Девяностые. По всему миру набирает обороты рейверская культура

Великобритании проходит “Второе Лето Любви” ( The Second Summer of Love) — такое название получили рейвы 1988—1989 годов во время повышения популярности музыкального направления Acid House и экстази.

Само слово «рейв» в лексикон меломанов ввели именно британцы: сначала как обозначение события — масштабной танцевальной вечеринки под звуки элек­тронной музыки, — а затем и как термин, описывающий саму эту музыку во всех ее разновидностях. В Берлине гремит Love Parade — техно-парад, впервые проведенный в 1989 году Матиасом Рёингом. В США расцветает чикагский хаус и детройтское техно.

В России закат Советского Союза.

Все больше людей, особенно в Москве и Петербурге, хотят делать что-то новое, свободное, не похожее на то, что было. Лейбл “Союз” выпускает первые альбомы русского рэпа, появляется доменная зона ru. Два российских космонавта выводят на орбиту банку Пепси. В оборот входит купюра сто тысяч рублей — в стране гиперинфляция.

Экономические проблемы вообще не мешают эпохе вечеринок и гигантских рейвов. Молодежь 90-х хочет веселиться. Она не верит лозунгам. Это поколение Пепси — людей, ориентированных на новые тренды.

Апрель 1990-го, Санкт-Петербург. Фонтанка 145

© Фото из архива Алексея Хааса

На третьем этаже дома №145 на Фонтанке братьями Андреем и Алексеем Хаасами и их приятелем Михаилом Воронцовым была обнаружена огромная пустующая квартира с камином и эркером, которой суждено было стать первым российским техно-клубом, получившим название “Танцпол”.

Дом был почти полностью выселен — большинство квартир было превращено в сквоты художниками. Здесь каждый вечер звучит электронная музыка и зарождается рейв-движение. Сквоттеры называют техно музыкой космоса и регулярно арендуют питерский планетарий. Именно тусовки в планетарии стали прообразом русского рейва. Вместе с братьями Хаас их делали «новые композиторы» — Игорь Веричев и Валерий Алахов. Днем они озвучивали детские спектакли о звездных скоплениях, галактиках и квазарах, а ночью учились сводить пластинки как настоящие диджеи.

По воспоминаниям Алахова, рейвы делала большая компания друзей — братья Хаас, Миша Ворон, Георгий Гурьянов — они же пригласили диджеев Яниса Крауклиса из Риги, Вестбама из Берлина и проект Low Spirit. Первая вечеринка прошла в январе 1991-го.

Гагарин party

После одной из таких ночей промоутеров приглашают в Москву играть в павильоне “Космос” на ВДНХ. Вечеринку называют “Гагарин party”.

Gagarin Party © Фото из архива Алексея Хааса

По воспоминаниям Михаила Ворона (DJ Миха Ворон), которые приводятся в книге «Рейволюция. Как это было на самом деле» Олега Азелицкого и Кирилла Иванова, однажды в их клуб-сквот на Фонтанке просто приехали двое парней из Москвы и предложили сделать рейв в столице. Эти двое были Иван Салмаксов и Женя Бирман, молодые бизнесмены, занимавшиеся в Москве организацией разных мероприятий для иностранцев. Название тоже предложили они, а промоутеры из Петербурга взяли на себя всю организацию.

В Москве электронной дискотеки такого уровня еще не видели: три тысячи ярко одетых молодых людей с безумными прическами танцуют среди двигателей космических кораблей и спутников.

“Никто из нас не был готов к такому количеству посетителей, — вспоминает Воронцов. — Кроме того, павильон “Космос” выглядел тогда несколько иначе…Это был настоящий музей: на постаментах стояли спутники, двигатели, детали орбитальных кораблей, антенны. Места для людей там было совсем немного. Проблемы приходилось решать даже не на ходу, а на лету. Это была зима, декабрь месяц, павильон не отапливался”.

Чтобы нагреть помещение, Алексей Хаас поставил обогреватели в одну длинную линию — тем самым воздух нагрели, и выглядело это красиво. Когда началась вечеринка, промоутеры вдруг поняли, что забыли нанять гардеробщиков, и Воронцов несколько часов сам развешивал куртки и пальто.

“Для москвичей это было в новинку. Они ломились страшной толпой, — говорил Воронцов. — Спонсором всей истории была фирма Krin. Не помню как, но как-то мы их на это дело развели. Хотя в итоге все равно оказались в минусе — коммерчески это совсем не оправдалось. Однако мы не опустили руки и буквально через несколько месяцев — на День космонавтики — сделали “Gagarin Party 2”. На вторую вечеринку пришло еще больше — пять тысяч человек.

“Гагарин пати” открывает эпоху масштабных вечеринок: тысячи рейверов танцуют на велотреке в Крылатском, в фойе Московского дворца Молодежи, в подвалах стадионов, в бывшем бомбоубежище. После распада СССР эти объекты не используются и их легко арендовать.

Минкульт и клуб «Титаник»

Еще один крупный рейв те же питерские промоутеры при участии Олега Цодикова устраивают опять же в Москве, в 1992 году, он получает название “Минкульт”. Дело происходило в красивом особняке в центре города, что идейно отсылало к эстетике Фонтанки, 145. Но в отличие от подпольного петербургского клуба в сквоте художников, «Минкульт» был сделан с московским размахом: вечеринка проходила на двух этажах одновременно, на входе гостей встречала оперная певица.

По воспоминаниям Олега Цодикова, мероприятий тогда было настолько мало, что каждую вечеринку ждали, передавали информацию о ней сарафанным радио, готовились. По словам московского промоутера, сразу после “Минкульта” и “Гагарин пати-2” он и Алексей Хаас загорелись идеей найти и арендовать помещение и делать там свой клуб, не разовый рейв, а постоянное место, которое будет приносить стабильный доход. Именно так появился культовый “Титаник” — первый клуб с электронной музыкой в России.

В регионах все мечтали попасть в «Титаник», в Москве стояли очереди на вход. Люди передавали информацию из уст в уста, по телефону. Клуб сравнивали с чудом, и первые два-три года все стремились к этому чуду прикоснуться.

Республика Каzантип

В 1993 году рейв-культура выходит на еще более крутой уровень. На мысе Казантип в Крыму предприниматель Никита Маршунок устраивает чемпионат по виндсерфингу и пляжную вечеринку после него. Чтобы пригласить людей на мероприятие, 31-летний предприниматель приходит на пляж в московском Строгине и раздает знакомым только что напечатанные визитки, на которых написано: «Маршунок Никита — президент российской ассоциации виндсерфинга» (RFA).

Самой ассоциации юридически не существовало, однако это не помешало Маршунку в августе того же года под эгидой RFA организовать на мысе Казантип, в поселке Щелкино, свой чемпионат по серфингу. На соревнования приехали 78 спортсменов и еще около 600 болельщиков.

Через год на этот рейв приедут уже несколько тысяч человек. Весной 1995 года на Казантипе Никита натыкается на недостроенную АЭС — идея проводить рейвы там не встречает никакого сопротивления. Местные находят для Никиты карту реактора и помогают с доставкой оборудования. Так появляется фестиваль, который через пару лет станет “Республикой Каzантип” и будет собирать по 40 тысяч человек за сезон.

С 1999 года фестиваль начал кочевать по Крыму и в 2000 году «Казантип» перекочевал на Черное море в поселок Веселое (под Судаком). С тех пор он фестиваль стал более коммерческим — на него продают билеты, а гости слетаются со всех концов света. Спонсором становятся крупные компании, например, пиво “Балтика” — Казантип показывают в рекламе на федеральном телевидении.

Спортсмены-экстремальщики, которые тоже выступают на Казантипе, со временем сделают свой спортивно-музыкальный фестиваль “Z-games”, на котором будут соревноваться в кайт-серфинге, вейк-бординге и бейс-джампинге. Спонсировать фестиваль будет Pepsi. На другом конце страны в Кронштадском форте под Питером десятки тысяч людей собирает фестиваль Fort Dance. Здесь на крепостные стены проецируют грандиозные лазерные шоу, а за пультом стоят супер-звезды электронной музыки.

Пепси, пейджер, MTV

В сентябре 1998 года запускается российский MTV. Канал моментально становится главным трендсеттером: все, что появляется в эфире, — это must. Молодежь одевается, танцует и говорит так, как на MTV. “Пепси, пейджер, MTV” — это и рекламный слоган, и описание образа жизни целого поколения. Лицом рекламной кампании Pepsi тогда был Децл — самый популярный рэпер среди молодежи.

Вместе с нулевыми эпоха музыкальных рейвов закончится, но музыкальные фестивали станут еще масштабнее и будут собирать уже не десятки, а сотни тысяч человек. Тем не менее культурным явлениям свойственна цикличность, и уже несколько лет разные промоутеры пытаются делать рейвы в уже современных условиях — с разной долей успеха.

Pepsi всегда поддерживала рейвы, вечеринки и фесты — все начинания передовой молодежи, которая стремится к новому. В 2019 Pepsi продолжает свой заданный еще в прошлом веке вектор развития — тем более что в этом году бренду исполняется 60 лет в России.

Эту дату компания отметит масштабно и в своем фирменном стиле — бренд интегрируется на разных летних площадках и фестивалях — например, на Alfa Future People. Это крупнейший музыкальный фестиваль в России, который каждый год проходит под Нижним Новгородом и собирает тысячи гостей со всего мира.

Реклама
avatar
  Подписаться  
Уведомление о