Райтер Александр «Малыш» — первый «робот» латвийского производства

 

- Реклама -

Мы давно не писали о наших пионерах граффити и сегодня решили восполнить этот пробел: рассказать об Александре Колосовском – более известном нам как «Малыш«.


Хип-Хоп

Увлечение Александра хип-хоп культурой началось еще в школе, с середины 80-х годов. Однажды, после летних каникул его одноклассник Вадим «Крыс« пришел в класс и сделал «волну» руками. В числе заинтересовавшихся этим странным движением рук был Александр.

Тогда в классе еще несколько ребят стали активно практиковать волну руками, ногами и прочими частями тела и в это же время Александр в домашней тишине проводил свои одиночные тренировки с тенью. В то время секретными тропами доставались кассеты с такими ставшими классикой фильмами как «Break Dance-1» и «Beat street», собственно из них Александр и черпал всю базу знаний о зарождающейся и совершенно новой для советского подростка забугорной хип-хоп культуре.

ЛатвБытХим

К нему в руки горяченькими из завода «ЛатвБытХим» попадают первые краски в баллонах, и он вместе с брэйком погружается в мир аэрозольного искусства. Это я так легко пишу, на самом деле информации в то время было крайне мало и краски тоже. «ЛатвБытХим» тогда выпускал около 10 основных цветов: светло-голубая, охра, синяя, золотистая, светло-зеленая, серебро, белая, черная, бежевая, красная. Рисование такой краской было искусством по мукам, получалось так, что, сколько бы ты не тряс банку, она все равно при первых распылениях на стену убивала родную насадку практически мгновенно.

- Advertisement -

Для решения таких постоянно возникающих проблем Александр был вынужден странствовать по хозяйственным магазинам и выпрашивать у продавцов насадки из-под дезодорантов. Для совсем непослушных банок у Александра была палка с гвоздиком, которая решала все проблемы с остатками краски в банке.

Туннель

Первым местом рисования и постоянной практики навыков стало историческое место под рижским мостом с названием «Туннель«. Там с 1986 года Александр проводил свои ночные художественные тренинги. К 1989-ому году здесь стали появляться рисунки, достойные внимания. Из-за этого увлечения Александра приписали к антисоветским элементам и поставили на учет в детскую комнату милиции.  Тогда целью Александра было нарисовать красиво, избавить город от серости и унылости обветшалых стен. С прошедшими годами его принципы и цели не поменялись, и сейчас он все так же пытается пробить в Риге легальные места для рисования красочного граффити.


Alexandroid Malysh — Sex (Рига, Туннель-1993)


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Left (Рига, Туннель-1993)


Милиция тогда ездила на такси с зелеными огоньками, и, если проезжающее такси начинало сдавать назад, то это был недобрый знак к тому, что пора собирать банки в авоську и бежать со всех ног. И, вот, однажды, во время рисования все в том же «Туннеле«, Александр был схвачен и доставлен в ближайшее отделение. Во время воспитательной беседы с сотрудниками при Александре обнаруживают наброски его работ. И дальше уже беседа пошла уже в более дружелюбной форме:

— Ну что, на стене будет, так же красиво как здесь?

— Мы постараемся! — отвечал он.

— Ладно, иди, только сегодня больше не рисуй. И в спину уходящему райтеру неслись следующие настораживающие слух слова:

— Ты куда пошел?

— Так вы же отпустили.

— Краски свои не забудь взять.

Так выглядела счастливая концовка встречи с сотрудниками, но, в основном, по шапке не гладили, а всячески пытались по ней наподдать, впрочем, как в случае с нелегалом, ситуация не изменилась.

Робот

Саша активно ездил по всем проходящим в Союзе фестивалям по брэйк-танцу и все время со своей соло-программой в стиле «Робот«, с которой неоднократно занимал призовые места. На тех же фестивалях он порой участвовал в оформлении сцены в стиле граффити и всячески помогал в этом деле своему другу Вадиму «Крысу«, с которым в конце 80-х у них было сделано много совместных работ.


Вадим «Крыс» и Alexandroid Malysh  — Break (Паланга-1989)


Вадим «Крыс» и Alexandroid Malysh  — Раики (Паланга-1989)


Вадим «Крыс», Alexandroid Malysh  и Игорь «Лунс» — Оформление сцены в Донецке (1988)

Также Александр сотрудничал в плане рисования со своим однокурсником Сергеем «Picasso«. В студенческие годы они проходили практику на военном заводе и там, вместо того, чтобы отдыхать от работы в обед, ребята брали краску и рисовали на большой заводской стене.

Pioneers

С развалом СССР и приостановкой работы завода «ЛатвБытХим» Александр снизил свою активность в сфере граффити и стал больше времени уделять танцу. Так в 1993-ем году Александр прошел кастинг в проект «Pioneers» и влился в основной состав. С этой командой он в том же году поехал в Америку с программой, которая совмещала в себе хип-хоп, современные танцы, хореографию. У него был единственный номер, где он выходил на сцену и делал «робота» под фонограмму.

С 1997-ого года по 2003-ий Александр стал непосредственным организатором латвийского фестиваля NRG (New Rap Generation). На него приехали яркие представители второй волны питерского граффити – команда SPP Crew, калининградский друг Александра Макс «Навигатор« также посещал это мероприятие.

Из личного архива


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Страх наша жизнь
(Рига, на Красном квадрате, 1988-1989)


Alexandroid Malysh — Magic (Рига, улица Валдемара Б.,  раньше там был завод Космос по переработке кожи, а теперь супермаркет РИМИ. Если хорошенько приглядеться, то на воротах можно увидеть железную сетку через которую краска проходила насквозь, но рисунок лег плотным слоем на эти ворота в 1996-ом году)


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso»-  Оформление для Modern dance.(1998)


Alexandroid Malysh — Гном (работа для журнала «Spelu pasaule»-2002)


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Freestyle (недалеко от станции Рига-2002)


Alexandroid Malysh — Freestyle (после того как первая работа была испорчена, Александр сделал на том же месте работу схожего содержания)


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso»- Freestyle
(оформление в танцевальной студии — 2002)


Alexandroid Malysh — Freestyle
(первый организованный Александром граффити-джем в самом центре Риги)


              Alexandroid Malysh — NRG (Рига-2003)


 Alexandroid Malysh — Top 10


Alexandroid Malysh и Сергей «Picasso» — Оформление магазина.


Alexandroid Malysh и «Слон» — Rollaz.


Alexandroid Malysh — Crime Arts (оформление магазина спортивных товаров)


Alexandroid Malysh — Style (оформление магазина спортивных товаров)


Alexandroid Malysh — Tribal (Шашлычный джем)


Alexandroid Malysh — Tribal (Шашлычный джем)


Alexandroid Malysh — Кот Феликс (был нарисован во время проведения очередного фестиваля, «Малыш» взял пару баллонов и ностальгировал)


В данный момент Александр занимается своей небольшой коммерческой деятельностью в собственном магазине хип-хоп товаров, время от времени устраивает граффити-джемы и выступает на сцене в разнообразных костюмах в своем фирменном стиле «робота».

Постскриптум от «Малыша»:

Меня раньше спрашивали:

«Слушай, ну, когда тебе будет 25, чем ты будешь заниматься, все плясать будешь?» Я говорил: «Не знаю». А потом все больше возраст, и теперь я уже не знаю, что говорить. Теперь я отвечаю: «Да, это моя жизнь, мне нравится этим заниматься, я получаю от этого удовольствие и плюс это меня кормит. Это самая по-моему счастливая жизнь, когда ты можешь заниматься, тем чем ты хочешь».


Автор выражает благодарность Александру Колосовскому, за помощь в работе и предоставленную информацию.

Павел Тюрин
Павел Тюринhttps://vk.com/onceuponatimeinussr
Исследователь "старой школы" советско-российской граффити культуры.

ТОП-5 за день

Еще на эту тему