Wasted Youth: «Pearl Jam – как рождался гранж»

102
pearl jam ten

«Как только Vs. Начал рождаться, я понял что “Ten” не был тем самым образцом нашего звучания, который мы хотели бы слышать…» — Джефф Амент, Pearl Jam.

Предпосылки появления группы

Гранж-культура начала свое формирование в конце 80-х, большими шагами прорываясь в массовую культуру.  Начав свое движение от дум-металла она постепенно набирала темп. В то время как, сам стиль, облитый доброй долей панк-рока, с подачи лидера The Melvins – Базза Осборна, постепенно расширял отведенные ему границы. 89-й год, стал настоящей концентрацией гранжосодержательной культуры. The U-men, которые, наравне с такими коллективами как Green River и The Melvins, задававшими тон всей музыкальной сцене гранжа, вскоре распались. Рейгановский режим подходил к концу, а молодые Nirvana только-только выпустили дебютный «Bleach”, в один момент сделав его «самым гранжевым» альбомом, из всех, существующих на тот момент. История стиля растянувшаяся на все более чем одно десятилетие только-только вырисовывалась, постепенно от наброска приобретая уверенные и четкие очертания.

Металл со всем его звероподобным ревом постепенно удалялся из обзора простых обывателей. В то время как многочисленные хард-рок исполнители воспевали «гламурную жизнь» рок-звезд, все меньше исполнителей делало лирический акцент на простых проблемах тогдашней действительности. MTV находились в поиске стиля, который мог бы заменить бесчисленные часы трансляции канала, буквально проросшего глэмовским звучанием  таких коллективов как Motley Crue и Skid Raw.

phyin24zox0

Еще неуверенный и шаткий саунд, скорее вдохновленный пресловутым для слушателей американским хардкором, чем отчаянными криками рейгановского поколения сиэтлских подростков. Альтернативная музыка пустила свои корни, которые будто лоза дикого винограда окутали почти весь штат Вашингтон: от маленького провинциального Абердина, до раскинувшегося вблизи побережья тихого океана, портового Сиэтла.

Сентябрь 90-го года, стал решающим в карьере молодых музыкантов. Только-только оправившиеся от утраты близкого друга – Эндрю Вуда, будущие участники Pearl Jam записывают несколько демо-записей и начинают собирать новый коллектив.

[column size=one_third position=first ]

Mother Love Bone

Mother Love Bone

Pearl Jam

[/column] [column size=two_third position=last ]

Выход в свет дебютного и единственного альбома Mother Love Bone, смог показать набирающему обороты субкультурному течению, всю силу и энтузиазм музыкантов, скрывавшийся под обложкой альбома, лаконично названного «Apple”. Тринадцать треков, воспаленные любовью Вуда, к глэм-металлическому звучанию открыли миру новые, более прогрессивное звучание, пришедшее на смену первым зачаткам более грубого прото-гранжа. Альтернативная культура достигла своего пика, и постепенно начала выбираться из андеграунда.

На тот момент, бывшие участники Mother Love Bone, Джефф Амент и Стоун Госсард вновь взяли в руки инструменты. Можно сказать, что смерть близкого товарища стала буквальным подъемом, целью донести боевой клич уже покойного Вуда в массы. Так или иначе, Амент и Госсард, на тот момент поигравшие во всех возможных гранжевых коллективах записывают несколько инструментальных композиций и начинают их распространение в среде своих знакомых. Так, вскоре одна из таких кассет, стараниями тогдашнего барабанщика Red Hot Chili Peppers – Джека Айронса, попадает в руки будущему фронтмену Pearl Jam – Эдди Вейдеру.

Новое десятилетие с его пред-миллениумной суетой, а так же всеобщей компьютеризацией, становится точкой исхода для набирающего обороты гранжа, в то время как смерть Эндрю Вуда еще сильнее провоцирует музыкантов.

Более мягкий звук, тон которому задавал Вуд, вступает в конфронтацию с тяжелым, почти металлическим звучанием, выросшем на панк-роке. Гранж из простого саркастического выражения становится настоящим, реальным стилем, а только начавшие свои репетиции Pearl Jam попадают в самое его ядро.

[/column]

История «Ten» – это прежде всего история Эндрю Вуда, рассказанная устами его бывших сотоварищей.

[column size=one_third position=first ]

Temple of The Dog

[/column] [column size=two_third position=last ]

Параллельно с развитием еще молодого коллектива, участники Pearl Jam, объединились с несколькими бывшими членами MLB, а так же Крисом Корнеллом и Мэттом Кэмероном из Soundgarden, вскоре основав коллектив Temple of The Dog. Это была не сколько группа, а скорее целостно-запечатленный этап жизни стиля. Они выпустили всего один альбом, но его влияние на гранж было бесспорно. Это был альбом, который пронизывал всех, находящихся в диапазоне распространения звуковых волн. Это был альбом где каждая песня, будь-то «Say Hello 2 Heaven”, “Reach Down” и многие другие хиты, стали инструментом самовыражения, для нескольких музыкантов, только-только потерявших своего главного вдохновителя. Этот альбом как нельзя лучше выражает всю ту скорбь и уважение, которое члены Temple of The Dog испытывали к Эндрю.

Во время работы, бас-гитарист Джефф Амент и гитарист Стоун Госсард, поглощенные созданием композиций, создали первые демо-версии будущих хитов еще несформированных Pearl Jam. Так родилась уже известная всем фанатам коллектива «Footsteps”, которая позднее появится на легендарном альбоме «Ten”. Пятнадцать дней записи, растянувшие первоначальную идею записать «сингл» создали ту самую работу, которую до сих пор, с легким придыханием слушают все уважающие себя фанаты гранжа, в надежде все таки услышать тот самый «призрак Эндрю Вуда», навсегда запечатанный в памяти слушателей и фанатов Temple of The Dog, устами его старых друзей.

[/column]

Дебютный альбом: Pearl Jam — «Ten»

Pearl Jam Ten

Спустя почти год, участники Pearl Jam, окрыленные успехом их стороннего проекта возвращаются в London Bridge Studio и под руководством всего того-же – Рика ПэРэшера, начинают запись дебютного альбома. Опыт Пэрэшера полученный во время работы с трэш-металлистами Forced Entry, значительно повлиял на конечный результат записи. Амент и Гассард, впечатленные плодотворной работой с звукоинженером, во время записи «Temple of The Dog” вскоре предложили Рику,  имевшему основательную репутацию любителя альтернативной музыки , выступить со-продюсером и инженером дебютного альбома новосозданного коллектива, на что тот ответил согласием.

Первоначальный выход альбома не вызвал большого ажиотажа. Лишь немногие поклонники коллектива смогли оценить талант и новаторское звучание новоиспеченного коллектива. Все в этом альбоме напоминало простой, незамысловатый джем с легкими проигрышами. Легкий, но дикий и необузданный звук. Который слившись с сильной лирикой альбома, смог показать фанатам что Pearl Jam – это не какая-то группа-однодневка.

Гранжевое звучание достигло своего пика на тот момент, сделав «Ten», на один момент самой гранжосодержащей пластинкой, из существующих. А легкие, аккорды будь-то наигранные тем самым джемом, который и лег в основу названия коллектива смогли показать фанатам что гранж – это не тяжелые, металлические аккорды, буквально «выбиваемые» из гитары.

Легкие, почти хард-роковые проигрыши в аккомпанементе с техничными и динамичными ударными смогли окунуть фанатов, с головой, в каждую песню, начиная от тревожной «Once”, заканчивая закрывающей альбом «Release”.

Гранж — достояние мэйнстрима

24 Сентября 91го года – меньше чем через месяц после выхода «Ten”, Nirvana – только-только вышедшая из студии Бутча Уига, выпускает свой второй и один из самых значимых альбомом, как для набирающего популярность гранжа, так и всей рок-музыки в целом. «Nevermind» мгновенно захватывает все чарты и часы вещания. Гранж достигает своего пика, становясь из  андеграундного субкультурного течения достоянием мэйнстрима. А Сиэтл на один момент становится музыкальной столицей мира. На волне успеха собратьев по-цеху, «Ten» стремительно взлетает в чарты, буквально сразу же занимая второе место в хит-параде Billboard.

Как позже сказал Эдди Вейдер в одном из интервью: «Я надеялся что мы продадим порядка сорока тысяч копий «Ten”, вместо этого альбом получил по меньше мере десять платиновых сертификатов”.

Тур в поддержку альбома продлился почти год – с 1991 по 1992 год. Популярность альтернативных течений музыки позволила музыкантам расширить свои шоу, став не просто «выступающей группой», а одними из хедлайнеров различных фестивалей. Так, Pearl Jam делили сцену с такими коллективами как The Smashing Pumpkins, Nirvana, Red Hot Chili Peppers, L7, Bad Religion, Rage Against The Machine и разогревавшими их -The Sisters of Mercy.

Так, по прошествии тура музыканты дали оглушительный концерт на фестивале «Lollapalooza”, где в составе Temple of The Dog, буквально взорвали публику уже всеми известными хитами из одноименного альбома.

Альбом «VS» — конфронтация группы с обществом

Спустя два года, Pearl Jam как следует утомленные длительными и довольно тяжелыми гастролями, а так же чрезмерным вниманием СМИ к коллективу вновь берутся за работу.

Постепенно выросший, как и дебютная работа, из мелких джемов и различных незамысловатых проигрышей, альбом «VS» появился на свет, неся в себе уже более новаторское звучание. Это были уже не неспешные композиции в духе «Alive” и “Jeremy” прозвучавших как одни из самых ярких хитов групы. Постепенно, с нарастанием популярности, пресса все больше и больше внимания уделяла Pearl Jam. А критики толи дело ставили под сомнение дальнейшие способности. Так началась конфронтация группы с обществом. В этом смысле, альбом «VS» нельзя рассматривать иначе чем “вызов». Однако группа не остановилась только на этом громком слове, обозначив его лишь в названии альбома ( «VS.» – англ. Против. – прим авт. ).
Pearl Jam VSОфициально, запись альбома началась с выходом Pearl Jam на мировую арену рок-музыки. Сам процесс записи, в свою очередь, повлек за собой изменения которые и сказались на звучании альбома. Дейв Крузен – барабанщик коллектива, вскоре покинул группу, «сразу после записи “Ten” для прохождения курса лечения от алкогольной зависимости. А недолго проработавший с коллективом, скорее в качестве роуди, чем барабанщика —  Мэтт Чемберлен,  вскоре предложил на место постоянного барабанщика, одного из своих друзей – Дейва Аббрусеза.

93-й год стал для группы прежде всего годом их самого масштабного турне. Теперь, уже известный и любимый всеми гранжерами планеты коллектив выступал не только в Северной Америке. Хотя, все же данный тур коллектива начался там, в последствии перекинулся на Европу, где Pearl Jam то ли дело выступали на одной сцене с Нилом Янгом, а так же разогревали U2 во время культового тура группы — Zoo TV. Дав около 30 концертов, музыканты в последствии вернулись в Сиэтл, что бы записать свой следующий, прорывной альбом.

Разрушение шаблона

Как и Nirvana, была недовольна своим «Nevermind”, Pearl Jam были недовольны слишком идеальным звучанием «Ten”, которое они всеми силами стремились «поломать» во время записи «VS.” . Это был шаблон, который коллективу было необходимо разрушить дабы не стать «еще одним» гранж коллективом.

Именно «VS.», стал настоящим горючим веществом, которое подожгло не только интерес к группе, но и саму музыку коллектива. Медленные проигрыши заменили хард-роковые мотивы, а ударные стали резче, живее. Pearl Jam набрали ту самую скорость которая была им необходима, что бы сломать счетчик на только купленном спидометре гранжа, тем самым ввергнув целое поколение слушателей в дикость.

Это был тот самый, почти звериный рев, который чувствовался в каждой композиции. То ли проникновенная «Daughter”, то ли“Animal” с ее жесткой, пробирающей до самого костного мозга, динамикой, оставляют эту самую послевкусию «разбитого восприятия». Музыканты, буквально разбили шаблонное представление о себе, выросшее благодаря духовному теплу исходящему от «Ten».

Продюсером данной работы коллектива, выступил продюсер Брендан О’Браян. Еще до начала записи сам факт этого сотрудничества СМИ расценивали весьма положительно. Успевший поработать с такими гигантами альтернативной сцены, как Гленном Денцигом, Stone Temple Pilots, а так же Миком Джаггером, с которым О’Браян сотрудничал в качестве гитариста, во время записи «Wandering Spirit”.

Хотя, как не странно на конечное звучание «VS.” больше всего повлиял опыт полученный инженером во время работы с The Black Crowes. С ними он записывал «все остальные инструменты», как значится на обложке дебютного «Shake Your Money Maker”. Именно под контролем инженера, двенадцать песен, записанных группой, в период с марта по май 93-го года, стали тем самым альбомом «Vs.”, с его резвым, сыроватым звучанием.

Не-гранжевый звук

Основным новшеством и одним из главных достояний данного сотрудничества, стал именно отработанный инженерами эдакий «не-гранжевый» звук, с нетипично громкими ударными, пробивающимися меж множества ветвистых аккордов, выстроенных в партиях Стоуна Госсарда и Майка Маккриди.

Смешение стилей альбома чувствуется с самых первых секунд. На протяжении всего прослушивания то здесь, то там проскакивают психодические нотки 60-х. Как, например, в случае с “Glorified G”, либо же грувовые аккорды, как в случае с “Blood” и особо динамичной «W.M.A.”. В любом случае динамика альбома не сходит до самой последней секунды.
Вокалист – Эдди Вейдер то-ли дело делает секундные паузы, между вскрикиваниями, будь-то давая этой невероятной смеси, всосаться в кровь достигнув головного мозга в нужном количестве.

«Daughter” первой нарушает этот скоростной концерт, прерывая наигранную дикость легкими нотами и лирикой, написанной от лица девочки-подростка ищущей себя в этом мире. Второй укол в сердце мы чувствуем уже в самом конце альбома. «Elderly woman behind the counter in a small town», несущая в себе легкие нотки кантри, а так же классического блюз-рока, в стиле Боба Дилана. Которая несомненно охлаждает пыл, достигая души слушателя.


pearl jam nowПосле выхода альбома, коллектив буквально перенял всю популярность гранжа на себя, сразу же заняв ведущие места в чартах, по всему миру.

Да, новый альбом был безусловно грубым, но именно он, будь-то так же грубо вытесанная мраморная скульптура, смог показать истинное лицо коллектива. Он дал тот самый звук, которого участники хотели достичь со времен первых джемов и репетиций.

В будущем группа окончательно закрепит за собой репутацию одной из самых влиятельных в альтернативной музыке. Всё это благодаря активным гастролям в поддержку «Vs.”, где музыканты выступили на одной сцене с Rollins Band, Butthole Surfers и многими другими, а так же записанному в ноябре  94-го года — «Vintology”.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. За текст спасибо, а за грамотность — «три с минусом». Редактор, если он есть в издании, очевидно, забил на вычитывание материала. Лютые орфографические, стилистические и речевые ошибки на каждом шагу. Невероятно сложно читать, не отплёвываясь.

Добавить комментарий