богу и ему за то, что в результате прошли мимо меня Маша Распутина и Ласковый май.
Собственно музыку я и люблю больше всего. Мама до сих пор переживает, что не отдала в музыкальную школу, намучавшись сама принудиловкой в своё время — не хотела «повторять ошибок». И я так и не узнал, что значит «всыпали за двойку» даже тогда, когда принёс её за год по рисованию — рисовать горшки и вазы я не стал.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление для CR-V (2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление для CR-V (2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
ТП — В 90-х, у вас с «Малышом», пошел период оформительской деятельности и в начале 00-х, ваш творческий след теряется. Расскажите нам о том, как давно вы перестали общаться со стенами или нам только кажется, что вы выбыли из игры?
CР — Кто был из первых — из игры никогда не выбывает. Он всегда следит за игрой — как минимум, и ищет новые пути — как максимум. То, что судьба столкнула нас всех вместе – был счастливый билет, но мы были недостаточно социальны и не затащили. Моя история граффити, так как я её вижу — это так и не рассказанная история, потому как, планы как покорить мир (смайл) нужно было строить и следовать им сразу.
ТП — Как сами считаете, вы все сделали для этой субкультуры или есть ощущение недосказанности?
СР — Факт: для субкультуры я человек приглашённый, и моё отношение к ней и результаты из этого факта следуют. Совпало так, что на момент приглашения мне это было интересно. И для субкультуры этой я не сделал ни чего, кроме как «составил число». И сделать что-то было трудно — слишком узкий круг посвящённых и за его пределами что-то и хоть как-то адекватно воспринимали и понимали единицы. Общий фон так же изменился: если в Латвии в советские времена было движение и кураж — достаточно вспомнить клип Мадонны — Open Your Heart на тв. То после 91-го, и 90-х вообще, когда ещё сохранялась инерция всё утихло и скатилось в какую-то псевдо европейскую деревенскую муть. У Дельфина есть интересное кино — «Даже не думай», где он приезжает в республику Кенгарагс, и там это новая атмосфера достаточно точно показана. В общем Рига перестала быть той грядкой на которой вырастает граффити.
Так что недосказанного море, а незавершённого — вагон.
И деньги — особая тема, когда на рисунок в том виде как его хочешь, нужна сумма равная средней по стране зарплате.
Сейчас всё выглядит так: Стена, рисунок, Инстаграм, Ютуб — Чемодан, вокзал, Берлин.
ТП — Пикассо или Дали?
СР — Клод Моне.
ТП — Большое вам спасибо Сергей, за то что уделили нам время и ответили на все интересующие нас вопросы. Если у вас остались какие-либо советы, пожелания или просто хотите передать привет, то самое время это сделать.
CР — Не стоит, пожалуй. Всегда хочется что-то исправить, переделать, переиграть. Надо уметь останавливаться.
Галерея
Сергей «Picasso» — Тролль (Рига-2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
СР — Фото тролля — это извлечено из журналов о компьютерных играх. Самые отвязные художники, на мой взгляд, работали в то время там. Это был ещё один вариант поиска для себя. И на «Тролле» хорошо видна фишка, которую завёз Малыш (как к нему это пришло — без понятия) — в левой руке держать лист картона и контролировать им ширину линии. И маркеры по контурам.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Fiesta (2000) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Beer. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Наследница «Space» — которая практически копия случайного нечитаемого фото из журнала с небольшими изменениями. В «beer» «B» — та же «P» из «Space», только без «низа». Словом, вытаскиваешь откуда угодно убойный элемент и развиваешь, дорисовываешь дальше. И используешь как угодно – перевёрнутая «М» это уже «W»,а если набоку, то «Е».
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Space. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
СР — Space — выполнена флюоресцирующими красками. Та фото где она желтая с синим, сделана при нормальном освещении. Та, где шрифт оранжевый — под лампой. Это космический корабль, под лампой видны иллюминаторы. Допёрли на ходу, экспромтом. Эта — любимая.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Wear. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
CР — То что видно — Wear. ( какой-то слоган) То самое место, где Бирманис просил уличной грязи, но портить стены на глазах маляров, которые в тот же момент красили их в несколько слоёв в других местах, оказалось не по силам
Нарисована в углу: первое слово на одной стене, второе на прилегающей — до того, что бы отойти и выбрать точку, откуда можно было сделать это с эффектом 3д, добавив тени, оставался один шаг. Возможно и приходила такая мысль, но….
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Studio. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление для «Freestyle — Dance school» (Рига-2002)
Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
Сергей «Picasso» — «»Х…Й» Эволюция» (Рига-2002) Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
СР — Сохранились те, что на заказ в основном. Работа «Х…й» произвольная и она на русском. Просто надоело рисовать латиницей и я написал русские три буквы, те что всюду.
«Х…й» — это то самое, что тв-5 (был такой канал в Риге) выбрала фоном для журналистки, которая рассказывала о граффити — так что с этой точки зрения картинка выстрелила более чем: кто знал содержание — тому было весело смотреть на это. Это как показать свой голый зад на тв, только сделать это достойно. Мне звонили и говорили, что по тиви твой х…й показывают. До меня долго доходило.
Сергей «Picasso» — За работой (Рига-2002)
Сергей «Picasso» и Alexandroid Malysh — Freestyle. Фотография из личного архива Alexandroid Malysh.
CР — Были еще портреты Бен Ладена в ночь с 10-го на 11-е, пару лет. Но политически грамотные дворники закрашивали их уже к утру. Баскетбольные щиты, раздевалки где кистью нитроэмалью, которая сохнет за пять секунд, и где я сам научился технике «сухой кисти» (книги по теме читать стал позже). Двое «чужих» колющих друг другу тату, копии Луиса Ройо. И прочие художественные извращения. Фотографий осталось мало и они сделаны другими. Смотреть на то, что я делал раньше не люблю, потому что первое, что замечаю – это то, что надо было исправить.
Автор выражает благодарность Сергею «Picasso», за сотрудничество и конечно же за его порой нестандартные ответы.
Заходите к нам в гости, чтоб насладиться замечательной историей:
«Однажды в СССР» в ВК — https://vk.com/onceuponatimeinussr
«Однажды в СССР» в FB -https://www.facebook.com/groups/576171835909974/
«Однажды в СССР» в Instagram — https://www.instagram.com/once_upon_a_time_in_ussr/