Wasted Youth: философские мотивы в творчестве Мэрлина Мэнсона

Недавно наш автор и музыкальный критик опубликовал научную работу, в которой от «А» до «Я», рассмотрел философские подтексты, образность, а также темное прошлое самого скандального артиста XXI века.

766
Творчество Мэрлина Мэнсона

В данной исследовательской статье анализируется творчество Мэрилина Мэнсона (при рождении – Брайана Хью Уорнера) – самого скандально известного исполнителя XX века. М. Мэнсон завоевал культовую популярность в конце 90-х, когда его альбомы «Antichrist Superstar» и «Mechanical Animals» были раскритикованы сенаторами США и различными религиозными организациями за «излишнюю жесткость текстов и вызывающее поведение музыкантов на сцене». Однако в его творчестве прослеживаются философские мотивы, позволяющие квалифицировать нигилистическое мировоззрение М. Мэнсона как поиск смысловых приоритетов в технизированном мире.

Творчество М. Мэнсона представляет собой полную аннигиляцию во всех ее смыслах. Неудивительно, что концерты группы Marilyn Manson нередко срывались и запрещались, а сам вокалист приобрел довольно сомнительную репутацию благодаря многочисленной ротации и распространению фальсифицированных свидетельских показаний очевидцев его концертов, а также различным слухам, широко распространяемым мировыми СМИ. Вызывающий образ, неоднозначные тексты, открыто критикующие как политиков, так и различные псевдо-религиозные организации, закрепились в сознании слушателей, сделав группу и самого исполнителя одними из самых популярных на тяжелой сцене.

Свою карьеру М. Мэнсон вместе с одноименной группой начал с выхода первой громкой работы «Antichrist Superstar», возглавившей новое, более агрессивное и абстрактное течение тяжелой музыки, известной как «индастриал метал». Шокируя зрителей своим поведением и сценическими образами, музыканты облачались в женскую одежду либо в кухонную утварь, разбрасывали по сцене различные элементы сценического инвентаря, что не редкость и для теперешних выступлений мэтра шок-рока. Вместе с тем, несмотря на свой зловещий и отталкивающий образ, М. Мэнсон приобрел статус одного из самых сложных и идейных артистов всех времен и народов.

Нигилистические мотивы в его творчестве позволяют оценить взгляды автора с позиции философской рефлексии, что обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

С выходом своих первых, незначительных работ, группа уже ощутила свой стиль и начала двигаться во времени, постепенно развивая его и эволюционируя в музыкальном плане. Можно утверждать, что М. Мэнсон, в соавторстве с другими участниками одноименной группы, смог создать самое сложное концептуальное произведение XX века.

Само понятие музыкальной концепции сформировалось после выхода таких известных альбомов, как «Клуб Одиноких Сердец Сержанта Пеппера» группы The Beatles. Расцвет культуры хиппи, сексуальная революция, а также развитие абстрактного искусства научили музыкантов вкладывать некий скрытый смысл в свои песни, связывая композиции одного альбома в цельную историю. Позднее понятие музыкального концептуализма было развито благодаря деятельности таких групп, как The Who (альбом «Tommy») и Pink Floyd (альбомы «The Wall», «Animals» и «Final Cut»). Однако ни один из перечисленных коллективов не сумел достичь такого масштаба идейного повествования, как группа Marilyn Manson. Известно, что исследователи данной проблематики выделяют хорошо известного в скандинавских странах исполнителя Кинга Даймонда (англ. King Diamond), который прославился как самый отъявленный концептуалист в тяжелой музыке. Однако, сравнивая этих двух исполнителей, следует сказать, что, в отличие от Даймонда, концепт которого имеет выраженную художественную основу, сюжет повести Мэнсона более глубок и сложен для понимания. Мэрилина Мэнсона можно без натяжки назвать Томасом Пинчоном нашего времени. Хотя, в отличие от Т. Пинчона, артист не написал «самый сложный роман XX века», как его теперь называют, он создал самую сложную концептуальную рок-оперу.

В своем творчестве М. Мэнсон совмещает множество аспектов реального и ирреального, божественного и инфернального. Собственный жизненный опыт, без сомнения, нашел отражение в его творчестве, вылившись во множество чувственных композиций. При этом философские идеи занимают ключевое место в концепции видения мира, которое артист исповедует в своем творчестве. Даже сам псевдоним, взятый исполнителем, в идеальной мере отображает его видение вечной борьбы добра и зла, проблема которой просматривается чуть ли не в каждой песне.

«Почему-то мало кто до сих пор интересуется первой частью моего псевдонима, спрашивая в основном о Чарльзе Мэнсоне. Не стоит забывать, что Монро, этот символ красоты и роскоши, также имеет свою темную половину, как Мэнсон имеет свою светлую. Балансирование между добром и злом и выбор, который мы делаем между ними в той или иной ситуации – это и есть то, что формирует нас как личность».

Мысли М. Мэнсона перекликаются с идеями немецкого философа Ф. Ницше, который исследовал проблему добра и зла с позиций имморализма. Неслучайно артиста не раз называли «Львом Ницше», что может несколько затруднить восприятие деятельности музыканта. Как настолько специфический исполнитель может совместить в себе столько противоречий? Его концерты всегда проходят с большим шумом: сотни тысяч людей протестуют против выступлений шок-рокера, а сценические образы и поведение артиста часто вызывают непонимание у простых слушателей. Например, вокалист, восседая на своем пьедестале, карикатурно изображает политика, мастерски используя при этом созданный им образ Антихриста. Вообще М. Мэнсон постоянно критикует двуличие политиков, их продажность и непостоянство.

Первые идеи ницшеанства начали пробиваться у исполнителя еще в 1996 г. Выход в свет его культового альбома «Anticrist Superstar» способствовал скандальной популярности певца, в то время как откровенные, жесткие тексты песен были раскритикованы представителями Конгресса США, а также многих морально-этических инстанций. Основой для таких оценок стала, прежде всего, песня альбома «The Reflecting God», где М. Мэнсон, подобно Воланду в романе М. Булгакова, размышляет о самобытности человека и Бога. Его рассуждения о человеческой жизни, выраженные формулой «Your world is an ashtray» («Твой мир – это пепельница)», приводят артиста к такому же выводу, к какому подводит и Воланд в своей беседе на Патриарших прудах: «When I’m god everyone dies» («Когда я Бог – все умирают»). Этими строками М. Мэнсон четко заявляет, что человек, в его простой, не обожествленной сущности не может быть Богом. Только Богу дано всевластие; человек же смертен и является лишь плодом его творения. Так и Воланд упоминает о том, что человек, получивший подобную власть, (если допустить возможность такой ситуации), не сможет исполнять данные «обязанности», ибо, в конечном счете, рано или поздно встретит смерть.

Внимательно рассмотрев три альбома, образующие триптих, можно заметить, что М. Мэнсон буквально разбросал повсюду различные отсылки к своему главному вдохновителю – Ф. Ницше. Наиболее ярко отсылка к немецкому философу просвечивается в ключевом персонаже повести артиста. Очевидно, он изобразил свою версию Сверхчеловека, из которого Ф. Ницше «слепил» образ Заратустры. Но, если немецкий философ описывает жизнь так называемых «последних людей», то М. Мэнсон переносит место действия в настоящий мир, где люди, затуманенные ложными ценностями, в том числе псевдо-религиозными, обретают парадоксальный образ машин.

Следуя своим мировоззренческим принципам, М. Мэнсон резко критикует религиозные культы, но не религию как таковую. Как и Ф. Ницше, он напряженно размышляет над проблемой борьбы веры и разума. Отметим, что данная проблема нередко поднимается различными философскими школами. Разум делает человека все более могущественным; но там, где разум останавливается, вера торжествует. Именно вера выступает способом объяснения необъяснимого. Но М. Мэнсон направляет свой взор на человека, который, в отличие от Бога, грешен и является творцом всех своих бед. В его повести лжерелигия приобретает инфернальные краски, а вера в нее граничит с саморазрушением.Он критикует проявления религиозного фанатизма и сектантства. Его провокационная лирика совмещает в себе борьбу веры со здравым смыслом, идеалов – с нигилистическими идеями, которые прослеживаются в более позднем творчестве исполнителя.

В то же время, в своем повествовании о становлении Антихриста М. Мэнсон не ставит проблему веры в качестве основной. Прежде всего, его идеи имеют выраженную экзистенциальную интенцию, в центре которой – саморазрушение главного героя. Его повесть можно квалифицировать и как образец концептуального постмодернизма, где автор, путем множества отсылок и метафор, показывает путь, который избрал главный герой «Antichrist Superstar». Начало последнего трека альбома оканчивается началом первого, причем нельзя точно сказать, чем исполнитель обосновал такой выбор. Быть может, это его взгляд на проблему жизни и смерти, где вера и разум всегда будут иметь равнозначную силу. Возможно, это принятие саморазрушения как процесса, ведущего в никуда, в непреодолимый ценностный тупик. Так или иначе, в подобной форме самоотрицания, избранной артистом, нельзя выделить одну приоритетную идею: великое множество мыслей переплелись в этой тяжелой для прослушивания и восприятия рок-опере.

Если детально рассмотреть текст одной из ключевых песен альбома «The Beautiful People», то можно найти множество различных ссылок:

                      «It’s not your fault that you’re always wrong
the weak ones are there to justify the strong»
(«Ведь для того и существуют слабаки,
чтобы оправдывать существование сильных»).

Можно сказать, что в своей концепции видения общества М. Мэнсон опять-таки воспроизвел идеи Ф. Ницше о сильной и слабой «воле к власти», то есть воле к самоутверждению. В будущем с этой идеей исполнитель не раз обращался к разумной критике профанной морали, а в поздние годы она приобрела вид гуманистической критики современного (теперь уже «постсовременного») общества.

Гуманизм М. Мэнсона проявился на завершающем этапе становления его «триптиха». Громкие убийства в школе Колумбайн в один миг сделали артиста центральной фигурой расследования, так как именно его творчество глубоко почитали участники школьной бойни. В одном из интервью М. Мэнсон все же дал ответ на критику его творчества:

« – Если бы вы сейчас могли поговорить с детьми из школы Колумбайн, что бы вы им сказали ?

– Я бы ничего им не сказал. Я бы послушал, что скажут они. Этого не сделал никто».

Позднее М. Мэнсон запишет и выпустит песню «The Nobodies», ставшую прямой критикой действий людей, подтолкнувших двух подростков на массовые убийства:

«На днях умерло несколько детей Но мы все, накормив свои машины, Принялись дружно молиться С ног до головы заблевав себя гнилой религией Видели бы вы эти рейтинги в тот день».

 

Отметим, что сам исполнитель многократно ссылался на Ф. Ницше, называя его одним из своих главных вдохновителей. Так, одна из песен музыканта «(S)aint» является прямым цитированием одного из высказываний немецкого философа: «Now I’m not an artist; I’m a fucking work of art» («Теперь я не артист – я чертово произведение искусства!»), что соотносимо с цитатой Ф. Ницше: «Человек – это не более артист, чем произведение искусства».

В знаменитом «триптихе», совместившем три легендарных альбома – «Antichrist Superstar» (1996), «Mechanical Animals» (1998) и «Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death)» (1999), – нигилистические идеи артиста нашли яркое отображение. Образы утопического мира, созданные М. Мэнсоном, раскрывают его мировоззренческие идеалы, противостоящие современному технизированному миру.

Апофеоз экзистенциальной насыщенности наблюдается в лирической повести музыканта, то ли дело ссылающегося на смысловую опустошенность человеческого бытия. Так, одна из песен альбома «Mechanical Animals» была названа им «I Want To Disappear» («Я хочу исчезнуть»).

«Посмотрите на меня
У меня нет религии
Посмотрите на меня
Я такой пустой
Посмотрите на меня
Когда-то я был девственницей» .

Совместивший в себе все чувства и ощущения лирического героя, этот текст стал одним из ярких проявлений постмодернизма, явив собою не только гимн самоотрицания, но и совместив в тексте множественные отсылки к философии
Ф. Ницше.

Идеи концептуальной трилогии перекликаются и с философскими взглядами Августина Блаженного, поскольку повествование строится на принципах теодицеи («оправдания Бога»). Теодицея рассмотрена в двух аспектах, которые легли в основу повествования:

  1. Бог не создавал зла. Изначально существует добро, а зло является недостатком или отсутствием добра.
  2. Бог не виноват в существовании зла. Ответственность за сохранение в мире зла несет человек, обладающий волей и свободой выбора.

М. Мэнсон не отрицает эти идеи; напротив, он находит их рациональными. Особо это ощущается в альбоме «Mechanical Animals», где главный лирический герой, попадая в окружение людей, начинает изменяться и под их влиянием становится на путь саморазрушения. Бог создал человека по своему образу и подобию, но человек, в отличие от Бога, не всемогущ и постепенно утопает в собственных грехах.

Рассматривая становление Антихриста, автор в значительной степени придает этому персонажу обожествленную сущность. В его трактовке Антрихрист – это не падший ангел, изгнанный на землю с небес. Это, скорее, некая космогоническая сущность, описываемая им в виде андрогинного существа – Омеги, как называет его сам Мэнсон. Подобный выбор имени сразу дает слушателям мощную почву для размышлений – то ли это намек на божественную сущность персонажа, то ли М. Мэнсон рассматривает Омегу как одно из воплощений Бога, спустившегося на землю.

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний»
(Откр. 22:12-13).

Однако, если следовать этой идее, можно столкнуться со множеством нюансов. Так, к примеру, придавая тексту большей концептуальности, артист намеренно отдал авторство нескольких композиций альбома «Mechanical Animals» персонажу «Омега», а себя зашифровал под именем «Альфа». Он не обвиняет сущность «добра» в становлении, которое происходит с его персонажем в альбоме «Antichrist Superstar». Напротив, главным противником добра в его видении является человеческий социум. Именно он, согласно трактовке М. Мэнсона, возвел его лирического героя в рамки культа. Омега в его видении – такой же человек, как и каждый из нас, хоть и представленный в облике космогонического андрогинного феномена. Тем не менее, по мнению автора, именно это и отличает его от тех самых людей, которые несут ответственность за становление Антихриста.

«Меня вдохновил полный упадок Голливуда, вся ирония и сарказм по отношению к нему. Постепенно я начал видеть людей вокруг себя как механических животных, что и отразил в названии альбома».

Люди в его видении являются главными противниками добра, все больше подталкивая Омегу к превращению из червя в Антихриста. В этом смысле М. Мэнсон в значительной степени пошел по пути Луи Пастера, который известен не только как создатель процесса пастеризации, но и как человек, внесший свой вклад в космологическое доказательство существования Бога. По Пастеру, Бог – это вселенский живой импульс; именно эту идею артист положил в основу бытия своего персонажа. Как утверждал Пастер, могучая космическая сила создала жизнь. Но эта космическая сила, участвовавшая в создании Вселенной, под влиянием людей деградирует и испытывает метаморфозы, отождествляясь уже не с неким абстрактным образом, а с живой сущностью. Постепенно персонаж проходит все стадии осознания и достигает заключительного этапа – «Становления Разрушителя».

Необходимо отметить, что в неоднозначных текстах, сделавших М. Мэнсона главной фигурой религиозных нападок, нашли свое отражение ранние годы исполнителя, который некоторое время посещал школу, организованную религиозными сектантами. Так, например, в одной из самых провокационных песен «The Fight Song», исполнитель критикует тот культ религии, с которым он столкнулся в юные годы:

«Но я не раб для Бога, Которого не существует. И я не раб мира, Которому на меня наплевать».

Несмотря на вызывающие строки этой песни, как и на одну из наиболее кричащих декораций исполнителя – крест, собранный из оружия, М. Мэнсон все же находит место для веры. По его утверждению, он не отрицает существования Бога, и даже такие провокационные тексты, как «Antichrist Superstar», имеют определенную религиозно-моралистическую основу:

«Покайся! Вот о чём я говорю!».

Таким образом, лирика М. Мэнсона и его музыка направлены на осознание слушателями парадоксов обыденного существования и места человека в мире. Пусть в эпатажной форме, благодаря своим неоднозначным текстам, а также фактическому перфомансу, в который он превращает каждое свое выступление, М. Мэнсон показывает свое видение действительности, всегда включая в него личный философский концепт. В его творчестве прослеживаются философские мотивы, позволяющие квалифицировать нигилистическое мировоззрение М. Мэнсона как поиск смысловых приоритетов в технизированном мире.

Данная статья опубликована в сборнике научных работ Донецкого Национального Университета — 2017 год.
Авторы — Волохов Д.В, Емельянова Н.Н.проф.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here