Черный пес Петербург – птичий ужас прохожих,
Втиснутых в окна ночных фонарей.
На Волковском воют волки, похоже
Завтра там будет еще веселей.
ДДТ – группа, которую, казалось бы, идеально слушать именно осенью, желательно находясь при этом в Санкт-Петербурге. Юрию Шевчуку с группой удавалось как никому другому в своих песнях передавать атмосферу этого города. А, ведь, родом они даже не из Санкт-Петербурга, а из Уфы.
«Черный пес Петербург» — концертный альбом группы ДДТ, записанный 12 декабря 1992 года и выпущенный в 1993 году. «Черный пес Петербург» стал для ДДТ первым концептуальным альбомом. Фактически, именно в этом релизе впервые затрагивались многие серьезные темы с религиозной, социальной и философской проблематикой, и было множество отсылок к известным русским писателям и поэтам. В него также были включены 8 песен, которые вышли в свет раньше. Что примечательно, альбом стал последней виниловой пластинкой группы, выпущенной в 90е годы. Многие считают, что именно этот альбом – пик деятельности группы, после которого последовал спад в карьере. Сам Юрий Шевчук считает альбом вторым рождением ДДТ, лучшим сборником.
Именно эту пластинку нельзя воспринимать в отрыве от исторической эпохи. Девяностые годы – время коренных изменений в России, которые, конечно же, отразились на деятельности всех россиян, в том числе и музыкантов. Происходит падение железного занавеса и культурный прорыв с Запада, появляются новые ценности. Случаются события, которые еще 5 лет назад любой житель страны счел бы абсурдными – «Metallica» выступает перед почти миллионной толпой на Тушинском поле, а участники группы «Пурген» разъезжают на танках около здания Правительства. Все понимают, что жизнь уже никогда не станет такой, как была прежде. Это повлияло и на сам альбом «Черный пес Петербург», ведь даже в нем чувствуется некоторая тревога и страх из-за незнания будущего.
Уже с начала прослушивания пролога альбома создается слегка внеземное чувство, как будто звуки исходят из другого мира, ведь мы слышим «вой» Пса (который, правда, на самом деле являлся игрой гитариста Ляпина). Именно таким и позиционируется Санкт-Петербург – находящимся не совсем на этой планете. Однако вскоре вступают остальные инструменты и голос Шевчука, атмосфера разрушается, и чувство страха понемногу слабеет.
У многих авторов есть песни про Санкт-Петербург, многие олицетворяли его с какой-либо личностью, но у Шевчука, безусловно был свой, особенный подход. Как становится ясно уже из названия, он ассоциирует город с эдаким старым псом. Интересна история рождения этой ассоциации. Шевчук решил сравнить Санкт-Петербург с Парижем. Париж, в отличие от Питера, ассоциируется с веселой и жизнерадостной болонкой. Санкт-Петербург выступает совсем другим – мудрым, старым, грязным псом, который прошел чуть ли не через все круги ада.

В одноименной песне приводится огромное количество метафор, олицетворяющих город как главную тематическую концепцию, вокруг которой и строится повествование. Композицию даже можно назвать мистической, ведь в ней город ассоциируется с «черным», адским псом, который, возможно, даже связан с дьяволом. Создается ощущение, что хотя и образ создается действительно темным, страшным, автору он импонирует. Ведь именно в этом и состоит суть: Санкт-Петербург – такой город, который одновременно и пугает, и непреодолимо притягивает. Песня создает целостное ощущение о городе. После прослушивания как бы собираются кусочки паззла, и приходит понимание, что же такое этот загадочный и необъятный Санкт-Петербург.
Но, безусловно, не стоит думать, что этим и ограничивается весь смысл альбома. Например, в песне «Ленинград» создается совершенно противоположный образ. Если «Черный пес Петербург» — композиция скорее ночная, меланхоличная и осенняя, то «Ленинград» даже поражает своей весенней веселостью. Здесь у города появляется более позитивный образ, даже несмотря на то, что весна сравнивается с чумой. Здесь уже город совсем не пугает, скорее наоборот – прельщает и завораживает.
В альбоме, конечно, не обошлось без литературных отсылок. С первого взгляда может показаться, что если в целом альбом такой меланхоличный, то ему присущи черты Гоголя, Достоевского, Мандельштама, которые как раз рисовали в своих произведениях Санкт-Петербург мрачным городом, готовым даже безвозвратно поглотить людей. Особое внимание хочется уделить стихотворению Маяковского «Адище города», которое, казалось бы, является идеальной парой для песни «Черный пес Петербург». Ведь если по Маяковскому город является адом, то Черный Пес Шевчука – это Цербер, который охраняет этот ад. И от этих мыслей становится еще страшнее.
В песне не обошлось и без тематики смерти. Здесь можно сравнить Шевчука с Мандельштамом, который также касался этой темы в своем творчестве. Оба стараются показать, что Санкт-Петербург как бы находится на грани между жизнью и смертью, и видят особый космизм в восприятии города. Мандельштам в стихотворении «На страшной высоте блуждающий огонь» выражает этот космизм через образ звезды, а Шевчук же использует облик крыши. Несмотря на то, что Петербург действительно страшен; и Шевчук, и Мандельштам готовы смириться с его действительностью.
И хотя Санкт-Петербург Шевчука далек от Санкт-Петербурга Пушкина, отсылки к великому русскому поэту в любом случае присутствуют. Тут и упоминания «Медного всадника», и параллели с «Евгением Онегиным». Весьма примечателен проблемный конфликт, который часто затрагивал Пушкин в своих произведениях – восток против запада. Также получилось и в случае с Юрием Шевчуком. Если сам он родом из Уфы, восточного города, то Питер – воплощение всего западного, эдакое «Петра творенье».
Казалось бы, сложно поверить, что рок-группа смогла объединить в одном альбоме столько литературных отсылок, которые к тому же реально расшифровывать. Но ДДТ с блеском выполнили свою цель, и им действительно удалось создать концептуальный альбом.
Но, конечно, говоря об альбоме, нельзя останавливаться на композициях с питерской тематикой. Ведь можно сказать, что в этом альбоме собраны одни из лучших песен группы, многие из которых стали легендарными и благодаря которым ДДТ приобрели такую известность. Есть и лирические композиции, например, «Беда», которая получилась наиболее надрывной; и социальные, например, «Новые блокадники», «В это». В этих песнях действительно присутствуют и мрак, и отчаяние; создается ощущение, что от этой безнадежности никуда не деться.

Но вся безысходность исчезает, когда включается песня «Ты не один», которая дает надежду светлого будущего и выражает смирение. В альбом также вошли осенние песни, такие как «Осень. В последнюю осень» и «Что такое осень», которые несмотря на довольно печальную тематику и стереотипы об осенней меланхолии, на самом деле кажутся довольно жизнеутверждающими по сравнению с другими песнями. После прослушивания этих композиций появляется мысль, что ничто не вечно, в том числе и черные полосы в жизни.
Заканчивается альбом песней под названием «Рождественская», которая оставляет в душе очень светлое ощущение. В этот момент понимаешь, что этот альбом нельзя назвать депрессивным или полным безысходности, скорее он реалистичен. А композиция становится отличным завершающим аккордом, напоминающим о чем-то добром.
На самом деле, альбом можно назвать очень многогранным. Восприятие человеком этого альбома будет зависеть от множества факторов – от настроя, характера, в конце концов, даже времени года. И если вы ожидаете услышать проникновенный и отчаянный альбом, то именно его вы и услышите. Но если вы думаете, что «Черный пес Петербург» совсем другой, то и тут не ошибетесь. Одно можно сказать точно – альбом не будет звучать скучно и заунывно. Но стоит помнить, что не стоит слушать композиции по отдельности, альбом нужно слушать полностью и воспринимать его как единое целое, только так его действительно можно прочувствовать.
Так, хотя этот альбом группы — не самый известный, его однозначно можно считать одним из лучших. «Черный пес…» многолик и своеобразен, но как никакой другой альбом любого исполнителя передает атмосферу Санкт-Петербурга, что все же остается главной темой. И послушав альбом, так и хочется познакомиться ближе с Черным Псом с ледяными глазами, который бродит ночью где-то по Санкт-Петербургу.