Современного туриста очень сложно впечатлить. Шумные мегаполисы, дикая природа, музыкальные фестивали — всё это мы уже видели. Однако, сегодня набирает обороты новый вид туризма — граффити и стрит-арт туризм. Собирайте рюкзаки, запасайтесь баллонами, скоро вы узнаете, куда надо ехать летом тусоваться.


Граффити — для своих пацанов, а стрит-арт для всех остальных

Прежде чем приступить к изучению граффити и стрит-арт туризма, необходимо изначально ознакомиться с такими понятиями, как граффити и стрит-арт. Да-да, настало время, когда нужно разделить их для себя раз и навсегда, если до этого момента ты ещё этого не сделал.

Итак, начнем с понятия “граффити”. Граффити зародилось в США в 60-х годах прошлого века. В современном понимании ­граффити — глобальная молодежная субкультура, все творчество и вся деятельность которой направлена на членов этой субкультуры, но никак не на простого обывателя. Для них граффити — это способ коммуникации внутри сообщества. Тиражируя свое имя (так называемые tagging, namewriting) или имя своей команды, художник указывает на своё присутствие на данной территории и принадлежность к ней.

Работа граффити-команды Осколки в Петербурге. Фото: Официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

В свою очередь стрит-арт, также как и граффити, представляет собой нелегальное искусство, однако имеет яркий социально-критический посыл, направленный на широкую аудиторию с целью вызвать определенную эмоцию у проходящего мимо человека. Стоит отметить, что стрит-арт непосредственно взаимодействует с окружающей средой и тем самым спонтанно внедряется в привычные городские маршруты, что даёт возможность “взломать/хакнуть” город.

Работа Паши 183 “Алёнка” . Фото: 183art.ru

Отсюда вытекает такое понятие как стрит-арт хантинг (street art hunting), когда люди одержимые любовью к уличному искусству в прямом смысле охотятся за работами уличных художников, дабы запечатлеть их вживую. Также в процессе поиска работ хантеры знакомятся с городом (city exploring), прокладывают нетривиальные городские маршруты и открывают для себя совершенно уникальные локации.

Работы Бэнкси
Фото: supercoolpics.com

К слову, именно для таких людей нидерландские энтузиасты запустили сайт Street art Cities, где любой желающий может зарегистрировать себя как охотника за стрит-артом или как создателя стрит-арта, и заполнять виртуальную карту мирового стрит-арта своими фотографиями и адресами спотов (мест концентрации уличных работ), где они были сделаны.

Такого рода ресурс даёт возможность любому ценителю уличного искусства без каких-либо экскурсоводов самому составить для себя маршрут и отправиться в трип по следам уличного искусства. Также стоит отметить, что сейчас в соцсетях существует великое множество тематических пабликов и аккаунтов, где люди делятся своими граффити и стрит-арт находками.

Чтобы суммировать все вышесказанное, вот вам шпаргалка от уличного художника Максима Ima, на тот случай, когда вас будут обуревать сомнения, что перед вами граффити или стрит-арт.

Фото: группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

Ну вот теперь, когда вы подкованы в понятиях, мы можем перейти к тому самому граффити-туризму.

Граффити-туризм

Граффити(стрит-арт)-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними (тот самый street art hunting).

Несомненно, поводом для возникновения граффити-туризма послужили провокационные и в то же время гениальные работы всемирно известного уличного художника Бэнкси. Автор статьи предлагает рассмотреть именно этого художника, так как на его примере легко представить граффити и стрит-арт туризм на практике.

Так, художник родился в Великобритании в г. Бристоле, где он создавал свои первые работы. Далее он начал путешествовать по разным уголкам мира и оставлять следы своих уличных арт-практик. И не смотря на то, что его работы являются противозаконными, т.к. не согласованы с местными властями, люди со всего мира приезжают в разные города мира, и в Бристоль в том числе, чтобы увидеть его работы воочию.

Работа Бэнкси в Бристоле. Фото: urbanpresents.net

Если брать во внимание Бристоль, то работы и инсталляции Бэнкси уже давно являются достопримечательностью города. В случае порчи изображений художника, местное население и власти незамедлительно реагируют и восстанавливают всеми возможными способами. Это происходит по той причине, что сам Бэнкси сформировал имидж города, т.е. Бристоль — это граффити-город. С фотографиями, описанием и точным местоположением работ существует приложение для мобильных устройств «Banksy Bristol», что даёт возможность прибывшему туристу самостоятельно найти и увидеть работы художника. Таким образом, благодаря граффити Бристоль получил неофициальный статус «город уличного искусства» и тем самым стал туристически привлекательным городом, как для внутреннего, так и для зарубежного туриста.

А, вот, чтобы проследить процесс стрит-арт хантинга, необходимо вернуться в 2013 год. Тогда Бэнкси отправился в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких месяцев создавал работы на стенах мегаполиса.  В этот период люди со всего мира специально ехали в Нью-Йорк с целью увидеть работы художника и в прямом смысле охотились за ним: они искали стрит-арт Бэнкси и, как только находили, тут же делали фотографии и выкладывали в различные социальные сети с описанием, по какому адресу находится работа.

Бэнкси
Очередь сфотографироваться с работами Бэнкси и Os Gemeos равноценна очереди сфотографироваться с Моной Лизой в Лувре. Фото: photo-day.ru

Но вклад Бэнкси в развитие граффити-туризма не ограничился только его настенными произведениями. Так, в 2015 году в английском городе Уэстон-супер-Мэр на Берегу Бристольского залива художник создал провокационный проект «Dismaland» (английское dismal — «гнетущий, мрачный»), который представляет собой мрачный парк аттракционов. Выставка работала с 27 августа по 27 сентября 2015 и являлась пародией на Диснейлэнд. Бэнкси создал десять новых работ и финансировал строительство самой выставки. Она включала работы 58 художников из 60 первоначально приглашённых самим Бэнкси к участию.

Дисмалэнд
Dismaland. Фото: https://www.lifegate.com

В день для приобретения были доступны 4000 билетов стоимостью 3 фунта каждый. Однако из-за наплыва желающих, за один день до открытия начала продажи билетов, сайт, на котором продавались билеты в парк, обрушился. Причиной стал большой наплыв желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.

Таким образом, стоит признать, что сам феномен уличного искусства даёт колоссальные возможности для создания и продвижения нового туристского продукта на международном уровне.

Куда ехать за стрит-артом

Если Бристоль — это британская столица стрит-арта, созданная Бэнкси, то в России такое звание носят аж два города: Нижний Новгород и Екатеринбург, где проходят такие крупные фестивали, как «МЕСТО» и «STENOGRAFFIA» соответственно.

Фестиваль «МЕСТО»

Так, фестиваль МЕСТО был запущен в 2017 году, инициатором которого стал нижегородский уличный художник Никита Nomerz, работы которого можно увидеть во многих городах России, таких как Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Выкса, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Иркутск, Красноярск и другие. Работы Никиты хорошо узнаваемы, а его уникальный стиль направлен на облагораживание объектов городской инфраструктуры и фасадов заброшенных домов.

Работа Никиты Nomerz в его уникальном стиле. Фото: официальная группа творчества Никиты во ВКонтакте.

Проект МЕСТО запущен с целью развития и поддержки уличного искусства в России, а его главной задачей является переосмысление городской среды и создания новый уличных арт-объектов. Также в рамках фестиваля проводятся различные мастер-классы, лекции и организовываются показы тематических документальных фильмов. Более того организаторы фестиваля также проводят экскурсии по уже созданным работам уличного искусства, одним из экскурсоводов является сам Никита Nomerz.

Стрит-арт туризм
Никита Nomerz проводит экскурсию для жителей и гостей Нижнего Новгорода по объектам, созданным в рамках фестиваля МЕСТО 2019. Фото: официальная группа фестиваля МЕСТО во ВКонтакте.

В 2019 году фестиваль состоялся с 6 по 9 июня, однако работы можно лицезреть круглый год. После всего вышеописанного наверняка Нижний Новгород теперь входит в ваш список must visit российских городов для ознакомления с уличным искусством.

Работа Алексея KISLOW, созданная в рамках фестиваля МЕСТО 2018. Фото: официальная группа фестиваля МЕСТО во ВКонтакте.

Фестиваль «Стенограффия»

Стенограффия — это международный фестиваль граффити и стрит-арта, который ежегодно проводится в Екатеринбурге в первые выходные июля. Фестиваль проходит с 2010 года и на данный момент охватывает не только Екатеринбург, но и Оренбург, Ханты-Мансийск, Муравленко, Омск, мыс Каменный, Томск, Санкт-Петербург и другие города России.

Работа белорусской художницы Маша Маша из команды ТАКТАК, созданная в рамках фестиваля  STENOGRAFFIA 2018 в г. Муравленко. Фото: официальная группа фестиваля  STENOGRAFFIA во ВКонтакте.

Цель фестиваля — объединение российских и зарубежных уличных художников с целью  направления их творческого потенциала на борьбу с серостью городского пространства и создание новых городских достопримечательностей.

Так, арт-объекты можно увидеть в самых неожиданных местах городского пространства, а для людей, интересующихся уличным искусством, проложены пешеходные маршруты, позволяющие увидеть и самостоятельно оценить большинство стрит-арт объектов. Причем многие работы уже успели попасть в списки местных достопримечательностей.

“Динозавромойка” от авторской команды STENOGRAFFIA в Екатеринбурге в 2018 году. Фото: официальная группа фестиваля STENOGRAFFIA во ВКонтакте.

Также стоит отметить, что организаторы активно публикуют в соцсетях фото работ художников и точное расположение каждой работы, что даёт возможность любому жителю и гостю города пройти самостоятельно маршрут по произведениям уличного искусства, созданных в рамках фестиваля.

ART OVRAG

Но не только в крупных городах развит граффити и стрит-арт туризм. Например, на фоне создания стрит-арта, активно развивается событийный и культурно-познавательный туризм в небольших промышленных городах, таких как Выкса и Альметьевск.

Так, город Выкса знаменит своим масштабным культурным фестивалем Арт-Овраг (ART OVRAG), который на протяжении уже 8 лет продолжает преображать жизнь целого города. Фестиваль проходит каждое лето, объединяя стрит-арта, театр, музыку и спорт. На данный момент в рамках фестиваля в городе создано 85 стрит-арт работ и паблик-арт объектов, построено 15 объектов городского дизайна и запущена программа промышленного туризма на Выксунском металлургическом заводе, который является градообразующим предприятием.

Работа уличного художника Тимофея Ради в рамках фестиваля Арт-Овраг 2018. Фото: официальная группа фестиваля Арт-Овраг во ВКонтакте .

Паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках»

А в небольшом нефтяном городе Альметьевске проходит паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках», запущенная Институтом исследования стрит-арта. Проект представляет собой эпос об истории нефтяного региона и его жителях, перенесенный на стену и соединенный общим маршрутом. Все истории, которые иллюстрируют художники были собраны в Альметьевском районе или представляют собой фрагменты общего культурно-исторического наследия Татарстана.

Также в скором времени организатор проекта Институт исследования стрит-арта запустит велоэкскурсии, которые будут проводить специально обученные экскурсоводы. На данный момент всего в маршрут экскурсии входит 19 точек, которые расположены практически по всему городу.

Работа уличного художника Kreemos для паблик-арт программы «Сказка о золотых яблоках» в Альметьевске. Фото: streetartinstitute.com

Прогулки от Института исследования стрит-арта

Кстати, Институт исследования стрит-арта базируется в Санкт-Петербурге, где проводит множество тематических мероприятий, связанных с граффити и стрит-артом. Этим летом Институт запустил новый проект «Urban Walks Street Art/Стрит-арт прогулки по городу», который представляет собой прогулку-импровизацию, где нет гида, и каждый участник может поделиться своими наблюдениями о городе. Тем не менее, каждый маршрут прогулки прорабатывается медиаторами Института, а сами маршруты, как правило, проложены через скрытые и известные в узких кругах споты — места концентрации произведений уличных художников.

граффити туризм
Соосновательница Института исследования стрит-арта Альбина Мотор в процессе диалога с  участниками прогулки. Фото: официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

У проекта есть цель — создать электронный архив работ уличных художников, на базе которого сформируются новые маршруты, доступные любому желающему.

граффити туризм
Участники Стрит-арт прогулки, организованной Институтом исследования стрит-арта, изучают локальный стрит-арт и граффити. Фото: официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

Таким образом, граффити и стрит-арт туризм распространяет своё влияние на многие города и страны, где есть свои известные художники, создающие на улицах настоящие шедевры, чьи работы также выставляются в галереях современного искусства. Но для некоторых городов стрит-арт — это новые достопримечательности, новое культурное наследие.

Vulica Brasil в Минске

И здесь стоит обратить внимание на столицу Беларуси Минск. Граффити и стрит-арт туризм имеет огромное значение для Минска, т.к. большинство памятников истории и культуры города были уничтожены во время Второй мировой войны. Так, Минск начал создавать новую историю — стрит-арт историю. В 2014 году в белорусской столице зародился  фестиваля уличного искусства Vulica Brasil (Вулiца Бразiл/Улица Бразил), инициаторами которого выступили посольство Бразилии в Беларуси, GataProduções и белорусское стрит-арт-сообщество «Signal».  

Стрит-арт от бразильских художников на Октябрьской улице в Минске. Фото: vulica-brasil.by

Цель проекта — создать для Минска имидж интересного, прогрессивного, яркого города и дать возможность зарубежным художникам легально проявить своё мастерство и талант на городских стенах.

Также стоит отметить очень важную деталь данного проекта: все работы, созданные в рамках фестиваля, расположены в Октябрьском районе г. Минска и в шаговой доступности, что даёт колоссальные  возможности для проведения экскурсий жителям и гостям столицы, а также удобство для самостоятельного изучения произведений.

Октябрьская улица в Минске. Фото: vulica-brasil.by

С 2014 по 2017 год в рамках фестиваля появилось 38 арт-объектов по всему городу, а тихая промышленная улица Октябрьская, где были созданы первые стрит-арт работы, определённо стала новой туристической достопримечательностью, меккой белорусско-бразильского стрит-арта.  В этому году с 29 июля по 11 августа фестиваль возвращается в формате биеннале и будет продолжать превращать минские улицы в галереи под открытым небом.

Vulica Brasil 2017. Фото: 34travel.me

Таким образом, граффити и стрит-арт туризм является перспективным направлением развития международного туризма, благодаря которому создаются новые достопримечательности и повышается культурный облик города, что вызывает интерес не только со стороны местных жителей, но и со стороны зарубежных туристов.

Реклама
avatar
  Подписаться  
Уведомление о