Чек-лист семейной жизни: сериалы для самодиагностики

В новом материале «Янгспейс», кинокритик Валерия Жилина анализирует стереотипы современной семьи в кинокультуре, рассуждает об их целостности и рецензирует самые актуальные картины на тему семейных отношений.

- Реклама -

В абсолютно противоположном от объединяющих за одним столом новогодних праздников находится не менее сплочающая семьи летняя пора с каникулами, отпусками, дачными посиделками и сезоном свадеб. В такие моменты теплого семейного отдыха все звучащие из уст отечественных политиков волнения о крахе патриархальных ценностей и кризисе института семьи. Возможно, начиная с миллениалов, возраст вступления в брак все повышается, а выбирающих чайлдфри увеличивается. Но так ли это плохо на самом деле?! Хочется надеяться, что главная причина такого выбора – это осознанный подход к столь важному шагу.  

Как бы парадоксально это не звучало, но современное капиталистическое остаточно патриархальное общество со специфичной экономической системой на самом деле лучше всего заточено под жизнь в коммуне или что-то около того. Все очень логично. Жить одному очень трудно, даже исключительно с финансовой и практической точки зрения: все время идет поиск компромиссов экономики, свободного времени, возможностей и т.д., не говоря уже о болезни, когда ты даже встать с постели не можешь, до еще менее приятных жизненных обстоятельств, куда можно примешать кризисные ситуации, панические атаки и прочие психологические нестабильности, требующие чужой помощи.

Вдвоем уже другое дело! Суммарный бюджет увеличивается, затраты растут незначительно, опять же по договоренности могут быть поделены обязанности, плюс под боком всегда есть компания. Благодаря романтическим комедиям и мелодрамам люди наконец научились знакомиться друг с другом, строить здоровые партнерские отношения или, как минимум, вычислять абьюзеров и токсичных личностей, проходить испытания бывшими, бытовыми притирками на первых порах совместной жизни, переходами на «новый уровень отношений». И если любовь не умерла через три года, то в свидетели своих чувств вы приглашаете государство, фиксируя рождение новой ячейки общества – семьи. Кажется, что основные трудности уже далеко позади, да и участники событий здоровые полноценные счастливые личности, открытые к диалогу при решении проблем. Но пресловутый штамп в паспорте все равно что-то меняет. И если раньше темой семейного психоанализа активно занималось авторское кино, то теперь пальма первенства в этом направлении уверенно ушла к сериалам.

Создатели современных сериалов подкидывают зрителям разнообразные кейсы, которые вполне могут случиться с кем угодно, и вместе со своим вариантом решения задачки, неназидательным и юморным, предлагают подумать, как бы поступили вы в такой же ситуации.

***

Сериалы и отзывы - 6: rooibos_girl — LiveJournal

«Семейный брак», 2019 г., реж. С. Фрирз

Луиза и Том переживают кризис семейных отношений и как современные люди решают обратиться за помощью к специалисту – семейному психотерапевту. Каждая из 10 серий – это встреча героев в баре за бокалом вина и пинтой пива перед началом еженедельного сеанса.

Сложность напрямую обсуждать собственные проблемы, для чего и находится посредник в виде специалиста, приводит к поиску различных метафор и аллегорий для описания механизма брака и проблем в них: спорт, болезнь, потерянные предметы, компьютер, работа и даже Брекзит. Но все аллюзии только усугубляют и без того напряженные отношения между героями, которые прикрывают чистейшим английским сарказмом свои чувства и эмоции. Им это на пользу не очень идет, зато зрители получают настоящее удовольствие от концентрированных остроумно написанных диалогов, которые разыгрывают в минималистичных декорациях очаровательная Розамунд Пайк и трогательный Крис О’Дауд.

Казалось бы, старой, как мир, историей никого уже не удивишь и оригинального решения не предложишь. Но нет! Вся суть сериала и главный урок от его создателей зрителям – это не игнорирование проблемы или кардинальное обрезание старых связей, а возможность разговора лицом к лицу с обсуждением проблем в отношениях, которые дополнены личными кризисами, спецификой работы, несовершеннолетними детьми и в принципе несовершенствами мира.  

***

About Breeders TV Show Series

«Родители года», 2020 г. – н.в., реж. Б. Палмер, К. Эддисон

Пола и Элли – периодически счастливые родители двух детей: старшего Люка и младшей Эвы. Вот и весь синопсис сериала, который представляет собой иногда доведенные до гротеска ситуации, знакомые всем ступившим на родительскую стезю. О беременности и первом годе жизни новорожденного большинство имеет более-менее сложившееся представление: кормление по часам, колики, бессонные ночи, отслеживание цвета и запаха выделений и т.д. Поэтому кажется, что дальше все должно идти как по накатанной.

Но никто не предупреждает, что ночное бодрствование продолжается, потому что дети внезапно задремали днем или боятся пожара после тематических занятий в детском саду. Даже самые обычные на первый взгляд вещи, например, прогулка в парке, обед в кафе, работа из дома превращаются в настоящий квест, где главный герой или злодей, каждый выбирает сам, – это ребенок. Плюс набирающий обороты в современном мире культ здорового родительства накладывает свои особенности.

Родитель ни в коем случае не должен перекладывать на ребенка свои страхи, агрессию, амбиции и вообще ответственность за собственное счастье, но при этом он все равно движется по орбите своей кровиночки, учитывая его потребности и желая его защитить и дать только самое лучшее из возможного.

Здесь в дуэте прекрасно работают Мартин Фриман, твердо намеренный свести клеймо милого бесхребетного доктора Ватсона, и Дэйзи Хаггард, гораздо более богатая на самые разные эмоции нежели демонстрирует в «Эпизодах». В дополнение к ним идет Алан Армстронг, выдающий с абсолютно непроницаемым видом настоящие перлы с советами о воспитании детей и жизни в целом.

***

Главные комедии июня 2021 | КиевВласть - Новости Киева и столичного региона

«Не с первой попытки», 2020-2022 гг., реж. Дж. О’Хенлон

Необычный для разбора жизненный кейс предлагает сериал «Не с первой попытки». Джейсон и Никки хотят ребенка, но по медицинским показателям это можно осуществить только с помощью процедуры ЭКО. Финансы героев ограничены, поэтому после первой неудачной попытки, врач предлагает им другой способ стать родителями. Усыновление. И с новыми силами пара принимается штудировать брошюры и изучать бюрократические особенности процедуры.

Создатели сериала с разной долей успеха высмеивают все современные клише не только по отношению к детям: фотосессии во время беременности, вечеринки с объявлением пола ребенка, аккаунты в соцсетях для младенцев и т.д., но и к окружающим реалиям в принципе: оторванные от социума «постигшие истину», демонстрация статуса и положения через ритуальные мероприятия (свадьба, крещение, поминки), ограниченный «правильный» образ жизни. Возможно, на фоне своих закомплексованных и невротичных родных и близких герои импульсивной Эстер Смит и бесхитростного Рейфа Сполла выглядят слишком хорошими и какими-то идеальными. Но это только на первый взгляд: они раскрываются в своих эмоциях, противоречивых поступках, а главное – через свое прошлое, в том числе предыдущие отношения, ошибки в которых позволили им обрести новый союз, в котором они счастливы с детьми или без них.

***

Trigonometry start date and cast from new BBC Two series | TV | TellyMix

«Тригонометрия», 2020 г., реж. А.Р. Ценгари, С. Корради

Джемма и Киран уже давно вместе, но несовпадение графиков работы владелицы собственного кафе и парамедика накладывают свой негативный отпечаток на их отношения. Общее напряжение усиливает и стоящий ребром денежный вопрос. Тогда пара решается на крайнюю меру – сдать одну из комнат под наем. На их предложение откликается Рэй, у которой недавно трагично оборвалась спортивная карьера. Первые неудобства и дискомфорт от присутствия постороннего человека вскоре меняются на теплые дружеские чувства, которые затем трансформируются в любовь, равно направленную друг к другу между всеми тремя героями.

Хочется сказать, что новое время предлагает новые варианты оформления семьи, но полиаморные отношения – изобретение далеко не XXI века.

Зато реалии позволяют подробнее рассмотреть этот феномен, как с позиций социально-экономических (распределение финансов и собственности, официальный статус между партнерами и даже совместный проезд в общественном транспорте с парными сидениями), так и с психологических, которые не решаются компромиссом и формируются для описания гораздо сложнее. Непростую историю самой устойчивой с геометрической точки зрения фигуры разыгрывают скромный, но все равно звездный Гари Карр, импульсивная Талисса Тейшейра и кроткая Ариана Лабед. Камера все время выбирает очень необычные и очень близкие к героям планы для большей эмпатии зрителя, сохраняя при этом деликатность и чуткость к их переживаниям, что начисто отбивает любые развязные шуточки на тему «амур де труа».

Какие бы метафоры вслед за героями этих историй мы не искали для определения отношений и брака, в конечном итоге суть их остается одна – это результат взаимодействия, куда входит и бездействие, людей.

Пока самым эффективным и доступным способом этого самого взаимодействия остается беседа, устная или письменная, главное, чтобы все участники понимали выбранный язык. Этому и учат нас современные фильмы и сериалы: проговаривать свои проблемы, переживания, чувства, пояснять действия при их неверной или непонятой дешифровке другим, потому что только редкие наделены даром чтения чужих мыслей. Кроме того, благодаря новым сложным неоднозначным главным героям нам легче себя с ними соотнести и вместе с пониманием совершенных ими ошибок принять и простить свои собственные, чтобы без тяжеленного груза вины и самобичевания двигаться дальше и без траты сил на переживания работать с результатами своих же действий независимо от их качественной оценки.

- Реклама -
Валерия Жилина
Журналист, кинообозреватель.

Еще на эту тему