Рецензия на роман Сергея Иннера «Овердрайв»

62
Сергей Иннер Овердрайв отзыв

Автор «Янгспейс» и писатель Василий Вялый отрецензировал роман Сергея Иннера — «Овердрайв», один из первых опубликованных издательством «Чтиво».


Провинциальный юноша переезжает в Санкт-Петербург в поисках любви, возможности стать рок-звездой и разгадки Великого Но, но тут опять начинается «всё это». О том, как желаемое становится действительным, о зыбкой грани между реальностью и мифом, о великом гитарном баттле Эроса и Танатоса и о том, о чём не говорят вовсе.

«Я люблю эту книгу и боюсь её. Её страницы населены всем самым лучшим, самым кошмарным и самым важным, что я сумел отыскать в себе, её текст высечен из камня. Я не представляю, что с вами будет, когда вы её прочтёте», – пишет автор.

Заинтриговал, однако. Прочёл; и Иннер оказался прав: который уже день хожу под впечатлением. Так меня поражали лишь Набоков, Фицджеральд, Ремарк, Битов, Довлатов, Пелевин. Неслабое соседство, правда? Мнение субъективное, но всё же. И что же это? Элегия крепких сил? Песнь, расправляющей плечи молодости? Открытие новой грани бытия?

Зачастую, созданные писателем художественные образы – это прыжок от реальности. На мой непросвещённый взгляд, некоторые главы романа, оказавшись вне литературного контекста, звучат в жанре рассказа, а скорее даже, эссе, и это не есть плохо, ибо истинное искусство всегда чуть сдвинуто, чуть косо, чуть разорвано, чуть не закончено; важно лишь одно: когда в произведении, – будь то музыка, живопись или литература, – мерцающе пульсирует волшебство жизни. Или смерти.

Не устану задавать себе вопрос: что такое литература? Это умение пробиться сквозь невидимую стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что умеешь. Обычно, связь личности писателя и его произведения непредсказуема. Как сказать… Для меня, например, предсказуема. Книга Сергея Иннера «Овердрайв» наводит на узел экзистенциальных проблем: жизнь, смерть, любовь, человек. Мерцающий сюжет, в котором фантазия обретает плоть реальности. Убаюкивающая интеллигентная авторская речь иногда срывается на неслабую ненормативную лексику, но не для примитивного стёба – она принимает цвет обстоятельств. Не выпадает из контекста произведения и тенденция увязывать творческие поиски с сексуальными приключениями. Автор смело, порой дерзко, соединяет высокое с низким, необычное с будничным, где в таинственных безднах подсознательного блуждают недремлющие тени животных инстинктов. Иннер часто говорит о сексе, не опасаясь перекличек и повторений, наоборот, всячески приветствует их, ибо «плодитесь и размножайтесь». В романе осязаемо чувствуется тайное подсознательное тяготение к страсти, которое кроется почти в каждом организованном и приличном творении, коим несомненно является «Овердрайв». «Делаешь разным богиням детей с их согласия, пусть сознания их зарождают новые и новые миры». Уровень исповедальности – угрожающий. Это очень по-русски. Величие духа показано через телесную ничтожность, единство замысла – через противоречия. Автор собирает ту литературную полифонию, что другие авторы, к сожалению, разбрасывают, не считая это важным. Многообразие в литературе – это неоднозначность, противоречивая многослойность человеческих натур и ситуаций.

Да, как кто-то уже сказал, текст невероятно музыкален. Согласен. Повествование наполнено цикадным звоном таланта и ироничностью, что в современной литературе невероятно важно. Музыкальность присутствует и в буквальном смысле, и в метафоричном. Это тот самый дух рок-н-рола, который мы познали в начале семидесятых. Led Zeppelin, Deep Purple, Nazareth, Pink Floyd. Я на всю жизнь сохранил в памяти концерт Pink Floyd в Москве, на котором мне удалось побывать. Я помню, как уносился в небо, слушая эту музыку, думал о чём-то высоком и, наверное, несбыточном. И вот, спустя десятилетия, писатель Иннер вернул меня в это блаженное состояние. Ведь люди всегда привержены к тому времени, когда их любили, а главное, когда они любили.

Писательская жизнь – это безотходное производство. Всё идёт в дело: и радость, и горе, и цветы, и блевотина, и этика, и, как это ни странно, даже эстетика. Автор не заботится о хорошем настроении читателя, и многие мысли становятся пророческими. «Когда ты взрослеешь на Земле, постоянно что-то не так. Приходят бывалые люди, обещают тебе правильный расклад, на деле же – снова провал». Русским писателям нет нужды моделировать абсурдные ситуации для своих сюжетов – достаточно оглянуться по сторонам.

«Когда ветер обдувает травинку, он становится травинкой. Когда ветер обдувает гору – становится горой. Писатель есть ветер. Описывая святого он становится святым. Отображая грешника превращается в нечестивца».

Вся отечественная литература, в большинстве своём, предполагает необходимость пробиться к чужой душе и сообщить ей нечто важное. Герои беспрерывно жалуются на свою жизнь, ими же выбранную, хотя вполне способны её изменить.

Прочитайте книгу Сергея Иннера «Овердрайв», не пожалеете.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here