«Внутрь художественного процесса» вместе с театральным журналом «Замыслы»

49

22 июня в театре «Центр драматургии и режиссуры» состоялся концерт в рамках презентации 3-го номера журнала «Замыслы». Катя Кострикова, Даниил Посаженников, Анна Кострикова, 31 музыкант и многие другие рассказали зрителям перформативную историю о неосуществленном замысле «Гамлета» Всеволода Мейерхольда. На мероприятии побывала наша журналист Екатерина Селезнева.


«Замысел настолько самодостаточен, что порой он может говорить больше о художнике, нежели само произведение», — смело заявляет со сцены Катя Кострикова, главный редактор театрального журнала «Замыслы» и выпускница театроведческого факультета ГИТИСа. Первый выпуск вышел в 2016 году. Сейчас все 3 выпуска можно найти в уникальных книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга и даже в театрах.

Журнал изначально задумывался как «некое пространство где любой автор журнала становится его соавтором и создается процесс, который сильно похож на театр». Каждый номер запечатан и украшен как-то по-особенному, цель каждого из них отправить читателя в захватывающее путешествие по страницам «Замыслов». Именно в последнем выпуске создатели максимально приблизились к своему собственному замыслу. Читатели стали зрителями на концерте «Гамлет. Замысел Мейерхольда для дирижера с оркестром». Материал об идее постановки спектакля Всеволода Мейерхольда сыграл одну из главных ролей в журнале. Неосуществленный замысел великого режиссера в каком-то смысле осуществился. Даниил Посаженников написал музыку, олицетворяющую переживания Мейерхольда о пьесе. «Сочиняя номер, мы сочиняли спектакль на страницах нашего журнала»,- утверждает Катя Кострикова.

Концерт прошел на Поварской, 20. Да-да, в доме Кальмеера, который радует глаз прохожих своей эстетикой. Иосиф Кальмеер, сын купца с хорошим образованием, хотел построить на Поварской свой «Дом искусств», в котором могли бы жить художники и поэты. В честь этого дома Белла Ахмадулина даже слагала стихи. Для «Замыслов» знаменательно было то, что ранее в этом здании в конце 20-го века Анатолий Васильев открыл «Школу Драматического Искусства», которая находится сейчас на Сретенке. С этим театром тесно связаны организаторы и участники журнала «Замыслы». Лаборатории Дмитрия Крымова, одного из ведущих режиссеров этого театра, был посвящен первый выпуск журнала. Также в здании ШДИ можно найти все выпуски «Замыслов».

Зайдя в зал с высокими потолками и большими окнами, я погрузилась в атмосферу русского театра 20-го века. Это было достаточно волнительно и вместе с тем все было очень уютно, даже по-домашнему, что ли. Я очень ценю моменты сближения с культурой и с людьми, которые отдают себя творческому делу, не ожидая ничего взамен. Это был именно такой момент. Я считаю, что «Замыслам» уже бесконечно повезло, ведь они получили отклик со стороны читателя, интерес со стороны зрителя. И им есть, куда расти.

Катя Кострикова очень подробно и интересно рассказала нам о презентациях предыдущих выпусков, о собственных идеях и идеях ее единомышленников, а также поделилась радостными переживаниями, связанными с новым форматом презентации, да и самого журнала. «Мы очень долго не позволяли себе выходить больше, чем раз в году», — рассказала главный редактор «Замыслов». Теперь же Катя видит, что «журнал получил возможность для дальнейшей жизни».

Сам перформанс сразу же словно заглянул внутрь меня и уселся поудобнее, наблюдая за тем, как сплетаются мои мысли с мыслями Мейерхольда и музыкой Даниила Посаженникова. Ноты композиции настолько верно соответствовали тексту режиссера, его внутренним переживаниям, что можно было подумать, будто сам Мейерхольд и написал их. Перформативная история была достаточно похожа на один из современных спектаклей, все как надо: и проектор, который отображает лица людей на сцене, и приглушенный свет, и взаимодействие с текстом, и вторящая тексту музыка, которая после станет самостоятельным процессом и завершит действие на вздохе. Все было так. На вздохе мы начали аплодировать.

концерт «Гамлет. Замысел Мейерхольда для дирижера с оркестром»
Все фотографии взяты из группы «Замыслов» Вконтакте

Это переживание прикосновения к замыслу человека, который жил в прошлом столетии, сохранилось во мне надолго. И правда, пространство страниц стало пространством театра. И воплотился собственный замысел театрального журнала «Замыслы». Это ли не главное?

Добавить комментарий