«Снежная слепота» — рецензия на фильм «Ветреная река».

 

- Реклама -

рецензия на фильм "Ветреная река"

Сюжет

“Ветреная река” – название индейской резервации в штате Вайоминг, на территории которой опытный охотник Кори Ламберт находит тело молодой девушки. Идентифицировать личность нетрудно, жертвой оказывается дочь одного из местных жителей, Нэтали. На помощь в расследовании дела местной полицией, состоящий всего из шести человек, направляют молодого агента ФБР Джейн Бэннер, находившуюся, как она сама заявляет не без нотки смятения, ближе всего к месту преступления, в Лас Вегасе (минимум 12 часов пути на автомобиле или несколько часов на самолете). Понимая опытность Кори в ориентировании на местности и изучении следов, Джейн просит охотника быть частью команды, на что мужчина, сам терзаемый призраками прошлого, после недолгих раздумий соглашается.

Режиссер

Успев появиться почти в двух десятках ТВ – сериалов как актер, а затем освоить профессию сценариста, успешно выпустившего два сценария, которые окажутся не похожими друг на друга по жанру, но одновременно прекрасными по качеству, стилю и развитию сюжетной линии ( дебютной работой стал вышедший в 2015 – ом году “Убийца” режиссера Дэни Вильнева ( “Пленницы”, “Враг”), повествующий о войне американских спецслужб с мексиканскими наркокартелями на границе обоих государств; спустя год был написана история “Любой ценой”, снятая Дэвидом Маккензи (“Безумие”, “Последняя любовь на Земле”), рассказывающая о двух братьях, ставших грабителями банков ради покрытия долгов за землю и дом, стоящий на ней) Тейлор Шередан ожидаемо дебютирует как режиссер. На этот раз стреляет не на удачу, а по-настоящему, ведь в далеком 2011 году автор уже поработал постановщиком при создании хоррора “Гнусный”, далеко пролетевшего от проката и не принесшего должным образом ничего положительного. Только поэтому, спустя столько лет, когда талант и мастерство Тейлора резко возросли, а работы стали приносить плоды ( как – никак именно “Любой ценой” принес ему заслуженные номинации на “Золотой глобус”, “Оскар”, иные престижные награды различных киноакадемий), британец вновь садится в режиссерское кресло, на этот раз только со своим сценарием и только со своими задачами.

Режиссер и сценарист проекта Тейлор Шеридан презентует «Ветреную реку»в Каннах

 

Прежде всего, хочется отметить, что “Ветреная река” представляет собой не просто детектив или остросюжетный триллер, каким по атмосфере и напряжению является на все сто процентов, но еще и умную, сильную драму, основанную не на вымысле, а на реальных событиях, где почти нет зубодробительного экшна ( за все 107 минут хронометража здесь найдется всего две перестрелки, но зато каких!), однако базирующуюся на правилах, морали человеческой жизни и социальном подтексте ( к нему мы вернемся в скором времени, обсуждая сценарий). Британец работает очень качественно и спокойно. Куда лучше начинать рассказ неспешно, тем самым погружая зрителя в атмосферу холодного Вайоминга, знакомя с местными жителями, героями, флорой и фауной. Во многом фильм учит тому, чтобы мы всегда чтили и любили своих родителей, свою жизнь, своих детей, внуков, кем бы они ни были, иначе в один прекрасный день будет уже поздно, а вслед за ним последуют только горе, печаль и настоящее осознание утраты.

Другое отличие от предыдущих проектов – место действия.  Из теплых, солнечных пейзажей Мексики в “Убийце” и Техаса в “Любой ценой” режиссер переносит место действия в белоснежный, холодный Вайоминг. Такое количество снега Вы видели только в “Фарго” братьев Коэн. При просмотре картины у опытного зрителя порой может сложиться легкое впечатление, мол, “Ветреная река” подозрительно отдает холодной версией “Старикам тут не место” тех же Коэнов. Подобные мысли не должны вызывать какого- либо удивления или негатива – стиль Шеридана как драматурга во многом очень схож со стилем известного американского писателя, лауреата Пулитцеровской премии Кормака Маккарти, автора “Старикам тут не место”, а самого Тейлора в зарубежной кино- прессе вот уже несколько лет кличут не иначе как “новый Кормак Маккарти”. И они чертовски правы, учитывая потенциал британца в написании сценариев.

Сценарий

В плане сценарного стиля Шередан в очередной раз остается верен себе: он создает из героев обычных людей, лишенных всякого пафоса и пустословия в диалогах, да и сами они являются вовсе не супергероями, спасающими родную планету по сотне раз на дню. Это обычные, живые люди, умеющие чувствовать, сопереживать близким, жить в полной тишине и в царстве бесконечного белого снега. От этого и начинаешь легко симпатизировать, понимать, переживать за героев, не считая их очередными шаблонами системы, вооруженными лишь пустыми словами.

Сценарий “Ветреной реки” великолепен. Во-первых, это интересная, качественно сделанная история, наполненная  элементами детектива, драмы, и притом заправленная моментами динамичного, нагнетающего атмосферу, леденящего душу триллера. Во – вторых, работа несет в себе острый социальный подтекст, начиная с вечного вопроса отцов и детей и просто человеческой кармы и заканчивая главным вопросом сценариста, адресованным зрителю – кто же настоящие животные в этом мире? Шеридан не собирается играть со зрителями, он показывает все как есть, сопоставляя разные ходы,  приходя к выводу, что порой самыми кровожадными животными являются не пумы или волки, грызущие скот, а люди, способные на куда большее безумие.

Подтверждает данную теорию обычный символизм. Рекомендую смотреть картину очень внимательно, внимательно слушать каждый диалог дабы заметить его проявление – так, стихотворение дочери Кори произносится в самом начале и в самом конце, причем при том же самом действии, а три волка, готовые вот – вот напасть на скот, вскоре превратятся в трех раненых человек, стоящих на фоне человеческих тел. Однако посыл сценариста заключается не только в демонстрации человеческой дикости или мысли, что  за каждое преступление бывает суровое наказание.

Еще один ключ сценария говорит о сострадании, о принятии тех бед и о том, что с ними придется жить, иначе прекрасные воспоминания исчезнут. Каждому приходится чем – то жертвовать, ничего не бывает без боли. В довесок, подобно поленьям, отправляющимся в топку для разжигания огромного костра, эхом отдается небезразличие сценариста к индейцам, по сути, к коренному населению США, большую часть которого или вырубили, словно деревья, или же переселили далеко – далеко, сделав изгоями. Но настоящей тишиной, настоящим забвением после просмотра фильма звучат финальные слова о том, что в подобных, богом забытых местах, люди пропадают очень часто и почти всегда.

Операторская работа и музыка

Богата “Ветреная река” не только талантливой режиссурой и грамотным, качественным сценарием, здесь присутствуют  замечательные визуальный ряд и музыкальное сопровождение.

Прекрасная операторская работа Бена Ричардсона ( “Виноваты звезды”), где молодой талант не просто переходит от ровных, почти монотонных, успокаивающих кадров пейзажей этих удивительных мест, но и часто буквально крадется с камерой, словно дикое животное, следя за героями фильма. Да – да, прямо крадется! Очередным удовольствием от работы оператора можно назвать частый контраст белого и черного ( черный снегоход Кори плывущий на белом, почти бумажном от снега и неба, белый деревянный дом несчастного отца Нэтали, Дэна, гармонирующий с тенью и печалью).

За музыку к “Ветреной реке” отвечает небезызвестная парочка австралийского происхождения – рокер Ник Кейв и Уоррен Эллис, знакомых и работающих вместе на протяжении 21 года ( с 1996 года, когда Эллис становится членом рок – группировки “Nick Cave and the Bad Seeds”)! Дуэт композиторов уже работал с режиссером, написав воодушевляющий саундтрек к “Любой ценой”. Музыка к новому фильму заметно отличается от предыдущего – если в “Любой ценой” мы могли услышать звонкие, бойкие композиции, то музыка к новой ленте вышла более мягкой, успокаивающей и холодной, а композиции “ Tell Me What That Is ”, “Second Body , “First Journey”, Second Journey”, “Three Seasons in Wyoming” ( в трех последних  слышится легкое, гладкое произношение Кейва)  завывают подобно ветру, усиливая атмосферу до полного предела. Весь саундтрек состоит из 23 композиций и по продолжительности составляет почти 45 минут, но поверьте, это не просто музыка, это нечто большее!

Актерский состав

Не подвел актерский состав. Главные роли в картине исполнили Джереми Реннер и Элизабет Олсен, уже игравшие вместе на площадке “Мстителей”. Для Джереми Реннера роль Кори является одной из лучших ролей за последние несколько лет, и сравниться с ней может разве что “Повелитель бури” Кэтрин Биггелоу ( за которую актер удостоился первой номинации на “Оскар” в категории “Лучшая мужская роль”). Почему? Ответ прост: Джереми смог натурально сыграть не столько опытного следопыта, знающего местность как свои пять пальцев, сколько показать иную сторону характера Кори – сторону настоящего отца, отдающего все свободное время на встречи с сыном и втайне от всех оплакивающего дочь, погибшую в 16 – летнем возрасте. По сути, убийство Нэтали оказывается посланием, ярким лучиком прожектора в густом лесу, и Кори, во всю думая, что, может быть, это и сможет вывести на след негодяя, готов из кожи вон лезть ради нахождения убийцы. Своим появлением в “Ветреной реке” актер доказывает и сразу же утирает нос хейтерам, вовсю заявляющим о неспособности к сильным ролям.

Большой шаг на пути к сильным ролям сделала и Элизабет Олсен, исполнившая роль Джейн Беннер. Джейн, как и обычный зритель, смотрящий ленту на большом экране, здесь появляется как обычный турист, вскоре понимающий, что выжить одной удачей в этих краях мало, нужно быть сильным, смелым, обычным старикам из Флориды, Алабамы или того же Форта Ривердейла ( где служит Джейн) здесь совсем не место. Но Элизабет удалось перевоплотиться в Джейн, сделав ее поначалу неряшливой, немного растерянной ( в Вайоминг она приезжает в легкой рубашке, брюках и пиджачке), вскоре начинающей уверенно адаптироваться на новой местности. В одном из интервью актриса призналась, что в процессе съемок заболела снежной офтальмией или же снежной слепотой — ожогом конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов.

По большей части актерский состав состоит из малоизвестных актеров, за исключением Джона Бернтала, звезды фильмов “Расплата” и “Ярость” ( к слову, успевшего появиться в небольшой роли в “Убийце”), а также сериалов “Сорвиголова” в роли Карателя и “Ходячие мертвецы”. Однако хочется похвалить всех актеров, включая массовку, каждый играет натурально, без фальши.

Джереми Реннер, Тейлор Шеридан, Элизабет Олсен и Келси Чоу

 

Итого:

“Ветреная река” – это настоящее, живое кино, способное удивить абсолютно всем, начиная от целеустремленной работы режиссера и очередного качественного, интересного сценария, заканчивая поразительной внимательностью к мелочам. Настоящий режиссерский дебют Тейлора Шеридана состоялся, а приз зрительских симпатий на международном кинофестивале в Карловых Варах ( Чехия), смотр на Сандэнсе и участие в программе “Особый взгляд” в Каннах, где британец заслуженно был награжден “Золотой камерой” ( наградой за лучший режиссерский дебют), станут приятным бонусом и дополнительным стимулом для продолжения карьеры не только сценаристом, но и постановщиком. Фильм говорит, что всегда важны не очевидные факты, не то, что мы можем увидеть или не то, что находится у нас под самым носом, а то, что может находиться в двух – трех шагах и может навсегда остаться скрытым от человеческих глаз, вскоре бесследно исчезнуть, укрыться под легкой пеленой снега.

В отличие от пропиаренной всеми “Темной башни”, также стартующей в отечественном прокате на этой неделе, “Ветреная река” ведет себя куда скромнее, однако это совсем не значит, что просмотр работы Тейлора Шеридана стоит отложить в долгий ящик. В первую очередь, это картина для ценителей настоящего и качественного кино, пришедших в кинотеатр не ради эпичного баннера, броских спецэффектов или бесконечных взрывов, а ради получения удовольствия от просмотра динамичного, живого фильма, способного удивить своей атмосферой, моралью, скрытым смыслом, который он несет. Если Вы хотите именно этого, то “Ветреная река” создана специально для Вас, а приятные эмоции от просмотра гарантированы!

Спасибо за внимание и приятного просмотра!

- Реклама -

Еще на эту тему

Антон Корбейн — Человек, всегда остающийся за кадром

Антон Корбейн - человек, который снимал клипы и фотографии для Depeche mode, U2, Metallica, Nirvana, The Killers, Nick Cave & Bad Seeds, Coldplay и многих других

М. Найт Шьямалан: “Сплит” как путь наверх”

16 марта в отечественный прокат вышел “Сплит” – мистический триллер, снятый М. Найтом Шьямаланом. Кратко вспоминаем творческий путь создателя “Шестого чувства”, где найдется место и взлетам и падениям, а так же рассказываем, почему новая работа способна реабилитировать режиссера в кинобизнесе и в глазах зрителей.

По ту сторону «Бесконечной шутки»

Бесконечная шутка Дэвида Фостера Уоллеса буквально пропитана тем, что все мы предпочли бы скрыть, сделать вид, что нас это не касается, что это где-то там, с далекими героями – но не с нами.

Бриллиант в море стекла — обзор фильма «Неоновый демон»

Подростковая драма, внутренняя борьба, а так же тот самый Николас Виндинг Рефн. О том, почему этот фильм уникален и заслуживает внимания не только фанатов независимого направления.