Ассоциации — странная и довольно специфическая штука. Не раз ловил себя на том, что иногда становлюсь их заложником, слишком часто ловя флэшбеки из вереницы воспоминаний, вызванные той или иной связью между отдельными событиями, фактами и явлениями, закрепленными в моей памяти. Раньше меня это пугало. Сейчас — даже забавляет.

Поэтому я не особо удивился, когда услышал, что у группы «Наив» на днях вышел новый альбом, перед глазами вылез образ похмельного семнадцатилетнего меня, выпрыгивающего со второго этажа академического общежития. Раннее апрельское утро, легкая посталкогольная эйфория, непослушная, вечно сползавшая на глаза челка, предвкушение прекрасного весеннего дня. Я втыкаю в уши наушники, небрежным жестом накидываю на глаза солнечные очки, закуриваю сигарету и включаю в плеере случайное воспроизведение. По барабанным перепонкам ударяют аккорды электрогитары на перегрузе и издевательски-саркастический голос Чачи — песня «Утро». Я улыбаюсь, выпускаю в воздух сизый дым Winston’a и думаю о чем-то хорошем. Я просто наслаждаюсь погодой, песней, сигаретным дымом, тем, что суббота только началась и впереди почти два выходных. На душе легко и непринужденно. Как и у всех молодых людей в том возрасте, мне кажется, что уж я то наверняка дам под зад пинка этому миру.

С тех пор прошло ровно двенадцать лет. Я уже более осторожен в каких-либо прогнозах. Да и мир уже, наверное, немного не тот. Не хуже и не лучше. Просто время идет вперед. Но я по-прежнему втыкаю наушники — теперь уже bluetooth, и включаю свежий релиз группы «Наив» с саркастичным и смелым названием — Make Naive Great Again, попутно вспоминая, с чего все начиналось.


                                                                ***


Группа «Наив» была основана осенью 1988 года Александром «ЧаЧей» Ивановым и Максимом Кочетковым. Практически сразу же попала в состав «Московской Рок-Лаборатории» и запилила демку с нестандартным и оригинальным для того времени названием «Джуан-Дзы Едет в Тамбов». 

В 1990 году на американском лейбле Maximum Rock’N’Roll вышел первый полноценный альбом Switch-Blade Knaife, ворвавшийся в хит-парады мировых радиостанций. На Родине пластинка также пользовалась бешеной популярностью и стала одним из самых интересных панк-релизов 1990 года. Поговаривают, что сей диск в своей фонотеке имел сам Курт Кобейн. Сей факт может показаться довольно значимым,  но все  обстояло несколько прозаичнее. Вокалист «Нирваны» был подписан на все релизы лейбла, и альбом попал к нему «автоматом». Тем не менее, о группе он слышал и отзывался хвалебно.

В 1992 году группа выпускает «Пива для Наива» и дает полноформатный тур по странам Европы. В записи альбома принимают известные среди любителей русского рока группы: «Монгол Шуудан», «Ва-Банкъ», «Матросская Тишина», «ДСК», «Ногу Свело!». 

В 1994 году «Наив» продолжил заданный вектор ориентации на западного слушателя, выпустив полностью англоязычный релиз Dehumanized States of America. Но европейский тур слетел, а в России альбом оказался невостребованным. Как позже сказал в одном из интервью экс-гитарист коллектива Руслан Ступин:


«Некоторое время мы играли альбом, но потом поняли, что он оказался очень сложным для слушателя и постепенно стали разбавлять его теми вещами, к которым толпа была готова»


Постепенно, треки с альбома и вовсе исчезли из концертной программы. Примерно в то же самое время «Наив» выступил на разогреве у американской хардкор-группы MDC на концерте в «Горбушке».

Несмотря на то, что технологии записи в жанре ушли далеко вперед, а внешние атрибуты музыкантов тех лет вызывают неоднозначные впечатления у многих, ранний период творчества группы можно по праву считать интересным, самобытным и оригинальным. У большинства поклонников коллектива, да и русской панк сцены в целом, воспоминания о нем остаются ностальгическими, добрыми и светлыми. 

В звуке хватало недочетов, моментами кривых барабанов и классического «грязного» звука. Впоследствии качество звучание диаметрально изменится в лучшую сторону в сравнении с этими записями. В следующем веке «Наив» станет чуть ли не самой профессиональной панк-группой с «вылизанным» звучанием и классным мастерингом.

Поэтому, возможно, очень многие закидают меня виртуальными палками, прочитав эти строки, когда я скажу, что именно тот «Наив», который полюбил я, да и большинство моих сверстников, сформировался ближе к выходу культовой пластинки — «Пост-Алкогольные страхи» (1997 год). Саунд-продюсером этой пластинки выступил Билли Гулд, басист известной американской метал-группы Faith No More.

Следует отметить, что за год до этого в группу пришел харизматичный барабащик, впоследствии взявший на себя и функции директора — Дмитрий «Snake» Хакимов, известный на тот момент по выступлениям в группах «Янг Ганз» и «МЭD DОГ».


«Пост-алкогольные страхи» имеют большой успех у публики, расходятся экземпляром более 50000 копий. Презентации проходят в топовых клубах Москвы и Петербурга. Группа дает тур по многим городам России, выступает на разогреве у «The Exploited», а альбом, спустя два года после выхода на Родине, переиздается в США. Лично мне «Страхи» своей лирикой и переживаниями очень близки. Тема человека, алкоголя и всех сопутствующих раскрыта более чем глубоко. Да что там, одно название чего стоит.         

В 2000 году в свет выходит пятый студийный альбом «Оптом и в розницу». И так уж совпадает, что его выход очень удачно попадает в только поднимавшуюся волну интереса молодежи к панку, как к жанру, да и к тяжелой музыке в целом. После довольно унылой середины девяностых годов, неформальные жанры и течения снова выходят на первый план. Только-только подходят к пику своей известности такие группы как: «Король и Шут», «Пурген», «Тараканы!», набирают обороты «FPG» — группа, на которую сейчас я не могу смотреть без слез, вспоминая, как все хорошо начиналось, и как убого-рафинировано-попсово выглядит сейчас, «Mausoleum».

Да что говорить, если первые места хит-парадов в первой половине нулевых на «Муз ТВ» и «MTV Россия» все чаще занимали «Ария», «Король и Шут» и «Rammstein». Сейчас это все кажется каким-то сюрром, но свою порцию известности на телевидении получила даже фриковатая группа «Кувалда» со стебно-ноднозначной композицией «Бетономешалка».

На общем фоне всего вышеописанного, добротный альбом «Оптом и в розницу» вполне логично выстрелил. Композиция «Суперзвезда» крутилась в «Чартовой Дюжине» на «Нашем Радио», клип на эту песню долгое время занимал строчки хит-парадов на музыкальных телеканалах, а кавер группы «Кино» на песню «Мама-Анархия» стал всенародным хитом и обрел вторую молодость.          

В мае 2001 вышел шестой диск группы — концертник — «Рок», записанный на 12-летии группы в СДК МАИ. В альбом вошла студийная версия одноименной композиции, давшей название всему альбому. Клип на нее же вновь рвет хит-парады телеканалов и Нашего радио. В августе «Наив» становится одним из хедлайнеров «Нашествия» в Раменском. Выступление перед аудиторией более 100000 человек транслировалось на ныне почившем общенациональном канале «ТВ-6». А спустя полгода, группа успешно разогревает в «Лужниках» самих «The Offspring».
Популярность группы продолжила набирать обороты. В период с 2002-2004 выходит два студийных альбома: «Форева» (2002), «Rock’n’Roll мертв?»; и, второй по счету в дискографии, концертный «Живой и невредимый» — куда, помимо полюбившихся старых треков в живом исполнении, входит четыре новых песни. Одна из которых, «Се Ля Ви» (Такова жизнь), с Блондинкой Ксю на припеве, становится всенародным хитом.

Продажи альбома бьют рекорды среди концертных альбомов. «Наив» активно гастролирует и становится гостем всех летних фестивалей, включая многотысячные «Нашествие» и «Крылья». Апофеозом волны того, как ныне принято говорить, хайпа, становится выступление в новогоднюю ночь на телеканале НТВ с кавером песни «Часики» поп-певицы Валерии. Кавер, к слову сказать, вышел очень удачным и качовым.

В 2006 году группа выпускает, на мой скромный взгляд, свой лучший альбом — «Обратная сторона любви». Пластинка стала самой дорогостоящей за все время существования коллектива и записывалась на семи разных студиях. К слову, вложения оправдались, диск продавался отлично. Вот было у меня желание заострить внимание на какой-то из композиций, но сознательно не буду этого делать. Очарование и красота альбома в том, что он хорош от первой до последней песни, что в принципе случается достаточно редко дажеу именитых бэндов. Пресса закидала альбом хвалебными одами, высоко оценил даже сам  Малькольм Макларен.

В ноябре 2007 года группа выпускает своенравную, вызвавшую массу противоречивых откликов, кавер-версию на песню «Короля и Шута» на песню «Воспомининия о былой любви». Многим «тру-говнарям» данное изложение композиции пришлось не по душе, но, как итог, три месяца первого места в «Чартовой Дюжине» — какой-никакой показатель. Спустя месяц в свет выходит DVD «Alter Ego».

       

2008 год становится для группы юбилейным. Более десятка альбомов, множество видеоклипов, тысячи концертов, множество поклонников. Казалось бы, играй дальше, все хорошо! Но, неожиданно для многих, группа выпускает песню «20 лет одиночества», где завуалированно описывает причины своего решения, дает успешный тур «20 лет рока», завершившийся аншлаговым концертом в Москве на 4000 человек в клубе «Б1», и сенсационно объявляет об уходе в бессрочный творческий отпуск.  Который был прерван только спустя пять лет. Первое выступление после перерыва состоялось на фестивале Kubana, следом были сыграны большие сольники в Петербурге, Москве и других городах.

Параллельно группа анонсировала запись нового альбома, который увидел свет в 2015 году. «Populism» сохранил привычное фирменное звучание. Также в этом году был издан концертный DVD «На арене», записанный в Санкт-Петербургском клубе «А2».

А в 2016 году, вместе с группой «The Matrixx», коллектив проехался масштабным турне по многим городам Канады и США. Стили групп довольно противоположны друг другу, так что, совместный тур был обусловлен скорее тем, что гитарист Валерий Аркадин, и барабанщик Дмитрий Хакимов играют в обоих коллективах. И, конечно же, функции одного из организаторов тура, в первую очередь, лежали на Снейке.


***


«Да, ассоциации все-таки странная штука», — подумал я, когда последняя песня альбома Make Naive Great Again доиграла в плейлисте. Альбоме, безусловно, классном, честном и по-настоящему панковским. Я так прикинул, что же из последних релизов было вот чтобы так вот — как говорится, на злобу дня, —  увы, на ум ничего в стилистике «рок»  не пришло. В рэпе подобного навалом, да, именно поэтому сейчас эта музыка мейнстрим у подростков. Очень хорошие последние треки выходили у «Пургена», но альбома так и не последовало. А вот «Наиву» удалось максимально лаконично, тонко и емко высказать то, что думают все. И при этом, сделать это так искусно, злобно и иронично стебно. В лучших традициях настоящего тру-панка. При этом, в некоторых песнях квинтэссенция стеба настолько зашкаливала, что находились столь недалекие фэны, которые, к примеру, по серьезному воспринимали трек «Герои нашего времени» и писали гневные вирши в комментариях на страничке у ЧаЧи.  Это ли не показатель того, что замысел удался? Это ли не пример, что пинка миру можно попытаться дать абсолютно в любом возрасте? Ведь тут, как и в любом другом деле — главное захотеть.

Добавить комментарий