Skagboys — как все начиналось

646
Skagboys

«Skagboys» Ирвина Уэлша – это начало истории, продолжившейся в «На Игле» и «Порно». Сам писатель называет эту книгу одной из самых тяжелых в написании за свою библиографию.

Написанный в 2012 году, роман до сих пор не имеет официального русского перевода. Отчасти это обосновывается сложностью перевода, отчасти – неоднозначностью тем, поднимаемых писателем в книге. Что касается языка – это действительно непростая задача, ведь изобилие шотландского диалекта, нецензурной лексики и некоторых литературных оборотов делает процесс перевода долгим и кропотливым. Чтение в оригинале тоже не отличается легкостью, особенно если ты простой фанат творчества Уэлша и не владеешь языком в совершенстве.

Сначала это выглядит тарабарщиной, но потом превращается в интересную загадку, разгадав которую, можно получать настоящее удовольствие от чтения, зная все «wee», «nae», «oan», «laddie» и «lassie»! Каждый персонаж говорит по-своему, его язык уникален в книге, что делает героев живыми и не списанными с друг с друга под копирку. Автор настолько талантливо умеет «влезать в шкуру» каждого персонажа, что они кажутся настоящими людьми, проживающими по соседству. Это отличительная черта писательского стиля Уэлша, которая так притягивает внимание читателей.



В отличие от «На игле» «Skagboys» дает более детальное раскрытие персонажей. Повествование плавное, позволяющее каждому герою рассказать свою историю. Несомненно, свою роль в сложности прочтения «На игле» сыграли объединенные в одного героя разные истории разных персонажей в экранизации книги. Так, в сцене «Воскресного завтрака» роль незадачливого бойфренда выполняет Мэтти, а не Кочерыжка, а погибший ребенок принадлежит не Элисон, а Лесли. В «Skagboys» такого не случилось – каждый герой запоминается, его много на страницах и он становится ближе и понятнее читателю.

Так произошло с в моем случае с Марком Рентоном. И первую, и вторую книгу я отчаянно пыталась понять его, но никак не выходило. Да, его мотивы понятны, его действия тоже ясны, но вот затронуть его душу никак не удавалось, он был умен и хитер, но романтика его образа ускользала от меня. Но вот после прочтения предыстории я сразу нашла в нем родственную душу. Он молодой начитанный парень, с перспективами, учебой в Абердинском университете, девушкой и работой. Общество навязывает ему сценарий жизни, известный всем: «учеба – работа – семья», но за это требует немалых жертв: за учебу просит полжизни выплачивать кредит, а за жилье для семьи – другую половину жизни, а работа вряд ли станет любимой и интересной. Поэтому Марк, не видя других перспектив, выбирает другой образ жизни, который сможет помочь мыслям о жизни исчезнуть, и начинает употреблять наркотики. Хорош ли этот выбор? Выбирать жизнь, выбирать будущее. Но зачем ему все это ? Он выбрал кое-что другое. Причины ? Какие могут быть причины, когда есть героин ?



Здесь важно понимать, что мы видим частично автобиографичный опыт самого писателя. Он выбирает самое кардинальное средство, чтобы показать Шотландию тех времен. В каждой части он делает заметки об эпидемии, показывая, как происходило распространение зависимости, каковы были ее предпосылки и последствия в виде увеличения зараженных СПИДом. Но Уэлш делает акцент не только на героиновой зависимости – каждый страдает от каких-либо негативных привычек: кто-то употребляет слишком много алкоголя, кто-то вымещает на других агрессию, кто-то молча курит и пьет успокоительные, а кто-то погряз в беспорядочных сексуальных связях. В книгах Уэлша нет разделения на «черное» и «белое», и «Skagboys» не исключение. Поборники правильного образа жизни часто становятся более неадекватными, чем те, кого они пытаются учить жизни. Прекрасная иллюстрация этого – сцена с попугайчиками, в которой родители держат своего страдающего зависимостью сына на холодном балконе без еды под замком, считая, что таким образом смогут его перевоспитать. При чем же тут попугайчики? В своей небольшой квартире они держат сотню таких птиц, превратив помещение в заросшую пометом птичью клетку. И да, они считают себя абсолютно адекватными и правильными родителями.

«Skagboys» позволили взглянуть на героев с другой стороны. Томми и Дэнни (Кочерыжка) в этой книге более зависимы от своих сильных по характеру друзей. Томми ввязывается в драки, чтобы поддержать друзей. Он неплохой парень, старается помогать и своей будущей девушке, и даже врагам, но его малодушие толкает на поступки, которые приводят к известному финалу в «На игле». Кочерыжка тоже всегда следует за приятелями. В романе ему достается больше всех. Все его попытки бросить рушатся после первого же предложения Марка или Саймона. Франк Бэгби, напротив, показался более человечным, несмотря на все свое безумие, персонажем. Уэлш приоткрывает его добрую душу читателю, но на долю секунды, чтобы снова направить его на разрушение. Несомненно, это более сложный персонаж, чем мы привыкли считать. Не забыл Ирвин Уэлш и о женских персонажах. Часть повествования ведется от лица Элисон, тоже страдающей героиновой зависимостью. Ее история весьма грустная, и вряд ли обойдется без спойлеров. Остальные второстепенные героини тоже раскрываются подробнее, особенно интересна предыстория отношений Марка и Хэйзел.


 


Предыстория, вышедшая последней из трилогии – помогает лучше понять поступки героев, с точки зрения «На игле» и «Порно» читатель словно погружается в воспоминания, осознает совершенные ошибки и ностальгирует по веселым денькам с друзьями. Несмотря на множество мрачных сцен, книга вышла весьма приятная, с веселыми моментами. Самыми позитивными вышли части про работу на корабле и про пребывание в реабилитационной клинике. В них сосредоточено максимальное количество сочного шотландского юмора от Уэлша!

Но все же когда ты читаешь сначала вторую часть истории, затем третью, и только потом получаешь первую, то понимаешь: ни о каком хэппи-энде не может идти речи. Даже если друзья вчетвером возьмутся за руки и уйдут в закат под веселую песню, ты знаешь, что будет дальше. И от этого становится только более горько.

О чем же эта серия книг с хлесткими названиями, от которых одни отворачиваются и осуждающе качают головой, а другие заинтересованно протягивают к ним руки? О жизни, похожей и непохожей на нашу жизнь. Речь идет не о наркомании, кражах или жестокости. Конечно, все это тоже встречается в нашей жизни, и у отдельных людей может составлять подавляющую ее часть. Я не эксперт в данном пласте жизни и маргинальности, но как простой человек могу сказать, что мне жаль, что этих людей что-то в жизни пошло не так.

Эта книга не станет легким развлечением, ведь и в нашей жизни не все просто. Поэтому не стоит искать ответов на поверхности, если только вопросы не совсем очевидные. После прочтения книг вопрос о приеме наркотиков, агрессии по отношению к близким и животным, малодушном потворстве насилию отпадут сами собой, потому что Уэлш так живо и ярко описывает все перечисленное, что мозг еще до окончания сцены усвоит простое «НЕТ!». Не думаю, что если бы автор прямо писал о морали и учил читателя тому «что такое хорошо, а что такое плохо», то добился такого эффекта.

Это в корне отличает книгу от фильмов с посылом «возьмись за ум», «перезапусти свою жизнь», «стань лучше». В них все просто: берем героя с проблемами, проводим его через ряд нужных для сюжета сложностей, и в результате его изменений получаем счастливого успешного члена общества. В «Skagboys» такого не найти. Все герои становятся хуже в концу повествования. Это факт, подтверждённый аннотацией книги про «молодого успешного студента Марка Рентона» и началом «На игле», так что спойлером это не будет. Но такое положение вещей более честное. Мало кто во взрослой жизни может сказать, что добился того, о чем мечтал в молодости. Мечтал сам, не подменяя свои стремления на стандарты общества, о том чего следует добиться к определенному возрасту. Мечтал страстно и был готов многим пожертвовать ради своего будущего. К сожалению, это случается крайне редко, даже не смотря на столько большие возможности нашего века. Перед друзьями открывался целый мир, но он в них не нуждался, он нуждался в потребителях и послушных работниках. Именно поэтому хэппи-энд здесь просто не может быть. Если бы эта книга стала панацеей от проблемы взросления, то стали бы покупать чаще любой другой.

Но у нее другая задача, с которой «Skagboys» отлично справляется: создавать неудобство в нашем создании. Однако это неудобство не вредит, а наоборот помогает. Книга погружает нас в искусственные проблемы, предлагает подумать об их разрешении с точки зрения собственного опыта и жизненной ситуации и предложить героям, а заодно самим себе, подходящее решение этих проблем. В этом смысл многих книг – затронуть душу человека, его мысли. За счет мощи своих сцен «Skagboys», как «На игле» и «Порно», активнее действует на читателя, иногда шокируя, но действуя как контрастный душ, положительно встряхивая жизнь человека.

Кому стоит прочитать книгу? Всем, кто сомневается, правильный путь ли он выбрал. Тем, кого душит быт и рутина взрослой жизни. Тем, кто молод и еще полон максимализма в своих решениях и поступках. Тем же, кому телевизор больший друг, чем книга, думаю, эта книга не понравится, слишком уж резко она рассказывает историю. В одном я уверена точно, ей стоит показать себя русскоязычным читателям!