Недавно к нам в редакцию обратилось двое парней, которые занялись разработкой и продвижением собственного комикса. Мы уже и раньше общались с нашими отечественными комиксистами, но на этот раз, авторы подошли довольно основательно к вопросу.

Они попросили поддержать нас на краудфандинге, что мы, конечно же прошляпили. Но, тем не менее, мы хотим рассказать об опыте парней. Думаем он будет интересен всем, кто хотел бы запустить свой собственный комикс в России.


Ребята делают комикс о мире, в котором концы света происходят каждую неделю. И каждый раз Земле угрожает что-то новое: зомби, гаргулии, мраглины, пришельцы, драконы, гигантские плюшевые игрушки и множество других мыслимых и немыслимых, забавных и опасных монстров и природных катаклизмов. Подробнее на странице комикса: http://ambrozio.ru/XDComics

Да, авторы — братья-двойняшки Александр и Игорь Зиненко, родом из Приднестровья, такой небольшой непризнанной страны между Молдовой и Украиной. Игорь – художник, автор идеи и сценарист нашего комикса, а Саша – сценарист и человек, который старается, чтобы больше людей узнавали о нашем комиксе.

Старт краудфандинга для комикса

YS: И много людей интересуются такими авторскими комиксами? История у вас, конечно, коммерческая) Это уже не первый ваш проект?

Мне трудно сказать наверняка, насколько люди интересуются авторскими проектами, так как это наш первый проект, который мы довели до такого масштаба. И, если честно, их трудно привлечь, если это не рекламируется на каждом углу без надписи «Марвел» или «ДиСи»)))

«Мне кажется, у нас с авторскими проектами на всех уровнях пока глухо, без рекламы люди не находят качественный контент и не утруждаются»

Но мы не можем себе позволить рекламу, зато умеем создавать. К тому же люди привыкли слышать «комикс» и представлять какие-нибудь мемы или просто ряд картинок, но мы создавали своей комикс на манер «застывшего» мультсериала. Ты смотришь на те же красочные кадры с необычным сюжетом, но только на бумаге.

YS: Расскажите немного о себе

По специальности вообще Игорь – экономист, а я — переводчик, но 7 лет назад мы поняли, что нам хочется рассказывать все те невероятные истории, которые рождаются в наших головах, и мы занялись творчеством. У каждого из нас была особая любовь к отдельным сферам искусства, поэтому такое разделение обязанностей, как писатель и художник, только сплотило нас, потому что позволило нам дополнять друг друга и создавать что-то более необычное.

YS: Откуда говорите идея комикса?

Сама идея комикса «Счастливого Конца Света» пришла к нам на фоне общественной паники в новостях. Календарь индейцев Майа заканчивался, и все начинали вести себя неразумно, опасаясь возможного конца света. Мы, видя всю абсурдность ситуации, решили обшутить происходящее и даже не представляли, что в итоге у нас родится такая неординарная история.

Всё начиналась с простого слова, которое Игорь увидел в интернете «Doomsday», что переводится как «судный день». Оно показалось ему похожим на слово «Birthday» («день рождения»). И он подумал, а что, если конец света будет наступать чаще – раз в год, как День Рождения. Потом он поделился этой идеей со мной, и мы подумали: «А давай он будет повторяться не раз в год, а раз в месяц или даже каждую неделю, и что люди настолько к нему привыкнут, что апокалипсисы станут для них чем-то обыденным». Нам показалась эта идея очень забавной, так как благодаря ей можно было создать много комичных ситуаций, и мы решили начать работу над комиксом.

YS: Зачем вы все это затеяли? Не жалеете сейчас?)

Хороший вопрос))) И в первые дни краудфандига ответ, наверное, был бы более пессимистичным (ребята отвечали это, когда еще не знали, что идея с краудфандингом провалится)), но, по правде, мы с самого начала понимали, что успешные сборы – это очень большая ответственность, по окончанию понадобится ещё полтора месяца на то, чтобы всё правильно скомпоновать, распечатать, разослать; поездки, договоры и т.д, учитывая что как подготовка краудфандинга, так и сам краудфандинг отнимают невероятно много сил: нужно постоянно привлекать аудиторию, создавать для этого контент, общаться с людьми и знакомить их с комиксом, а все люди разные, и порой один разговор выжимает из тебя все соки))).

«Для творческих людей, которые любят создавать больше, чем заниматься всей этой волокитой – это дополнительный стресс, не говоря о том, что ты хочешь сделать всё на высоком уровне, чтобы не подвести всех тех людей, которые поверили в твои труды»

Мы это прекрасно понимали до запуска, так как были знакомы с разными зарубежными примерами краудфандинга, и осознанно шли на этот шаг.

Жалеем ли мы сейчас? Наоборот. Первые несколько дней сборов позволили нам по-новому взглянуть на свои труды и помогли понять, как дальше может развиваться проект и как лучше рассказать нашу историю.

YS: С чем сталкиваются разработчики комиксов в России?

Мы не можем сказать за всех создателей комиксов в России, так как каждая ситуация разная и каждый человек по-своему подходит к делу, но если попытаться обрисовывать картину в целом, то, наверное, как и везде: есть издательства, которые занимаются выпуском комиксов, а есть энтузиасты, которые хотят создать что-то своё.

«Самую ощутимую сложность составляет нежелание людей поддерживать чужие старания»

На Западе и в Европе, люди как-то более охотней поддерживают авторские проекты и собирают гораздо бОльшие суммы, а потом ещё и ждут по нескольку лет (ссылка на сборы). У нас же нужно, чтобы ты каждый день кормил аудиторию бесплатно своими работами, чаще был на виду, и уже, может, потом они захотят поддержать тебя, и то может быть. Но это общее мнение, есть всё-таки люди, и мы им очень благодарны, которые видят наш проект впервые и с охотой поддерживают его. И это конечно радует. И есть те, кто постоянно следит за нами, те с кем мы регулярно общаемся через наши паблики. Они поддерживают нас, некоторые даже по нескольку раз уже вложились в краудфандинг. Не будем врать, это очень приятно, когда люди так верят в то, что ты делаешь.

«При этом вокруг невероятно много советчиков, которые говорят: «Вы конечно «молодцы», ребята, и удачи вам, но лучше бы вы сделали так-то и так-то»

Где-то в их словах есть правда, но в большинстве случаев это их догадки, и они не пробовали этого на практике. Мы знали, что возможно эта попытка может не увенчаться грандиозным успехом, но мы хотели попробовать и посмотреть, готовы ли люди поддержать качественный со всех сторон продукт.

Большинство авторов стремятся первый свой комикс отдать в издательства, но, как и в случае с книгами, тогда автор получает роялти с продаж и, может, какую-то сумму на старте, но они скорее символические, и не возмещают всех тех вложенных времени и усилий.

Честно говоря, этот краудфандинг задумывался нами как показатель. Мы хотели понять, возможно ли дальше продолжать делать крутой качественный продукт, и «не голодать», будучи художником и писателем, а также не зависеть от спонсоров, которые будут тебе указывать, каким должно быть твоё творение, на какую аудиторию, и размешать внутри свою рекламу, а напрямую создавать для читателей и зрителей то, что им и тебе интересно.

YS: Вам не кажется ваш комикс слишком детским и милым?)

Сейчас почему-то многие привыкли ассоциировать творчество для взрослых с какой-то грязью, мерзостью и пошлостью. Нам кажется, это неправильно. В основе должна быть история, которая заставит читателя и зрителя почувствовать причастность, чему-то научиться, где-то посмеяться, а не просто поглазеть на то, что повергнет вас в шок.

Вы не скажите, что «Гарри Поттер», «Аватар. Легенда об Аанге», те же «Симпсоны» и «Футурама» – это истории только для детей. Нет, эти истории интересны по-своему и детям и подростками и взрослым, и каждый в них видит что-то своё. В этом и вся прелесть. Вот что для нас важно.

Более того в нашем комиксе визуальная стилистика выбрана не просто так. Она позволяет создать атмосферу, погрузиться в придуманный нами альтернативный мир, и добавляет юмор. Мы рассказываем о концах света, но при этом они счастливые, мы говорим, что Земле каждую неделю угрожают разные монстры, и при этом есть парень, который живёт в своём маленьком мирке, окружённый сериалами и компьютерными играми, и не подозревает об этом. Этот контраст позволяет придать истории больше комичности. Поэтому в комиксе вы видите где-то яркие цвета, где-то тёмные. К примеру, на первых страницах мы видим всё в синих холодных тонах, ночь, вокруг снег, где читатель узнаёт о мрачной предыстории, но как только мы знакомим его с нелепым главным персонажем, история становится более красочной, и читатель, где-то неосознанно, начинает смотреть на неё его глазами.

Краудфандинг не зашел?

Уже после того, как завершился краудфандинг на комикс, мы решили узнать у ребят, что они поняли, за месяц своей работы. Надеемся, что кому-то этот опыт окажется полезным)


YS: Краудфандинг не зашел. Что вы поняли по итогам его проведения?

Мы услышали много вопросов за время краудфандинга, которые заставили нас увидеть, как думают люди, которые приходили на нашу страницу. Большинство из них смотрело на главную цель краудфандинга, так словно их просили вложить все свои деньги в наш проект, вместо того, чтобы просто внести свою сумму и получить за это выбранную награду. Большинство сравнивали сборы на проект с покупкой комикса в магазине и возмущались, почему цена на комикс выше. Это происходило, скорее всего по невнимательности самих зрителей, так как мы чётко подчёркивали, что мы не магазин и не издательство, мы художник и писатель, которые хотят запустить непростой, но необычный, как по задумке, так и по исполнению проект. Были и вопросы наподобие, почему вы не отдали свой комикс в издательство.

У нас были предложения от издательств, но мы хотели, чтобы наши труды окупились, а не просто, отдать свои немалые старания в издательство и получить за них маленькие роялти». Мы хотим создавать напрямую для тех, кому интересна наша история, но, видимо, люди привыкли «есть всё что дают», лишь бы бесплатно.

«Мы поняли, что как бы круто ни был оформлен наш проект и сколько бы сил мы не вложили в то, чтобы донести его суть, люди не захотят обратить на него внимание, пока это не будет преподнесено каким-нибудь лидером мнения, да и тут человек должен быть особый. Нас репостили люди с большой аудиторией по похожей тематике, но реакция была маленькой»

Были и приятные моменты, нас поддерживали наши знакомые, которые мы не думали, что нас поддержать, среди наших постоянных подписчиков были те, кто поддерживали нас по нескольку раз, и это позволило нас воспрять духом в особо «мрачные» дни.

Большее разочарование принесли люди, на поддержку которых мы рассчитывали, люди из сферы комиксов, которые завуалированно сказали: «Вы чего ребята! Не-не, у нас нельзя такие деньги за комиксы просить!»

Самое забавное было, что эти же люди следом поддержали зарубежный краудфандинг, где художник собирал куда большую сумму и где нужно было ждать год, а не как у нас месяц.

Нас удивило, что среди всех, кто следил за нами «вКонтаке» и «Ютьюбе», не набралось и 10% поддержавших (это среднестатистическая реакция в сети). Нас удивило, что к комиксам и рисовке, относятся как к чему-то детскому. История красочная, оригинальная и необычная, неужели должны быть грязь и уродства, чтобы проект считали взрослым? Нам советовали рекламировать проект, но если бы у нас были средства на массовую рекламу, мы бы не запускали краудфандинг)))

Несмотря на неудачный исход, и изматывающий марафон (а краудфандинг это ещё та психологическая травля, даже при положительном исходе: нужно сначала всё подготовить, потом готовить материалы по ходу краудфандинга, вносить своевременно изменения, и общаться с большим количеством незнакомых людей, а это даже через интернет огромный стресс, потому что все люди разные), краудфандинг дал нам почву для размышлений, дал понять, насколько невероятна наша история и напомнил почему мы так сильно хотим её рассказать, благодаря ему мы увидели новые пути реализации проекта, чем собственно сейчас и занимаемся.


Не уверены, поможет ли эта статья тем, кто захочет запустить свой краудфандинг, но очень надеемся, что она хоть чуть-чуть изменит представление людей о краудфандинге и вызовет у читателей желание поддержать качественные проекты и идеи, чтобы в нашей жизни было больше чего-то оригинального и необычного, пусть это и требует денежного вклада, а не сплагиаченного и «заремиксованного».

Реклама
avatar
  Подписаться  
Уведомление о