Плохой Баланс, сидит в каждом из нас…

95
Bad Balance

В сегодняшней нашей публикации мы постараемся фрагментарно отследить, то влияние, которое оказала группа «Bad Balance» для популяризации граффити в постсоветском пространстве.

Начать хотелось бы с упоминания того, что лидер группы Влад Валов во все времена обладал недюжинными организаторскими способностями и хорошей коммерческой хваткой. Во многом благодаря этим талантам и его неудержимой тяге к продвижению хип-хоп культуры у нас в России в ее первоначальном виде, с участием всех четырех элементов и состоялись, те прекрасные коллаборации, которые мы опишем в нашей сегодняшней публикации. Конечно нельзя не отметить и роль художников, которые так или иначе участвовали в жизни группы, но здесь им скорей всего отведены второстепенные роли, при всем нашем уважении ко всем ниже перечисленным граффити артистам. Речь у нас сегодня пойдет о том фундаменте, который заложила группа «Bad Balance», для того чтобы граффити навсегда поселилось в российском массовом сознании.

Мы не будем углубляться в историю группы, ее каждый читатель, который в теме давно и без нас расскажет наизусть. Коснемся лишь тех моментов, в которых присутствует граффити элемент.


Донецкий край, дал нам урожай…


                                                         Фестиваль Break-Dance (Донецк’ 88) Фото из личного архива Bad B.

Итак, началось все, еще при СССР, в 1988-ом году. Влад при помощи комсомольского комитета, организовывал фестиваль по брейк-дансу в Донецке и пригласил для участия в нем Вадима «Крыса». Собственно вместе с Вадимом в Донецк приехала куча народу из Риги, баулы с краской и соответственно он, Александр «Малыш» и Игорь «Лунс» сделали оформление сцены в стиле граффити. Более подробно об этом мы уже писали в наших публикациях.

В тот год ШEFF и Моня в составе группы «Белые перчатки», устраивали жару на сцене, украшенной мега большим граффити оформлением. Для полноты картины предлагаем вам посмотреть видео с этим выступлением.



Три парня, из Bad B., делают картину на стене…


                                Влад»ШEFF»Валов и Сергей «Михей» Крутиков, на съемках программы о хип-хопе, в ранних 90-х.


После развала СССР, у Влада во всю закипела работа в группе «Bad Balance». Брейк-данс потихоньку отходил на второй план и на смену ему пришел рэп. И вот в одном из первых треков сочиненных в ту пору, как раз был рэп на английском языке под названием «Graffiti». Позже на этот трек появились две разных видео версии. Первую из которых снимали в Питере, в 1991-ом году, а вторую в Москве, в 1992-ом году. И в том и другом видео, мы можем наблюдать на заднем фоне слово «Balance». Хочется отметить, что тогда в основном составе группы присутствовал граффити художник Алексей «Бармалей», который и выполнял граффити оформление в данных видео работах.




                             «Erosie», «ШEFF» и «Михей», на фоне граффити от «Erosie». Фотография из личного архива Bad B

Позднее у парней, начинаются гастроли по Европе и вот в одном из таких туров по Голландии, они знакомятся с очень талантливым местным художником граффити Ероном «Erosie». С легкой руки которого у группы появляются в 1994-ом году, два фирменных логотипа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Лого мейнстрима «Bad Balance» в исполнении Erosie.                                                Лого андерграунда «Bad B.», в исполнении «Erosie».


Я помню, как Баскет их рисовал по весне…


                                                                              Олег «Баскет», за работой

С реорганизацией группы на смену «Бармалею», приходит Олег «Баскет», при художественном участие которого начинает проходить хип-хоп фестивали, в которых продюсером выступал «ШЕFF» и открытие в Москве нового «Хип-Хоп Центра», тоже сопровождается художественной росписью от Олега. Собственно сделанные в то время рисунки на кусках оргалита перемещались от одного мероприятия к другому и неизменно красовались на заднем фоне, дополняя царившую вокруг атмосферу хип-хопа.

                                              Лого «Хип-Хоп Центра» (Земля окутанная микрофоном). Разработано Олегом «Баскетом»

К тому времени Олег вплотную начинает пробовать себя в компьютерном дизайне и делает все обложки для команды и несколько дизайнов для сборников с русским рэпом.


                                      Обложка альбома Bad Balance — Налетчики Bad B. (С дизайном от Баскета-1994) 

                                                  Обложка Bad B. ПPO — Чисто про… (С дизайном Баскета-1997)  

                                      Обложка альбома Bad Balance — Выше закона (С дизайном от Баскета-1998) 

                                                Обложка Bad Balance — Город джунглей (С дизайном от Баскета-1999)

                                                Bad Balance — Семеро одного не ждут (С дизайном от Баскета-2009) 

                                    Разворот кассеты Bad Balance — Налетчики Bad B. (С дизайном от Баскета-1994)

   Разворот кассеты Рэп вокруг тебя (С дизайном от Баскета-1994)

                                                   Разворот кассеты Рэп удар (С дизайном от Баскета-1995) 

Обложка кассеты Рэп вокруг тебя (С дизайном от Баскета-1994) 

                                                     Обложка кассеты Рэп удар (С дизайном от Баскета-1995) 


Rap Music — ради дела …


                         Rap Music — ради дела …Фотография футболки с фестиваля «Rap Music’94». Дизайн — Тимур «Мангол»

Вернувшись из Европы в 1994-ом году, Влад Валов начинает организовывать ежегодный рэп-фестиваль «Rap Music», который теперь по традиции проходит в конце каждого года в Москве. И вот вам небольшой экскурс в оформление фестиваля и о том кто в этом участвовал.

На первом фото, фотография майки, которая как мы видим была сделана к самому первому фестивалю «Rap Music’94» и ее дизайном занимался хороший друг Олега «Баскета», Тимур «Мангол».

                                                            Логотип «Rap music». Дизайн — Макс «Навигатор»

В дальнейшем у фестиваля появляется фирменное лого «Человека с микрофоном», которое сделал небезызвестный калининградский художник Макс «Навигатор». Также Макс делал для парней стеночку «Bad B. ПРО», помогал с дизайном, оформлял сцену для «Rap Music’96» и участвовал в нескольких фестивалях организованных Владом Валовым, о которых мы вам расскажем позже.

                                                                   ШEFF и LA в подземке. Фото из личного архива Bad B.

                                                   Макс «Навигатор» — Специально для Bad B. ПРО (Кенинсберг)
                                                                     Фотография из личного архива Макса «Навигатора»

                                                      Макс «Навигатор» — Оформление сцены на «Rap Music’96» (Москва)


                                   Дома украшают настенные узоры…


                                  Процесс съемок клипа Bad Balance — Городская тоска. Фотография из личного архива Bad B.

В 1995-ом году Влад Валов выходит на контакт с московским представительством фирмы «Adidas». В 1996-ом году плодами этого сотрудничества стал классический клип группы «Bad Balance» — Городская тоска. В этом клипе на стенах мелькает граффити в форме тапка «Adidas» и много других не стираемых из памяти целого поколения шрифтов. Весь граффити стафф в этом клипе был выполнен Олегом «Баскетом». Осторожно, дальше золотая классика российского хип-хопа!



Тапок Adidas, Bad B. и уличный стиль…


                                          Туса Bad Balance в шоу-руме московского «Adidas’а». Фотография из личного архива Bad B.

В 1997-ом году Олег «Баскет» создает целую галерею посвященную «Adidas» в московском шоу-руме фирмы. А в свеженьком сборнике «Adidas Streetball Challenge’97» появляется трек «Московский Old School», в котором присутствуют строки, цитируемые нами наизусть — «Старые граффити тускнеют на стене, я, я помню, как Баскет их рисовал по весне …». И слушая эти строки в то время приходилось рисовать в голове картины с тем , что же это за старые граффити такие, у нас в провинции к тому моменту еще даже новых граффити, на стенах не появилось.



                                      ШEFF, Михей и LA в шоу-руме московского «Adidas’а». Фотография из личного архива Bad B.

И вот апогеем этого взаимовыгодного сотрудничества стали два грандиозных фестиваля тех лет, «Adidas Streetball Challenge-1998 и 1999». Главным продюсером фестиваля 2 года подряд выступал Влад Валов, именно он собрал на этих мероприятиях все четыре элемента, поэтому они получили в дальнейшем большую огласку и резонанс. Кроме приглашенных мировых звезд рэпа, таких как Coolio, Run-DMC и Ice-T, в развлекательной части программы самое активное участие принимали все наши и не только наши граффити артисты. Такие как: Вадим «Крыс», Олег «Баскет», Макс «Навигатор», SPP Crew, Bee Crew, Erosie, Катя Zwai и многие другие. В их распоряжении была вся сцена, с многотысячной толпой зрителей.

                 Просто эпичное фото, после удачно прошедшего «Adidas Streetball Challenge-1998». Фото из личного архива Олега «Баскета».



Жирные сливки Hip-Hop Info…


                                                               Обложка первого выпуска «Hip Hop Info». (1998)

                                                               Обложка второго выпуска «Hip Hop Info». (1998) 

В 1997-ом году при серьезной спонсорской поддержке главы «Adidas», начинает выходить журнал «Hip-Hop Info». со страниц которого пропагандой граффити занимается Олег «Баскет». И именно после выхода первых журналов «Hip Hop Info» новый европейский директор «Adidas», открыл финансирование на проведение крупнейшего в России «Adidas Streetball Challenge» и в его рамках «ШЕFF» провел фестиваль «Graffiti-2000», куда впервые были приглашены известные художники граффити.

                                                                               Олег «Баскет» на «Graffiti-2000»

В этом же году под патронажем Олега начинают один за другим проходить фестивали с граффити тематикой. Первой ласточкой был «Красочный город» проходивший в Олимпийской деревне. И на этом мероприятии была достигнута договоренность с главным на то время художником Москвы, Ефимовым Андреем на то, что он для следующего покраса предоставит стенку в центре Москвы. И для следующего фестиваля «Graffiti-2000», «ШЕFF’ом» был выбран огромный забор в районе Смоленской площади, который огораживал ужасную стройку в центре Москвы. Но из-за бюрократических проволочек, бумаг на легализацию стены, выделено не было и все трудности с правоохранителями, решались прямо во время рисования, при содействии «ШЕFF’а».

                              Влад Валов и Ефимов Андрей, обсуждают дизайн первых номеров «Hip Hop Info». Фото из личного архива Bad B.

При спонсорской поддержке все того же «Adidas’а» был разукрашен тот самый синий забор, который в дальнейшем ребята сняли в своем мега позитивном видео «Все будет хорошо». Если в первом «Красочном городе» участвовало более молодое поколение граффитчиков, таких как: Worm, Mark, Bee Crew, No Hands Crew и многие другие. То во втором уже собрались победители из первого и маститые местные и зарубежные гости, такие как Erosie, Катя «Zwai», Вадим «Крыс», SPP Crew, Тимур «Мангол» и Олег «Баскет». А потом вся эта туса со своими граффити перфомансами, плавно перебралась на главную сцену «Adidas StreetBall Challenge-1998».

                                          Алексей «Матрас» и Олег «Баскет» потирают руки на граффити джэме «Красочный город»


Вокруг неведомая красота расписана твоими красками дня…


                                                                           Работа Erosie на «Graffiti-2000». (Москва-1998)

Клип на песню «Все будет хорошо», с приходом в Россию канала «MTV» получил большую ротацию на телевидении. В это время вся страна увидела четырех парней из «Bad B.», бодро вышагивающих параллельно плотно разрисованных стен под солнечную музыку и позитивно зарифмованные строки. С годами начинаешь ценить, музыку именно такого взрослого масштаба, которая несет в себе меньше агрессии и больше заряжает на добро, так вот это именно тот случай, который ни в коем разе не стоит упустить из виду.



All right — говорит новый день…


                                                     Даниил «Worm» — Оформляет клип ДеЦл’а — Пятница (Москва-1999)

В 1999-ом году из группы в соло карьеру уходит «Михей» , а «ШEFF» создает крупнейший продюсерский проект «Bad B. Альянс», в который входят артисты: Bad Balance, ДеЦл, ШЕFF, Легальный Бизне$$, Белый Шоколад и др. А к группе «Bad Balance» присоединяется Андрей «Лигалайз», который уже в альбоме «Город Джунглей» громко заявил о себе, в совместном с «Bad B.» треке «Готовы ли вы?!» Олег «Баскет» перестает заниматься дизайном обложек и его место занимает Андрей Скучалин. А Олег со своей «Стадией 21», в которую помимо него входили Bee Crew и Worm, начинают активно рисовать граффити, которые мы видим почти что в каждом клипе участников «Bad B. Альянса». И они принимают участие в оформлении продюсируемых Владом Валовым ежегодных церемоний, награждения самых влиятельных хип-хоп артистов «Голос Улиц», а также создают свои граффити на крупнейших хип-хоп сценах России.

                         Bee Crew — Оформление в клипе ДеЦл’а — Слезы (Москва-1999) Фото из личного архива Tommy.

Так же в 2003-ем году Влад организует фестиваль «Анапа-Арт», в котором собираются все классики граффити и уже заматеревшие райтеры новой волны. Собственно после этого года граффити в России становится очень массовым явлением, благодаря появлению интернета в каждом доме и селении нашей страны.

                                            Туса Bad Balance на «Анапа-Арт-2003». (Анапа-2003) Фото из личного архива Bad B.


Голая Free Стайла…


                     Михей, ШEFF, Крыс, Баскет и Навигатор — Концерт на Новом Арбате. Фото из личного архива Макса «Навигатора».

— Как вы думаете способствовал ли Влад Валов и группа «Bad Balance», продвижению и популяризации граффити в российском пространстве? И есть ли у вас история связанная с ними и вашей граффити деятельностью в 90-х, которую вы могли бы озвучить?

( Вот такой вопрос мы задали двум нашим уважаемым художникам граффити, так или иначе встречавшимся и сотрудничавшим с «Bad B.» в то время. )

Вадим «Крыс»:  Впервые с граффити Влад Валов, «Михей» и вся донецкая хип-хоп тусовка познакомилась в 1988 году ,когда я прилетел в Донецк с огромным количеством краски и рисовал там несколько дней для фестиваля «Донецк -88» . Потом в 1989-90, пересекаться стали в Ленинграде, когда туда приехали учиться ребята из донецкoй хип хоп тусовки, и я рисовать стал приезжать. Но в Питере, там мы больше общались на тему брейк данса! Постепенно ребята сформировались как рэп коллектив и у них были в подтанцовке ребята из Питера и также взяли начинающих граффитчиков «Баскета» и «Бармалея». Меня не стали звать, так как мне приходилось мататься далеко, да и не хватало времени … Так как я ездил по всей стране рисовал…

Влияние «ШЕFF’а» и его тусовки, непосредственно на развитие граффити, началось с переездом всей питерской-донецкой тусы в Москву. Когда начался коммерческий процесс хип хоп культуры в России. Они одни из первых организовывали граффити сейшены, на которые и я также приезжал! Но самый прорыв был с момента создания журнала «Hip Hop Info». Тогда еще не было сильного развития интернета и молодежь стала получать инфо о граффити, из этих журналов.

P.S: Многие сейчас пытаются, переписывать страницы летописи нашей уличной культуры. Но самое большое влияние на развитие культуры оказали танцоры брейк данса, первой волны!

                            DJ LA, ШEFF и Михей в Кенинсберге, на фоне работы Макса «Навигатора». Фото из личного архива Bad B.

Макс «Навигатор»: Считаю, что Влад вытащил на своих плечах вместе с рэпом всех, кто был с ним в одном строю. И граффити поднимал, используя любую возможность. Благодаря нашему знакомству и его таланту предпринимателя, мне довелось принимать участие и в «Rap Music», причем неоднократно, раскрашивать роллерские экшны и оформлять какие-то места, клубы. Даже приложил руку к логотипу «Bad B.» (прим автора — немного его видоизменив для ряда работ) Влад — молодец, хотя одного этого слова мало… Многие удивительные встречи и знакомства произошли во время оформления разных фестивалей с его участием, ведь они происходили в самых густых местах Москвы. Или вот: Влад как-то взял художников и танцоров и свозил всех в Анапу на грандиозную тусу… Поэтому я с удовольствием оформлял в граффити первые концерты «Bad B.» в Кенингсберге. Он первым сделал граффити-перфоманс на разогреве у «Ice-T» в Москве, с исполнением рисунка, «Баскетом», во время считки. Между нами сложилось глубокое взаимное уважение, потому что мы всегда шагали одним курсом и для меня было честью, помогать ему в любом деле.

                                                                   Влад»ШEFF» Валов. Фото из личного архива Bad B.

И напоследок мы задали интересующий нас вопрос Владу «ШEFF» Валову:

— Близка ли вам сейчас тема граффити в плане задействования ее в творчестве или все это дело давно минувших дней?

Влад «ШЕFF»: Граффити — часть культуры хип-хоп… Это для меня, как часть тела человека… Без рук я многого не смогу сделать, а сделать нужно для хип-хопа еще многое… Я продолжаю сотрудничать с граффитчиками, они делятся со мной некоторыми своими идеями, я же стараюсь их привлекать к рэп-музыке… Компания Монтана была спонсором прошлого фестиваля «Rap Music», мы награждали призами победителей фестиваля… Сам я иногда выхожу по ночам бомбить стены… Может быть однажды вы пройдете мимо и моего граффити…(смеется)


                                                                 Bee Crew — Дизайн для клипа ШEFF’а — Скорость дня

В финале мы подготовили вам большую подборку клипов с золотых времен «Bad B. Альянса», в которых присутствует граффити элемент. Скажем лишь только, что с распадом «Bad B. Альянса» все четыре направления хип-хопа все реже стали пересекаться друг с другом и на данный момент, как нам кажется эта связь минимальна. Единственное что можно отметить на сегодняшний день это «V1 Festival», который так или иначе собирает воедино все четыре элемента, но это уже совсем другая история…

 


Автор выражает благодарность Владу «ШЕFF» Валову, за помощь в работе и предоставленную информацию, а также Вадиму «Крысу» и Максу «Навигатору» за их ответы и бесценную помощь, нашему проекту.