10 ключевых молодежных движений царской России и СССР

355
Стиляги

История развития молодежного движения в России насчитывает не более 200 лет с  момента зарождения самой молодежи как социальной группы. Но даже за это не столь продолжительное время молодежное движение успело претерпеть множество изменений, периодов расцвета и деградации. Так в чем же состояла сущность молодежных движений царской России и Советского союза? Каковы были их жизненные ценности и приоритеты? В этой статье проведен краткий анализ сущности 10 ключевых молодежных движений царской России и СССР.


1. Народники

НародникиПериод расцвета: 1860–1880-е

Принимаемые ценности: Равенство, образование, справедливость, социальный прогресс, жертвенность, построение идеального мира.

Отвергаемые ценности: Аристократизм, привилегированность, консерватизм.

Стиль жизни: Сегодня народников можно было бы назвать волонте­рами. Тысячи молодых людей бросали учебу, семьи и «уходили в народ» — учить, лечить, пропагандировать. Одни просто обучали крестьянских детей грамоте, другие надеялись разжечь крестьянский бунт. Позднее многие из них разочаровались в просветительстве и сменили книги на бомбы и револьверы.

Главные произведения: Тексты Герцена, Лаврова, Бакунина, Михайловского; газеты и журналы «Народное дело», «Народная воля», «Вперед!», «Набат».


2. Рабочие-революционеры

Рабочие-революционерыПериод расцвета: 1890–1910-е

Принимаемые ценности: Равноправие, принадлежность к рабо­чему классу, революционная борьба, построение идеального мира.

Отвергаемые ценности: Частная собственность, накопительство, эксплуатация, царизм, капитализм.

Стиль жизни: Добросовестные акти­висты-рабочие, которые в отличие от своих товарищей по вечерам не напивались, а усердно штудировали революционные брошюры и готовили забастовки. Противостояние нередко выливалось в кровавые столкновения с полицией и черносотенцами.

Главные произведения: Труды Ленина, Маркса, Плеханова и прочих теоретиков, а точнее краткие брошюры с пересказом их идей. Газеты «Искра», «Революционная Россия», «Рабочее дело».


3. Декаденты

ДекадентыПериод расцвета: 1910-е

Принимаемые ценности: Эстетика, индивидуализм, эксперимент в творчестве и сексе, утонченность, мистицизм.

Отвергаемые ценности: Консервативная мораль, мещанство, государство, деньги, социальность.

Стиль жизни: Писали стихи, картины, сочиняли музыку. Создавали свои журналы, галереи, художественные и поэтические группы. Собирались в кафе или на квартирах и устраивали творческие вечера с бесконечными спорами о принципах творчества. Постоянно тусуясь, подчеркивали свой индивидуализм. Так, поэт Константин Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, / Я от него бегу спеша. / Мое единое отечество — / Моя пустынная душа».

Главные произведения: Поэти­ческие сборники Сологуба, Брю­сова, Мережковского, Гиппиус, Бальмонта.


4. Авангардисты

АвангардистыПериод расцвета: 1890-1930-е

Принимаемые ценности: Эксперимент, прогресс, новизна, построение идеального мира, технологии будущего.

Отвергаемые ценности: Традиции, историческая преемственность.

Стиль жизни: Это атеисты и анархисты. Как пишет Вадим Руднев, составитель «Словаря культуры ХХ века», «смысл авангардистской позиции в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого авангардное искусство невозможно». Авангардисты мечтали о переустройстве жизни, самое малое «в мас­штабе земного шара». Некоторые их произведения до сих пор до конца не расшифрованы, например ставший уже притчей во языцех «Черный квадрат» Малевича.

Главные произведения: Картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, стихи Маяковского, Введенского, Хлебникова, Хармса.


5. Стройотрядовцы

СтройотрядовцыПериод расцвета: Конец 1950-х — середина 1980-х

Принимаемые ценности: Труд, коллективизм, дух товарищества, альтруизм, социальная активность.

Отвергаемые ценности: Стяжательство, накопительство, гедонизм.

Стиль жизни: Студенты обычно жили в палатках со всей вытекающей романтикой. Главный атрибут внешнего вида — рабочая куртка, «бойцовка», как ее называли сами стройотрядовцы, с пришитыми шевронами и знаками конкретного отряда.

Чем занимались: Поднимали целину, строили автомагистрали и ГЭС. Практически ни одна глобальная стройка СССР не обошлась без студенческой рабочей силы.

Главные произведения: БАМ, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС, города Усть-Илимск и Братск.


6. Коммунары

КоммунарыПериод расцвета: 1960–1970-е

Принимаемые ценности: Кол­лективизм, искренность, само­управление, творчество, эксперимент.

Отвергаемые ценности: Индивидуализм, формализм.

Стиль жизни: Коммунары хотели воспитать нового человека, стопроцентно подготовленного к тесной жизни коммуной. И чтобы этого достичь, начинали со школьников: учили детей по новой методике — эдакой смеси движения скаутов, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающих игр. По некоторым оценкам, педагогические отряды насчитывали более 60 тыс. студентов.

Главные произведения: «Педагогическая поэма» Макаренко, методические труды педагога-исследователя Игоря Иванова, рубрика «Алый парус» в «Комсомольской правде».


7. Туристы-каэспэшники

Туристы каэспэшникиПериод расцвета: 1960–1970-е

Принимаемые ценности: Творчество, природа, коллектив, преодоление трудностей, искренность.

Отвергаемые ценности: Авторитаризм, пассивность, индивидуализм, пафос, мещанство, стяжательство, милитаризм.

Стиль жизни: Штормовка и рюкзак — максимум брезента, минимум комфорта. Один из обязательных атрибутов — гитара, под аккомпанемент которой исполнялись свои и чужие песни. Образ жизни — регулярные выезды на природу, от ближнего Подмосковья до Алтая и Памира. Нередко туристическая группа была своего рода мини-государством, в котором конструировались образы идеального мира.

Главные произведения: Песни Визбора, Городницкого, Окуджавы и многих-многих других.


8. Стиляги

СтилягиПериод расцвета: Конец 1940-х — начало 1960-х

Принимаемые ценности: Индивидуализм, расслабленность, гедонизм, аполитичность.

Отвергаемые ценности: Коллективизм, унификация, жесткая мораль, аскетизм.

Стиль жизни: Подражали увлечениям продвинутой молодежи Европы и Америки. Это была «пощечина общественному вкусу» серых и форменных среднестатистических советских граждан. Внешне это выражалось у юношей в ношении ярких пестрых рубашек и галстуков, мешковатых клетчатых пиджаков и шляп с широкими полями. У девушек — в ярком макияже и таких же ярких нарядах.  Разговаривали стиляги на особом сленге, словечки из которого в ходу и сейчас: например, «хата» — квартира, «чувак» — свой пацан, «соксы» — носки.

Главные произведения: Мелодии в стиле буги-вуги и рок-н-ролл.


9. Хиппи

9 ХиппиПериод расцвета: 1970–1980-е

Принимаемые ценности: Свобода, естественность, гедонизм, пацифизм, индивидуализм, творчество, путешествия.

Отвергаемые ценности: Унифи­кация, милитаризм, патриотизм, семья, деньги, власть, пафос.

Стиль жизни: Среднестатистический типаж напоминает Христа во плоти: длинные волосы, недорогая простая одежда ярких цветов, всевозможные этнические украшения, которые символизировали отказ от рас и культур. Часто ленточка на лбу — чтоб «не срывало крышу», на запястье «фенечка», подаренная прияте­лем-хиппи «на память». Сидели на улицах и площадях, напевали душевные мотивы под гитару, читали стихи и курили травку. Часто путешествовали автостопом с места на место.

Главные произведения: Фотографии и картины Сергея Сольми, музыка Умки, ранний «Аквариум».


10. Панки

10 ПанкиПериод расцвета: 1980-е

Принимаемые ценности: Протест, независимость, эксперимент.

Отвергаемые ценности: Автори­таризм, милитаризм, капитализм, расизм, сексизм, национализм, пуританская мораль, деньги.

Стиль жизни: Первый и самый заметный отличительный панк-признак — цветной гребень-ирокез на макушке. Далее — кожаная куртка-косуха, дырявые потертые джинсы, заправленные в высокие ботинки или солдафонские сапоги. Весь этот незамысловатый наряд украшен черепами и другими металлическими атрибутами.

Главные произведения: Музыка «Гражданской обороны», произведения панк-рока.

Добавить комментарий