Музыка течет у него в венах, а фотография подобная легкому дыханию. На его счету сотни фотографий, где запечатлены Боно и U2, Курт Кобейн и Nirvana, Ник Кейв и Depeche Mode, Мик Джаггер и Игги Поп, и если готовы услышать полный список, то вам непременно придется запастись кружкой кофе, ибо список будет чертовски длинный. Он – икона современного искусства. Он – бог среди мировых фотографов. Он – святой в истории съемки клипов, оставляющих знаковое, и даже культовое значение в лице не одного поколения молодежи и профессионалов, не перестающих петь дифирамбы о его проделанной работе с огромным стажем. Он – настоящая, живая легенда, у которой стоит многому учится и которой стоит поклоняться.
Если вы все еще не понимаете, о ком идет речь, рисуя грозные, почти диктаторские выражения лица, уничтожающий взгляд, готовый разорвать всех в клочья, то сильно удивитесь усмотрев в нем почти двухметрового, серьезного, целеустремленного человека, с легкой бородой, голубыми глазами и задумчивым взглядом, ищущим нужную позицию для съемки. Он не гонится за модой, не пытается соперничать с кем – либо по просто причине. Он всегда будет на коне. Он – Антон Корбейн.

О юных годах и начале карьеры
Антон Корбейн родился 20 мая 1955 года в городке Стрейен, Нидерланды, в семье священника и медсестры. Еще с детства у будущего фотографа было особенное видение тех деталей, которые не замечали другие. Нет, ему не подарили камеру на день рождения, и нет, он не нашел фотоаппарат в чулане или выкупил в лавке, как часто бывает в занимательных историях или в художественных фильмах. Первым фотоаппаратом стал фотоаппарат отца, который, как оказалось, сможет послужить и сыну.
В свободное время, Антон, будучи ребенком, брал отцовскую камеру и направлялся на разные концерты под видом фотографа. Возможно, кто – то мог усмотреть в юнце не того, кем он казался, однако стойкое поведение, прекрасно сделанные фото, словно выполненные профессионалом, говорили об обратном. Корбейн учился не по дням, а по часам, отдавая все свободное время практике, нахождению тех самых мелочей, делая из подобных, казалось бы простых вещей, настоящие произведения искусства, находящих отражение в местных журналах. Засиживаться в Нидерландах он не хочет, Антону нужен вызов. В 1979 – ом году Антон переезжает в Лондон, в надежде найти достойные кадры.
Боже, храни Королеву!
Решение отправится в далекие края, навстречу приключениям и славы, как окажется в будущем, снова будет верным – новичка, пожаловавшего из самой Голландии, стали примечать журналы, а за его страсть, одержимость, фотографией он быстро стал собирать фанатов как среди обычных зевак, так и среди любителей с профессионалами. Постепенно цветок под названием Антон Корбейн стал потихоньку раскрываться, поражая публику туманного Альбиона. Так, помимо страсти к фотографии, на свет появляется новая страсть – к музыке.
Фотограф принимается снимать группы вроде “Joy Division” или “Public Image Ltd”. Камера подобно пулемету выстреливала кадрами, которым вскоре суждено было быть опубликованным в модных журналах, тем самым приводя в восторг фанатов групп, вызывая ажиотаж в Европе, и, конечно же, личность Корбейна растет моментально: от почти неизвестного фотографа до того самого парня, снявших “Joy Division” в той охренительной фотосессии! Слава, казавшаяся тогда недосягаемой, приобрела форму миллионов фанатов по всему миру. Не забывали про работягу известные издания. Постепенно Корбейн становится новым классиком, независимым художником, идущим на любые жертвы для достижения любых целей. Даже самых невозможных.



О начале карьеры клипмейкера и известных обложек для альбома
Проходит не так много времени, а выдающийся к тому времени Корбейн снова удивляет общественность. Он снова меняет амплуа. Теперь он не просто известный фотограф, но и режиссер музыкальных клипов. Начиная с 1983 года и по сегодняшний день, режиссер снял десятки видеороликов, снова работая с “U2” (Pride (In the Name of Love) – третья версия, оригинальную версию шедевра “Оne”, первую видео версию трека “Please” и “Electrical Storm” в 2002 – ом, входящего в альбом “Single”), бельгийцами “Front 242” (“Welcome to Paradise” и “Headhunter”, снятые в 1988 – ом и попавшими в студийный альбом “Front by Front”, а три года спустя был снят клип на композицию “Tragedy”), и многих других мировых звезд, включая первую любовь “Joy Division”, Ника Кейва (“Straight To You”, выпущенный в 1992 – ом), “Nirvana” (“Heart-Shaped Box” – в 1993 –ем), “Metallica” ( целых два клипа на песни альбома “Load” – “Hero of the Day” и “Mama Said”), “The Killers” ( вторая версия клипа “All These Things That I’ve Done”), двойная совместная работа с канадским музыкантом Брайаном Адамсом ( в 1992 году Корбейн снимает клип “Do I Have to Say the Words?”, спустя три года появляется видео на композицию “Have You Ever Really Loved A Woman?”), легендарным Джонни Кэшем ( в 1994 –ом, работая над “Delia’s Gone” и даже с британцами “Coldplay”, набравших за последние годы дикую популярность ( Антон был задействован на съемках клипа “Talk”, успешно снятым в 2005 – ом, и второй версией трека “Viva la Vida” три года спустя).
И конечно же Антон Корбейн снял не одно музыкальное видео с культовыми “Depeche Mode”, став для них частью крепкой семьи. Однажды, в одном из интервью, лидер группы, Дейв Гаан, называет Антона полноценным участником их коллектива. И в его словах нет никакого подвоха, только искренность – помимо работы с группой на протяжении двадцати лет, Корбейн снял более двадцати музыкальных клипов на такие всеми узнаваемые хиты как “A Question of Time” ( первое сотрудничество, начатое в 1986 – ом), визитные карточки “Personal Jesus” ( 1989), “Enjoy the Silence” (1990) и “In Your Room” ( 1994). Сотрудничество продолжается до сих пор – в 2017 – ом Корбейн поставил клип на песню с нового альбома “Spirit” — “Where’s the Revolution”. ( Клип уже доступен на видео хостингах, желающие могут ознакомится )
Ко всему прочему, фотограф не раз создавал для британцев лицевые обложки альбомов, как, к примеру, было в 1989 при создании альбома “101”. Так что такое долгое сотрудничество Корбейна и британцев невольно можно назвать надежным браком, продолжающимся более 20 – ти лет. Удивляет режиссер так же как и в роли фотографа – он непредсказуем и амбициозен, начиная снимать с любимой черно – белой пленки, он начинает снимать и цветные клипы. Выделяет творчество автора своей оригинальностью, постановкой кадра и ракурсов, с которых он снят.
Одним словом, приехав в Англию, Корбейн добился сокрушительного успеха.
При упорной работой над видеоклипами, голландец все еще верен фотографии. Он, ко всему прочему, начинает снимать музыкантов для обложек альбома.

О дебюте в кино
Страсть к музыке на этом не закончилась, и Антон Корбейн замахнулся на снятие полнометражного кино. Однако возможно ли снимать кино, совмещая его с собственной жизнью? Ответ режиссер дает в 2007 – ом году с дебютной лентой “Контроль”, рассказывающей о жизни лидера британской рок-группы “Joy Division” Иэна Кертиса. В далеком 1988 году Корбейн работал с группой, снимая музыкальный клип на песню “Atmosphere” ( спустя 8 лет после кончины Кертиса) – данная композиция вошла в фильм. Интересный факт, что именно cо съемок “Joy Division” Корбейн стал создавать карьеру профессионального фотографа, и, словно по иронии судьбы, с группы Антон начинает работать в кинобизнесе.
“Контроль” оценили как зрители, так и критики, хваля режиссера за очень стильное ( снятое в черно – былых тонах) и музыкальное кино – данные аспекты действительно привлекают, захватывают зрителя в тиски, эдакий коктейль с стильной черно – белой картинкой ( сам фильм сначала был снят в цвете, уже потом его переделали в “классический”) и изящной, мощной, музыкой, создает один из самых лучших фильмов о музыке, снятый за всю историю кино. Помимо показа на Каннском кинофестивале фильм удостоился сразу пяти наград, с десяток номинации от фестивалей независимого кино, где во многих случаях он добился победы ( как, к примеру, премии британского независимого кино, наградивших ленту в пяти категориях, включая лучший британский независимый фильм). К тому же мастер решил прославиться не один – для выходца из городка Лидс, Сэма Райли, работа в “Контроле” стала полноценным дебютом. Кроме убедительной игры, актер лично исполнял все песни группы.
Успех гарантировал ему карьеру хорошего актера – очень скоро он снялся в триллере “13”, вампирской драме “Византия” Нила Джордана и сказке “Малифисента”, вместе с красавицей Анджелиной Джоли. Успеха смог добиться коллега по фильму, актер Тоби Кеббелл, до того появляющийся в исторической ленте Оливера Стоуна “Александре”, затем смог попасть в “Матч Поинт” к самому Вуди Аллену. После роли Роба Грэттона, Тоби зажегся еще ярче – одними из самых выдающихся фильмов стали “Рок – н- рольщик” Гая Ричи, экранизация компьютерной игры “Принц Персии: Пески времени” Майкла Ньюэлла , “Боевой конь” Стивена Спилберга, и вышедшие в прошлом году “Варкрафт” Дункана Джонса и “Голос монстра” Хуана Антонио Байоны.
На вопросы лондонсого издания “Тайм- аут” Корбейн ответил на несколько вопросов Дейва Кэлхоуна. Одним из них был, пожалуй, является самым нужным — почему вы решили, что можете снимать кино? Ответ достаточно прост:
“Я не учился на режиссера, в кино никогда особо и не ходил, времени не было. Зато я очень хорошо знал “Joy Division” и уже очень давно хотел снять фильм, только все собирался с духом. Непросто смахнуть все со стола и сказать себе: “О’кей! Я беру годовой отпуск и делаю кино”. Мне не хотелось заниматься мифотворчеством, хотелось просто снять человечное — как мои фото — кино”.
Так же, причем нехотя, словно скрывая факты от общественности, Антон признался, что да, в связи с финансовыми затруднениями он вложился в создание фильма лично. В среднем, гарантия успеха, как в плане окупаемости, так и оценки критиков, никогда не гарантируется. Не гарантируется она и по сей день. “Контроль” же, благодаря своему стилю, талантливой режиссуре 52 – летнего Антона Корбейна и яркой музыке, одержал сокрушительный успех, почти молниеносно войдя в топы лучших фильмов разных категорий с пометкой “Must see”, а людей, ответственных за съемки ( как те же Сэм Райли, Тобби Кеббелл) резко перекинули из эконом класса прямиком в бизнес класс.

О продолжении карьеры в мире кино
Попытка снять полнометражное кино оказалась крайне удачной и вышедшему в свет режиссеру стали предлагать возможные сценарии. В 2010 – ом на экраны выходит “Американец” – экранизация романа Мартина Бута “Очень скрытый джентльмен” с Джорджем Клуни в главной роли. Различие с “Контролем” очевидно – перед зрителем цветная картинка разных сортов.

С самых первых кадров преданные фанаты Корбейна узнают стиль своего мастера: не смотря на динамичную историю профессионального убийцы, готового уйти с радаров, большую часть фильма можно наблюдать великолепную легкость и качестве картинки абсолютно разных цветовых гамм ( от снежно – белых в начале до солнечных итальянских тонов). Не смотря на высокий бюджет в 20 миллионов долларов, “Американец” снова смог выстрелить в цель, попав не в двух, сразу в трех зайцев — понравился критикам, зрителям, окупился в прокате. Роджер Эберт, небезызвестный критик высказался о фильме так:
“Так редко удаётся посмотреть фильм, который был бы так же тщательно сконструирован, так же терпеливо собран, как оружие, так что, когда слышишь определённое слово, оно пронзает как молния”.
Третий фильм, вышедший в прокат в 2014 – ом году был вовсе далек от музыки. “Очень опасный человек” – вторая экранизация в карьере режиссера, на этот раз мастера шпионажа Джона ле Карре.

И снова очередная работа не похожа на предыдущие – Корбейн снял фильм в лучших традициях писателя, наградив картину нужной серостью самой картинки, важных составляющих для триллера — непредсказуемостью и интригой. Третий выстрел снова попал в яблочко, критики пищали от удовольствия, выделяя актерские работы Филипа Сеймура Хоффмана ( для лауреата “Оскара”, главная роль Гюнтера Бахманна, сотрудника спецслужбы ФРГ стала одной из последних – актера не стало в 2014 – ом году), Рэйчел МакАдамс, Уильяма Дефо и Григория Добрыгина, не забывая упоминать самого режиссера, остающимся верным себе по постановке и стилю ( сам Антон отметился эпизодическим присутствием в одной из сцен ).
Драма о дружбе Джеймса Дина и фотографа Денниса Стока под названием “Лайф”, вышедшая через год после шпионского триллера, на данный момент замыкает круг режиссерских полнометражных проектов. Как и все прочие, не смотря на разность жанров, данная работа снова сконструирована по шаблонам Корбейна – неимоверно легкая подача сюжета, история рассказана подробно, оставляя в головах зрителя подлинный образ Джеймса Дина. Спокойного, скромного юноши, в котором ей тот характер бунтаря, человека, играющего не по правилам. Но если предыдущие работы, за исключением “Контроля”, были далеки от личности самого автора, то именно “Лайф” выглядит более личным фильмом. На постпродакшене режиссер часто уходил в себя, и философствовал по этому делу:
”Когда мне предложили режиссировать “Лайф”, я сразу стал отказываться, поскольку понятия не имел, что рассказывать о биографии Джеймса Дина. Но я понял, что фильм больше раскрывает историю фотографа, нежели актера”.
И не боится провести параллель рядом со своей карьерой:
“У меня есть похожая история, — вспоминает Антон. – На заре своей карьеры я встретил чудесного пианиста. Мы поладили, и я начал его снимать, делал великое множество фотографий. Херман Брод был поэтом, соблазнителем и наркоманом. Я даже сфотографировал его в то время, как он колол себе героин во время турне. Я действительно сделал миллион его фото, как вдруг однажды, день за днем, он рос, развивался и вдруг стал величайшей рок-звездой Голландии всех времен! Логично, что его слава привлекла и других фотографов. И это было как раз то, чего он хотел: чтобы его фотографировали все подряд. Но я, как тот, кто следовал за ним все эти годы, хотел сохранить его для себя лично. Мне было сложно осознать, что центральный персонаж моих фотографий не может принадлежать мне одному”…
“Лайф”, как уверяют критики, вышел самой спорной работой мастера, вскидывая вопрос очередного шедевра или первого в карьере провала на зрителя.

О собственных выставках
Фотографии прославленного мастера знамениты не только в интернете, они оставили свой след в истории. Огромное число успешных кадров собирала аншлаги на выставках в разных городах мира. Наибольшую популярность и численность визитеров, на удивление, показала выставка под названием “Четыре измерения Антона Корбейна”, проходившая с 19 февраля по 14 марта 2008 – ого года в Центральном выставочном зале «Манеж”, Санкт Петербург. По подсчету на мероприятие было привезено ровно 170 фотографии, вошедших в мировую историю. Почти все снимки сделаны в типичной для автора позиции – качественные черно – белые кадры, находящиеся под стеклянной рамкой. Антон остается верен себе и почти всегда снимает именно на пленку. Хорошая привычка не теряется со временем. На фотографиях звезды музыкальной и кино сферы. Зрители почти не двигаются, замирают в удивлении перед снимком Жерара Депардье или Ника Кейва. Кто – то увидит в снимках нечто необычное, привлекательное, кто – то всего лишь пожмет плечами, пройдет мимо. Сам звезда того вечера, как всегда, был скромен, предпочитая оставаться за кадром. Еще бы, дайте в руки камеру, работает профессионал!








О лучших клипах
В июле 2015 – ого года, Антон Корбейн посетил выставку 250 – летнего юбилея Дома “Hennessy”, успевая давать автографы, пофотографировать и ответить на несколько вопросов СМИ. Одними из самых интересных вопросов того мероприятия был вопрос Ярослава Забалуева из GQ, касательно любимых клипов. Выбор режиссера весьма специфичен:
- Yello — Pinball Cha Cha;
- Johnny Cash – Hurt;
- Beastie Boys – Sabotage;
- Bjork — All is Full of Love;
- Radiohead — Karma Police.
В свою очередь, решив не отставать, сотрудники редакции журнала рассказали о своих любимых клипах, снятых Антоном Корбейном.
David Sylvian – Red Guitar
«Один из первых клипов Корбейна, в котором уже виден его особый, характерный почерк. Монохром, выразительные лица старца и ребенка, игра с фотографиями, простые и завораживающие кадры, атмосфера классического сюрреалистического кинематографа как нельзя лучше дополняют своеобразный мир песни Сильвиана.» — Максим Алёшин, музыкальный критик
Rollins Band — Liar
«Кислотные тона, используемые режиссером въедаются в глаза, все больше возвышая контрастирующую фигуру Генри Роллинза. В то время как его превращение из представителя «рабочего класса» в Антихриста, в объективе Корбейна добавляет символизма и без того значимой фигуре фронтмена Rollins Band. Любовь Корбейна, к некой театрализованности безусловно не обошла стороной его сотрудничество с группой, находящейся в самой что ни есть активной фазе своего творчества.» — Данил Волохов — музыкальный критик
Joy Division – Atmosphere
«Клип-посвящение, клип-эпитафия. Мрачный потусторонний мир, населенный фигурами в плащах, что оплакивают ушедшего Йена Кертиса, монументальность огромных фотографий. Ощущение траура и отчужденности, передающее саму суть музыки Joy Division. They walk away in silence…» — Максим Алёшин,музыкальный критик
Depeche Mode – Enjoy The Silence
Молодой король, разгуливающий по горным просторам с шезлонгом в руках… Только Антон Корбейн смог подобрать настолько тонкий видеосюжет к клипу на песню «Enjoy the Silence» британской электроник-рок-группы Depeche Mode. В самом видео вокалист группы, Дэвид Гаан в роли короля, в мантии, с короной на голове, говорит и призывает только к одному «Наслаждаться тишиной». В клипе сменяются времена года, меняется цветовое настроение. Но одно остается неизменно — тишина и спокойствие, единение с природой и отрешенность от общества. Король, без королевства. Король у которого есть целый мир и он им наслаждается. Король, который говорит:
— Words are very unnecessary
They can only do harm
Enjoy the silence…» — Валерия Котлярова, журналист
Nirvana – Heart-Shaped Box
«Тема саморазрушения довольно часто мелькает в объективе режиссера. Сотрудничество с Nirvana, вылившееся в самую яркую работу режиссера, стало тому примером. Невозможно представить творчество легендарной группы без «Heart-Shaped Box” динамика и символизм которой не отпускают зрителя даже спустя долгое время после просмотра клипа. К тому же, сам Корбейн то ли дело называл эту работу «идеальной» — одно только это стоит того что бы поставить «Heart-Shaped Box” на повтор и погрузится в мысли и чувства Курта Кобейна в объективе маэстро альтернативного кинематографа. — «Данил Волохов, музыкальный критик
От себя лично так же хотел добавить один из любимых клипов, снятым постановщиком. И что бы не повторять цитаты и безусловно отменный выбор коллег, пожалуй, остановлюсь на еще не оговоренном клипе.
Bryan Adams – Do I Have To Say The Words?
Надо ли мне произносить слова? Именно так переводится данная песня канадского романтика Брайана Адамса, у которого очень много прекрасных хитов. Данную композицию можно назвать одной из самых трогательных и необычных в карьере певца. Снятый даже не в типичных черно – белых, а скорее кофейно – белых тонах клип отдает легкостью и спокойствием, а так же мечтами, желанием надеть те волшебные “очки” и побывать там, где никогда не был. Клип великолепно сведен с музыкой, говорящей о том, что для полного счастья не нужны слова и важен только любимый человек. Надо ли мне произносить слова? Пожалуй нет, этот клип нужно смотреть без всяких слов, включив где – то внутри огонек эмоций.
Заключение
Сейчас Антону Корбейну 61 год. За такой большой отрезок жизни он успел из обычного паренька стать сначала знаменитым фотографом, затем клипмейкером, а потом и кинорежиссером – чем не яркий пример для подражания? Но на этом карьера мастера не заканчивается – после “Лайф” вполне возможно, Антон выбирает интересный сценарий для очередного проекта, “Where’s the Revolution”, в очередной раз снятый для “Depeche Mode” за три недели собрал на Youtube свыше 3,5 миллионов просмотров, а клеймо одного из ведущих фотографов всего мира, останется на нем до конца дней. Казалось бы, к чему еще стремится человеку, обладающему такой неимоверной славой, зачем продолжать работать дальше? Но Корбейн не работает, он просто живет своей страстью, и с тем самым серьезным, загадочным, сконцентрированным видом, продолжает со всей отдачей заниматься любимым делом.
Однажды, он стремился за мечтой, которая увела его, словно Алису, в прекрасный мир, полный кривых зеркал и необычных людей. Поддавшись мечте, Антон нашел самого себя, свое призвание, и мы видим подлинный портрет человека, отдавшего всю жизнь фотографии, при этом почти всегда остающимся за кадром. Он, словно пытается спрятаться от посторонних глаз, фотографируя звезд и музыкантов, снимая клипы и фильмы, но сам редко становится объектом съемок коллег по цеху. Он всегда предан себе. Сколько бы лет не прошло, Антон Корбейн всегда останется человеком, всегда остающимся за кадром.