За последние несколько десятилетий логика потребления одежды свелась к концепции fast fashion, то есть «быстрой моды»,  при которой масс-маркет оперативно реагирует на тренды, заданные высокой модой. В результате, нам предлагают одежду, почти полностью скопированную  с нарядов подиумов, а дополнительным бонусом служит более низкая цена.

Относительно небольшая стоимость делает одежду доступной, а новые коллекции, появляющиеся в магазинах несколько раз за сезон, побуждают к новым покупкам. Скапливающаяся в шкафах одежда быстро надоедает и вскоре идет на выброс, пополняя и без того гигантские свалки. Таким образом, срок жизни любой вещи сокращается, часто ограничиваясь несколькими месяцами.

На пути быстрой моды стоит Sustainable fashion (осознанная мода) – стратегия потребления, призванная умерить пыл господствующего консюмеризма и поставить во главу идеологии потребления вдумчивость и сознательность. Сделать потребление одежды более ответственным заставляет бедственное положение окружающей среды и тяжелые условия труда тех, кто работает на фабриках по пошиву одежды.

Тихоокеанская свалка Gyre. По данным EPA ежегодно 13.1 млн. тонн одежды отправляется на свалку, из которых перерабатываются только 2 млн.

Что не так с модой?

Производство одежды является одной из самых грязных отраслей, и ежегодно вносит огромный «вклад» в ухудшение экологической ситуации. По данным One Green Planet текстильная промышленность является самой грязной после нефтедобывающей. Производство одежды ежедневно «съедает» огромное количество водных ресурсов. Вода, вместе с участвующими в процессе изготовления одежды красителями и отбеливающими препаратами, превращается в сточные воды, далее вся палитра химических элементов (формальдегиды, соединения металлов и т.д.) попадает в почву.

«Экологическая идея» одежды в первую очередь наводит на мысль об отказе от меха и кожи. Однако кажущиеся запредельно натуральными ткани, такие как хлопок, лен и шерсть могут вовсе не соответствовать идее sustainable. Лен и хлопок – одни из самых популярных материалов для производства одежды, часто выращивают с применением пестицидов и гербицидов, чтобы оградить растения от нападок насекомых. В связи с тем, что одежды покупается много, а время ее носки невелико, растения должны успевать за темпом текстильной промышленности. Земля теперь рассматривается как фабрика, бесперебойно поставляющая расходный материал. На помощь приходят генетические модификации хлопчатника, призванные удвоить урожай, увеличить количество волокна, а также выработать устойчивость к веществам от насекомых. В результате происходит заражение и истощение почвы.

Осознанная мода связана не только с минимизацией вредного воздействия на окружающую среду, но и с вопросом условий труда тех, кто придает идеям модельеров физический облик. Условия труда на многих швейных фабриках остаются крайне тяжелыми: игнорирование техники безопасности, минимальная заработная плата, привлечение детского труда – все это ежедневно сопровождает текстильное производство. Особенно часто подобные нарушения наблюдаются в таких странах как Китай, Индия и Бангладеш, где крупные европейские и американские компании, привлекаемые дешевой рабочей силой, размещают свое производство. Закономерный результат – аварийные ситуации. Одна из самых страшных катастроф произошла в 2013 году в пригороде Дакки. Обрушение восьмиэтажного здания, в котором находилось несколько цехов по пошиву одежды и торговые точки, унесло жизни более 1100 человек. В конце января 2018 года очередная катастрофа произошла в Нью-Дели: случился пожар, в результате которого погибли 17 человек.

Обрушение швейной фабрики в Дакки. Бангладеш. 2013 г.
Использование детского труда на швейной фабрике. Бангладеш. 2017 г. Фото: BarcroftMedia/TASS

Как давно все началось?

Уже в конце XX века некоторые модельеры создавали свои коллекции с опорой на «зеленую» идею. В конце 80-х Кэтрин Хэмнетт начала использовать в своих коллекциях органический хлопок. А в 1994 году Франко Москино представил коллекцию Ecouture, в которой одежда также была создана из органического хлопка.

Кэтрин Хэмнетт. Весна-лето 1994
Коллекция из органических тканей. Кэтрин Хэмнетт. Весна-лето 1994. Photo by Fashion Channel
Коллекция из органических тканей. Кэтрин Хэмнетт. Весна-лето 1994. Photo by Fashion Channel

Мартин Маржела часто и вовсе не задействовал новую ткань в коллекциях, а использовал для создания своих нарядов винтажные вещи. Кусочки ткани от старых джинсов перешивались в юбки, старые подкладки из-под платьев становились материалом для брюк. В 2001 году дизайнер представил топ, выполненный из старых атласных перчаток. Подобный подход позволил рационально использовать старые вещи: не выбрасывать, а применять их для новых нарядов, тем самым способствуя безотходному производству.

Мартин Маржела. Весна-лето 2001.
Мартин Маржела. Корсет из старых перчаток. Весна-лето 2001.

На международном уровне обратить внимание на проблемы рабочих попытались в 1998 году, тогда состоялось заседание Постоянного народного трибунала. В ходе расследования выяснилось, какой ценой создается модная одежда. Миллионы людей в текстильной промышленности ежедневно сталкиваются с чудовищными условиями труда: крошечная зарплата, многочасовые смены, аварийное состояние швейных цехов, детский труд и т.д. Рабочие не знают, что такое 8-часовой рабочий день, отпуска, больничные и медицинская страховка. Трибунал пришел к выводу: данная система требует изменений. Необходимо оказывать давление на крупные компании, с целью изменения политики по отношению к рабочим.

Что сейчас?

В последние несколько лет концепция sustainable fashion набирает популярность. В 2008 году была создана The National Association of Sustainable Fashion Designers – организация, которая занимается популяризацией идей осознанной моды среди начинающих дизайнеров, через специальные образовательные программы. Появляется много брендов, которые следуют «зеленой идее». Reformation – основанный в 2009 году американский бренд, который специализируется на производстве нарядов из переработанной одежды. В 2004 году на модный рынок вышла французская марка Veja, которая использует только органический хлопок для производства своей обуви.

В России с темой sustainable fashion связан проект Мирославы Дума Fashion Tech Lab. Проект инвестирует в компании, которые нацелены на использование современных технологий в индустрии моды: наноразработки, инновационные способы получения и обработки волокон, новые материалы. Fashion Tech Lab уже инвестировал свои средства – в компанию Orange Fiber, которая занимается изготовлением текстильных волокон из отходов от производства апельсинового сока.

Salvatore Ferragamo.Весна-лето 2017.
Коллекция бренда Salvatore Ferragamo из ткани Orange Fiber. Весна-лето 2017.
INDOSSATO_Bonaveri_BNatural_Bplast_BPaint
Коллекция бренда Salvatore Ferragamo из ткани Orange Fiber. Весна-лето 2017.

В 2018 тенденция sustainable продолжается. В апреле 2018 года в магазинах появилась новая коллекция H&M Conscious Exclusive. В качестве материалов для одежды были использованы ткани, полученные в результате переработки рыболовных сетей и нейлоновых отходов. Экоматериалы для своей весенней коллекции 2018 выбрала и модель Аризона Мьюз. В начале года такие бренды как Versace, Gucci и Maison Margiela заявили о своем отказе от использования натурального меха в коллекциях.

H&M Conscious Exclusive. Весна 2018.
H&M Conscious Exclusive. Весна 2018.

Концепция осознанной моды возлагает ответственность не только на производителей одежды, но и на самих покупателей. В конце концов, мировые бренды ориентируются на своего потребителя. Прежде чем пополнить своей гардероб очередной футболкой, соблазнившись скидкой на распродаже, необходимо задуматься, действительно ли пятая подобная вещь столь необходима. Осознанная мода это не про количество, а про качество. Вопрос о судьбе отслуживших свой срок вещей тоже должен стать предметом размышлений для покупателя, который следует идее осознанной моды. Жизнь вещей не должна заканчиваться в тот момент, когда мы перестаем их носить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here