В ночь с 31 октября на 1 ноября во многих городах всего мира принято отмечать Хэллоуин. Вплоть до сегодняшнего дня многие подробности, включая факты происхождения “дня всех святых” остаются в неведении.
Наиболее распространенная версия говорит о том, что в основе Хэллоуина лежит языческий праздник Самэйн. Самэйн отмечали древние кельты, верящие в то, что в ночь, когда конец октября превращается в начало ноября, открывались потусторонние врата, создавая более тонкую грань между мирами живых и мертвых. Кельты верили, что в эту ночь они могут связаться с давно умершими предками, провести с ними время у костра, поговорить. Современный Хэллоуин принято отмечать в более позитивном стиле, переодеваться в разные костюмы и веселится, собирать конфеты и вырезать светильники из тыкв.
Yung Spaсe уже успел нарядиться в костюм Майкла Майерса, собрать со всего района вкусные подарки (не забывая при этом главную фразу: “сладость или пакость”) и, в честь такого события, представить подборку лучших слэшеров 80 – ых годов. Но прежде, чем сесть на диван, включить телевизор и расслабиться, не забудьте закрыть за собой входную дверь и окна. Мы Вас предупредили!
Предисловие
Посвящается Джону Карпентеру, Уэсу Крэйвену, Тоубу Хуперу и всем тем, кто оставил (или оставит) свой незабываемый след в истории развития популярного жанра хорроров. Своим творчеством, талантом рассказывать оригинальные, порой смелые истории, показывать их в нужном, не похожем на другие жанры ключе, они породили в зрителях массу эмоций — удивление, смятие, легкий испуг, перераставший в конце концов в состояние дикого страха, напряжения, приступов паранойи, паники, различных фобий и ночных кошмаров. Они создали новых героев. Они создали новую религию, новых идолов, собравших огромное число фанатов во всем мире. Они смогли изменить мировоззрение кино культуры раз и навсегда, снимая грязно, жутко, заливая пол и стены кровью и делая результат настолько максимальным, чтобы зритель верил в происходящее как в реальность собственного бытия, получая от подобного фокуса изумление, блаженство. Благодаря им жанр фильмов ужасов будет жить вечно.
В начале
Понятие слова “слэшер’ произошло от американского глагола “slash”, означающего в переводе “рубить”, “срезать”, “искромсать”. Помимо киноиндустрии, значение применяется в мире компьютерных игр, где главный герой рубит врагов при помощи меча, любого другого вида холодного оружия (наиболее популярными представителями являются серия игр “Devil May Cry”, “God of War”, “Darksiders” и тд.). Представьте фильм, где нескольких молодых героев преследует жестокий маньяк в маске с недобрыми намерениями (очень часто подобные обстоятельства происходят по причине, раскрывающейся в начале/ финале) и рубит несчастных одного за другим в куски, тщательно выбирая орудие убийства. Будьте уверены, перед Вами главная основа для классического слэшера. На самом деле, в научной литературе, его принято называть “поджанром”, ибо присутствует индивидуальная концепция, характерная только при создании определенного рода фильмов с набором знаковых составляющих.
История слэшеров насчитывает уже несколько десятков лет, плотно прикипев к основному, могущественному жанру фильмов ужасов.
Трудно сказать наверняка, какой момент побудил к созданию лент подобного рода. Возможно, главный момент кроется в самом человеке, его любви к жесткости. Далеко ходить за примером не нужно – гладиаторские бои, собирающие полный стадион зрителей, жаждущих больше крови, жестокости. Люди не только платили за просмотр данного “развлечения”, они входили в раш, погружались в событие всей душой, голосовали за смерть бойца или сохранение жизни. Чем не аллюзия современного ужастика, собирающего в кинозалах волну жаждущих приключений зрителей?

Другим отправным пунктом любви человечества к будущему жанру фильмов ужасов является так называемый Гран-Гиньоль – театр ужасов в Париже, внутри которого зрителя ждали душераздирающие, поразительно отдающие реалистичностью представления.
Первоначально театр предполагался для независимых пьес, созданных для далеко не каждого зрителя. В самых первых пьесах фигурировали низшие слои общества – преступники – убийцы, проститутки. Затем, ближе к началу двадцатого века, театр перешел в управление Макса Мори, решившего перейти на эстетику кошмара и ужаса. Так появляются первые жуткие пьесы от автора Андре де Лорде, где убийства и акты насилия были обычными вещами, их публика, на удивление, стала посещать охотнее, и все 300 мест маленького парижского театра забивались до отказа, принося первый доход.
Очевидно, никто не хотел останавливаться на достигнутом. Нужно больше реализма. Больше жестокости и садизма. Больше крови.
С появлением спецэффектов дела у “Гран-Гиньоля” идут в гору – теперь на глазах у зрителей происходят “настоящие” убийства, на телах появляются порезы, идет кровь, много крови, заливая пол от разрезанных конечностей. Публика в шоке, кто – то упал в обморок, кто – то выбежал с призрачно – бледным лицом, закрывая ладонью рот.
И все же, людям нравилось это. Нравилось, как нож входит в тело, оставляя в нем дыру. Нравилось, как из раны текла кровь. Нравилось, как раненый получает удар за ударом, уходя из жизни крайне жестоким способом.
Парижский театр был на пике популярности десятки лет, каждый раз собирая полный зал народу. Со временем, это место парижане настоятельно советовали посетить своим друзьям, знакомым, утверждая одно – ничего подобного в жизни Вы такого не видели. И были абсолютно правы.
Впоследствии все представления стали переходить из формата театрального в кино формат, а те самые незабываемые идеи о постановке “правдивого” убийства человека ножом, вполне возможно, стали в дальнейшем для многих первыми идеями создания иных ситуаций, отразившихся на жанре фильмов ужасов.
Оправдывая ожидания от названия первой главы, стоит рассказать о первых значимых для поджанра работах, давших серьезный толчок или легкое вдохновение для дальнейшей разработки и реализаций новых идей.
ПСИХО\PSYCHO ( 1960 )

Мэрион Крэйн крадет на работе конверт, в котором лежат 40 000 долларов и бежит из города. Терзаемая сомнениями, страхом и усталостью, она останавливается на ночь в типичном, ничем ни примечательном придорожном мотеле…
Вполне возможно, что первые предпосылки жанра слэшер мелькали в фильмах более раннего производства и жанра, но именно в “Психо” – признанном шедевре великого Альфреда Хичкока, данные предпосылки были отражены на практике и работали как часы. С точностью до мельчайшей секунды.
Сама история создания ленты и одержимости самого Хичкока запомнилась в свое время всем на студии MGM и всем, кто был хоть немного знаком с режиссером – британский мэтр анонимно выкупил права на экранизацию романа “Психоз” Роберта Блоха ( сам же писатель признается, что в основе романа лежит история одного из самых известных и зверских серийных убийц планеты Эда Гийна), затем скупил все экземпляры книги Блоха уже в книжных магазинах ( дабы зрители не нашли ответ раньше премьеры фильма, тем самым еще больше подогрев интересы общественности), заплатил солидный гонорар в размере 34 тысяч долларов композитору Бернарду Херрманну ( выше оклад, в размере 40 тысяч долларов, получил только Энтони Перкинс, исполнитель роли Нормана Бейтса), а также, по слухам, заложил собственный дом: студийные боссы не особо верили в успех ленты. Однако, одержимость Хичкока была вознаграждена сполна – при бюджете в 800 тысяч долларов “Психо” заработал свыше 40 миллионов долларов, восторженные отзывы, а зал был в шоке от фильма:
Почему же шедевр Хичкока можно назвать ранним проявлением жанра слэшер, несмотря на завязку классического нуар триллера, коими британский постановщик промышлял не раз? Во – первых, здесь присутствует маньяк, чье лицо не показывают ( мы видим лишь его деяния от “первого лица” лишь в редких моментах), скрывая личность, мотивы и тайну — зритель узнает их только в финале. Во – вторых, фильм проникнут специфичной атмосферой напряжения, отделяющая “Психо” от чистокровного триллера: большую часть времени фильм тратит на тишину, состояние покоя, усмиряя, расслабляя любопытного зрителя. Казалось бы, что же такого может произойти в такой, кажущейся наивной и простой истории и не менее спокойной ситуации? И тогда “Психо” начинает неожиданно кусать зрителя, нападает на него с ножом в самом необычном моменте, когда зритель, думающий, что видел подобную историю миллион раз, резко припрыгивает с места от резкой музыки Бернарада Херрманна, а увиденное на экране начинает потрясать до глубины души. Произошло подлинное убийство! В – третьих, великолепная, по-настоящему шокирующая концовка, дающая понять, что ставить точку в этой истории рановато.
Воссоединив в себе сразу несколько оригинальных составляющих – четкий, интригующий, непредсказуемый сценарий, классический черно – белый визуальный стиль, а также безотказно работающий технический ритм и натуральную актерскую игру – Альфред Хичкок получил рецепт очередного шедевра, ставшего сначала просто шоковой сенсацией, заставляющей идти и смотреть работу мастера, а затем вовсе ставшей культовой и часто цитируемой. “Психо” остается одним из нескольких фильмов ужасов, взявшим номинации на наградном сезоне: 4 номинации на “Оскар”, включая “Лучший режиссер” и “Лучшая роль второго плана”, “Золотой глобус” достался Джанет Ли в категории “Лучшая женская роль второго плана”, а в 1992 году фильм был включен в Национальный реестр кинематографа США.

Не стоит забывать, что кроме лучей славы “Психо” одним из первых установил ряд шаблонов для будущих проектов различного жанра, первым начал копаться в элементах мистики и психологии, задаваясь различными вопросами – что движет убийцей, почему он убивает, почему не может остановиться.
Все это оказалось весомым наследием, став основным костяком, который брали за основу тогда и берут сегодня, спустя десятки лет. Кроме этого, фильмом вдохновлялись и вдохновляются многие режиссеры и сценаристы. Некоторых из них вы увидите в этой статье, а в будущем, если захотите посмотреть любой слэшер, то без труда найдете несколько приемов, элементов технической или стилевой составляющей этой работы.
Помимо внутреннего строения, свойственной слэшерам, картина Хичкока может похвастаться еще одной характерной чертой жанра, ставшей впоследствии нормой – наличием нескольких продолжений. На сегодняшний день, помимо оригинала, вышло 4 полнометражных фильма (три вольных продолжения и неоднозначный ремейк от Гаса Ван Сента, снятый в цвете) и популярный сериал “Мотель Бейтсов”, продержавшийся на ТВ 5 сезонов.
Интересный факт: Фильм снят в черно – белых цветах не ради одного стиля – подобное решение помогло существенно снизить бюджет, “ослабить” рейтинг, множество сцен оказались отснятыми легче, нежели того предполагал цветной формат.
1974 “Черное рождество” / “Black Christmas”

Университетский городок Бедфорда. Студентки готовятся отправиться на зимние рождественские каникулы. Барб просит своих подруг Джесс и Фил остаться с ней на несколько дней, чтобы покататься на лыжах. В доме звонит телефон. Барб берет трубку, но на том конце провода никто не отвечает. Потом мужской голос смеется и говорит разные непристойности. Барб обзывает говорящего, на что тот отвечает, что убьет ее. Барб бросает трубку. Именно после этого звонка девушки из университетского городка начинают потихоньку погибать одна за одной, до утра дотянут немногие.
Следующая остановка – рождество. А точнее “Черное рождество” – малобюджетная работа Боба Кларка канадского производства (в американском прокате был переименован как “Тихая ночь, зловещая ночь”). Именно ее, как утверждают многие критики и историки кино, принято называть первым фильмом жанра слэшер. Трудно не согласиться – фильм, пускай и состоящий из нескольких ступенек дома “Психо”, смог изобретательно избежать нескольких типичных шаблонов – привычную территорию отеля Бейтсов сменили на небольшой дом в Квебеке, черно – белую картинку перекрасили в цветную, добавили больше героев, сделали их значительно моложе и не побоялись на изощренные сцены убийств ( большинство происходят так же от “первого лица”).
Создание “Черного рождества” в свое время вызвало не мало споров. Первоначально считалось, что сценарий, написанный писателем Роем Муром, основан на реальных событиях (в самом фильме данное повествование присутствует), однако, уже после премьеры некоторые стали утверждать, мол, события не были реальными, а всего лишь являются байкой, городской легендой, каких в каждом городе не один десяток.
В любом случае то, откуда Мур черпал вдохновение — не так важно, как конечный результат, где убийца – психопат, сначала терроризирующий молодых девушек по телефону, переходя вскоре к ожесточенным действиям. Режиссер, прочитав сценарий, остался очень доволен результатом – впоследствии, Боб Кларк говорил, что действительно, сценарий был “чертовский хорошим” и “не грех было взяться за подобную работу”.
Боб Мур и правда проделал очень хорошую работу, сумев разделить одну историю на несколько сюжетных линий, где есть драма, триллер и ужас, не нарушая при этом основную подачу сюжета:
- История девушек из женского общежития. Каждая героиня хорошо создана как отдельный персонаж, у каждой есть своя отличительная черта, свой характер и род деятельности. Так, если Клэр, Джесс и почти все девушки из дома выглядят спокойными, скорее романтичными натурами со своими тараканами в голове ( к примеру, Джесс преследует вопрос, оставить ли ребенка от своего парня Питера или сделать аборт – составляющая личной драмы и тяжелого выбора, последствия которого будут непредсказуемыми; в это же время Крис, парень Клэр, вместе с ее отцом, пытаются найти ее), то Барби показана здесь как наглая, эгоистичная девка, любящая выпить и не ввязываться в чужие проблемы.
- История полицейского участка, где главенствует лейтенант Фуллер (отличная роль Джона Сэксона!). Сценарий отчетливо показывает попытку полиции найти убийцу (путем прослушивания телефонной линии) и обезопасить девушек, помимо прочего, благодаря данной части сюжета, зритель выходит из дома общежития, перемещаясь на улицы темного города, где идет поиск пропавшей Клэр.
- История самого убийцы, чьи действия зритель видит его глазами. В отличие от “Психо”, здесь подобному моменту уделяется гораздо больше времени – мы видим, как маньяк без особых трудностей попадает в дом, как передвигается, прячется от живущих в доме героев, видим убийства им совершенные.
“Черное рождество” также успешно показал себя в прокате – при бюджете в 620 тысяч долларов, лента собрала в одном США только 4 миллиона долларов. Хороший результат. Фильм Кларка внес еще несколько приемов в жанр слэшера – телефонные звонки, нечленораздельное бормотание или тишина на другом конце провода, концовку, сделанную как реверанс “Психо”, но в отельном, более угнетающем смысле.

Не стоит забывать про актерский состав, сыгравший выше всяких похвал. Если про звезд Хичкока говорить особо нечего (кто же не знает таких отличных актеров как Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джанет Ли и Джон Гэвин?), то про актеров здешних стоит поговорить отдельно. Почти для всего актерского состава работа в данном проекте помогла в дальнейшей карьере. Исключением, пожалуй, являются Кир Дуллеа, сыгравший у Стенли Кубрика в “Космической одиссее” и Джон Сэксон, успевший засветиться в более ранних проектах (наиболее успешным является вышедший годом ранее “Выход Дракона” Роберта Клауза). Стоит заметить, для Сэксона участие в слэшерах пошло на пользу – спустя несколько лет мы увидим его в другом, более знаковом проекте жанра.
В отличие от большинства собратьев по жанру, лента не имеет продолжений, зато, в 2006 году режиссером Гленом Морганом был поставлен одноименный ремейк, не оправдавший ожиданий.
Интересный факт: Решение сменить англоязычное название фильма (“Black Christmas”) тем, чтобы не вести зрителя в заблуждения, полагая, что этот фильм про чернокожих. Но после окончание проката фильма, название “Тихая ночь, зловещая ночь” переименован на “Чёрное рождество”.
“Техасская резня бензопилой” / “The Texas Chainsaw Massacre”

Обеспокоенная новыми сообщениями о том, что вандалы и хулиганы испоганили далекое кладбище в Техасе, где похоронен ее дедушка, Салли и ее прикованный к инвалидной коляске брат Франклин Хардести собирают своих друзей и на семейном автофургончике отправляются проверить, не повреждена ли дедушкина могила.
Оказавшись в районе кладбища, они заодно решают навестить старую ферму, где жил их дедуля. По соседству расположена еще одна ферма, внешне довольно-таки неприятная. Она разукрашена жуткими предметами, сделанными из кожи и костей людей и животных, а живет там семейка рабочих со скотобойни.
Самый страшный из них «Кожаное Лицо». Он носит маску из человеческой плоти и умело управляется с бензопилой.
Главной причиной хороших (но не феноменальных) сборов “Черного рождества” является выход слэшера Тоуба Хупера. Дело в том, что история о психопате по кличке “Кожаное лицо” вышла на экраны за десять дней до появления в том же прокате картины Боба Кларка.
И вновь планка в жанре поднята – при более низком бюджете (всего 84 тысячи долларов) здесь демонстрируется максимальная жестокость, какую зрители не видали ни в одном фильме в жанре фильмов ужасов!
Только представьте, в одной Америке лента собрала 30 миллионов долларов (что бы Вы понимали всю суть – “Китайский квартал” Романа Полански собрал в прокате 29 миллионов при 6 – миллионом бюджете), собрав огромный ажиотаж среди людей, посмотревших фильм и тех, кто только пробирался за билетом.
Вдохновителем для сценаристов Тоуб Хупера и Кима Хенкеля стал уже знакомый Эд Гийн, славившийся многими убийствами и издевательствами в США. Его привычка делать из человеческой кожи разные предметы, в том числе маски, стали одной из предпосылок к реализации проекта. В последствии Тоуб Хупер так же добавлял – самой причиной для создания фильма послужила, как ни странно, бензопила, висевшая в магазине хоз. товаров.
Сказать, что за 84 тысячи снять фильм легко было бы ошибкой. Можно перелопатить весь интернет, посмотреть десятки интервью создания самой картины, включая кровавые сцены, создание грима и образа главных антагонистов, включая “Кожаное лицо”, и понять одну простую истину – снимать кино в таких условиях было все равно что провести пару месяцев в аду. Чего стоит воспоминания Гуннара Хансена, исполнителя роли “Кожаного лица”: по его словам, ему приходилось надевать одну и ту же одежду каждый раз, потому что студийные продюсеры наотрез отказались менять реквизит и предоставлять гардероб. Поэтому, одежда Хансена, учитывая летние съемки, сначала сильно пропотела, а затем вовсе превратилось в нечто, отдающее крайне противный запах.

И все же, несмотря на боль и слезы в процессе съемок, фильм выстрелил подобно магнуму, снося и критиков, и зрителей наповал – все, кто успел отойти от шока в “Психо” испытали невероятный ужас при просмотре фильма Хупера. Еще больше картина смогла собрать на видео – носителях, распространившись с невероятной скоростью. Однако, фильм прекрасен не только за внушительные сборы и всеобщую популярность. “Техасская резня бензопилой” брала качеством и натуральностью происходящего, подлинной игрой актеров, подлинной жестокостью, безумием, творившимся на экране.
Работала в фильме не только жесткость, огромным фактором успеха, помимо поразительной достоверности происходящего, стал сам “Кожаное лицо”. Впервые убийцу показывали, что называется “во всей красе”, ни отдавая дань неожиданности, ни виду “от первого лица”. Убийца пугал всем своим видом. Своей силой. Своим игривым обращением с бензопилой. Словно Джимми Хэндрикс управлялся с гитарой, маньяк управлял бензопилой, разрезая всех на своем пути.
Спустя 12 лет все тот же Тоуб Хупер покажет миру сиквел, крайне ненужную, странную, лишенную энтузиазма и привычной атмосферы страха подделку, ставшую началом для дальнейшей штамповки в многосерийный сериал, превратившийся сначала в череду крайне неудачных продолжений ( помимо оригинала снято 3 фильма), а затем в череду ремейков, перезапусков, приквелов ( хорошая “Техасская резня бензопилой” образца 2003 года, реж. Маркуса Ниспела; на удивление неплохая “Техасская резня бензопилой: Начало” 2006 г., реж. Джонатана Либесмана; позорная “Техасская резня бензопилой 3D”, 2013 г., реж. Джона Льюсенхола; неоднозначная “Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо”, 2017 г., реж. Александра Бустильо и Жюльена Мори).
Интересный факт: Третий и четвертый фильм франшизы получились невероятно плохими, правда в них зритель может увидеть первые шаги звезд Голливуда – в триквеле засветился Вигго Мортенсен, в четвертой части сыграли Рене Зеллвегер и Мэттью МакКонахи.
Период “золотого века” (1978–1984)
Период “золотого века” эпохи слэшеров начинается в 1978 году. Учитывая заразительный успех “Психо” вместе со стратегией “Техасской резни бензопилой” и “Черного рождества”, заключающейся во вливании минимального бюджета, собирающего в итоге огромную прибыль, множество независимых компаний пытаются найти идеальную концентрацию для нового кино-взрыва. Так, неизвестный поджанр слэшеров переживает первую большую революцию с выходом следующей картины, ставшей очередной яркой звездой на груди фильмов ужасов, превратившего начинающего молодого режиссера в отца одного из лучших хорроров, снятых за всю историю кинематографа.
1978 “Хэллоуин” / “Halloween”

Убийца-психопат Майкл Майерс, будучи ребенком, совершил убийство собственной сестры в Хэллоуин — День Всех Святых.
15 лет спустя маньяк-убийца снова взялся за старое и терроризирует небольшой городок. Он сбежал из приюта для психически ненормальных, чтобы снова наносить свои смертельные удары в Хэллоуин.
Не зря 1978 год называют “золотым” периодом для слэшеров. Именно в этом году в свет выходит настоящий титан, несокрушимый лидер, ставший новым витком эволюции всего жанра ужасов – “Хэллоуин”.
Об этом фильме ходят легенды. Его почитают и уважают миллионы людей во всем мире, включая критиков, для которых слэшеры стали чем-то средним между трэшем и порнографией, иными словами, бессмысленным мусором, не придающим абсолютно никакой смысловой нагрузки или эффекта. Учитывая их первый просмотр, они сделали одно из немногих исключений.
Секрет успеха работы Джона Карпентера связан со многими моментами. Во – первых, определенная дань уважения другим знаковым работам жанра. “Хэллоуин” – это некое дитя “Психо” и “Черного рождества”. Обоими проектам Карпентер восхищался, как и восхищался “Техасской резней бензопилой” (по его словам, это один из самых страшных фильмов на памяти). В“Психо” фильму передается превосходная атмосфера напряжения и преследования, за частую происходящего на тонкой грани спокойствия и страха. В фильме Карпентера выстроена великолепная последовательность, некий сердечный ритм, усваивающийся зрителями постепенно. В самом начале ничего не происходит, мы видим происходящее глазами неизвестного. Казалось бы, ничего не происходит, зрители сидят спокойно, не представляя дальнейшие события. И вот, спустя пару минут мы от лица все того же неизвестного видим убийство молодой девушки – первый момент, заставляющий сердце биться чаще. Спустя пару секунд, когда неизвестный спустится по лестнице, выйдет через входную дверь и натолкнется на чету Майерсов, встречающих человека в маске удивительным взглядом, зритель понимает, убийство сделал Майкл Майерс. Но это не все, первый прилив ужаса происходит дальше, когда безобидная клоунская маска снимается с лица убийцы и Майкл Майерс оказывается вовсе не отпетым негодяем, садистом, извергом, алкоголиком или психом, а шестилетним мальчиком! Подобного невозможно ожидать, фильм снова бьет воображаемым ножом в тело невинного зрителя. Если от шедевра Альфреда Хичкока перенята великолепная атмосфера и ритм, то от второго “родителя”, “Черного рождества” Боба Кларка здесь перенят скорее образ самого антагониста, его скрытные качества, тактика и метод выслеживания жертвы. От “Черного рождества” к “Хэллоуину” некоторое время прилипла не очень приятная история: дело в том, что после успеха своего фильма, Боб Кларк обдумывал концепцию сиквела, происходящего в канун Хэллоуина, и что Джон Карпентер был знаком и знал намерения Кларка снять продолжение. Кто бы что не говорил, пускай в обоих проектах есть идентичные связи, да и сам режиссер не раз заявлял о положительных эмоциях от картины, но “Хэллоуин” идет чуть дальше во всем.

Во – вторых, качественный сценарий. Сценарий Джон Карпентер писал вместе со своей старой подругой Деброй Хилл. Пригодился опыт обоих: в то время как Джон трудился над мистической составляющей, заключающейся в темной сущности праздника, Дебра использовала личный опыт сиделки с детьми, в момент производства помогая исполнительнице главной роли Джейми Ли Кертис. Множество имен персонажей и мест вновь взяты с личного опыта дуэта – так, Лори Строуд была бывшей девушкой Джона Карпентера, Хэддонфилд оказался родным городом Дебры Хилл ( сам городок расположен в Нью — Джерси), а имя злодея Майкла Майерса взяли со знакомого британского продюсера, активно участвовавшего в распространении предыдущего фильма Карпентера “Нападение на 13 – ый участок”. Несмотря на огромное количество скрытого смысла, сценаристы утверждают, что главная идея состояла в создании подлинного, бессмертного зла. Вы можете убить его, проколоть, сбросить под пресс, сжечь, взорвать и придумать массу других способов для победы над злом, так работают большинство слэшеров на сегодняшний день. В “Хэллоуине” подобные вещи могут только приостановить зло на некоторое время. Приостановить. Не уничтожить.
Другими ключевыми моментами сценария становятся множественные развилки в отношении героев, переплетенных между собою. История Лори, показывающая как порой нелегко быть молодой. История Майкла, подчеркивающая черты слэшера. В добавок здесь есть история Доктора Лумиса (фамилия – еще одна отсылка к “Психо”), вырабатывающая психологический аспект. Данная линия добавлена не случайно, по ходу всего фильма доктор, чью роль исполнил Дональд Плезенс, подробно расскажет о самом Майкле, о его проблемах и одержимости – еще одно существенное отличие от иных представителей жанра.
Еще одной важной инновацией сценария и революцией в жанре является появление таких понятий как “Последняя девушка” ( “Final Girl”) и “Королева крика” (“Scream Queen”). Оба подобных шаблона работали и раньше, в том же “Черном рождестве” или “Техасской резне бензопилой”, правда, только здесь подобные элементы стали прослеживаться куда отчетливее. Понятие “Последней девушки” означает героиню, оставшуюся в живых и способную противостоять антагонисту. Понятие “Королева крика” означает рядовое амплуа актрисы, часто снимающейся в фильмах ужасов или триллерах.
Благодаря понятию “Final Girl” зритель замечает еще одну важную деталь, скрывающей главный смысл. В слэшерах маньяк всегда убивает “провинившихся” подростков, вроде наркоманов, парочки любовников или бугаев, насмехающихся над слабыми. В живых, как правило, остается герой или героиня без вредных привычек, ведущая здоровый образ жизни. Таким образом, скрытым смыслом слэшера является простая истина – ведите здоровый образ жизни. Убийца здесь скорее некая иллюзия, работающая на Вашем здоровье: если будете курить, то заработаете рак легких и умрете, если будете много пить, то сопьетесь до отказа почек и обезвоживания, а уж если вступите в половые отношения с кем попало, то подобное вновь не закончится хэппи эндом ( данную идею взял на вооружение Дэвид Роберт Митчелл, снявший независимый триллер “Оно”). Все эти наработки станут шаблонами для будущей “Пятницы 13- ое”, а затем и вовсе стальным стержнем почти для каждого слэшера.
В – третьих, стоит отметить режиссерский стиль, его можно назвать идентичным атмосфере – потрясающе. Карпентер закладывает кирпичики напряжения во всем фильме, не важно, какое время суток на экране. Напряжение парит в воздухе на протяжении всего фильма, оставляя внутри зрителя зародившееся зерно паранойи. Вспомните концовку фильма. Представьте, Вы выходите из кинотеатра, в прохладную темную ночь и идете домой. Вопрос: сколько раз Вы обернетесь пока будете идти до своего дома? Будите ли Вы слушать свои шаги в надежде успеть услышать сзади себе шаги незнакомца? С какой скоростью Вы будете взбираться по лестнице и открывать дверь? Все это люди испытали в 1978 году после просмотра фильма.
В – четвертых, работающая музыка. Многие знают Джона Карпентера как композитора. В его музыке всегда можно услышать холодные нотки мистики. Главная тема к “Хэллоуину” работает поразительно, особенно в самом финале, заставляя волосы встать дыбом. Прием работает как в “Психо” – действие происходит на фоне спокойствия, когда, кажется, ничего не может произойти. Затем, в нужный момент, композиция воспроизводится, запуская поразительный эффект. Те самые нотки мистики придают атмосфере большую натуральность.
И наконец, в – пятых, актерский состав. Роль Лори Строуд для Джейми Ли Кертис, дочери известной актрисы Джанет Ли (исполнительница роли Мэрион Крейн все в том же “Психо”) стала дебютной. Актриса отлично справляется со своей ролью в самых нужных моментах, натурально играя состояние паники и страха во втором акте фильма. Иногда бывают актеры или актрисы, про которых говорят, мол, они рождены для данной роли. Так вот, кажется, Джейми Ли была рождена для безупречного исполнения своей роли. Согласятся и продюсеры, засыпавшие актрису предложениями на роли. Особых оваций заслуживает Дональд Плезенс, исполнивший роль доктора Лумиса. Из — за малого бюджета (325 тысяч долларов) все сцены с актером отсняли за три дня. Персонаж Сэма Лумиса очень важен для “Хэллоуина” – это ключевой герой, от него зависит очень многое, включая психологический момент ленты. Доктор знает о Майкле абсолютно все, словно о родном сыне, знает его повадки, видя в нем настоящее зло, в отличие от других. Актеры радуют своей игрой, они показывают удивительную игру, не переигрывая, в важных моментах выкладываются по — полному.
На сегодняшний день, “Хэллоуин” является выдающимся произведением в жанре фильмов ужасов, установившим новую планку в жанре слэшер, даже несмотря на прохладную встречу картины первыми зрителями. Фильм поражает абсолютно каждой составляющей и безупречно снят за копеечный бюджет, выделенный продюсером Мустафой Аккадом. Не считая оригинала, франшиза имеет целых девять фильмов, выходящих часто, с более повышенным бюджетом и меньшим качеством, оставляя все меньше и меньше хорошего. Единственным исключением, пожалуй, является фильм, вышедший в 2007 – ом году, снятый Робом Зомби. Если картина Карпентера больше рассказывает о Лори Строуд, то ремейк Зомби почти полностью сконцентрирован на Майкле Майерсе и становлении его на путь убийств. К плюсам ремейка можно отнести типичную для Зомби “грязную” стилистики и атмосферу (это фильму идет). 18 октября выходит “чистое” продолжение оригинала со старой командой, полностью игнорирующее все последующие продолжения. Оценить результат Вы можете в кинотеатрах.
Интересный факт: Лори, Линдси и Томми смотрят по телевизору фильм “Нечто из далекого космоса” образца 1951 года. В 1982 году Джон Карпентер поставит ремейк данной картины с Куртом Расселлом в главной роли.
1979 «Фантазм»\»Phantasm»

Подросток Майк становится свидетелем таинственных событий на городском кладбище Монинсайд. Мрачный гробовщик — двухметровый Верзила — прямо из могил крадет свежие трупы и творит с ними в глубине похоронного бюро нечто ужасное. Родители Майка погибли, старший брат Джоди не верит ему — трудно принять всерьез рассказы мальчишки о злобных зомби-карликах и летающих сферах-убийцах. Но вскоре Джоди и его другу мороженщику Рэджи придется убедиться в том, как опасен Верзила и его твари.
Самую известную работу Дона Коскарелли назвать слэшером довольно сложно — “Фантазм” тяготеет больше к жанру мистического триллера. Однако, учитывая свою сценарную концепцию, впечатляющую оригинальную идею и метод ее раскрытия, где есть огромный злодей, по совместительству являющийся владельцем похоронного бюро, летающие сферы и параллельные миры, внутреннего повествования, данное творение стоит, как минимум распробовать и хорошенько обдумать.

Да, возможно наличие молодого героя и высокого злодея – верзилы со своими секретами в большом белом доме и минимальный бюджет (300 тысяч долларов, выделенные режиссеру от отца) не совсем являются весомыми основаниями для коронования работы в соответствующий жанр, однако, если смотреть фильм внимательно, то здесь присутствует нужная атмосфера. Атмосфера преследования и некомфортности, которую Коскарелли вполне мог перенять у “Хэллоуина”. Но ведь эта атмосфера работает!
Картину стоит отметить за красивую, креативную визуальную работу, заглавную музыкальную тему, исполненную самим Доном (помимо режиссуры, написания сценария, выступил оператором, монтажером и композитором), приятный актерский состав.
Кроме того, в картине присутствует ряд отражений и элементов, которые зритель найдет спустя несколько лет, в хите Уэса Крэйвена “Кошмар на улице Вязов” – важной темой обоих проектов выступает природа сна и ночных кошмаров, очень похожи концовки.
При бюджете в 300 тысяч “Фантазм” получил восхваление отзывы зрителей, и критиков (для некоторых дополнительным бонусом стало наличие ночных кошмаров и приступа паранойи) и 11 миллионов долларов с проката в США. Хорошие цифры и отзывы, смогли породить и дальнейшие продолжения ( всего их 4), и несмотря на все желание Дона Коскарелли, работающего над всеми фильмами ( такое внимание к собственному труду встретишь не каждый день), это не помогло завести его карьеру как карьеру Джона Карпентера или иных мастеров ужаса. “Фантазм” стоит рекомендовать посмотреть не только по причине многофункциональности его создателя, а ради отличной атмосферы и интересной, оригинальной задумки.
Интересный факт: на роль Майка первоначально проходил пробы Брэд Питт.

Их предупреждали… Их прокляли… В пятницу, 13-ого… их уже ничего не спасет… Уютный лагерь “Хрустальное озеро” вновь открывается! Вожатые ожидают летнюю смену, приготовив для юных гостей увлекательные мероприятия и забавные игры.
Правда, появилась новая игра, о которой вожатые еще не знают: она будет пользоваться большой популярностью в этом сезоне. Игра называется — “Убей вожатого!”.
Наряду с “Техасской резней бензопилой”, “Хэллоуином” и “Кошмаров на улице Вязов”, “Пятница 13 — е” входит в список узнаваемых фильмов из жанра слэшеров и самых известных антагонистов в мире.
Шон Каннингэм является очень почитаемой фигурой в жанре ужасов. Нет, не потому что он снял данную картину. Прежде всего, в 1972 году Шон стал продюсером скандального дебюта Уэса Крэйвена “Последний дом слева”. У самого Каннингэма за душой было не так много проектов, чего уж там говорить про число известных. Вдохновившись энтузиазмом работы с Уэсом, постановщик решил сделать собственный слэшер, не уступающий творению друга. Вторым мотиватором выступала денежная составляющая и желание хорошенько заработать.
Своим успехом история про убийцу в лагере “Хрустальное озеро” обязано создателю спецэффектов Тому Савини, работавшему тогда с Джоном Рамеро (самого мастера позвали после того, как создатели “Пятницы” увидели впечатляющие эффекты в “Рассвете мертвецов”). Савини справился со своей работой великолепно, создавая отличные, эффективно работающие приемы смертей героев (лучшую из них выбрать действительно трудновато). Если в “Хэллоуине” почти полностью отсутствовала кровь (или ее не было видно), то здесь продюсеры явно не поскупились на галлоны крови и кровавые убийства.
Вторым успешным моментом является неожиданный финал – личность убийцы и последние секунды перед титрами. Да, многие, кто не смотрел ленту могут знать ответ, посмотрев первый “Крик”, но подобный эффект все равно работает, оставляя зрителя в легком недоумении. Другой момент, за пару секунд до финальных титр так же успешно работал – сначала сработал эффект расслабления ( спасибо успокаивающей музыке Гарри Манфредини) после чего на зрителя ( в очередной раз вспомним “Психо”) накидывается “бу — момент” (сейчас их принято называть “скриммерами”).
“Пятница 13 – е” успешно работал и пугал, к тому же, пожалуй, именно в этом фильме устоялись все шаблоны слэшера, собранные в одном кинопроизведении.
- Загадочная история убийцы, ставшая прологом и напоминанием о том, что сделали герои;
- Наличие молодых героев, которых убивает протагонист разными способами (и пускай в этой части убийца не скрывается под маской, в последующих частях создатели исправят легкую неточность). При этом убитыми оказываются герои, ведущие плохой образ жизни – уединяются, курят или выпивают, тем самым убийца походит на некую карму, наказание за грехи;
- Непредсказуемый финал, где личность убийцы раскрывается, выясняется мораль и причины, почему убийца начал свое кровавое дело;
- Финальный элемент, когда герой/ герои понимает/ понимают, что еще ничего не кончено.
При бюджете в 700 тысяч долларов “Пятница 13 – е” собрал в родном прокате почти 40 миллионов долларов, не считая успеха картины с выходом на видео – носители. Успех был гарантирован, а значит возникал лишь один вопрос – когда будет продолжение. В конце концов, несмотря на успех ленты, именно ее дальнейшие продолжения стали одними из предвестников бури и дальнейшей засухи жанра. Первые 8 фильмов серии шли при поддержке студии “Paramount”, последующие 4 фильма (“Последняя пятница”, “Джейсон Х”, кроссовер “Фредди против Джейсона” и одноименный ремейк) стали выпускаться под флагом “New Line Cinema”. Дальнейшая судьба франшизы не понятна, известно, что в разработке еще одна часть, чьи дата выхода, имена режиссеров, сценаристов, актерского состава и прочее, остается пустыми.
Интересный факт: как в случае с “Техасской резней бензопилой”, “Пятница 13- е” имеет свою восходящую звезду: в первой части снялся Кевин Бейкон.
“Маньяк”/ “Maniac”

Предельно натуралистичное бытописание будней обычного американского маньяка. Монстр в человеческом обличье выслеживает женщин, жестоко их убивает, скальпирует, а «трофеи» прибивает к головам манекенов, коими изобилует его логовище…
В 1980 году создатели слэшеров отошли от привычных сценарных стандартов. Несколько режиссеров делали работы, внутри которых были не только безумие, море крови и горы трупов, стараясь, как это было у Хичкока и Карпентера, ответить на сложный вопрос – что же движет маньяком, и почему человек становится маньяком, опережая по жестокости любое животное? Фильм Уильяма Лустига окунает зрителя в обычный большой город, заставляя увидеть быт и время провождение Фрэнка – казавшегося обычным мужчину. Таковым он, кажется, только в начале, после чего зритель поражается происходящим: герой жестко убивает женщин, срезает с них скальпы и надевает их на манекены, хранящиеся в квартире. Убийства продолжаются вновь и вновь, Фрэнк выслеживает своих жертв, словно охотник, готовый на все, лишь бы добыть заветный трофей…
Но “Маньяк” оказывается не очередным “мясным фаршем с кровью”, какие зритель видит часто, режиссер Лустиг и сценарист Джо Спинелл (он же исполнитель главной роли) добавляют сюда важный элемент в виде причины его зверств, отражая психологическую сторону. Позже сюжет и вовсе повернется в не самую лучшую сторону, и перед Фрэнком встанет выбор – снова убить или начать сопротивляться и полюбить понравившуюся ему девушку Анну.
Картина Лустига – это очень сложный проект, пытающийся ответить на огромное число вопросов. Сам фильм не просто поражает, от просмотра волосы встают дыбом, глаза расширяются, а происходящее на экране все больше и больше похоже на действительность. Стоит отдать должное операторской работе Роберта Линдсэя, уверенно орудующего камерой, снимая все происходящее четко, делая все возможное, дабы зритель смог прочувствовать каждый момент, каждую секунду в шкуре Фрэнка вместе с его деяниями.
Львиная доля успеха фильма по качеству вновь достается Тому Савини и его потрясающим спецэффектам – в одном их них он снялся сам ( именно в его голову Фрэнк выстрелит из ружья, смотрите видео ниже). Благодаря Савини в фильм приходит отвращение и настоящий страх, остается только гадать, что (или кто) будет на пути героя. Во время премьерных просмотров многие люди пулей вылетали из зала, в некоторых моментах вовсе выбегали, зажав рот руками! Во все это веришь, как и в невероятную игру Джо Спинелла, показывающего своего персонажа словно оборотня – обычный, спокойный неуверенный человек в большом городе, каких много, и безумный, жестокий убийца, выходящий на улицу ночью.
В 2012 году вышел одноименный ремейк французско – американского производства. Режиссером выступил Франк Халфун, роль исполнительного продюсера взял на себя Александр Ажа (режиссер “Зеркала”, ремейка “У холмов есть глаза”), главная роль досталась Элайдже Вуду. Ремейк вышел очень содержательным, фантам оригинала он придется по душе.
Интересный факт: в одной из сцен фильма, Фрэнк убивает проститутку в отеле. После съемок данной сцены, уже на следующей неделе в той же самой комнате произошло реальное убийство девушки по вызову.
“Бритва” / “Dressed to Kill”

Она называет себя Бобби — высокая блондинка с ненасытным желанием убивать. Согласно записям доктора Эллиота, Бобби была его пациенткой, но перешла к другому врачу. Острая бритва, которая служит Бобби орудием убийства, была украдена из роскошного кабинета доктора Эллиота в престижном районе Нью-Йорка, в котором он ведет свою успешную психиатрическую практику…
За всю свою большую карьеру в мире кино Брайан Де Пальма успел поработать во многих жанрах, получал различные награды, как положительные, так и негативные реакции на свои работы. Несмотря на это, именитый постановщик, пытающийся подходить к каждому фильму с особым интересом и важностью, постоянно углубляется в психологию, от чего и приобретает вечный статус режиссера – психолога. “Бритва” очень похожа на вышедшего “Маньяка”, только выглядит фильм более человечным, без излишка кровавых эффектов Тома Савини (убийства тут все же присутствуют).
Следуя своему ритму, режиссер не спешит, придерживаясь Хичкоковской школы – оба рассказывают историю подробно, не спеша, выпустить убийцу из шкафа еще будет возможность. Сначала Де Пальма отправляет свою героиню, жаждущей любовных утех, по большому Нью – Йорку, в поисках нового партнера, затем легкое приключение в галерее… Тут зритель может задаться вопросом: а где же слэшер – то? Но, как и у Хичкока, убийство происходит в самый неожиданный, спокойный момент (причем снято это почти в том же стиле, как снята сцена в душе).
Зерно фильма вновь кроется в личных страданиях убийцы, его желаниях. Пускай Бобби, та самая блондинка в черных очках, убивает редко, зачастую фильм встряхивает зрителя состоянием преследования, паранойи и дискомфорта. Зритель чувствует эту атмосферу, как и Лиз, героиня Нэнси Аллен, оказавшейся не в том месте и не в то время.

Фильм работает по системе Хичкока, держа зрителя в напряжении, иногда переходя на территорию детективного триллера, при этом долгое время сохраняя полное спокойствие. Важное место занимают диалоги – герои пытаются разобраться в сообщениях Бобби, зачем была убита девушка, почему Бобби хочет убить еще одну. И если в кровавом “Маньяке” это отражается довольно слабо, делая ставку на убийства, то здесь, при отсутствии галлонов крови, ответ дается в полной, понятной форме, оставляя зрителя в состоянии удивления (в “Маньяке” интрига полностью отсутствует).
Не грешно сравнить “Бритву” с симфонией, где все работает на спокойствии, тактичности. Де Пальма, подобно дирижеру, делает свою работу по максимуму, добавляя в свое произведение и элементы личной драмы, и моменты эротического содержания, при этом, от самого начала вплоть до финальных титр картина остается кристально – чистым триллером по методике Хичкока, внутри которого кроется личная драма.
“Бритва” – это самый нестандартный слэшер из всего нашего списка, однако работает он именно по принципу жанра.
Интересный факт: фильм расколол зрителей и критиков на два лагеря: в один года картина номинировалась на премию “Золотой глобус” в категории “Прорыв года” ( Нэнси Ален, бывшая в то время женой режиссера), 4 номинации картина получила на премии “Сатурн” (“Лучший фильм ужасов”, “Лучшая музыка”, “Лучший режиссер” и “Лучшая актриса” (Энджи Дикинсон), выиграв приз за актерскую деятельность. При этом, антипремия “Золотая малина” номинировала “Бритву” в категориях “Худший актер” (Майкл Кейн), “Худшая актриса” (Нэнси Ален) и “Худший режиссер”, не удостоившись ни в одной из них.
1981 “Незнакомец”/ “The Prowler”

В 1945 году, после окончания второй мировой, на родину возвращаются ветераны, но одного из них вероломно бросила его девушка, когда тот был на фронте, о чем оная девушка даже не побоялась написать ему в письме. В тихом американском городке проходит выпускной бал, но для этой девушки и его нового парня он становится последним, ибо незнакомец в армейском обмундировании насаживает влюбленную парочку на вилы, после чего романтично кладет в остывающую руку девушки красную розу…
Прочитав синопсис, Вы поймете, что и в этой картине вновь затрагиваются личные страдания антагониста. Взявшийся за работу Джозеф Зито (в 1984 году он станет постановщиком 4 эпизода “Пятницы 13 – е”) не пытается играть по правилам предыдущих фильмов, ни добавляя в собственный проект кучу мяса и галлонов крови, ни прослушивание лекций о психологии и поведении человека.
О реализации ленты постановщик думал не долго – он взял непростую идею при непримечательном сценарии (думать в таком случае особо не нужно), окунул его в типичную атмосферу слэшера и дабы не упасть в грязь лицом, позвал лучшего специалиста по гриму в данной области. Догадались кого? Да, Тома Савини.
Итог предсказуем – получился отличный, качественный и интригующий до самого финала фильм. К слову, “Незнакомец” оказывается лучшим представителем жанра, где фигурирует такой сюжетный элемент как школьный бал.
О фильме Зито не приходится много говорить. Это нечто среднее между перегнувшим палку “Маньяком” и мягкой, но рассудительной “Бритвой”, одетой в обертку классического слэшера и очень похожей на другой фильм того же жанра. О нем мы поговорим дальше.
Интересный факт: в одном из интервью Том Савини признался, что работу над “Незнакомцем” он считает самой лучшей в своей карьере.
“Мой кровавый Валентин” / “My Bloody Valentine”

Много лет назад в День Всех Влюблённых случилась катастрофа, и погибло пять человек. Единственный мужчина, который остался в живых после несчастья, был признан невменяемым и заключён в психиатрическую лечебницу. Его имя было Гарри Уорден, и он один знал тайну смерти невинных людей. В первую годовщину трагедии он вернулся в город, чтобы безжалостно покарать виновных…
Иногда в один год может выйти сразу несколько фильмов на идентичную тему. Слэшер Джорджа Михалка очень похож на “Незнакомца” и различить их можно всего по нескольким признакам. Самый простой – страна производства. “Мой кровавый Валентин” сняли в Канаде, куда, благодаря местному законодательству в 80 – ых съезжались многие режиссеры, что позволяло снимать свои работы за копейки, зарабатывая на финальных сборах в несколько раз больше. Внутри обеих работ также лежит тема личных страданий и разбитого сердца ( в фильме подобные слова отражаются на деле) – главный мотиватор убийцы, спрятавшего в костюм шахтера (против военного, увиденного в “Незнакомце”), являющегося призраком, городской легендой обычного маленького городка.
Помимо страны производства, оба проекта отличаются изощрённостью в убийствах – Убийца – шахтер не просто убивает, и не такой “романтик” как его конкурент из “Незнакомца”, оставляющего после себя розу, вовсе нет, убийца этой ленты вырывает сердца и оставляет их в праздничных коробках — сердцах на день святого Валентина.

Впрочем, не так важно сколько отличий между двумя картинами и в чем они состоят. Главное ведь то, что на выходе данные ленты оказались очень хорошими слэшерами, в легком, классическом стиле, сделанных аккуратно, качественно, а смотреть их не менее интересно, чем раздумывать о личности убийцы, скрывающимся за одеждами.
“Мой кровавый Валентин” имеет одноименный, довольно неплохой ремейк, вышедший в формате 3D в 2009 году. Режиссером фильма выступил Патрик Люссье, главную роль исполнил Дженсен Эклс, известный по сериалу “Сверхъестественное”.
Интересный факт: фильм является одним из самых неудачных в прокате среди слэшеров.
1984 “Кошмар на улице Вязов”/ ”А Nightmare on Elm Street”

Старшеклассников одной из школ Спрингвуда преследует один и тот же кошмарный сон, в котором за ними гонится и кромсает на куски изуродованный человек в шляпе и с ножами на своей перчатке. И тот, кого убили во сне, — умирает в реальности…
Не редко Уэс Крэйвен создает свои работы, изучая их через призму изменяющейся повседневности нашего мира – “Последний дом слева” говорил о том, что за любое насилие, какое бы оно не было, ответят еще большим насилием, “У холмов есть глаза” своевременно отражал своеобразный взгляд на ядерные испытания. От подобных вещей картины мастера становятся не столько скандальными (обе получали наивысший прокатный рейтинг X), сколько содержащими мораль, предупреждение. Позже такой принцип отражался в каждом фильме Уэса.
Вот и одно из самых востребованных произведений метра, “Кошмар на улице Вязов” имеет, на удивление, реальную историю. Все началось с газетной статьи, рассказывающей про молодого человека, не хотевшего засыпать. Он отказывался засыпать из-за убеждения, если он уснет, то умрет. В итоге, все так и завершилось – парень держался на кофе и прочих методах избежать сна, но скончался. Автор решил сделать похожую историю, где убийца мог обитать во сне, мучая своих жертв.
Удивительно, но после сбора команды и написания первоначального сценария, большие студии, вроде “ Paramount” напрочь отказывались покупать его. В итоге, боссы из “New Line Cinema”, компании, занимавшейся в основном дистрибьюцией, решили попробовать, и не прогадали – после своего выхода фильм выстрелил на ровне с “Хэллоуином” ( при бюджете в 1,8 миллиона долларов фильм собрал 25 с небольшим только на территории США, став на несколько лет лидером видео-проката), а Фредди Крюгер занял достойное место в головах миллионов зрителей, и если после просмотра “Челюстей” Стивена Спилберга люди долгое время боялись заходить в воду, то от работы Уэса многие не могли уснуть, а некоторые и вовсе не хотели под страхом встречи с Фрэдди.
“Кошмар на улице Вязов” становится новой революцией в жанре ужасов, когда часы правления “Хэллоуина” уже подходили к концу.
Уэс Крэйвен всегда умел снимать хорроры и создавать некие ответвления к другим жанрам и поджанрам, к примеру, истории личной или музыкальной драмы (“ Музыка сердца”), остросюжетного триллера (“Ночной рейс”) или тот самый триллер с примесью черного юмора (“Электрошок”). “Кошмар на улице Вязов” обладает отличной подачей сюжета и его реализацией, говорящей о таланте режиссера, знающего, чего он хочет от той или иной сцены.
Проект Уэса Крэйвен примечателен и оригинален по многим параметрам:
— Оригинальная концепция сценария. Как бы не двигались технологии, но человечество так и осталось на том уровне развития в плане изучения сна. Мы так и не знаем, почему видим сны или почему нам сниться какая-то конкретная вещь;
— Оригинальный взгляд на злодея. Исходя из первого пункта, отличной идеей служит помещение антагониста не в реальный мир, где уже полно убийц, в мир снов, когда человек более уязвим и ничего не может с этим поделать. Дополнительным критерием служит более креативный способ убийства героев и невозможность поймать Фредди;
— Оригинальная мораль произведения. Помимо цитируемых у “Хэллоуина” моралей, мораль “Кошмара” не так проста – контролировать свое сознание и тело, превращать отрицательную энергию (по мнению многих психологов мы видим кошмары из -за негативных эмоций) в положительную. Только так можно победить любые страхи, когда ты полностью контролируешь себя.
Сценарий – не единственная заслуга “Кошмара”, пускай и самая яркая звезда на небе фильма. Здесь присутствуют великолепные технические и визуальные приемы, помогающие картине работать в необходимом ритме, тем самым создавая невозможное. Конечно, почти все технические приемы относятся к миру Фредди или его появлением в мире нашем (к примеру, швыряние несчастной жертвы по всей комнате без веревок). За отличный визуал стоит благодарить специалистов по спецэффектам и оператора Жака Эткина, чья качественная съемка сделала фильм более атмосферной и притягательной для человеческого глаза. Отдельную благодарность заслуживают мейк-ап специалисты, создавшие из Роберта Инглунда Фредди Крюгера – актер под гримом просто неузнаваем! В отличие от многих слэшеров, в “Кошмаре” никак не придает атмосферу музыка, написанная Чарльзом Бернстайном, она хороша только для фона и определенных моментов, правда, как в “Хэллоуине” совершенно не работает.

Своим успехом “Кошмар” обязан и актерам. “Лицом” успеха стало лицо Роберт Инглунда, не раз игравшего злодеев ранее. Взяв на себя образ Фредди, актер окончательно закрепил за собой статус звезды. Зрители восприняли оригинального злодея на “ура” – Крюгер бесконечно болтал, выстреливая словами словно пулемет, в отличие от молчаливых злодеев прошлых слэшеров, не раз взрывал острейшие шутки и позволял ругаться на экране (любимое добавление слова “ Bitch” так же восприняли крайне положительно). Фредди Крюгер стал неотделимой частью франшизы, стал настоящей культовой иконой, как и актер, сыгравший его, а красный свитер в зеленую полоску, шляпа на голове и железная перчатка с ножами вместо пальцев навсегда стали главными атрибутами злодея. В лучших традициях Джейми Ли Кертис показала себя Хизер Лэнгенкэмп, ставшая в этом фильме типичной “Final Girl” – Нэнси Томпсон. Актриса успешно справляется со своей ролью, играя натурально и вдумчиво. Вновь в жанр вернулся Джон Сэксон. Как и в “Черном рождестве” актер играет полицейского, пытающегося поймать убийцу молодых людей. На этот раз задача в двойне трудная. У актера есть опыт, и он его отлично применил при создании образа лейтенанта Томпсона, отца главной героини. “Кошмар” стал дебютом в большом кино Джонни Деппа, получившего роль Глена совершенно случайно – актер просто пришел вместе с другом, прослушивающемся на роль. Похоже, другу повезло меньше. Также в ленте можно заметить Ли Шейн, будущую любимицу Джеймса Вана, она играет школьного учителя. Актерский состав полностью справляется со своей задачей и показывает качественную игру, на которую приятно смотреть.
У “Кошмара на улице Вязов” имеется шесть продолжений, участие в кроссовере ( “Фредди против Джейсона”) и двух сезонный сериал “Кошмары Фрэдди”). В каждом из перечисленных творений роль Фредди исполнил Роберт Инглунд, тем самым став одним из немногих, кто примерил образ своего героя более шести раз. Из всех продолжений стоит посмотреть третий фильм ( “Воины сна”) и седьмой “Новый кошмар”). В 2010 году вышел одноименный ремейк, снятый клипмейкером Сэмюэлем Байером. Ремейк оказался крайне слабым, радуя только четкой картинкой. Огромное негодование зрителей вызвало отсутствие Инглунда в роли Фредди (его даже не пригласили!), Джеки Эрл Хейли заменил Роберта. Смотрится крайне непривычно.
Интересный факт: По словам Уэса Крэйвена, он назвал Фредди Крюгера по имени парня, который издевался над ним в школе. Уэс создал внешность Фредди на основе обезображенного бездомного, который испугал его в детстве.
Лучшие работы серебряного века (1985–1995)
После “Кошмара на улице Вязов” происходит то, чего слэшерам предсказывали несколько лет назад. Засуха. Причиной подобного явления, как не странно, становится полный переизбыток и отсутствие здравых, адекватных, оригинальных идей. Еще бы, когда рынок наводнили бесконечные продолжения “Хэллоуина”, “Кошмара” и “Пятницы 13 — е”, не придающих никакой свежести и выглядящими в глазах общественности как бег на месте, ждать хорошего не приходится. И лично мне кажется, что посредственные продолжения культовых работ окупались, принося дополнительный доход продюсерам не просто так. Все дело в самих героях, полюбившихся публике и оказавших рост фанатских лагерей. Фанаты не жалели личных средств ради проведения 90 минут в компании любимых персонажей, закрывая глаза на нелепые смерти бедных подростков, слабый сценарий, отсутствие необходимого ритма. Для большинства фанатов ужастиков Фредди Крюгер стал все равно что старым приятелем. Кому – то больше придется по душе Майкл Майерс или Джейсон Вурхиз. Но это не так важно, ибо важно совсем другое – подлинная любовь зрителей. Также вели себя фанаты боевиков при выходе очередного продолжения “Рембо”. Также вели себя преданные фанаты саги о Рокки Бальбоа, идущие на каждый фильм серии. Также поведете себя и Вы, не пожалев нескольких золотых ради воссоединения с героем детства.
Кроме популярных франшиз многие кинокомпании, от мала до велика, в надежде заработать как можно больше на успехе слэшеров, продолжают штамповать разные подделки, внутри которых оставалось зерно классического слэшера: такие ленты пытались подкупить внешним видом маньяка ( им становился даже сам Санта Клаус, виртуозно орудующий топором), основной темой конкретного дня ( “День дурака”, “День матери” и тд) или злосчастного места ( “Резня в школе”, “Бойня”). Продюсеры играли по-крупному, напрочь забывая о качестве, включая в голове желание хорошенько заработать при выделении низерного бюджета.
За полное десятилетнее правление “серебряного” века в истории слэшера, крайне тяжело найти действительно хорошего, качественного представителя. И все же, омраченный крайне слабыми продолжениями известных франшиз, век смог порадовать фанатов двумя очень крепкими картинами.
1986 “Попутчик”/ “The Hitcher”

Обычный парень по имени Джим Холзи перегоняет автомобиль в Сан Диего новому богатому хозяину. На этом «Кадиллаке» Джим проехал не один десяток миль, не одни сутки. Дорога усыпляет, и для того, что бы не напороться в ближайший кювет из-за усталости, накатывающего сна, парень подбирает на дороге попутчика. Мужчина, представившийся Джоном Райдером, ведет себя крайне странно, а в момент лопнувшего терпения водителя и последующего желания выгнать Райдера, тот достает нож. Чудом Холзи удается отделаться от опасного гостя, однако он даже не представляется себе, насколько доброе желание подбросить незнакомца будет самой большой ошибкой в его жизни…
Уверен, каждому из нас родители настоятельно твердили не разговаривать с незнакомцами, никуда с ними не уходить, и уж тем более, находясь дома, не открывать им дверь. Режиссер Роберт Хармон и сценарист Эрик Рэд добавляют к подобным заповедям еще одну – никогда не бери попутчиков. Особенно на безлюдной пустынной дороге в темное время суток. На опыте главного героя ленты становится понятно, ничем хорошим подобный поступок, каким бы добродушным человек не был, не закончится.
“Попутчик” вновь представляет линейку нестандартных слэшеров, вольно виляющих от классических работ. Помимо самого слэшера, фильм великолепно экипирован под жанр – роуд – муви. Из характерных черт классического слэшера тут присутствую молодой главный герой (именно герой, не героиня) и таинственный незнакомец Джон Райдер, голосующий на дорогах, убивая ради развлечения (орудует ножом, хотя знает не мало способов причинить людям страдания, маски не носит).
Во всем другом перед зрителем предстает абсолютно новое видение жанра, представляющее собой игру на выживание – игру молодого и напуганного Джима и спокойного, привыкшего ждать охотника, Джона Райдера. Попутчик играет с главным героем, оставляет в живых ради забавы, не редко подставляет его перед полицией, оставляя длинный кровавый след и горы трупов, среди которых несчастные семьи с детьми, погубленные собственной добротой.
В “Попутчике” есть элементы леденящего душу триллера, есть моменты сильной драмы, полной переживаний, и элементы сумасшедшего боевика. Превосходная атмосфера внутреннего напряжения происходящего с Джимом, заставляет сидящего перед экраном зрителя сочувствовать герою, переживать и надеяться на положительный исход битвы с таким непростым, одержимым жаждой крови и жесткости, врагом. Подкупает сценарий дебютанта Эрика Реда, взявшего за основу такую ужасающую основу, где есть своя доля правды. Как знать, может голосующий на дороге не тот, за кого себя выдает? Сценарий написан твердой рукой, персонажи прописаны очень живо, особенно безумный попутчик. Стоит отметить операторскую работу Джона Сила, отличная картинка, дополнительна атмосфера адреналина, скорости и напряженности – его заслуга. Пустынные пейзажи усиливают нужную атмосферу в стиле «Безумного Макса» Джорджа Миллера. Воодушевляет главную интонацию проекта музыка Марка Ишема. Композиции слегка похожи друг на друга, однако звучат они в совершенно разных моментах и дают совершенно разный эффект от происходящего. Главная тема отчетливо показывает статус надвигающей беды. Беды, как оказалось, не в виде стихийного бедствия или кровожадного монстра из другого мира, а в виде безумца, колесящего по дорогам Америки, развлекаясь со своими жертвами. Музыка Ишема, как и вся лента, дает зрителю небольшой отдых в виде «лав — стори», длящейся не так долго, правда Нэш (так зовут подругу Джима по несчастью) заставляет фильм, эту безумную машину, слегка притормозить. Притормозить только слегка. Но не навсегда. Музыка адаптирована к каждой ситуации, Марк сработал молодцом, как и все участвующие в проекте лица.

Не везде были отмечены актерский роли. Наверное, дело в простоте действий, идентичных моментах в идентичных ситуациях, происходящих в кадре. Актерский состав стоит упомянуть из-за Рутгера Хауэра, отыгравшего одну из своих лучших ролей. Хауэр обладает нужной харизмой и нужным видом для настоящего, коварного злодея, так что его игра не вызывает вопросов, а использование трюков без помощи каскадеров так и вовсе заслуживает большего уважения к голландцу.
Антагонист – вот невероятно сильная черта слэшера Роберта Хармона. Казавшийся обычным попутчиком, незнакомец оказывается жестоким маньяком, не спешащим к быстрой казни водителя. Нет, быстрая казнь – слишком быстро и не интересно для Райдера. Перед смертью несчастных, попавших в эти богом забытые места, водителей, стоит хорошенько повеселиться, показав все семь кругов ада на Земле.
“Попутчик” – отличный самостоятельный триллер, соединивший в себе составляющие слэшера и роуд – муви. Крови тут достаточно, убийств тоже не мало, однако большая часть картины строится на напряжении и адреналине. Такое необходимо видеть!
Картина имеет отвратительное “продолжение”, вышедшее в 2003 году, а также неоднозначно встреченный ремейк 2007 года с Шоном Бином в роли Райдера.
Интересный факт: один из немногих проектов, воспринятых западной критикой довольно прохладно, но оставивший приятное воспоминание и культовый статус в европейских странах, где оказался нарасхват в видео — салонах.
1987 “Водолей” / “Deliria”

В небольшом театре идут репетиции мюзикла, главным героем которого должен стать кровавый маньяк-убийца Ирвинг Уоллес.
По дьявольской иронии судьбы, сам прототип, только что сбежавший из закрытой психиатрической лечебницы, оказывается среди зрителей на генеральной репетиции. И начинается кровавая баня — ведь к концу спектакля все актеры могут превратиться в куски окровавленного мяса…
Перед Вами крайне редкое явление – один из немногих слэшеров, созданный именно итальянским режиссером, при этом, не являясь джалло (про лучшие работы этого поджанра мы напишем в будущем).
Режиссер “Водолея” – небезызвестный Микеле Соави, работавший актером у легенд итальянских хорроров Лючио Фульчи и Марио Бавы. Соави не раз появлялся у Дарио Ардженто, фигурируя как актер (“Демоны”) и ассистент режиссера на съемках джалло “Дрожь” (там он принял дополнительное участие как актер).
Как полноценный режиссер Соави дебютировал в 1985 году. “Водолей” – его второй большой проект.
У фильма есть очень много плюсов и один большой минус. Начать, по традиции, хочется с плюсов. Главными положительными чертами необходимо считать избежание множественного копирования с иных классических произведений, желание создать нечто оригинальное, не приевшееся рядовому зрителю. Так, если посмотреть ленту, будет понятно, как нелегко создать оригинальный слэшер.
В отличие от большинства фильмов, происходящих в больших городах, иных больших местностях, действие “Водолея” разворачивается большую часть времени в закрытом помещении студии, подобное качество придает состояние замкнутости, неприятной изоляции, превращаясь в ловушку, место для игры маньяка и несчастных жертв, к несчастью для них, оставшихся на репетиции.
Другим важным и крайне приятным отличием от других работ ленты является отказ от множественных шаблонов и клише. Так, маньяк не всегда работает одним ножом или своим “родным” инструментом убийства, предпочитая явное разнообразие в разрезании человеческих тел на куски. Следующий момент в поведении антагониста вновь намекает на его маниакальность, состояние ярко выраженного безумия: одетый в маску ночной совы, злодей не пытается быть скрытным, как Майкл Майерс, напротив, демонстративно показывая свои кровавые намерения, начиная личный отсчет убийств прямо на сцене, у всех на глазах.
Следующим сюжетным моментом, радующих фанатский сектор, оказывается полный отказ в вопросе разделения коллектива. Если почти во всех слэшерах такое решение герои принимали не раздумывая, оказываясь в смертельной ловушке, то здесь у персонажей остается голова на плечах, они пытаются держаться вместе, ища выход из злосчастного помещения.
Очевидно, все вышеперечисленные плюсы режиссер позаимствовал от итальянских мастеров ужасов, сделав собственный труд более содержательным, интригующим и менее предсказуемым в вопросе числа выживших персонажей. В “Водолее” чувствуется атмосферные частоты Дарио Ардженто и Марио Бавы, подобный элемент прочувствует каждый ценитель итальянских хорроров, при этом не оставит равнодушными фанатскую базу слэшероманов, учитывая легкие нотки “Хэллоуина”, проявляющихся в некоторых моментах, внутреннем ритме ленты.

И пускай картина действительно впечатляет, пытаясь уйти от давно избитых клише, фильм имеет легкий осадок в виде полного отсутствия интриги в вопросе убийцы (у Соави здесь карты открыты). Как было бы прекрасно, будь убийца в маске кем-либо из списка оставшихся в стенах театра героев, заставляя зрителя думать, кто же из оставшихся в живых будет сумасшедшим психопатом. Увы, подобный сценарный ход напрочь отсутствует, повествование открыто, оставляя витать в воздухе только один вопрос – сколько же ребят смогут пережить ночь в компании безумной совы?
Хоррор Мекеле Соави оказался хорошим представителем слэшеров серебряного века. Зрители хорошо восприняли ленту, хваля режиссера за создание нетипичного, но классического фильма выдыхающегося жанра. Сборы оказались не такими большими, учитывая ограниченный прокат, поэтому скорее всего, вложенный в проект 1 миллион долларов, не окупился. “Водолей” остается в памяти далеко не каждого фаната фильмов ужасов, даже не в первой десятки лучших произведений жанра, правда ознакомиться с произведением стоит, хотя бы за оригинальные позывы, качественную режиссеру, картинку, и конечно же убийства.
Интересный факт: в англоязычном прокате имя режиссера Мекеле Соави было превращено в Майкла Соави, а в некоторых кинотеатрах оригинальное название (“Deliria”, т.е. безумие) оказалось замененным на “Stage Fright” (“Боязнь сцены”).
“Серебряный” век доказал, что планка слэшера как отдельного жанра серьезно упала. Система работала с перебоями. Интерес падал: зритель уставал от однообразности, не собираясь платить свои кровные за жалкие подделки на лучшие образцы прошлых лет.